Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната VIII вида
статья по технологии по теме
Курсы повышения квалификации для специалистов органов управления образованием субъектов Российской Федерации по формированию, обобщению и диссеминации опыта внедрения программ и учебно-методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья, г. Москва.
Судьба выпускника коррекционной школы VIII вида определяется удачным трудоустройством, наличием необходимых знаний, умений и навыков для успешной социализации и адаптации в общество.
Одной из главных задач коррекционной школы VIII вида является трудовая подготовка воспитанников к самостоятельному выполнению несложных видов работ на промышленных предприятиях, сфере обслуживания, малых предприятиях, на дому. В нашей школе-интернате созданы специализированные условия получения общего образования, профессионально-трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ОВЗ,
В нашей школе оборудованы столярная и швейная мастерские с современным производственным оборудованием, имеются кабинеты обувного и берестяного дела, лозоплетения, сельскохозяйственного труда, народных промыслов, школьная теплица, цех животноводства.
Сегодня трудовая подготовка ведется по следующим направлениям: столярное, швейное, обувное, берестяное, тепличное дело, сельскохозяйственный труд, народные промыслы, которые включают в себя вышивку шелковыми лентами, нетканые гобелены, ткачество.
С 2009 года наш педагогический коллектив вышел на новый уровень деятельности, взяв на себя обязательства по реализации научно-практического проекта республиканского уровня «Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната VIII вида».
В ходе эксперимента в школе целенаправленно ведется работа по следующим направлениям: «Художественная обработка древесных материалов» (резьба по дереву, работа с берестой, лозоплетение, роспись по дереву), «Художественная обработка текстильных материалов» (вышивка крестом, лентами, старинная марийская вышивка, лоскутное шитье, цветы из ткани, кукла в русском костюме), «Рукоделие» (бисероплетение, бисероткачество, нетканые гобелены, вязание крючком, соломка, ткачество).
Народные промыслы были выбраны в качестве уникального средства приобщения к труду и будущей профессии, поскольку обладают рядом несомненных качеств, среди которых: востребованность в продуктах ремесла, особенности алгоритма выполнения изделий, доступность, невысокая затратность производства многих ремесел, этнокультурная ценность.
За 4 года работы экспериментальной площадки мы имеем:
16 дипломов Международного уровня;
1 диплом Всероссийского уровня;
85 наград республиканского уровня, из них – 5 медалей, 44 диплома,
4 грамоты, 32 сертификата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
И.Б.Козина, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Е.А.Малинкина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка высшей категории ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат» |
Использование народных ремесел в сельской школе – интернате VIII вида
Современные подходы к модернизации системы образования обусловлены необходимостью подготовки подрастающего поколения, от которого будет зависеть будущее нашей страны.
Судьба выпускника коррекционной школы VIII вида определяется удачным трудоустройством, наличием необходимых знаний, умений и навыков для успешной социализации и адаптации в общество. Для того, чтобы успешно в будущем трудоустроиться, сегодня у выпускников необходимо формировать такие качества, которые являются ключевыми для реализации профессионально-трудовых возможностей. Это – профессиональная мобильность, самостоятельность, коллективизм, способность к реалистическому анализу жизненных событий и явлений, к выбору адекватной сферы деятельности и саморегуляции поведения на рабочем месте. Все эти требования в совокупности составляют основу профессионально-трудовой социализации, но для выпускников специальных коррекционных школ с ОВЗ они трудны для выполнения.
Одной из главных задач коррекционной школы VIII вида является трудовая подготовка воспитанников к самостоятельному выполнению несложных видов работ на промышленных предприятиях, сфере обслуживания, малых предприятиях, на дому.
Организация трудового обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки воспитанников школ VIII вида в условиях села имеет свои особенности. Стабильно работающих предприятий, сельскохозяйственных объединений почти нет, уровень безработицы таков, что здоровое трудоспособное население не в состоянии найти работу. В этой ситуации наши выпускники оказываются совершенно не конкурентоспособными.
