Рабочая программа по ОПД 7 класс
рабочая программа по технологии (7 класс) по теме
Рабочая программа составлена к урокам проектной деятельности в 5-7 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_opd_7.doc | 30.88 КБ |
rabochaya_programma_po_opd_7.doc | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) 7 класс составлена на основе Программ учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) (Кировский ИПК и ПРО, 2006) и пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в школьный компонент.
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Образовательное учреждение может выбирать модули и планировать последовательность их предъявления учащимся в зависимости от сложившейся образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Учащиеся 5, 6, 7 классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
Модуль третий «Мы творим и создаём» – 7 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД по обустройству территории, оказанию помощи престарелым жителям). Практические результаты должны иметь социально значимую направленность.
Содержание модулей
Прилагаются копии модулей из программы, включающие пояснительную записку, учебно-тематическое планирование и содержание модуля.
В содержании модулей наблюдается цикличность изучения этапов исследования, но глубина проработки тем увеличивается от 5 класса к 7 классу.
Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю, в каждом классе.
Цель курса:
Развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи:
- Курс предназначен для систематизации знаний об основах исследовательской деятельности и продолжения изучения обучающимися основ организации исследовательской деятельности
- формирование устойчивой мотивации самоопределения, привитие навыков самостоятельного принятия решений;
- углубление знаний о характере труда, специфике, перспективах профессионального роста, набор качеств, связанных с использованием информационно-компьютерных средств.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Основная цель курса «ОПД»– обучать эффективному общению, большая часть времени выделяется на формирование риторических умений.
Программа «ОПД» углубляет и расширяет теоретические знания обучающихся, формирует у них следующие умения и навыки
- Умение обосновать актуальность выбора темы.
- Навыки формирования планируемого результата.
- Умение кратко и четко формулировать проблему, возникшую в проблемной ситуации.
- Навыки анализа разработанных идей.
- Создание технологически грамотных чертежей, эскизов, макетов, схем, рисунков, технологических карт, входящих в пакет технической документации.
- Навыки экономических расчетов.
- Навыки экологических обоснований.
- Навыки выбора оборудования, инструментов и материала для практической реализации творческого проекта.
- В результате изучения курса обучающиеся должны представлять:
- о методах сборки, обработки информации, ее хранения, представления, передачи и накопления.
- Способах представления (презентации) реферата, коллажа;
- Методике написания реферата, тезисов.
- К завершению изучения материала курса, обучающиеся должны знать:
- Основные понятия проектной деятельности;
- Как работать с информацией;
- Как правильно оформить реферат, лекцию, тезисы, опорный конспект.
- В ходе реализации курса обучающиеся должны приобрести и усовершенствовать умения:
- Работать с информацией:
- Обрабатывать устную информацию
- Анализировать и преобразовывать информацию в различные формы
Учебно-методическое обеспечение.
- .Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной
деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
- Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Электронные пособия
- Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.
- Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.
- Join Multimedia 2006. Winning projects. – Siemens AG, 2006.
Учебно-тематическое планирование
по ОПД
Класс : 7
Количество часов
Всего __35___ час; в неделю __1__ час.
Плановых контрольных уроков 4
Учебник: .Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной
деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
Дополнительная литература:
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
- Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Содержание тематического планирования курса
модуля «Мы творим и создаём» – 7 класс
Введение (4 ч)
Творчество
Творчество, творческая личность. Признаки творческой деятельности. Примеры КТД для школы, социума. д\з Сочинение «Моё участие в жизни семьи/школы»
КТД
Методика разработки КТД. Ролевая игра
Выбор темы исследования, проекта
Выбор предмета, объекта, темы исследования, проекта. Паспорт проекта. ПР1. д\з Проведение анкеты по выбранной теме
Анкетирование
Обработка результатов анкетирования по выявлению предпочитаемых направлений КТД
Организация КТД по постановке эксперимента, исследования (16 ч)
Коллектив
Определение коллектива, его функции. Взаимоотношения в коллективе. Тест на уровень сплочённости коллектива. Референтометрия.
Взаимодействие в группе
Виды взаимодействия в группе. Роль лидера команды. Социометрия. Тренинг. Ролевая игра. д\з Записать по часам занятость 1 дня
Тайм-менеджмент.
Управление временем. Ресурсы времени. Планирование распорядка дня. Тренинг.
Постановка проблемы
Социально значимые проблемы. Стратегия КТД по постановке проблемы. Разработка программы технического решения. ПР2
Планирование
Разработка плана действий по организации КТД. Формирование микрогрупп, распределение обязанностей, определение сроков.
