Моделирование фартука
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Авторский урок содержит дидактический материал, разноуровневые задания и способствует лучшему усвоению знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_otkr_urok.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Моделирование фартука с нагрудником.
Обучающая: способствовать формированию и развитию знаний, умений и навыков по моделированию фартука. ;
Развивающая: развить у учащихся пространственное воображение, творческое мышление;
Воспитывающая: воспитывать эстетический вкус.
Наглядные пособия: предметы декоративно-прикладного искусства (иллюстрации); таблицы хроматических и ахроматических цветов; плакат «Модели фартуков»;
выкройка фартука в натуральную величину; образцы отделки швейных изделий; картонный шаблон фигурки девочки; презентация Power Point,
Оборудование: манекен; линейки, ножницы, карандаши, цветная бумага.
На классной доске выписаны термины:
Моделирование, эскиз, бейки, кант, кружева, аппликация.
Ход урока
1.Орг. момент.
Проверка готовности к уроку
2.Изучение нового материала.Здравствуйте, садитесь! Тема сегоднешнего урока «Моделирование фартука с нагрудником». (слайд 3) сегодня на уроке вы должны научиться: Правилам моделирования; Изменять форму детали; Применять отделку; Подбирать гармоничный цвет, и должны знать: Способы моделирования; Виды отделки; Контрастные и родственные цвета.
Учитель: - Как вы думаете, что такое «моделирование» одежды? (создание одежды новой по фасону и отделке)
Учитель: – А что такое «модель»? (образец изделия)
Учитель: – Ачто может служить образцом изделия? (рисунки, фотографии, готовое изделие)
Учитель: - А с чего начинают разработку образцов изделия? (эскиза)
Учитель: – А что такое «эскиз»? (графический рисунок)
Занимается моделированием одежды художник-модельер. Художник-модельер должен знать человеческую фигуру, ее пропорции, а также уметь рисовать, шить, кроить, разбираться в цвете.
Сегодня на уроке, на примере фартука с нагрудником, мы попытаемся научиться некоторым правилам моделирования.
Учитель – (слайд 4) Скажите, пожалуйста, для чего преднозначен фартук? (он преднозначен для он предназначен для предохранения одежды при уборке помещения, и приготовлении пищи. Хорошо бы, в своем гордеробе иметь небольшой (поясной) нарядный фартук, для обслуживания гостей.
Учитель:- Давайте рассмотрим некоторые модели фартуков, и выполним первое задание. Необходимо, внимательно рассмотреть модели фартуков, найти «сходства и различия» в различных моделях и, заполнить таблицу. У вас на столах лежат «Лисы- задания»,
-1 бригада находят сходные черты, и заполняет первую колонку,
- 2 бригада находят различия, и заполняют вторую колонку, а 3 бригада сходства и различия, вы будите дополнять ответы других бригад.
На выполнение задания отводится одна минута.
Сходство | Различия |
1. У каждого фартука есть нагрудник. | 1. Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии. |
2. У каждого фартука есть нижняя часть | 2. Карманы имеют разную форму. |
3. У всех фартуков ест карманы. | 3. Фартуки различаются по цвету. |
4. У всех фартуков есть бретели | 4. У фартуков разная отделка. |
5. У всех фартуков есть пояс | 5. Есть фартуки в виде сарафанов. |
Учитель - Как мы уже выяснили, что моделирование фартука заключается в изменении его деталей и применении различной отделки.
Исходя из этого, можно выделить несколько способов моделирования фартука (сопровождается слайдом «спосоды моделирования» №6):
- изменение формы деталей фартука.
- применение художественной отделки.
- моделирование цветом.
Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования. ( Например: изменили детали фартука на округлую форму и здесь же применили отделку кружево или тесьму). А теперь чуть подробнее рассмотрим каждый способ моделирования.
(сопровождается слайдом №7) Самый простой способ моделирования фартука – изменение формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука.
На слайде показаны несколько деталей фартуков: прямоугольной формы (карман, нагрудник и нижняя часть), закругленной (карман и нижняя часть), под наклоном (карман и нижняя часть), и фартук треугольной формы (нагрудник и карманы).
Учитель предлогает, На тех – же «листах-задиниях» выполнить следующее Задание №2 (сопровождается слайдом №8) Подберите к нижней части фартука карман, нагрудник, подходящие по форме. В первой колонке пронумерована нижняя часть, а во вторую и третью необходимо заполнить. Поставить те номера деталей, которые соответствуют нижней части.
Каждая бригада отвечает и анализирует свои ответы. Пожалуйста, кто будет отвечать.
Учитель - Как мы уже выяснили в измненении деталей, должно присутствовать единство формы деталей.
Шить фартук лучше всего из хлопчатобумажной или льняной ткани.
Отделка его может быть разнообразной, но хорошо подобранной.
(слайды № 9- 11) Следующим этапом моделирования это применение декоративной отделки. Современные модельеры используют разнообразные её виды: ткань другого цвета, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию.
Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.
Учитель – Давай те рассмотрим, где и как используется отделка на фартуке.
Декоративная строчка
Выполняется нитками в тон основной ткани или контрастного цвета.
Лучше всего она смотрится на гладкокрашеной ткани. Прокладывают ее обычно
по контуру мелких деталей — карманов, нагрудника. Можно также отстрочить пояс,
бретели.
Бейки и канты.
Выполняют из отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Бейки настрачивают
по краям деталей или располагают в любом направлении.
Канты из отделочной ткани делают различной ширины и располагают
по краям деталей — карманов, грудки.
