Методическое пособие : "Использование учебных элементов при изучении и отработки темы по модулю 03:Приготовление и использование соусов"
учебно-методическое пособие по технологии по теме

Кочубей Наталья Владимировна

Методическое пособие составлено на основе проекта МОТ " Развитие модульных учебных программ", на тему :Использование учебных элементов при изучении и отработки темы: Приготовление и использование соусов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mot2.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проект МОТ «Развитие модульных учебных программ в Санкт – Петербурге»

ГОУ НПО Профессиональный лицей кулинарного мастерства

Методическое пособие по дисциплине «Кулинария»

Для групп ТУ, по профессии «Повар, кондитер»

 

Модуль 03

«Использование учебных элементов при изучении и отработке темы : Приготовление и использование соусов»

                                                                        Разработчик : Кочубей.Н.В.

2013 ГОД

Содержание:

Введение.

Глоссарий.

Модуль № 1.    Соус красный основной.

Порядок действий.

Сценарий.

Контрольные вопросы.

Модуль № 2.   Соус белый основной.

Порядок действий.

Сценарий.

Контрольные вопросы.

Модуль № 3.   Бульоны для соусов.

Порядок действий.

Сценарий.

Контрольные вопросы.

Введение.

Интерактивный тренажёрный комплекс разработан с целью:

- приобретения практических навыков по приготовлению соусов;

- ознакомления с классификацией соусов;

- приобретения умений и знаний, приёмов и последовательностей технологических операций при приготовлении соусов;

- навыками первичной обработки и подготовки продуктов для приготовления соусов;

- подбора оборудования, инструментов, инвентаря, посуды;

- отработка последовательностей приготовления и подачи соусов;

- приготовление соусов в соответствии с требованиями к качеству и ГОСТУ.

Все знаменитые соусы были созданы в 17 – 18 веках. Характерно, что авторами соусов не гнушались выступать представители титулованной знати. Бешамель – молочный соус различной густоты. Это один из основных соусов французской и европейской кухни. Создание его приписывают гофмейстеру французского короля Людовика Луи де Бешамелю, маркизу де Нуантель, сыну известного ориенталиста, этнографа и дипломата, создателя музея восточного искусства а Париже.

Популярность соуса объясняется простотой его приготовления и универсальностью в применении.

Он одинаково хорошо подходит к горячим рыбным, мясным и овощным блюдам.

Существует мнение, что для русской кухни соусы не характерны, что они заимствованы из западноевропейской кухни только в 19 веках. Но в русской кухни издавна приготавливали подливки, а ещё раньше «взвары», которые обозначали соус или жидкий гарнир, заменяющий его. С появлением томата характер соусов резко изменился, а перечень их необычайно расширился.

Во – первых, соусы делают еду более привлекательной по виду, приятной по консистенции, вкусу и аромату.

Во – вторых, помогают разнообразить ассортимент блюд из одного и того же сырья.

В-третьих , употребление соусов, приправ облегчает и убыстряет приготовление разнообразных блюд при одной и той же основе.

Соус или подливка – жидкая приправа к основному блюду или гарниру.

Они могут усиливать или ослаблять вкус блюда или продукта. Соусы придают более сочную консистенцию блюдам и повышают их калорийность.

Многие соусы содержат специи и вкусовые вещества, которые действуют возбуждающе на органы пищеварения.

В зависимости от температуры, соусы подразделяются на горячие и холодные. Горячие соусы подают к горячим блюдам, холодные – как к холодным, так и к горячим блюдам.

Горячие соусы имеют температуру 65-75 градусов, холодные – 10-12.

В зависимости от жидкой основы соусы подразделяют на группы: соусы на бульонах и отварах, на молоке, сметане, сливочном масле, уксусе. И отдельную группу составляют сладкие соусы.

По консистенции соусы подразделяют : на жидкие, средние и густые.

Подбирая соус к блюду, нужно учитывать соответствие окраски соуса цвету основного продукта и вкуса.

Каждый соус состоит из жидкой основы и дополнительной части, в которую входят различные продукты, пряности и приправы.

Соус, приготовленный на определённой жидкой основе и содержащий в дополнительной части минимальное количество продуктов, называется основным. Соусы, приготовленные на базе основного с добавление различных продуктов, называются производными.

