Статья Создание благоприятных условий для формирования самоидентификации обучающихся средствами иностранного языка.
опыты и эксперименты по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Ольга Леонидовна Сорокина
В обстановке обострения национальных противоречий во многих регионах России актуальным является предупреждение межнациональных конфликтов, выявление причин и условий, вызывающих конфликт и предотвращение роста межнациональной напряженности. В своей статье я делюсь опытом моей работы по использования эффективных методов и форм урочной и внеурочной работы с детскими коллективам для формирования умений и навыков бесконфликтного общения детей в условиях многонационального коллектива средствами иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               МБОУ «СОШ№22»                                                                                 Учитель английского языка                                                                 Сорокина О.Л.                                                                                  

     Создание благоприятных условий для формирования самоидентификации    обучающихся средствами иностранного языка.

                            Сложные социально-политические и экономические условия предъявляют повышенные требования к учителю, от гражданской позиции и  деятельности которого во многом зависит межнациональное согласие в нашей стране. В обстановке обострения национальных противоречий во многих регионах России актуальным является предупреждение межнациональных конфликтов, выявление причин и условий, вызывающих конфликт и предотвращение роста межнациональной напряженности.                                                                          За последние годы появились поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории и культуры своего народа, что приводит к утрате духовных ценностей народа, к деформации сознания наций, несформированности национального самосознания. Хотя многие ученые А.А.Бодалев, Л.П.Буева, В.С.Грехнев, Й.А.Зязюн, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик и др. исследовали проблему  общения в детских коллективах.  Однако межличностное общение в условиях многонационального коллектива специально изучено не было.  Анализ национально-специфических особенностей в процессе патриотического и интернационального воспитания дается, в основном, в работах педагогов-практивов З.Т.Гасанова, А.Ф.Фаткуллина, Г.В.Муха-метзяновой, М.А.Вейт, С.П.Тадыевой и других.                                          Процесс формирования  умений и навыков бесконфликтного общения  детей в условиях многонационального коллектива требует использования  эффективных методов и форм урочной и внеурочной работы с детскими коллективам.                           В процессе моей педагогической деятельности сложилась система внеурочной работы по предмету, которая включает в себя социокультурный и лингвистический аспект деятельности школьников и  предусматривает как коллективные формы работы, так и формы, основанные на дифференцированном подходе с учетом возрастных особенностей детей. Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений: прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков); гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире); аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности).                   Внеклассная работа реализуется через ежегодные предметные декады, традиционные мероприятия, КВН, конкурс чтецов, викторины, игры-путешествия, «Рождественские встречи», театральные гостиные, выпуск плакатов, стенгазет, интегрированные занятия, экскурсии. Экскурсии с учащимися «Природа родного края», «Хакасия - моя малая родина», «Великие люди родного края» обеспечивают закрепление знаний, их обобщение и систематизацию. Деловые игры «Экскурсия по замкам Британии», «Путешествие по столицам англоязычных стран» и др. создают условия комплексного использования имеющихся у них знаний.  Ученическая конференция «Сохраним природные богатства Хакасии» обеспечивает возможность учащимся погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Вместе с детьми мы были активными участниками «Дней Германии», подготовили презентации для конкурса «Сказки великого Вельгельма  Гауфа», провели комплекс мероприятий: внеклассное мероприятие «Великий сказочник Гауф», викторины, конкурс рисунков и стенгазет, классные часы. Огромным потенциалом для воспитания патриотических чувств у обучающихся явилось участие обучаемых в городском фестивале «интеллект + спорт +творчество»,  где учащиеся разработали и защитили свой проект «Мы разные, но мы вместе».                                                                                         Третий  год я работаю над темой моего самообразования «Способы и средства формирования социокультурной компетенции через интеграцию урочной и внеурочной деятельности». Эта тема актуальна сегодня. В многополярном мире и широком поликультурном пространстве сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием. Она предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном мире. В процессе работы над темой был накоплен дидактический наглядный материал (фонографии, слайды с видами ландшафтов, городов) способствующих формированию реалистического образа страны изучаемого языка. Так же мы широко применяем аудиозаписи и видеофильмы, и конечно интернет, безграничный банк информации. Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка и формирует творческую образовательную среду. Работа в этом направлении позволила мне создать формулу успеха, когда каждый ребенок чувствует, что у него есть успехи и ощущает уверенность, что он может развивать свои способности и в дальнейшем изучении иностранного языка.                                                                  Результатом этой деятельности является активное участие детей во внеурочной деятельности,  в мероприятиях разного уровня, отсутствие страха и зажатости у обучающихся перед процессом говорения на иностранном языке                        Условия, в которых ныне растет и живет молодежь, обладающая огромным созидательным потенциалом неоднозначны, не в полной мере соответствуют развитию личности, характеризуются ухудшением духовного, культурного и физического генофонда нашей страны. В силу различных объективных и субъективных причин разрушаются традиционно присущие молодежи романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, идеалы и духовные ценности. Несформированность национального самосознания, неподготовленность в национально-культурных вопросах, незнание истории и культуры других народов, чаще всего и создают благоприятную почву для деформации в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизм. У молодежи важно воспитать гражданскую уверенность в своем государстве, гарантирующем и защищающем реальные права и свободы личности, собственную и гражданскую ответственность перед государством. Признание человека главной общественной ценностью определяет направленность его воспитания, ответственность общества за каждого человека и ответственность человека за общество. Огромное влияние на воспитание оказывают духовные ценности, включающие и национальную культуру, которая пробуждает у личности чувство национальной гордости и национального достоинства.                                                                                                          Задача педагога - умело используя все формы и методы учебно-воспитательного процесса, стремиться к тому, чтобы до каждого ученика донести все богатство идей эпоса, воплощающего лучшие национальные качества народного характера. Каждый народ самобытен и вносит свою лепту в общечеловеческую культуру. Путь к ней лежит не через отказ от национальных особенностей, а через лучшее их познание, максимальное использование их прогрессивных элементов. И подрастающее поколение должно не просто знать их, а творчески и критически усвоить. Различные виды урочной и внеклассной деятельности позволяют педагогу развивать и разумно направлять общение детей в многонациональном коллективе, когда их объединяют интересы учебного труда, удовлетворение, связанное с преодолением препятствий, радость, доставляемая коллективными развлечениями, играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."

Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Создание благоприятных условий для межэтнического общения на уроках английского языка как один из факторов формирования толерантности

В современной социокультурной ситуации школа  должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культу...

Статья "Применение Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка"

В статье рассказывается о  применении различных  Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка"...

«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реали...