Тесьма и вьюнчик.
Тесьма бывает разной ширины, одноцветная или с рисунком. Широкой тесьмой
можно обрабатывать срезы изделия, тогда она одновременно служит и для отделки.
Узкую тесьму и вьюнчик настрачивают по краю детали в один или несколько рядов
или укладывают по рисунку.
Кружева.
Отделка кружевом придает изделию нарядный вид. Перед пришиванием к фартуку
кружево лучше собрать на нитку, а затем настрочить сверху детали или выпустить
из-под обработанного края детали.
Аппликация.
В основном используется для отделки детских изделий, в том числе фартуков.
Она может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета.
Расположить ее можно на любой детали — карманах, нагруднике, нижней части.
Вышивка.
Украшающие стежки располагают по прямой линии (вдоль обработанных срезов деталей)
или по какому-либо рисунку на любой детали фартука. Вышивку можно сочетать
с отделочной тесьмой или бейкой.
Оборки, воланы.
Делают из основной или отделочной ткани. Их можно настрачивать вдоль бретелей.
Оборки также можно расположить в любом месте фартука в один или несколько рядов.
Учитель: - Мода на цветовые сочетания, меняется гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это говорит о том, что цвет занимает очень важное место в общей композиции. (слайд №12)
Учитель:- Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это
с помощью цветового круга, который строится из трех основных цветов: красный ,
желтый , синий.
В цветовом круге цвета, которые расположенные друг напротив друга
называются - контрастными. Контрастные цвета подчеркивают друг друга,
использовать их можно, но с учетом насыщенности, теплоты и особенностями фигуры. (желательно использовать их оттенки) (например: (в одежде) светлый верх – темный низ).
Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название – родственных цветов.
Родственные цвета дают мягкое сочетание. Хорошо гармонируют между собой
оттенки одного цвета (например: темный со светлым, синий с голубым, розовый с красным, желтый с коричневым и т.д.).
Если фартук шьется из пестрой ткани, отделку следует сделать одноцветной,
причем она должна совпадать с одной из красок ткани.
Чем ярче и крупнее рисунок основной ткани, тем меньше должно быть отделочной.
Ткани ярких расцветок лучше сочетать с менее яркими или белым, черным, серым.
И наоборот, бледные, бесцветные ткани хорошо оживить яркой отделкой.
(слайд №11)
Учитель предлогает. Выполнить следующее Задание №3 Подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани (сопровождается слайдом №14)
Работа с творческими проектами.
Следующим этапом нашей работы будет работа с творческими проектами. К вашему вниманию предлагается вот такой «Банк идей», который состоит из 4 моделей. Теперь рассмотрим характеристику каждой модели. (Прочитать со слайда) Давайте представим себя художниками – модельерами, и попытаемся разработать модели фартуков. В своих творческих проектах необходимо выполнить эскиз фартука и дать ему описание. Для облегчения работы можно использовать эскиз фигурки девочки. На листе «Выбор модели» нарисовать на девочке одежду и фартук. Можно использовать макеты фартуков, наклеив их на девочку, подобрав при этом отделку. Можно дополнить макет зарисовкими, т.е. изобразить вышивку, аппликацию, оборки и т.д.
В характеристике фартука необходимо указать:
- Из какой ткани выполнен фартук;
- Из каких деталей состоит фартук;
- Какой формы детали фартука;
- Что служит отделкой фартуку.
Заключительная часть. Вопросы для повторения:
- В чем заключается процесс моделирования?
- Как подготовить выкройку к раскрою? (необходимо, на выкройку нанести линии новой модели)
- Что такое модель?
Практическая работа.
Учитель напоминает учащимся правила безопасности труда и приемы работы
ножницами при резании бумаги, дает задание вырезать детали выкройки,
контролирует работу.
Анализ допущенных отклонений.
Оценка работы
Подведение итогов, рефлексия. А, теперь подведем итог нашего урока.
- Чему вы научились на уроке?
- Понравилась ли вам своя работа?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Мне очень понравилось, что все работали на уроке, отвечали на вопросы, правильно выполнили задания.
Домашнее задание: миллиметровочную бумагу, линейку см-40(50),
цветные карандаши, см. ленту, пояс.
Лист – задания.
Таблица сходства и различия моделей фартука.
Сходство | Различия |
Задание 1. Подберите карман и нагрудник к нижней части фартука, подходящие по форме.
Нижняя часть | карман | нагрудник |
Задание 2. Подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани
Нижняя часть | карман | нагрудник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование фартука
Данный урок познакомит учащихся с понятием моделирование и его видами , с приемами моделирования, со способами изменения выкройки, с различными отделочными материалами: лентами, тесьмой, сутажом...
Моделирование фартук. 5 класс
Цели:ознакомить учащихся с понятием о моделировании, с приемами моделирования;сформировать навыки по моделированию фартука...
Моделирование фартука 5 класс
Урок- презентация по теме "Моделирование фартука" 5 класс...
Тема урока: «Моделирование фартука»
Цель: Ознакомить учащихся с элементами моделирования швейных изделий. Научить выполнять простейшее ...
Моделирование фартука
Презентация к уроку в 5 классе...
Построение чертежа конструкции фартука с нагрудником. Моделирование фартука.
Презентация предназначенадля учащихся 5 класса.С целью:v Научиться правильно зарисовывать эскизыvСнимать меркиvПравильно подбирать материалы и инструментыvСтроить чертеж швейного изделияvВыполнять мод...