Реализация проекта. Информационный этап
Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования. Отбор и изучение необходимых информационных источников. Определение методов проведения исследования.
Реализация проекта. Деятельностный этап
Проведение первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности.
Реализация проекта. Обработка данных
Подведение промежуточных итогов, обработка экспериментальных данных, результатов исследования
Промежуточный контроль
Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик
Реализация проекта. Деятельностный этап
Проведение дополнительных исследований, организация информационных акций. д\з Разработать анкету по теме
Изучение общественного мнения
Проведение опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов
Реализация проекта. Аналитический этап
Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования.
Оформление результатов исследования
Написание работы, оформление приложений, разработка рекомендаций
Подготовка защиты
Разработка презентации, буклетов, написание тезисов выступления, подбор наглядности.
Презентация проекта
Выступление на конференции, защита работы.
Оценочный этап
Оценка уровня и качества проведённого дела, вынесение благодарностей, поощрение участников
Нравственная культура исследования (4 ч)
Нравственная культура
Культура, нравственность, мораль, право. д\з Эссе «Мои жизненные идеалы»
Патриотизм
Качества гражданина – патриота малой родины, своего Отечества. д\з Подготовка вопросов для дискуссии
Дискуссия и рецензирование
Дискуссия как цивилизованный способ обсуждения разных точек зрения. Правила проведения дискуссии, диспута, оппонирование, рецензирование. Культура дискуссии
Направленность группы
Ценностно-ориентационное единство работы в группе. Социальная направленность группы.
Обучение рефлексивной деятельности (4 ч)
Рефлексия
Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе)
Критерии оценки
Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации. д\з Оценить свою деятельность в проекте
Самоанализ и самооценка
Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта, КТД. ПР4. д\з Письменная саморефлексия
Групповая рефлексия
Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ. Объективность и субъективность
Публичное выступление (6 ч)
Публичное выступление
Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п. д\з Подготовить небольшое выступление
Конференция
Организация конференции исследователей.
Невербальные средства передачи информации. Импровизированная речь. Ролевая игра
Требования
Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования
Презентация проекта
Разработка презентации по мини-исследованию
Творческий отчёт
Выставка результатов творческой деятельности, концерт, праздник. Сценарий д\з Разработка паспорта мини-проекта
Защита мини-проекта
Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами. д\з Продумать перспективы
Рефлексия
Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития
Тематическое планирование по ОПД модуля «Мы творим и создаём» – 7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ИКТ | |
план | факт | ||||
Введение (4 ч) | |||||
1 | Творчество | 1 | диск | ||
2 | КТД | 1 | |||
3 | Выбор темы исследования, проекта | 1 | |||
4 | Анкетирование | 1 | диск | ||
Организация КТД по постановке эксперимента, исследования (16 ч) | |||||
5 | Коллектив | 1 | |||
6 | Взаимодействие в группе | 1 | |||
7 | Тайм-менеджмент. | 1 | диск | ||
8 | Постановка проблемы | 1 | |||
9 | Планирование | .1 | диск | ||
10 | Реализация проекта. Информационный этап | 1 | диск | ||
11 | Реализация проекта. Деятельностный этап | 1 | диск | ||
12 | Реализация проекта. Обработка данных | 1 | диск | ||
13 | Промежуточный контроль | 1 | |||
14 | Реализация проекта. Деятельностный этап | .1 | диск | ||
15 | Изучение общественного мнения | 1 | |||
16 | Реализация проекта. Аналитический этап | .1 | |||
17 | Оформление результатов исследования | 1 | диск | ||
18 | Подготовка защиты | 1 | диск | ||
19 | Презентация проекта | 1 | диск | ||
20 | Оценочный этап | 1 | |||
Нравственная культура исследования (4 ч) | |||||
21 | Нравственная культура | 1 | |||
22 | Патриотизм | 1 | |||
23 | Дискуссия и рецензирование | 1 | |||
24 | Направленность группы | .1 | |||
Обучение рефлексивной деятельности (4 ч) | |||||
25 | Рефлексия | 1 | |||
26 | Критерии оценки | 1 | диск | ||
27 | Самоанализ и самооценка | 1 | |||
28 | Групповая рефлексия | 1 | |||
Публичное выступление (6 ч) | |||||
29 | Публичное выступление | 1 | диск | ||
30 | Конференция | 1 | |||
31 | Требования | 1 | |||
32 | Презентация проекта | 1 | диск | ||
33 | Творческий отчёт | 1 | диск | ||
34 | Защита мини-проекта | 1 | диск | ||
35 | Рефлексия | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам проектной деятельности (ОПД) 7 класс составлена на основе Программ учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы) (Кировский ИПК и ПРО, 2006) и пособия «Основы проектной деятельности школьника» (Авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В., Самара, 2006). Согласно базисному учебному плану школы, курс ОПД входит в школьный компонент.
