Межпредметные связи на уроках технологии.
статья по технологии по теме
Межпредметные связи на уроках технологии. О формировании у школьников основ теоретических знаний и практических навыков по технологииследует решать в тесной связи со знаниями полученными на уроках математики, химии, физики, биологии, и других.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межпредметные связи на уроках технологии | 21.4 КБ |
Развитие познавательной активности учащихся | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Виноградова Элла Анатольевна
учитель технологии
МКОУ Шараповская основная общеобразовательная школа,
Московская область, Чеховский район, село Шарапово
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Формирование у школьников основ теоретических знаний и практических навыков по технологии следует решать в тесной связи с задачами других общеобразовательных предметов. Межпредметная связь должна быть органичной: учащиеся, опираясь на научные понятия осмысленно и рационально выполняют трудовые действия; их труд в свою очередь служит средством закрепления теоретических знаний, полученных как на уроках труда, так и на уроках математики, химии, физики, биологии и других.
Правильный подход к осуществлению взаимосвязи наук и трудового обучения позволяет полнее раскрыть перед учащимися объективные законы природы и общества, дать обобщенные понятия закономерностей экономики, производства и социальной жизни общества.
Принцип научности знаний следует понимать, как требование строить процесс обучения, опираясь на современные научно-технические данные и знания учащимися основ наук.
Готовясь к занятиям, учитель должен тщательно продумывать межпредметные связи и умело раскрывать их в процессе обучения.
Большая роль на уроках технологии при изучении темы «пищевые продукты» отводится межпредметным связям. Школьникам на уроках необходимо раскрывать значение их знаний по природоведению, ботанике, биологии, физике, химии для усвоения определенных знаний, умений и навыков по кулинарии.
При изучении элементов машиноведения приходится обращаться к физике (устройство, назначение, принцип действия механизмов машин), черчению (составление кинематических схем). В 8-9 классах при повторении материала можно задать школьникам такие вопросы: какие движения совершают колесо, игла, транспортер, нитепритягиватель? Как осуществляется передача движения от педали к маховому колесу у ножной швейной машины?
Школьная программа по технологии построена таким образом, что учащиеся приходят на занятия без графической подготовки. В связи с этим перед учителем возникает необходимость ознакомления школьников с работой различными чертежными инструментами, с работой масштабными линейками, с правилами составления инструкционных карт [2,с.25].
Занятия по изучению материаловедения одежды связаны со знаниями учащихся по биологии, химии, физике. Биология помогает лучше познакомиться со свойствами натуральных волокон и нитей, способами их получения и использования. Такие понятия как прочность, упругая деформация невозможно отделить от знаний по физике, эти свойства так и называются физико-механические. При изучении темы: химические волокна необходимы знания по химии, свойства целлюлозы, свойства различных веществ. При определении волокнистого состава тканей часто проводятся химические анализы.
В разделе материаловедения, например, предусматривается ознакомление учащихся 5 класса с хлопчатобумажными и льняными тканями. Из курса ботаники они уже имеют некоторые знания о хлопке и льне, поэтому часть объяснения лучше построить в вопросо-ответной форме. Затем можно напомнить учащимся об изготовлении льняных тканей ещё в древности о том, что лен называли «русским золотом», а российские купцы продовали льняные ткани даже в Индию. Рассказывая о хлопке, можно сообщить, что его издавна выращивали в Узбекистане. Русские купцы закупали его и увозили на верблюдах. Их путь проходил по пустыне. За долгую дорогу качество хлопка значительно снижалось [3,с.32].
Возникла потребность в железной дороге. Она была построена в 1898г., о чем говорят архивные материалы Общества охраны памятников. В одном из них сказано, что на скале Тамерлановых ворот, несколько выше существующих и ныне старинных персидских надписей, была прикреплена медная доска с государственным гербом и надписью золотыми буквами: «Николай II 1895г. повелел- «Быть железной дороге». 1898г. – «Исполнено».
Такие сведения заинтересовывают учащихся, побуждают их к изучению истории своей страны, родного края.
Занятия по моделированию и конструированию одежды носят творческий характер и тесно связаны с изобразительным искусством. Учащиеся знакомятся с работой художника-модельера, учатся подбирать ткань к разработанным моделям, определять наиболее целесообразные средства художественного оформления швейных изделий, решать задачи сопоставления различных частей одежды. Учащиеся получают знания о том, как свойства, цвет, рисунок ткани влияют на выбор модели, зрительное ощущение пропорций в одежде. Школьники часто бывают склонны к излишнему украшательству одежды, поэтому учителю необходимо объяснить учащимся, что это нарушает красоту, гармонию, изящество и художественность формы модели. Следует подчеркнуть, что умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, добиться простоты и элегантности в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры путем использования элементов отделки и украшений.