В нашей школе-интернате созданы специализированные условия получения общего образования, профессионально-трудовой подготовки, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ОВЗ, направленным на успешную социально-трудовую адаптацию и профессиональную реабилитацию выпускников школы-интерната в современном обществе.
В школе оборудованы столярная и швейная мастерские с современным производственным оборудованием, имеются кабинеты обувного и берестяного дела, лозоплетения, сельскохозяйственного труда, народных промыслов, школьная теплица, цех животноводства.
Сегодня трудовая подготовка ведется по следующим направлениям: столярное, швейное, обувное, берестяное, тепличное дело, сельскохозяйственный труд, народные промыслы, которые включают в себя вышивку шелковыми лентами, нетканые гобелены, ткачество.
Вначале мы стремились привлечь к творческой деятельности детей заинтересованных, увлеченных, с которыми интересно работать. Но вне зоны нашего внимания оставались дети «группы риска». А ведь именно этих детей необходимо было занять во внеурочной деятельности, чтобы направить их энергию в нужное русло. Для этого стали появляться новые направления декоративно-прикладного творчества. На первоначальном этапе большую помощь нам оказала директор районного краеведческого музея В.А.Сорокина. Она подсказала нам возможности специализироваться по многим направлениям народных промыслов. Так, через Министерство культуры РМЭ мы обучили наших педагогов берестяному делу, бисероплетению, лозоплетению, ткачеству.
Идею освоения старинной марийской вышивки по счету нитей подсказала нам дружба с народным этнографическим ансамблем «Савак кундем», проживающим в соседнем селе.
Кроме того, 24 педагога повысили свой уровень квалификации через систему курсов обучения по пилотной программе в АНМЦ «Развитие и коррекция» г. Москвы, из них 11 педагогов-экспериментаторов.
К началу эксперимента выстроилась структура трудовой подготовки и профессиональной ориентации в школе:
I ступень пропедевтическая (1-4 классы) – формирование добросовестного отношения к труду, привитие интереса к трудовой деятельности, обучение видам самообслуживающего и хозяйственно – бытового труда;
II ступень начальная (5-7 классы) – работа по закреплению навыков самообслуживающего и хозяйственно – бытового труда, обучение приемам и умениям по различным видам профессионально-трудовой направленности, развитие способностей через овладение творческими видами труда по различным направлениям декоративно – прикладного творчества;
III ступень основная (8-9 классы) – создание представления о профессиях, которыми могут овладеть воспитанники, профессиональная ориентация и диагностика профессиональной направленности, обучение умению адекватно оценивать свои возможности и способности.
Таким образом, с 2009 года наш педагогический коллектив вышел на новый уровень деятельности, взяв на себя обязательства по реализации научно-практического проекта республиканского уровня «Использование народных промыслов в профориентационной работе сельской школы-интерната VIII вида». Руководитель проекта – Козина Ирина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Идея проекта – создание условий для успешной социализации и адаптации воспитанников в общество с представлением возможности овладеть доступными и востребованными социумом профессиями и некоторыми видами народных промыслов. Эксперимент по данной теме рассчитан на пять лет.
В ходе эксперимента в школе целенаправленно ведется работа по следующим направлениям: «Художественная обработка древесных материалов» (резьба по дереву, работа с берестой, лозоплетение, роспись по дереву), «Художественная обработка текстильных материалов» (вышивка крестом, лентами, старинная марийская вышивка, лоскутное шитье, цветы из ткани, кукла в русском костюме), «Рукоделие» (бисероплетение, бисероткачество, нетканые гобелены, вязание крючком, соломка, ткачество).
Народные промыслы были выбраны в качестве уникального средства приобщения к труду и будущей профессии, поскольку обладают рядом несомненных качеств, среди которых: востребованность в продуктах ремесла, особенности алгоритма выполнения изделий, доступность, невысокая затратность производства многих ремесел, этнокультурная ценность.
