Урок по теме : "Русская народная кукла."(5-6класс)
учебно-методический материал по технологии (5 класс) на тему
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Русская народная кукла".(5-6класс).
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с обрядовой куклой и ритуалами, которые с ней связаны, научить изготавливать обрядовых и игровых кукол,
Воспитательная: прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей. Воспитывать патриотические чувства, нравственное отношение к миру через эстетическое развитие.
Развивающая: развивать познавательный интерес детей к народному искусству. Активизировать творческий потенциал учеников.
Оборудование урока: компьютер, проектор, стенд с образцами кукол, лоскутки ткани, разноцветные нитки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку.
- Проверка списочного состава.
- Сообщение темы и цели урока.
2. Объяснение нового материала. (Презентация)
Вступительное слово учителя.
А что такое красота? Это жар-птица. Залетит в дом, осветив его ярким пламенем, и засияют в доме тысячи ее искр переливчатых и чистых: и на деревянных тарелках, и на хлебницах, и на разделочных досках, и на одежде, и на украшениях.
Куда ни глянешь – кругом веселые и жаркие цветы, сказочные птицы и яркий и ликующий мир. И радует эта красота и взор наш, и душу нашу.
А создана эта красота руками людскими, руками умелыми. Многие люди творили ее: одни – работая с деревом, другие с металлом, третьи – с тканями, четвертые – с глиной. И глядишь, из куска дерева рождалось сказочное блюдо, а из комка глины – прелестные детские игрушки.
Давайте сегодня отправимся в те места, где красота создается да сказка рождается.
Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, приуроченные к календарным церковным датам. Праздники были красочными и яркими, сопровождались многообразной символикой.
Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны. Они были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.
Посредниками между человеком и неведомыми силами природы становились куклы как самый доступный и понятный образ. Уже с 7–9 лет девушка начинала прясть, и первое, что она делала из ткани, - были куклы. Это были не просто игрушки, а куклы – обереги.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.
Всюду, где селится и живет человек, от суровых заснеженных арктических просторов до знойных безводных песков пустынь, кукла – неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.
Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
Куклами приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Физминутка: Игра «Капелька». Первые капли дождя (стучим одним пальцем по ладони). Дождь набирает силу.(стучим двумя, потом тремя пальцами). И наконец пошёл ливень (все аплодируют). Грянул гром ! (постучали руками по парте и потопали ногами). Сильный дождь! Ливень! (стучим и топаем громче). Солнце! (по этому сигналу должны все прекратить аплодировать, стучать и топать; чья команда не успела, та и проиграла). А теперь, начали. Первые капли дождя…
Давайте познакомимся с некоторыми русскими праздниками, традициями и народными куклами, которые с ними связаны.
1. В начале года, 6 января, наступал Рождественский сочельник. В этот день красный угол избы обязательно украшали куклой, сделанной из снопа необмолоченной ржи. Куклу называли Колядой по имени одного из древних славянских божеств.
2. 7 января наступало Рождество Христово. Этот день считается одним из самых великих праздников. Он установлен в воспоминание о рождении Иисуса Христа в Вифлееме. В этот день дети ходили группами по дворам и славили Христа. Колядовщиков обязательно одаривали, а обмен подарками между родственниками обещал достаток в будущем году.
3. Второй день рождественских праздников, 8 января, связывался с Богородицей, родившей Христа. В русской деревне в этот день было принято чествовать повивальных бабок. Их обязательно приглашали на все деревенские свадьбы и большие семейные праздники. После переезда невесты в дом жениха повивальная бабка клала куклу пеленашку на колени невесты. Считалось, что после этого к невесте приходит материнская сила.
4. 19 января наступал праздник – Крещение. Он установлен в память крещения Иисуса Христа в Иордане Иоанном Крестителем. Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, так как накануне праздника происходило освещение воды внутри храмов, а в самый праздник происходило водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Для совершения очистительного омовения делали обрядовых кукол, которых называли Крестцами.
Но изготовление кукол было приурочено не только к церковным праздникам, но и семейным.
5. Празднование русской деревенской свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами, в том числе и изготовлением кукол. В центре свадебного пирога должна быть воткнута березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Такая кукла называлась «Мировое дерево».
6. Большинство крестьянских свадеб игралось на Масленицу. С этим праздником связано изготовление куклы Костромы. Кострома – огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженое в белые одежды и украшенное зеленью, которое сжигалось на Масленицу.
