Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида
материал на тему

Терехова Лариса Владимировна

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида. Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида

Терехова Л.В., учитель профессионально – трудового обучения

 ( на уроках сельско – хозяйственный труд)

 Цель работы при подготовке учащихся к трудовой деятельности является максимально возможное развитие учащихся и формирование опорных знаний. На достижение этого направлены непосредственно уроки трудового обучения, где уже в начальной школе воспитываются такие качества личности как трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; сообщаются элементарные знании по видам труда; формируются трудовые качества, проводится обучение доступным приемам труда, развивается самостоятельность в труде, прививается интерес к труду. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, моя работа, нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют практические уроки по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся коррекционной школы. На уроках уделяю большое внимание осознанному выбору профессии. Этому помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду, организованному на уроках практического повторения, когда обучающиеся выращивают и разводят комнатные растения. Занимаются оформлением пришкольной территории выращивая , а в дальнейшем высаживая цветочные растения на цветниках. На земельном – опытническом участке выращивают корнеплоды.   Организация производительного труда, доступного школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей. В процессе трудового обучения связываю сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы. Проводя профессиональную беседу, связывают ее с изучаемым материалом. Знакомя, например, обучающихся с темой «Ландшафтный дизайн», рассказываю о профессии дизайнера и провожу  беседу «Где работают дизайнеры»? Таким образом, у детей формируются понятия о профессии, дизайнера о его деятельности, у школьников появляется возможность немножко побыть в роли дизайнера самим, оформить клумбу, или зелёный уголок в классе, составить цветочную композицию, или задекорировать цветочный горшок. Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых профессиональных интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с детьми. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. Традиционные формы обучения дополняю проведением нестандартных уроков. Такие уроки провожу в период введения в тему или ее обобщения. В процессе проведения таких занятий решается проблема дифференцированного подхода, расширяются рамки учебной программы, т.е. работая в зоне ближайшего развития, используют реальную возможность улучшить самооценку ребенка, повысить его авторитет. В зависимости от целей конкретного урока и темы формы занятий могут быть различными. Реализация общеобразовательной, коррекционной, воспитательной задач невозможна без тесной связи между преподаваемыми предметами. Интегрирование математических знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, позволяет учащимся видеть и понимать их взаимосвязь, положительно влияет на познавательную активность и интересы учащихся, способствует активизации мыслительной деятельности, побуждает ребят к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Такие уроки носят практическую и профориентационную направленность. Их цель – обучение учащихся коррекционных школ умениям самостоятельно использовать знания разных дисциплин на практике. Именно на уроках технологии дети учатся выдерживать нагрузки, не отделимые от любого трудового процесса, школьники учатся доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека и все им созданное. Конечным итогом работы являются не только великолепные и достаточно сложные, цветущие клумбы около школы, но и (что намного важней и ценнее) профессиональный интерес, успешное обучение их в учреждениях начального профессионального образования. Где они осваивают специальности «Овощевод» и выходят в самостоятельную жизнь, имея и специальность, и место работы по специальности. Интерес к урокам труда поддерживаю экскурсиями, встречами с интересными людьми, информационной наглядностью. Здесь видна работа учащихся за несколько лет, расход денег, участие ребят в производительном труде и их заработная плата. С помощью этих альбомов наглядно в сравнении легко проводить экономическое воспитание, учить быть истинным хозяином своего труда, активизировать профессиональный интерес. В привитии интереса к труду на уроках использую прием придания значимости изучаемого материала или выполняемой работы. Наблюдения и опыты помогают учащимся видеть результаты труда в зависимости от условий, делать выводы, расширяют кругозор, поддерживают интерес к изучаемому, а результаты проведенных опытов, способствуют более прочному, осознанному усвоению изучаемого. Интерес к уроку труда поддерживает включение нетрадиционных форм обучения (уроки-соревнования, уроки-экскурсии, КВНы, викторины, комбинированные уроки, внеклассная деятельность). Немаловажную роль в решении проблемы по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни играют практические уроки по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению учащихся коррекционных школ. Профессиональное обучение в школе – это не только знакомство детей с профессиями, но и формирование у них установок на выбор профессии и устойчивых профессиональных интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой подчинена вся программа работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы ГПДв коррекционной школе VIII вида

Данный материал хочу предложить воспитателям группы продленного дня, работающих с детьми о ограниченными возможностями здоровья. В конце учебного года каждому из нас необходимо проанализировать с...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII вида

Педагогический коллектив школы в новом  учебном году обозначил в образовательно - воспитательной работе с обучающимися несколько направлений деятельности: позновательная, профориентационная,...

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ МОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕМОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДАВ общей системе профессионального образования детей с нарушением интеллекта приоритетное...

Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида

Материал к семинару логопедов  "Логопедическая работа в коррекционной школе VIII вида" в г. Краснодаре 30.01.14 г....

Особенности логопедической работы в коррекционной школе VIII вида

В данной презентации раскрыты особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

«Организация учебно-воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида»

В статье говорится об учебно-воспитательной работе в школе VIII вида, о коррекционной работе с данной категорией детей....

Доклад "Система профориентационной работы в коррекционной школе 8 вида"

Статья направлена на подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в социуме детей с ОВЗ....