Моделирование фартука
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Бугай Наталья Евгеньевна

Авторский урок содержит дидактический материал, разноуровневые задания и способствует лучшему усвоению знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_otkr_urok.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Моделирование фартука с нагрудником.

Обучающая: способствовать формированию и развитию знаний, умений и навыков по моделированию фартука. ;  

Развивающая: развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление;

Воспитывающая:  воспитывать эстетический вкус.  

Наглядные пособия: предметы декоративно-прикладного искусства (иллюстрации); таблицы хроматических и ахроматических цветов; плакат «Модели фартуков»;

выкройка фартука в натуральную величину; образцы отделки швейных изделий; картонный шаблон фигурки девочки; презентация Power Point,

Оборудование: манекен; линейки, ножницы, карандаши, цветная бумага.

На классной доске выписаны термины:

Моделирование, эскиз, бейки, кант, кружева, аппликация.

Ход  урока

1.Орг. момент.

Проверка готовности к уроку

2.Изучение нового материала.Здравствуйте, садитесь! Тема сегоднешнего урока «Моделирование фартука с нагрудником». (слайд 3) сегодня на уроке вы должны научиться: Правилам моделирования; Изменять форму детали; Применять отделку; Подбирать  гармоничный цвет,   и должны знать: Способы моделирования; Виды отделки; Контрастные и родственные цвета.

     Учитель: - Как вы думаете, что такое «моделирование» одежды? (создание одежды новой по фасону и отделке)

Учитель:  – А что такое «модель»? (образец изделия)

Учитель:  – Ачто может служить образцом изделия? (рисунки, фотографии, готовое изделие)

Учитель:  - А с чего начинают разработку образцов изделия? (эскиза)

Учитель: – А что такое «эскиз»? (графический рисунок)

 Занимается моделированием одежды художник-модельер.  Художник-модельер должен знать человеческую фигуру, ее пропорции, а также уметь рисовать, шить, кроить, разбираться в цвете.

       Сегодня на уроке, на примере фартука с нагрудником, мы попытаемся научиться некоторым правилам моделирования.

Учитель – (слайд 4) Скажите, пожалуйста, для чего преднозначен фартук? (он преднозначен для он предназначен для предохранения одежды при уборке помещения, и приготовлении пищи. Хорошо бы, в своем гордеробе иметь небольшой (поясной) нарядный фартук, для обслуживания гостей.

     Учитель:- Давайте рассмотрим некоторые модели фартуков, и выполним первое задание. Необходимо,  внимательно рассмотреть модели  фартуков, найти «сходства и различия» в различных моделях и, заполнить таблицу. У вас на столах лежат «Лисы- задания»,

 -1  бригада находят сходные черты,  и заполняет первую колонку,

 - 2  бригада находят различия, и заполняют вторую колонку, а 3 бригада сходства и различия, вы будите дополнять ответы других бригад.

На выполнение задания отводится одна минута.

 

Сходство

Различия

1. У каждого фартука есть нагрудник.

1. Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии.

2. У каждого фартука есть нижняя часть

2. Карманы имеют разную форму.

3. У всех фартуков ест карманы.

3. Фартуки различаются по цвету.

4. У всех фартуков есть бретели

4. У фартуков разная отделка.

5. У всех фартуков есть пояс

5. Есть фартуки в виде сарафанов.

Учитель - Как мы уже выяснили,  что моделирование фартука заключается в изменении его деталей и применении различной  отделки.

Исходя из этого, можно выделить несколько способов моделирования фартука (сопровождается слайдом «спосоды моделирования»  №6):

- изменение формы деталей фартука.

- применение художественной отделки.

- моделирование цветом.

Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования. ( Например: изменили детали  фартука на округлую  форму и здесь же применили  отделку кружево или тесьму). А теперь чуть подробнее рассмотрим каждый способ моделирования.

 (сопровождается слайдом №7) Самый простой способ моделирования фартука – изменение формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука.

На слайде показаны несколько деталей фартуков: прямоугольной формы (карман, нагрудник и нижняя часть), закругленной (карман и нижняя часть), под наклоном (карман и нижняя часть), и фартук треугольной формы (нагрудник и карманы).

Учитель предлогает,  На тех – же «листах-задиниях» выполнить следующее Задание №2 (сопровождается слайдом №8) Подберите к нижней части фартука карман, нагрудник, подходящие по форме. В первой колонке пронумерована нижняя часть, а во вторую и третью необходимо заполнить.  Поставить те номера деталей, которые соответствуют нижней части. 

Каждая бригада отвечает и анализирует свои ответы. Пожалуйста, кто будет отвечать.  

      Учитель - Как мы уже выяснили в измненении деталей,  должно присутствовать единство формы деталей.

        Шить фартук лучше всего из хлопчатобумажной или льняной ткани.

Отделка его может быть разнообразной, но хорошо подобранной.  

(слайды № 9- 11) Следующим этапом моделирования это применение декоративной отделки. Современные модельеры используют разнообразные её виды: ткань другого цвета, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию.

Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.

Учитель – Давай те рассмотрим, где и как используется отделка на фартуке.

Декоративная строчка

Выполняется нитками в тон основной ткани или контрастного цвета.

Лучше всего она смотрится на гладкокрашеной ткани. Прокладывают ее обычно

по контуру мелких деталей — карманов, нагрудника. Можно также отстрочить пояс,

бретели.

Бейки и канты.