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.
Курс ОПД состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Образовательное учреждение может выбирать модули и планировать последовательность их предъявления учащимся в зависимости от сложившейся образовательной ситуации.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
Учащиеся 5, 6, 7 классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.
Модуль третий «Мы творим и создаём» – 7 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД по обустройству территории, оказанию помощи престарелым жителям). Практические результаты должны иметь социально значимую направленность.
Содержание модулей
Прилагаются копии модулей из программы, включающие пояснительную записку, учебно-тематическое планирование и содержание модуля.
В содержании модулей наблюдается цикличность изучения этапов исследования, но глубина проработки тем увеличивается от 5 класса к 7 классу.
Программа рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю, в каждом классе.
Цель курса:
Развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи:
- Курс предназначен для систематизации знаний об основах исследовательской деятельности и продолжения изучения обучающимися основ организации исследовательской деятельности
- формирование устойчивой мотивации самоопределения, привитие навыков самостоятельного принятия решений;
- углубление знаний о характере труда, специфике, перспективах профессионального роста, набор качеств, связанных с использованием информационно-компьютерных средств.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Основная цель курса «ОПД»– обучать эффективному общению, большая часть времени выделяется на формирование риторических умений.
Программа «ОПД» углубляет и расширяет теоретические знания обучающихся, формирует у них следующие умения и навыки
- Умение обосновать актуальность выбора темы.
- Навыки формирования планируемого результата.
- Умение кратко и четко формулировать проблему, возникшую в проблемной ситуации.
- Навыки анализа разработанных идей.
- Создание технологически грамотных чертежей, эскизов, макетов, схем, рисунков, технологических карт, входящих в пакет технической документации.
- Навыки экономических расчетов.
- Навыки экологических обоснований.
- Навыки выбора оборудования, инструментов и материала для практической реализации творческого проекта.
- В результате изучения курса обучающиеся должны представлять:
- о методах сборки, обработки информации, ее хранения, представления, передачи и накопления.
- Способах представления (презентации) реферата, коллажа;
- Методике написания реферата, тезисов.
- К завершению изучения материала курса, обучающиеся должны знать:
- Основные понятия проектной деятельности;
- Как работать с информацией;
- Как правильно оформить реферат, лекцию, тезисы, опорный конспект.
- В ходе реализации курса обучающиеся должны приобрести и усовершенствовать умения:
- Работать с информацией:
- Обрабатывать устную информацию
- Анализировать и преобразовывать информацию в различные формы
Учебно-методическое обеспечение.
- .Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной
деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
- Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Электронные пособия
- Intel. Обучение для будущего. – Intel, 2004.
- Join Multimedia 2005. Winning projects. – Siemens AG, 2005.
- Join Multimedia 2006. Winning projects. – Siemens AG, 2006.
Учебно-тематическое планирование
по ОПД
Класс : 7
Количество часов
Всего __35___ час; в неделю __1__ час.
Плановых контрольных уроков 4
Учебник: .Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной
деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
Дополнительная литература:
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
- Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.
Содержание тематического планирования курса
модуля «Мы творим и создаём» – 7 класс
Введение (4 ч)
Творчество
Творчество, творческая личность. Признаки творческой деятельности. Примеры КТД для школы, социума. д\з Сочинение «Моё участие в жизни семьи/школы»
КТД
Методика разработки КТД. Ролевая игра
Выбор темы исследования, проекта
Выбор предмета, объекта, темы исследования, проекта. Паспорт проекта. ПР1. д\з Проведение анкеты по выбранной теме
Анкетирование
Обработка результатов анкетирования по выявлению предпочитаемых направлений КТД
Организация КТД по постановке эксперимента, исследования (16 ч)
Коллектив
Определение коллектива, его функции. Взаимоотношения в коллективе. Тест на уровень сплочённости коллектива. Референтометрия.
Взаимодействие в группе
Виды взаимодействия в группе. Роль лидера команды. Социометрия. Тренинг. Ролевая игра. д\з Записать по часам занятость 1 дня
Тайм-менеджмент.
Управление временем. Ресурсы времени. Планирование распорядка дня. Тренинг.
Постановка проблемы
Социально значимые проблемы. Стратегия КТД по постановке проблемы. Разработка программы технического решения. ПР2
Планирование
Разработка плана действий по организации КТД. Формирование микрогрупп, распределение обязанностей, определение сроков.