Виды занятий по народным промыслам в школе подбираются с учетом того, что можно приобрести по доступной цене, либо ремесло основывается на сфере природного сырья (древесина, береста, ивовые прутья, сухоцветы, травы, солома и др.) или отходов материалов (обрезки кожи, ткани, отходы пряжи и т.д.). Педагоги школы знакомят воспитанников с историей создания ремесла, с художественными видами обработки различных материалов, посильных данному возрасту детей, а также с эстетической и практической значимостью изделий.
Воспитанники с первых лет своего пребывания в стенах школы попадают в атмосферу творчества, труда, трудолюбия. Ученики начальных классов с увлечением начинают постигать азы несложных трудовых операций на уроках ручного труда, во время занятий по интересам, где основной задачей является привитие чувства прекрасного, умения работать по образцу.
Все воспитанники нашей школы-интерната имеют возможность получать дополнительное образование и занимаются во внеурочное время разными видами народных промыслов на факультативах, кружках, занятиях по интересам такими как: вышивкой крестом и старинной марийской вышивкой, резьбой и росписью по дереву, лозоплетением, берестой, бисероплетением и бисероткачеством, вязанием крючком, лоскутным шитьем в технике «печворк», изготовлением кукол, аппликацией из ткани, кожи, ткачеством на станке и в гобеленовой технике и др. видами творчества.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, ее анализ и оценка. Интерес к работе и желание еще лучше постигать выбранное ремесло побуждают результаты своего труда - изготовленные своими руками красивые и нужные предметы. За особо качественно выполненные изделия дети получают материальное вознаграждение, что также стимулирует их к творческой деятельности. В школе по традиции формами оценки являются выставки выполненных изделий, где ученики имеют возможность ознакомиться с результатами своего труда и труда товарищей, увидеть многообразие выставленных изделий. Наибольшую признательность школьники получают, когда их лучшие плоды труда выставляются в районном краеведческом музее или принимают участие на республиканской ярмарке товаров, а также на районных и республиканских выставках декоративно-прикладного творчества.
За 4 года работы экспериментальной площадки мы имеем:
16 дипломов Международного уровня;
1 диплом Всероссийского уровня;
85 наград республиканского уровня, из них – 5 медалей, 44 диплома, 4 грамоты, 32 сертификата.
Также, занятия народными промыслами имеют выраженный терапевтический эффект. Большинство воспитанников нашей школы по классификации М.С.Певзнер относятся ко II группе подгруппе А – возбудимые дети. Ремесло помогает им восстановить душевное равновесие, снять нервное перенапряжение, способствует выходу из депрессии.
Уже на протяжении 12 лет нашу школу называют «Школой мастеров».
Результаты эксперимента докладываются на международном, межрегиональном и республиканском уровнях.
За время эксперимента в школе прошло три практических семинара.
В мае 2009 года прошел семинар в рамках Международной Российско – Бельгийской конференции, где гостям школы была представлена система трудового обучения и кружковой деятельности по различным видам народных ремесел. Гостям был представлен опыт работы школы по профессиональному обучению и показаны 12 мастер-классов. Особый интерес у бельгийской делегации вызвало посещение учебных мастерских, кабинетов допрофессиональной подготовки и мастерских народных промыслов. Гости имели возможность попробовать самостоятельно выполнить элементы различных видов ремесел. Представители Министерства образования и науки г. Москвы и гости республики – бельгийская делегация дали высокую оценку работе педагогического коллектива по обучению детей с ОВЗ, знаниям, умениям по доступным видам профессий.
В марте 2010 года прошел республиканский семинар для директоров республиканских учреждений и заместителей директоров по теме проекта, где были показаны 14 мастер-классов по различным видам декоративно-прикладного творчества, каждый из которых получил положительную оценку и признание гостей за творчество, любовь к детям и мастерство.
В марте 2011 года на базе школы-интерната прошел межрегиональный семинар по экспериментальной деятельности. Мы делились своим опытом работы с представителями соседней Чувашской республики. Гостям была представлена система трудового обучения, кружковой деятельности по всем видам народных промыслов, взятых в эксперименте.