Выполняют из отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Бейки настрачивают

по краям деталей или располагают в любом направлении.

Канты из отделочной ткани делают различной ширины и располагают

по краям деталей — карманов, грудки.

Тесьма и вьюнчик.

Тесьма бывает разной ширины, одноцветная или с рисунком. Широкой тесьмой

можно обрабатывать срезы изделия, тогда она одновременно служит и для отделки.

Узкую тесьму и вьюнчик настрачивают по краю детали в один или несколько рядов

или укладывают по рисунку.

Кружева.

Отделка кружевом  придает изделию нарядный вид. Перед пришиванием к фартуку

 кружево лучше собрать на нитку, а затем настрочить сверху детали или выпустить

из-под обработанного края детали.

Аппликация.

В основном используется для отделки детских изделий, в том числе фартуков.

Она может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета.

Расположить ее можно на любой детали — карманах, нагруднике, нижней части.

Вышивка.

Украшающие стежки располагают по прямой линии (вдоль обработанных срезов деталей)

 или по какому-либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать

с отделочной тесьмой или бейкой.

Оборки, воланы.

Делают из основной или отделочной ткани. Их можно настрачивать вдоль бретелей.

Оборки также можно расположить в любом месте фартука в один или несколько рядов.

         Учитель: - Мода на цветовые сочетания, меняется гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это говорит о том, что цвет занимает очень важное место в общей композиции. (слайд №12)

Учитель:-  Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это

с помощью цветового круга, который строится из трех основных цветов:  красный ,

 желтый , синий.  

     В цветовом круге  цвета, которые  расположенные друг напротив друга

 называются - контрастными.  Контрастные цвета подчеркивают друг друга,

использовать их можно, но с учетом насыщенности, теплоты и особенностями фигуры. (желательно использовать их оттенки) (например: (в одежде)  светлый верх – темный низ).

      Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название – родственных цветов.

Родственные цвета дают мягкое сочетание. Хорошо гармонируют между собой

оттенки одного цвета (например: темный со светлым, синий с голубым, розовый с красным, желтый с коричневым и т.д.).

       Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной,

 причем она должна совпадать с одной из красок ткани.

 Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.

 Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, черным, серым.

 И наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.

 (слайд №11)

 Учитель предлогает.   Выполнить следующее Задание №3 Подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани (сопровождается слайдом №14)

Работа с творческими проектами.

Следующим этапом нашей работы будет работа с творческими проектами. К вашему вниманию предлагается вот такой «Банк идей», который  состоит из 4 моделей. Теперь рассмотрим характеристику каждой модели. (Прочитать со слайда) Давайте представим себя художниками – модельерами, и попытаемся разработать модели фартуков. В своих творческих проектах необходимо выполнить эскиз фартука и дать ему описание. Для облегчения работы можно использовать эскиз фигурки девочки. На листе «Выбор модели» нарисовать на девочке одежду и фартук. Можно использовать макеты фартуков, наклеив их на девочку, подобрав при этом отделку. Можно дополнить макет зарисовкими, т.е. изобразить вышивку, аппликацию, оборки и т.д.

В характеристике фартука необходимо указать:

  1. Из какой ткани выполнен фартук;
  2. Из каких деталей состоит фартук;
  3. Какой формы детали фартука;
  4. Что служит отделкой фартуку.

 Заключительная часть. Вопросы для повторения:

  1. В чем заключается процесс моделирования?
  2. Как подготовить выкройку к раскрою?  (необходимо, на выкройку  нанести линии новой модели)
  3. Что такое модель?

 Практическая работа.

        Учитель напоминает учащимся правила безопасности труда и приемы работы

ножницами при резании бумаги, дает задание вырезать детали выкройки,

контролирует работу.

Анализ допущенных отклонений.

Оценка работы

Подведение итогов, рефлексия. А, теперь подведем итог нашего урока.

  1. Чему вы  научились на уроке?
  2. Понравилась ли вам своя работа?
  3. Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Мне очень понравилось, что все работали на уроке, отвечали на вопросы, правильно выполнили задания.

Домашнее задание:  миллиметровочную бумагу, линейку см-40(50),

цветные карандаши, см. ленту, пояс.

Лист – задания.

Таблица сходства и различия моделей фартука.

Сходство

Различия

Задание 1. Подберите  карман и  нагрудник к нижней части фартука,  подходящие по форме.

Нижняя часть

карман

нагрудник

Задание 2. Подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани

Нижняя часть

карман

нагрудник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование фартука

Данный урок познакомит учащихся с понятием моделирование и его видами , с приемами моделирования, со способами изменения выкройки, с различными отделочными материалами: лентами, тесьмой, сутажом...

Моделирование фартук. 5 класс

Цели:ознакомить учащихся с понятием о моделировании, с приемами моделирования;сформировать навыки по моделированию фартука...

Моделирование фартука 5 класс

Урок- презентация по теме "Моделирование фартука"  5 класс...

Тема урока: «Моделирование фартука»

Цель: Ознакомить учащихся с элементами моделирования            швейных изделий.  Научить выполнять простейшее  ...

Моделирование фартука

Презентация к уроку в 5 классе...

Построение чертежа конструкции фартука с нагрудником. Моделирование фартука.

Презентация предназначенадля учащихся 5 класса.С целью:v Научиться правильно зарисовывать эскизыvСнимать меркиvПравильно подбирать материалы и инструментыvСтроить чертеж швейного изделияvВыполнять мод...