Реализация проекта. Информационный этап
Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования. Отбор и изучение необходимых информационных источников. Определение методов проведения исследования.
Реализация проекта. Деятельностный этап
Проведение первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности.
Реализация проекта. Обработка данных
Подведение промежуточных итогов, обработка экспериментальных данных, результатов исследования
Промежуточный контроль
Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик
Реализация проекта. Деятельностный этап
Проведение дополнительных исследований, организация информационных акций. д\з Разработать анкету по теме
Изучение общественного мнения
Проведение опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов
Реализация проекта. Аналитический этап
Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования.
Оформление результатов исследования
Написание работы, оформление приложений, разработка рекомендаций
Подготовка защиты
Разработка презентации, буклетов, написание тезисов выступления, подбор наглядности.
Презентация проекта
Выступление на конференции, защита работы.
Оценочный этап
Оценка уровня и качества проведённого дела, вынесение благодарностей, поощрение участников
Нравственная культура исследования (4 ч)
Нравственная культура
Культура, нравственность, мораль, право. д\з Эссе «Мои жизненные идеалы»
Патриотизм
Качества гражданина – патриота малой родины, своего Отечества. д\з Подготовка вопросов для дискуссии
Дискуссия и рецензирование
Дискуссия как цивилизованный способ обсуждения разных точек зрения. Правила проведения дискуссии, диспута, оппонирование, рецензирование. Культура дискуссии
Направленность группы
Ценностно-ориентационное единство работы в группе. Социальная направленность группы.
Обучение рефлексивной деятельности (4 ч)
Рефлексия
Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе)
Критерии оценки
Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации. д\з Оценить свою деятельность в проекте
Самоанализ и самооценка
Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта, КТД. ПР4. д\з Письменная саморефлексия
Групповая рефлексия
Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ. Объективность и субъективность
Публичное выступление (6 ч)
Публичное выступление
Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п. д\з Подготовить небольшое выступление
Конференция
Организация конференции исследователей.
Невербальные средства передачи информации. Импровизированная речь. Ролевая игра
Требования
Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования
Презентация проекта
Разработка презентации по мини-исследованию
Творческий отчёт
Выставка результатов творческой деятельности, концерт, праздник. Сценарий д\з Разработка паспорта мини-проекта
Защита мини-проекта
Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами. д\з Продумать перспективы
Рефлексия
Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития
Тематическое планирование по ОПД модуля «Мы творим и создаём» – 7 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ИКТ | |
план | факт | ||||
Введение (4 ч) | |||||
1 | Творчество | 1 | диск | ||
2 | КТД | 1 | |||
3 | Выбор темы исследования, проекта | 1 | |||
4 | Анкетирование | 1 | диск | ||
Организация КТД по постановке эксперимента, исследования (16 ч) | |||||
5 | Коллектив | 1 | |||
6 | Взаимодействие в группе | 1 | |||
7 | Тайм-менеджмент. | 1 | диск | ||
8 | Постановка проблемы | 1 | |||
9 | Планирование | .1 | диск | ||
10 | Реализация проекта. Информационный этап | 1 | диск | ||
11 | Реализация проекта. Деятельностный этап | 1 | диск | ||
12 | Реализация проекта. Обработка данных | 1 | диск | ||
13 | Промежуточный контроль | 1 | |||
14 | Реализация проекта. Деятельностный этап | .1 | диск | ||
15 | Изучение общественного мнения | 1 | |||
16 | Реализация проекта. Аналитический этап | .1 | |||
17 | Оформление результатов исследования | 1 | диск | ||
18 | Подготовка защиты | 1 | диск | ||
19 | Презентация проекта | 1 | диск | ||
20 | Оценочный этап | 1 | |||
Нравственная культура исследования (4 ч) | |||||
21 | Нравственная культура | 1 | |||
22 | Патриотизм | 1 | |||
23 | Дискуссия и рецензирование | 1 | |||
24 | Направленность группы | .1 | |||
Обучение рефлексивной деятельности (4 ч) | |||||
25 | Рефлексия | 1 | |||
26 | Критерии оценки | 1 | диск | ||
27 | Самоанализ и самооценка | 1 | |||
28 | Групповая рефлексия | 1 | |||
Публичное выступление (6 ч) | |||||
29 | Публичное выступление | 1 | диск | ||
30 | Конференция | 1 | |||
31 | Требования | 1 | |||
32 | Презентация проекта | 1 | диск | ||
33 | Творческий отчёт | 1 | диск | ||
34 | Защита мини-проекта | 1 | диск | ||
35 | Рефлексия | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...