По характеру дополнительной части все соусы разделяют на две основные группы : приготовленные с мукой или без муки. Соусы с мукой по цвету могут быть красными и белыми. Правильный подбор соусов к блюдам имеет большое значение. Подобрать соус к блюду надо так, чтобы он придавал блюду требуемый оттенок, нежный вкус, мягкость, пикантность.

Глоссарий.

Сырьё – пищевые продукты, предназначенные для приготовления п/ф и кулинарных изделий.

Пассерование – медленное обжаривание продуктов до готовности с добавлением 15 – 20 % жира при температуре не выше 120 градусов, без изменения цвета.

Белая жировая пассеровка – ввод просеянной муки в растопленное сливочное масло, при непрерывном помешивании и нагревании при  температуре 120 градусов, до кремового цвета.

Сухая пассеровка – мука, обжаренная без жира, без изменения цвета или до светло- кремового цвета.

Красная сухая пассеровка- нагревание муки при температуре 150 градусов до образования красновато- коричневого цвета.

Красная жировая пассеровка – введение муки в посуду с толстым дном с растопленным жиром и пассерование её до появления коричневого цвета и запаха калёного ореха.

Технологический процесс –ряд последовательных способов механической и тепловой обработки сырья, в результате которых получают п/ф, кулинарное изделие или блюдо.

Зальезонивание – добавление кусочков маргарина или масла и перемешивание весёлкой.

Защипывание – способ хранения соуса, без образования плёнки на поверхности соуса.

Модуль № 1.  Соус красный основной.

Технологическая карта.

Соус красный основной № 824/2

№ п/п

Наименование продуктов

Брутто

Нетто

1.

Бульон коричневый № 822

    -

1000

2.

Кулинарный жир

25

  25

3.

Мука пшеничная

50

  50

4.

Томатное пюре

150

  150

5.

Морковь

100

  80

6.

Лук репчатый

36

  30

7.

Петрушка( корень)

20

  15

8.

Сахар

20

  20

9.

Соль

10

  10

10.

Перец горошком

0,5

  0,5

11.

Лавровый лист

0,2

  0,2

             Выход:

1000

Учебный элемент № 1.    Отбор и подготовка сырья.

1.Ознакомиться с технологической картой;

2.Отобрать сырьё в соответствии с технологической картой;

3.Подготовить рабочее место;

4.Отвесить отобранное сырьё в соответствии с технологической картой;

5.Подготовить сырьё:

        5.1.Морковь, белые коренья: сортировка, мойка, очистка, мойка, нарезка соломкой;

        5.2.Лук репчатый: сортировка, мойка, очистка, мойка;

        5.3.Мука: просеить через сито.

Учебный элемент № 2.   Сценарий.

- Последовательность технологических операций, приготовление красного основного соуса.

-  Отпуск и подача.

1.Организовать рабочее место;

2.Отвесить на весах подготовленное сырьё( вес нетто);

3.Развести томатную пасту водой или бульоном и спассеровать;

4.Подготовленные овощи спассеровать;

5.Муку спассеровать до коричневого цвета при температуре 150 градусов, охладить и просеить;

6.Отлить в кастрюлю ¼ часть бульона и охладить его до 70-80 градусов;

7.Соединить красную мучную пассеровку с частью бульона и перемешать до однородной массы,

8.Довести до кипения коричневый бульон и ввести в кипящий бульон разведённую мучную пассеровку и овощи, пассированные с томатом;

9.Варить соус в течение 1 часа при слабом кипении;

10.Добавить соль, сахар;

11.Добавить  чёрный перец горошком за 10-15 минут до готовности, за 5 минут – лавровый лист;

12.Снять соус с плиты и процедить через сито, а овощи – протереть;

13.Довести готовый соус до кипения и защипать;

14.Отпуск и подача – налить соус в соусник , поставить на пирожковую тарелку, температура подачи не ниже 65 градусов.

Реализовать в течение 3-4 часов при закрытой крышке. Хранить на водяной бане при температуре 80 градусов при закрытой крышке.

Учебный элемент № 3.

Контрольные вопросы.

1.Выберете посуду для пассерования муки:

- сковород

- котёл

- фритюрница;

2.Выберете инвентарь для подготовки муки к пассерованию:

- сито

- дуршлаг

- котёл;

3.В какой посуде пассеруют овощи?

- сотейник

- противень

- кастрюля

4.Чем разводят красную мучную пассеровку?

- молоко

- бульон

 - вода

5.Какие овощи пассеруют для красного соуса?