Присутствующим был представлен опыт работы по профессиональному обучению, показаны мастер – классы по видам народно-прикладного творчества. Педагоги показали, как происходит поэтапное обучение детей с ОВЗ приемам и навыкам практической деятельности с различными видами материалов, а гости также имели возможность попробовать самостоятельно выполнить элементы различных видов ремесел.
В апреле 2012 года на Межрегиональном научно-практическом семинаре на тему: «Актуальные проблемы профориентации, социализации и социальной адаптации учащихся с ОВЗ», который проходил в г.Йошкар-Оле, на базе ФГБОУ ВПО «Марийский Государственный университет», факультет педагогики и психологии, кафедре специальной педагогики и психологии, был подведен итог I и II этапов деятельности нашей экспериментальной площадки. Три педагога-экспериментатора провели мастер-классы для участников семинара.
За три года реализации проекта было опубликовано 24 методических статьи педагогов-экспериментаторов: одна на международном уровне , 11 – на всероссийском, 12 – на межрегиональном. 14 технологий по декоративно-прикладному творчеству имеют четкую структуру, внешние рецензии.
Выпускники школы в случае невозможности трудоустройства по основной профессии (швеи, столяра-плотника, обувщика и т.д.) могут работать на дому: вышивать, вязать, заниматься резьбой по дереву, изготавливать на заказ изделия из лозы, бересты, бисера, ткать дорожки и салфетки на ткацком станке (как оказалось, у многих детей дома у бабушек имеются такие станки, правда на них никто уже не работает), т.к. наша школа-интернат дает возможность детям с ОВЗ получить дополнительное образование.
Педагоги школы не забывают привлекать к процессу профориентации и родителей. На родительских собраниях или индивидуальных беседах родителям рассказывают о деятельности кружков, знакомят с изделиями, рассказывают, как в дальнейшем их ребенок может воспользоваться приобретенными в ремесле навыками в утилитарных целях, в рамках организации своего досуга.
Родителям отличившихся на выставках, конкурсах детей высылаются благодарственные письма, они приглашаются на выставки, где могут разделить радость победы со своим ребенком. Все это способствует повышению мотивации учащихся в овладении ремеслом и достижении высокого мастерства. Тем самым преодолевается еще один существенный недостаток профориентационной работы – отсутствие участия родителей в этом процессе.
Поддержка и развитие – вот что такое наша школа для детей. Особые программы, созданная материальная база, наши уникальные специалисты – все работает на то, чтобы из школы в общество выходил успешный ребенок с «умными» руками и верой в собственные силы. Мы в своих детях уверены: они сами себя всегда прокормят.
Литература:
1. Иштриков С.В. Инновационное развитие российской школы: задачи, проблемы, перспективы. / Инновационные подходы в управлении качеством образования. Материалы II республиканского слета инновационных учреждений и творчески работающих педагогов Республики Марий Эл.
2. Михейкина Л.В. Забытые умения и ремесла. / Михейкина Л.В. М.: Знание, 1993г.
3. Ускова Ф.А. Чудесный клад – для дела лад ./ Учебное пособие по технологии для обучающихся 5-11 классов. Ижевск: Удмуртия, 2003.
4. Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни. / Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. УЦ Перспектива, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида
В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....
Профориентационная работа в школе-интернате
Профориентационная работа в школе-интернате...
Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.
Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...
Организация работы с подопечной и неблагополучной семьей в школе интернате 8 VIII вида № 102
Несмотря на позитивность принимаемых в последние годы мер, проблемы семейного неблагополучия остаются крайне острыми.Семейное неблагополучие-комплексная социальная проблема, которая заключается в нару...
Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида
Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида. Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний....
Система профориентационной работы в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В статье описана система профоринтационной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...
Планирование спортивно-массовой работы в школе-интернате viii вида.
Во внеклассную работу обязательно должны быть включены общешкольные мероприятия , проводимые учителем физкультуры....