Статья Создание благоприятных условий для формирования самоидентификации обучающихся средствами иностранного языка.
опыты и эксперименты по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ№22» Учитель английского языка Сорокина О.Л.
Создание благоприятных условий для формирования самоидентификации обучающихся средствами иностранного языка.
Сложные социально-политические и экономические условия предъявляют повышенные требования к учителю, от гражданской позиции и деятельности которого во многом зависит межнациональное согласие в нашей стране. В обстановке обострения национальных противоречий во многих регионах России актуальным является предупреждение межнациональных конфликтов, выявление причин и условий, вызывающих конфликт и предотвращение роста межнациональной напряженности. За последние годы появились поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории и культуры своего народа, что приводит к утрате духовных ценностей народа, к деформации сознания наций, несформированности национального самосознания. Хотя многие ученые А.А.Бодалев, Л.П.Буева, В.С.Грехнев, Й.А.Зязюн, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, А.В.Мудрик и др. исследовали проблему общения в детских коллективах. Однако межличностное общение в условиях многонационального коллектива специально изучено не было. Анализ национально-специфических особенностей в процессе патриотического и интернационального воспитания дается, в основном, в работах педагогов-практивов З.Т.Гасанова, А.Ф.Фаткуллина, Г.В.Муха-метзяновой, М.А.Вейт, С.П.Тадыевой и других. Процесс формирования умений и навыков бесконфликтного общения детей в условиях многонационального коллектива требует использования эффективных методов и форм урочной и внеурочной работы с детскими коллективам. В процессе моей педагогической деятельности сложилась система внеурочной работы по предмету, которая включает в себя социокультурный и лингвистический аспект деятельности школьников и предусматривает как коллективные формы работы, так и формы, основанные на дифференцированном подходе с учетом возрастных особенностей детей. Содержание внеклассной работы по иностранному языку заключается в органическом единстве ее основных направлений: прагматическом (формирование у учащихся коммуникативных умений и навыков); гносеологическом (сообщение учащимся сведений о стране изучаемого языка, о событиях в мире); аксиологическом (развитие у учащихся ценностных ориентаций и мотивов деятельности). Внеклассная работа реализуется через ежегодные предметные декады, традиционные мероприятия, КВН, конкурс чтецов, викторины, игры-путешествия, «Рождественские встречи», театральные гостиные, выпуск плакатов, стенгазет, интегрированные занятия, экскурсии. Экскурсии с учащимися «Природа родного края», «Хакасия - моя малая родина», «Великие люди родного края» обеспечивают закрепление знаний, их обобщение и систематизацию. Деловые игры «Экскурсия по замкам Британии», «Путешествие по столицам англоязычных стран» и др. создают условия комплексного использования имеющихся у них знаний. Ученическая конференция «Сохраним природные богатства Хакасии» обеспечивает возможность учащимся погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Вместе с детьми мы были активными участниками «Дней Германии», подготовили презентации для конкурса «Сказки великого Вельгельма Гауфа», провели комплекс мероприятий: внеклассное мероприятие «Великий сказочник Гауф», викторины, конкурс рисунков и стенгазет, классные часы. Огромным потенциалом для воспитания патриотических чувств у обучающихся явилось участие обучаемых в городском фестивале «интеллект + спорт +творчество», где учащиеся разработали и защитили свой проект «Мы разные, но мы вместе». Третий год я работаю над темой моего самообразования «Способы и средства формирования социокультурной компетенции через интеграцию урочной и внеурочной деятельности». Эта тема актуальна сегодня. В многополярном мире и широком поликультурном пространстве сформированность социокультурной компетенции как способности понять и принять другую культуру становится необходимым условием. Она предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном мире. В процессе работы над темой был накоплен дидактический наглядный материал (фонографии, слайды с видами ландшафтов, городов) способствующих формированию реалистического образа страны изучаемого языка. Так же мы широко применяем аудиозаписи и видеофильмы, и конечно интернет, безграничный банк информации. Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка и формирует творческую образовательную среду. Работа в этом направлении позволила мне создать формулу успеха, когда каждый ребенок чувствует, что у него есть успехи и ощущает уверенность, что он может развивать свои способности и в дальнейшем изучении иностранного языка. Результатом этой деятельности является активное участие детей во внеурочной деятельности, в мероприятиях разного уровня, отсутствие страха и зажатости у обучающихся перед процессом говорения на иностранном языке Условия, в которых ныне растет и живет молодежь, обладающая огромным созидательным потенциалом неоднозначны, не в полной мере соответствуют развитию личности, характеризуются ухудшением духовного, культурного и физического генофонда нашей страны. В силу различных объективных и субъективных причин разрушаются традиционно присущие молодежи романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, идеалы и духовные ценности. Несформированность национального самосознания, неподготовленность в национально-культурных вопросах, незнание истории и культуры других народов, чаще всего и создают благоприятную почву для деформации в межнациональных отношениях, проявлений национального эгоизм. У молодежи важно воспитать гражданскую уверенность в своем государстве, гарантирующем и защищающем реальные права и свободы личности, собственную и гражданскую ответственность перед государством. Признание человека главной общественной ценностью определяет направленность его воспитания, ответственность общества за каждого человека и ответственность человека за общество. Огромное влияние на воспитание оказывают духовные ценности, включающие и национальную культуру, которая пробуждает у личности чувство национальной гордости и национального достоинства. Задача педагога - умело используя все формы и методы учебно-воспитательного процесса, стремиться к тому, чтобы до каждого ученика донести все богатство идей эпоса, воплощающего лучшие национальные качества народного характера. Каждый народ самобытен и вносит свою лепту в общечеловеческую культуру. Путь к ней лежит не через отказ от национальных особенностей, а через лучшее их познание, максимальное использование их прогрессивных элементов. И подрастающее поколение должно не просто знать их, а творчески и критически усвоить. Различные виды урочной и внеклассной деятельности позволяют педагогу развивать и разумно направлять общение детей в многонациональном коллективе, когда их объединяют интересы учебного труда, удовлетворение, связанное с преодолением препятствий, радость, доставляемая коллективными развлечениями, играми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме " Создание благоприятного психолого-педагогического климата на уроке иностранного языка ."
Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный психологический климат в классе ....
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время
Из опыта работы учителя технологии....
Создание благоприятных условий для межэтнического общения на уроках английского языка как один из факторов формирования толерантности
В современной социокультурной ситуации школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культу...
Статья "Применение Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка"
В статье рассказывается о применении различных Интернет - ресурсов в формировании грамматического навыка иностранного языка"...
Создание благоприятных условий для формирования навыков самостоятельности учащихся на уроках физической культуры
Самостоятельная деятельность по физической культуре...
«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»
Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реали...