При построении чертежей выкроек швейных изделий выполняются расчеты по формулам. Надо обратить внимание учащихся на применение постоянных и переменных величин. Так, ширина сетки для построения чертежа рассчитывается по формуле:=. Школьники без труда заметят, что величина - переменная, (прибавка) у всех одинаковая и значит, постоянная. Они также применяют на практике знания о перпендикуляре, прямом угле, параллельных прямых, деление угла пополам, построении сопряжений. Поэтому на уроке должны быть справочные таблицы, по которым учащиеся сами найдут необходимые им данные для расчетов [3,с.23]. Знания математики можно использовать и для создания проблемных ситуаций. Например, при раскрое клешевых юбок «солнце» или «полусолнце» учащиеся строят линию низа по окружности. Уместно предложить им подумать, какую длину надо отложить для подгиба нижнего среза. Сравнивая разные предложения, школьницы придут к выводу, что подгиб среза должен составлять не более 0,5-0,7 см, иначе образуются сборки и подшивку выполнять будет неудобно. Учитель может спросить их: почему образуются сборки; у какой окружности: с меньшими или большим радиусом – длина больше? Вспомнив о прямо пропорциональной зависимости длины окружности от радиуса, девочки дадут правильный ответ.
После построения чертежей основы платья и рукава можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы, почему для спинки и переда делается только половина чертежа? Почему чертеж рукава выполняется полностью? При затруднении можно задать наводящий вопрос: какие вы знаете симметричные фигуры?
При вырезании выкроек из бумаги и картона учащиеся используют различные ножницы. Чтобы помочь в правильном их выборе, можно задать вопрос: какими ножницами легче резать картон, бумагу? Опробовав ножницы, они без труда находят разницу и делают вывод: там, где надо приложить больше усилий, необходимыми являются ножницы с короткими лезвиями, и наоборот (золотое правило механики из курса физики) [1,с.142].
Практически все темы программы по технологии связаны с изучением экономики. На занятиях дети учатся экономить материалы, электроэнергию, бережно относиться к оборудованию, инструментам и приспособлениями, знакомятся с такими понятиями как производительность труда, себестоимость продукции.
Таким образом, изучение тем по технологии неразрывно связано с основами других наук, знания же и навыки, которые получают учащиеся на уроках труда позволяют осмыслить учащимся необходимость применения на практике знаний по математике, физике, химии, биологии, изобразительному искусству и т.д.
СМЕННЫЕ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ УГОЛКИ «ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО?»
На уроке труда можно с успехом демонстрировать сменные иллюстрированные уголки. Например[4,с.135]:
- Толстый материал легче шить, если смазать иголку мылом.
- Если нужно срочно наточить ножницы, возьми иголку и «режь» её ножницами. После 15-20 таких движений ножницы станут острее. Можно также резать наждачную бумагу.
- Наклеивать аппликации на ткань очень удобно с помощью полиэтиленовой пленки и утюга. Пленку вырезают по контуру рисунка, прокладывают между аппликацией и тканью и проглаживают горячим утюгом.
- Застёжка «молния» будет служить значительно дольше, если её текстильная часть будет пропитана клеем БФ-6.
- Если остатки шерстяных ниток, негодных для вязания, пришить на ткань получиться ворсистый коврик и т.д.
- Старую клеёнку можно использовать для выкроек, они будут намного долговечнее бумажных.
Вводить подобные игры и занимательный материал можно на всех этапах урока технологии. Однако важно при этом четко определить их место в структуре урока, соответствие изучаемому материалу. И самое главное, надо помнить, что игровые элементы не должны быть самоцелью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Оглоблина Н.М. и др. «Игра – соревнование «Дело мастера боится», «Школа и производство» №7, 1990г.
- Постолаки Л.А. «Формирование интереса к трудовому обучению» «Школа и производство» №12, 1989г.
- Саламатова С.М. «Два кроссворда по теме «Обработка ткани и моделирование», «Школа и производство» №3, 1991г.
- Смирнова Е.В., Сегенюк Г.В. «Занимательный материал на уроках труда в начальных классах», «Школа и производство» №1,1992г.
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности учащихся»
Беда школы- потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления. Восполнить последние во многом призвана образовательная область «Технология». Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Активизация её - важнейшая задача учителя. Но почему при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и несколько раз будет мало? Известный психолог Н.Ф. Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснить, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формулирование понятия и др. Ведь что голова «прикажет», то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В то же время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.
Интеллектуальное развитие детей нередко опережают их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вышивать или вязать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работать двум я руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приёмам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны учителя. По мнению Х.Й. Лиймвтса, если учитель во всем направляет ученика, помогает ему в том, с чем он справился бы сам то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.
Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционно-технологическим картам или образцам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
После изучения каждого модуля (раздела) необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений. Активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Обычно теоретический материал дается в начале изучаемого раздела, а на последующих занятиях осуществляется его повторение, закрепление, практическая работа по изготовлению изделия с незначительными включениями новых сведений. И вот когда она закончена, следует остановиться. Проанализировать сделанное, обобщить полученные знания и умения. Чтобы учащимся было интересно заниматься повторением. Можно ввести в урок игровые элементы (например, решение кроссвордов), поменять виды и формы контроля, использовать тестирование.