- лук репчатый

- брюква

- сладкий перец

6.Укажите температуру хранения:

- 80 градусов

- 65 градусов

- 30 градусов

7.Укажите температуру подачи соусов:

- 65 градусов

- 45 градусов

- 80 градусов

8.Выбирете жидкую основу для приготовления соуса красного основного:

- коричневый бульон

- куриный бульон

- грибной отвар

9.Определите термическое состояние бульона, которым разводят жировую мучную пассеровку:

- 50-60 градусов

- 65-75 градусов

- 80-90 градусов

10.Определите температуру поссерования муки для соусов:

- 100 градусов

- 150 градусов

- 130 градусов

11.Укажите время приготовления соуса:

- 1 час

- 15 минут

- 30 минут

Модуль № 2.   Соус белый основной.

Технологическая карта.

Соус белый основной № 843/2

№ п/п

Наименование продуктов

Брутто

Нетто

1.

Бульон № 842

  -

1000

2.

Маргарин столовый

  50

  50

3.

Мука пшеничная

  50

  50

4.

Лук репчатый

  36

  30

5.

Петрушка( корень)

  27

  20

6.

Соль

  8

  8

7.

Лавровый лист

  0,2

  0,2

8.

Перец горошком

  0,5

  0,5

              Выход:

1000

Учебный элемент № 1.    Отбор и подготовка сырья.

1.Ознокомиться с технологической картой;

2.Подготовить рабочее место;

3.Отобрать сырьё в соответствии с технологической картой;

4.Отвесить отобранное сырьё в соответствии с технологической картой;

5.Подготовить сырьё:

   5.1.- Белые коренья: сортировка, мойка, очистка, мойка, нарезка соломкой;

   5.2.- Лук репчатый: сортировка, мойка, очистка, мойка;

   5.3.- Муку просеить.

Учебный элемент № 2.  Сценарий:

- Последовательность технологических операций, приготовление белого основного соуса.

- Отпуск и подача.

1.Организовать рабочее место;

2.Отвесить на весах подготовленное сырьё( вес нетто);

3.Лук репчатый спассеровать;

4.Петрушку спассеровать до полуготовности с добавлением жира;

5.Растопить маргарин и ввести подготовленную муку, спассеровать непрерывно помешивая при температуре 120 градусов до слегка кремового оттенка,

6.Охладить мучную пассеровку и развести горячим бульоном в несколько приёмов;

7.Ввести пассерованные овощи в разведённую мучную пассеровку, перемешать и варить соус 30 минут;

8.Снимать периодически пену;

9.Добавить в конце варки соль и лимонную кислоту;

10.Процедить соус через сито, а овощи протереть ;

11.Довести соус до кипения;

12.Заправить соус кусочками маргарина и перемешать весёлкой;

13. «Защипать» соус;

14.Отпуск и подача – налить соус, поставить на пирожковую тарелку; температура подачи горячего соуса не ниже 65 градусов.

Реализовать в течение 3-4 часов при закрытой крышке. Хранить на водяной бане при температуре 80 градусов при закрытой крышке.

Учебный элемент № 3.   Контрольные вопросы.

1.Укажите продукт, не входящий в соус белый, в отличии от красного основного соуса:

- морковь

- лук репчатый

- белые коренья

2.Выбрать температуру приготовления белой мучной пассеровки:

- 30 градусов

- 60 градусов

- 80 градусов

3.Назовите причину «защипывания» соуса?

- чтобы не образовывалась плёнка

- для красоты

- для эластичности

4.Определите температуру хранения соусов:

- 20 градусов

- 50 градусов

-80 градусов

5.Укажите время реализации соуса:

- не более 3-х часов

- сутки

-10 часов

6.Выбрать блюдо, к которому можно подать соус белый:

- к отварным рыбным

- тушёным

- жареным

7.Выберети пассеровку для соуса белого:

- холодная

- жировая

- сухая

Модуль № 3.  « Бульоны для соусов».

Технологическая карта.

Бульон коричневый № 822

№ п/п

Наименование продуктов

Брутто

Нетто

1.

Кости пищевые

 750

750

2.

Вода

1500

1500

3.

Лук репчатый

 14

 12

4.

Морковь

 15

 12

5.

Петрушка( корень)

 16

 12

6.