7. 14 марта отмечали Евдокию. Образ святой Евдокии в народе ассоциировался с образом весны. В этот день в дом приносили талую воду, умывали детей, больных, окропляли стены, поили кур. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый. Культ Овсеня связывался с конем, которого делали из соломы и прикрепляли на коньке крыши.»
8.Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики.
Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
9. С обрядами заклинания весны было связано изготовление кукол «мартиничек»: их вязали парами; из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.
Давайте и мы попробуем с вами пригласить к нам весну и выполнить одну из таких кукол.
Выполнение практической работы «Изготовление кукол колокольчиков».
А сейчас я приглашаю вас за стол, мы с вами изготовим куклу «Колокольчик», Как вы думаете, почему она так называется? (маленькая, по форме похоже на колокольчик). Куколка маленькая, да удаленькая, если сделать её в ярких тонах, то она будет как оберег, повесить перед входной дверью и всякий человек входящий волей неволей обращал внимание на куколку, и считалось, что злые помыслы улетучивались.
Если же сделать несколько таких куколок, на ниточке, то в будущем, когда у замужней женщины появится малыш, можно эти куколки использовать как погремушки.
1. Разложите ткань так, чтобы самый большой круг был внизу, потом средний, и маленький.
2. Поднять три круга левой рукой, а правой посередине положить кусочек ваты.
3. Сформировать голову.
4. Поверх головы повязать платок.
Посмотрите, какие они все разные получились, нарядные, каждый что-то новое придумал, кто-то платок кукле повязал вперёд, кто-то назад.
Теперь у вас пополнится ваша коллекция кукол, вы научились вырезать круги из ткани разного размера, выполнять узловую конструкцию.
Меняется наша жизнь, а вместе с ней изменяются и наши представления об окружающем мире. Возрождается интерес к богатому культурно-историческому наследию нашей Родины. Русская кукла – только малая часть этого наследия, в ней угадываются древние истоки верований наших далеких предков. Попробуйте и вы придумать свою куклу и приурочить к какому-нибудь празднику.
3. Закрепление.
Вопросы:
- Что символизировала кукла в древней Руси?
- С чем связывали изготовление кукол?
- Почему так почитали куклу и почему ее берегли?
4. Подведение итогов. Рефлексия .
Вот наша кукла-оберег и готова. Нравиться кукла?
Ребята, давайте вспомним, как называются и для чего предназначались
куклы-обереги, которых я вам показывала?
А теперь нужно нашу куклу оделить даром оберега.
В руки куклу беру,
Оберегом назову.
От болезней огради,
В дом удачу приведи!
- Представление лучших работ на стенде.
- Представление интересных эскизов кукол.
- Выставление оценок
Литература:
- Котова И. Н. Котова А. С. «Русские обряды и традиции. Русская народная кукла», Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
- www.rukukla.ru
- Берстенева, Догаева: Кукольный сундучок
- Нелли Шайдурова, книга Традиционная тряпичная кукла
- Журнал «девчонки и мальчишки».
- Делаем сами. Русская тряпичная кукла.(DVD)
- Ирина Богданова: Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки
Инструкционная карта
Изготовление куклы «Мартинички»
Последовательность изготовления | Эскиз |
1. Из картона вырезать шаблон размером 10Х20 см. На шаблон по ширине намотать 3-4 витка пряжи. Оставшимся длинным концом, пропущенным под пряжу по сгибу сделать стягивающий петельный узел. | |
2. Пряжу через край стянуть с шаблона. Оставшимся концом пряжи, отступив 1см от узла, сделать двойной петельный узел и стянуть весь пучок. | |
3. Нить плотно наложить на пучок виток к витку и, не доходя 1 см до противоположной стороны, закрепить двойным петельным узлом. Оставшиеся с обеих сторон петли разрезать пополам, пряжу на кончиках распушить. | |
4. На шаблон по ширине аккуратно намотать 20-25 витков пряжи. Под пряжу по сгибу пропустить нить и завязать, стянуть намотанные витки. По противоположному сгибу намотанной пряжи нить разрезать. Пряжу снять с шаблона. Под связанный сгиб заложить горошину (бусину). Горошину равномерно обложить пряжей, одной из нитей под горошиной затянуть петельный узел | |
5. Пучок разложить на две части. Между прядями пучка уложить первый пучок, под которым одной из свободных нитей обе разложенные пряди стянуть. Концы пряжи слегка распушить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"
Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

Презентация к итоговому уроку по теме "Русские народные сказки"
Презентация по теме "Русские народные сказки" рекомендуется к использованию на уроках литературы в 5 классе. Может быть использована как проверочная работа, в ходе которой учащиеся показывают знание с...

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"
Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"...

Разработка урока по теме "Русские народные инструменты"
Разработка урока во втором классе "Русские народные инструменты", по учебнику Е.Д.Критской, Шмагиной....
открытый урок по теме: "Русский народный костюм.Выполнение эскизов народных костюмов в разных техниках и материалах"
Разработка урока по теме "Русский народный костюм"...
Конспект урока на тему "русские народные инструменты"
Конспект урока на тему "Русские народные инструменты"...