Только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки.
Успешность обучения во многом определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков. Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть. Цель учета и контроля знаний и умений- содействовать воспитанию у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычка к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.
Контроль должен быть систематичным, объективным, гласным, быстрым и малотрудоёмким. В последнее время с этой целью широко используются специальные тестовые задания.
Выставленная учащемуся отметка должна, с одной стороны, отражать его успехи в продвижении к знаниям и умениям (личностный способ оценивания), а с другой – показывать объективные знания и умения, соответствовать нормам и образцам (нормативный способ оценивания). Учителю нужно быть предельно объективным и справедливым, стремиться к развернутой и содержательной оценке в доброжелательной форме. Учащиеся весьма болезненно реагируют, когда отметки, по их мнению, выставляются необъективно. «Я ненавижу этот предмет, злюсь на учителя, не хочу с ним общаться» (Оля М.). «Если отметка поставлена несправедливо, я очень огорчаюсь, но не показываю своих чувств. Пусть учитель мне объяснит, за что она снижена» (Маша С.). Все опрошенные хотели, чтобы учитель при ответе давал знать, правильно или нет отвечает ученик. «А невнимание учителя отвлекает, сбивает, путает…» (Даша С.); «Я не могу отвечать, если учитель молчит или занят своим делом» (Катя Л.); «Учитель мне мешает, когда во время моего ответа начинает разговаривать с кем-нибудь, прерывает меня. Я не могу сосредоточиться. Мне требуется внимание» (Юля П.).
Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Прекрасные результаты дают игровые формы урока.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф.Фребель считал, что развивать фантазию ребенка младшего возраста можно с помощью использования простого игрового материала. Он рассматривал игру ребенка как «зеркало жизни» и « свободное проявление внутреннего мира». «Дары» Фрёбеля – шар, куб, цилиндр – дидактическое средство, с помощью которого дитя устанавливает связь, между внутренним и внешним миром.
Целью игрового обучения является обеспечение личностно – деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки соревнования, конкурсы, викторины и т. п. Но следует ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра? Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и случайным в учебно – воспитательном процессе.
Для успешного проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуально-личностных способностей, интересов, учитывая подготовку класса, материальные возможности и пр., учитель самостоятельно разрабатывает сценарии игровых уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать учащихся. Со временем складываются определенные традиции проведения игровых уроков. Их отличают высокая активность учащихся, эмоциональная атмосфера сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы.
Известно что игра – это сочетание повторения и неожиданности, «активный принципа «содержательная функция со многими гранями смысла» (Хейзинга И.). Она должна строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых. Игра способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками, помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовки к урокам в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению способностей: они сочиняют стихи, рисуют, придумывают конкурсы, сценки, пробуют себя в различных ролях.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально – волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.
Деловая игра предполагает воспроизведение некоторой действительности. Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом. В процессе ролевых игр часть функций, выполняемых учителем, передается детям. Это могут быть контрольные, организационные и другие функции, которые выполняют учащиеся – ассистенты, контролеры, докладчики, консультанты, бригадиры и т.д.
При организации игровых уроков нужно помнить , что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы, чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».
В каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Организуя обучение, необходимо помнить слова известного педагога С.И.Гессена, который в начале прошлого века утверждал: «Именно ради воспитания человека к творчеству мы говорим: урок должен оставаться уроком, то есть содержать всегда точную и определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, но не переходить в него преждевременно». И продолжал: «Преждевременно превращение урока в творчество ведет не к воспитанию творцов, а к воспитанию дилетантов, удовлетворяющих расплывчатой общностью, приблизительностью исполнения, которая закрывает всякий путь к подлинному творчеству».
Каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика реализации межпредметных связей при обучении технологии
Презентация доклада на семинаре учителей технологии...
Межпредметные связи на уроках технологии (технология-физика).
В данной статье сообщается как при изучении разделов программы по технологии используются связи с физикой....
Межпредметные связи на уроках технологии
Для более глубокого усвоения учащимися материала по предмету обслуживающего труда необходимо использовать межпредметные связи. Главным образом это опора на уже имеющиеся знания по основам наук. ...
Технология достижения метапредметных результатов внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов через межпредметные связи .Интегрированный урок.
Технология достижения метапредметных результатов через межпредметные связи во внеурочной деятельности с учащимися 9-х классов.Осознавая важность проблемы готовности педагогов к обновлению ...
Межпредметные связи на уроках технологии
Нельзя понимать мир по отдельно взятым законам. В реальном мире всё взаимосвязано, а в учебном процессе знания достигаются посредством совершенно разных предметов...
Межпредметные связи на уроках физики. Связь физики и биологии.
Физика является одной из фундаментальных наук. Для развитии физики не требуется никаких других дисциплин, однако в то же время она может входить в контакт с биологией, химией, географией, астрономией ...
Межпредметные связи на уроках технологии
Межпредметные связи на уроках технологииДетей следует учить самостоятельно мыслить, выявлять и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозируя результаты и возможные по...