Соль

 8

 8

           Выход:

1000

Бульон мясной № 842/ 2

№ п/п

Наименование продуктов

Брутто

Нетто

1.

Кости пищевые

 750

 750

2.

Вода

 1500

 1500

3.

Лук репчатый

 14

 12

4.

Морковь

 15

 12

5.

Петрушка ( корень)

 16

 12

                Выход:

 1000

Бульон рыбный № 851 / 2

№ п/п

Наименование продуктов

Брутто

Нетто

1.

Пищевые рыбные отходы

 750

 750

2.

Вода

 1250

 1250

3.

Петрушка( корень)

 16

 12

4.

Лук репчатый

 14

 12

                 Выход:

 1000

Учебный элемент № 1.   Отбор и подготовка сырья.

1.Ознокомиться с технологической картой;

2.Отобрать сырьё в соответствии с технологической картой;

3.Подготовить рабочее место;

4.Отвесить отобранное сырьё в соответствии с технологической картой;

5.Подготовить сырьё:

- Лук репчатый: очистить, промыть, мелко нарезать;

- Морковь, белые коренья: сортируют, мытьё, очистка, мытьё, мелко нарезать;

-Кости пищевые: порубить, промыть;

- Пищевые рыбные отходы: произвести первичную обработку, порубить, промыть;

Учебный элемент № 2.   Сценарий.

- Последовательность технологических операций, приготовление коричневого бульона;

-Отпуск и подача.

1.Организовать рабочее место;

2.Отвесить на весах необходимое сырьё;

3.Запечь на сковороде лук и морковь;

4.Обжарить в жарочном шкафу пищевые кости;

5.Уложить кости в котёл, залить холодной водой на 2/3 объёма и варить 5-7 часов, периодически снимая пену и жир;

6.Добавить в бульон запечённые коренья за 1 час до окончания варки;

7.Бульон процедить и довести до кипения.

Приготовление мясного бульона для белого основного соуса:

1.Заложить кости в котёл и поставить на плиту;

2.Залить холодной водой( 1.25л. на 1кг. костей) и довести до кипения;

3.Снять пену и варить бульон при слабом кипении 3-4 часа;

4.Добавить запечённые овощи в бульон за 30-40 мин. до окончания варки;

5.Добавить соль в конце варки;

6.Дать бульону отстояться, процедить и довести до кипения.

Приготовление рыбного бульона :

1.Варить по способу мясного бульона при слабом кипении 50-60 мин.

Учебный элемент № 3.  Контрольные вопросы.

1.Какой соус готовиться на коричневом бульоне?

- грибной

-томатный

-красный основной

2.Для чего снимают пену с бульона?

-чтобы бульон был прозрачным

-чтобы бульон долго хранился

-чтобы сохранить свернувшиеся белки

3.Укажите время варки коричневого бульона:

-3-4 часа

-5-7 часов

- 8 часов

4.При каком кипении варят бульон?  - сильном, среднем, слабом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование элементов ТРИЗ- педагогики в обучении школьников математике"

В методическом пособии описана методика использования методов технического творчества в преподавании математики, применения анаграмм для развития комбинаторных способностей, создания ментальных карт к...

Учебно - методическое пособие «Использование характерных инструментов при создании традиционных ритмов»

        Ударные инструменты получили широкое распространение в музыкальной практике всех народов мира. В каждой культуре образовался свой ряд традиционных музыкальных инстру...

Учебно-методическое пособие"Использование мультисенсорных технологий в обучении иностранному языку"

Общеизвестно, что овладению иностранным языком способствует сама среда. Взрослый человек, а особенно ребенок, попав в новую для себя языковую среду, легко овладевает иностранным языком за сравнительно...

УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТРУКТОРСКОГО БЮРО «РОБОТОТЕХНИКА» ТЕХНОПАРКА «ЭНИГМА»

Первая часть учебно-методического пособия содержит две дополнительные общеобразовательные программы технической направленности по использованию лего-технологий в образовательной деятельности конструкт...

Учебно-методическое пособие "Формирование мотивации обучающихся к изучению математики"

Однажды мне ученик сказал на уроке: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что “интерес” (по И. Герберту) ...

Учебно-методическое пособие «Использование дифференцированного подхода на уроках английского языка»

Дифференцированный подход в обучении английского языка – это разно-уровневый подход. Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает н...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Элементы высшей математики»

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия)Государственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение РС (Я)«Якутский колледж...