Конспект урока. Тема "Обработка цилиндрической поверхности" 6 класс
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему
Конспект урока. Тема "Обработка цилиндрической поверхности" 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrabotka_cilindricheskoy_poverhnosti.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология. 6класс.
Тема: Обработка цилиндрической поверхности на токарном станке по дереву.
Цели урока:
1. Образовательные цели:
1.1. Создать условия для ознакомления учеников с процессом точения древесины, устройством токарного станка и его узлов.
1.2. Способствовать запоминанию основных терминов, применяемых при изучении темы.
1.3.Способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе на токарном станке.
2. Развивающие цели:
2.1. Способствовать развитию умений и навыков пользования контрольно-измерительным и разметочным инструментом.
2.2. Способствовать расширению представлений о свойствах различных пород древесины и способах их обработки резаньем.
2.3. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, ставить и решать проблемы).
2.4. Способствовать развитию сенсорной и двигательной сферы учащихся (ориентировка в рабочей зоне, закрепление заготовок в зажимах станка, развитие моторики рук).
2.5 .Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
3.1. Способствовать формированию и развитию эстетических, качеств личности.
3.2. Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам и оборудованию мастерской.
4. Профориентационные цели:
4.1. Продолжить ознакомление с профессиями столяра и плотника.
4.2. Воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
1.Материально-техническая база:
- столярная мастерская,
- резцы,
- токарные станки,
- линейки,
- карандаши,
- заготовки.
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник;
- рабочая тетрадь;
- учебно-технологическая документация:
- технологические карты
- образцы объектов труда;
- материалы для контроля знаний учащихся:
Методы обучения:
- словесный, наглядный;
- формирование, закрепление, применение ЗУН;
- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный;
- просвещение, активизация познавательных интересов и углубление знаний.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, самостоятельная работа, беседа.
Тип урока: комбинированный
Литература для учителя:
- Программа “Технология. Трудовое обучение. 5-11 кл.”.
- Технология: учебник для 6 кл. вариант для мальчиков. Под ред. В.Д. Симоненко.
- И.А.Карабанов Технология обработки древесины: 5-9 кл. - М., Просвещение, 1995.
Методическое оснащение урока:
Чертежи, заготовки, резцы, наборы столярного инструмента, шлифовальная шкурка, таблицы: чертеж скалки и технологическая карта на ее изготовление, “Техника безопасности при работе на токарных станках по дереву”
План занятия.
1. Организационная часть.
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение классного журнала;
- проверка готовности к уроку;
- доведение до учащихся план урока.
2. Повторение материала по теме предыдущего урока “Понятие о машине. Токарный станок по дереву”
- Перечислите основные узлы токарного станка по дереву. Найдите их на станке и определите назначение
- Какое движение называется главным, а какое вспомогательным?
- Какие правила безопасности нужно соблюдать при работе на токарном станке по дереву?
3.Формирование новых знаний.
Демонстрирую работу с заготовкой; ее установку и закрепление. Ученикам рассказываю, что заготовки для точения не должны иметь трещин и сучков. При выборе заготовки предусматривается припуск по длине 30-50-мм, а по диаметру 4-6 мм.
Чтобы закрепить заготовку с помощью трезубца, в одном торце заготовке делают неглубокий (4-6 мм) диаметральный запил ножовкой для трезубца. Трезубец вводят левого торца заготовки. Правый конец заготовки поддерживают центром задней бабки. При этом центр задней бабки смазывают солидолом, чтобы не допустить перегрева древесины, который затем поджимаю задней бабкой. Ось заготовки должна располагаться по линии центров станка.
После закрепления заготовки ученикам демонстрирую установку подручника, показываю способ проверки правильности установки заготовки проворачиванием ее от руки. Верхняя опорная линейка должна располагаться по лини центров или на 1-3 мм выше ее. Зазор между заготовкой и подручником равен 2-3 мм. По мере обработке заготовки подручник перемещают.
Учащимся показываю резцы – для чернового и чистового точения. В практике черновой резец называют полукруглой стамеской (рейером), чистовой стамеской (майселем). Термин “рейер” происходит от голландского слова, означающего в переводе “перемещаться, передвигаться”. “Майсель” – немецкого происхождения, переводится как “вырезать, высекать”. Объясняю, что сконструированы резцы на основе принципа клина, все они имеют определенный угол заточки. Особенностью обдирочных резцов является полукруглая форма с фаской. Чистовые имеют фаски с двух сторон, благодаря чему образуется угол заострения. Эти резцы служат для обточки цилиндрических и фасонных поверхностей. При этом режущая кромка косой стамески располагается под углом 40о к оси центров. Угол резания (угол между вертикальной плоскостью и верхней гранью стамески) равен 35-60о. Кроме того, чистовыми резцами выполняется подрезание торцов и уступов, отрезание и вытачивание канавок. Для обточки фасонных поверхностей применяют также профильные (фасонные) резцы.
В ходе объяснения приемов работ демонстрирую рабочую позу, хватку инструмента и приемы точения цилиндрической поверхностей. При этом обращаю внимание на выполнение правил охраны труда. Напоминаю некоторые из них:
- Строго соблюдать прием работы резцом (хватка резца, расположение их на подручнике , приемы перемещения резцов в процессе точения).
- Перед включением станка убедитесь, что он исправен и имеет защитный кожух, а инструмент хорошо заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
- Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков, правильно и прочно закреплена на станке.
- Работать надо в очках, в спецодежде, в головном уборе.
- Запрещается измерение заготовки на ходу станка, перемещение подручника и чистка станка.
Затем поясняю и показываю приемы грубой обработки цилиндрической поверхностей: полукруглую стамеску удерживаю правой рукой за рукоятку, а левой сверху плотно прижимаю к подручнику. В процессе точения сначала снимаю первую стружку толщиной 1-2 мм. При последующем точение резец перемещаю по заготовке в направлении слева направо и с права налево. При каждом проходе снимаю стружку толщиной 1-2 мм.
4. Практическая работа
После объяснения в присутствии учителя ученики выполняют упражнения по установке заготовки, ее креплению и пробному точению цилиндрической поверхности.
Во время точения деталей из древесины по чертежам ученики закрепляют умения по чтению чертежей и по анализу элементов конструкции изделия. Чтение деталей ведут в следующей последовательности:
- Чтение надписей чертежа.
- Определение общей формы детали.
- Определение формы элементов детали и ее размеров.
5. Текущий инструктаж отдельно нуждающихся учеников.
Обнаруженные ошибки учеников во время точения тут же исправляются. После этого разрешается точения заготовок до заданных размеров.
6. Уборка рабочих мест.
7. Подведение итогов урока
- сообщаю о достижение целей урока;
- делаю анализ допущенных ошибок;
- оцениваю результаты труда учащихся на уроке;
- выставляю отметки в классный журнал и в дневники учащихся.
- чему научились? где пригодится в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 6 классе. Тема урока «Нравственная проблематика в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Урок для 6-го класса по литературе...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...
Конспект урока по технологии 6 класс. Тема урока: « Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами »
Материал содержит методическую разработку урока по технологии в 6 классе.Тема "Изготовление цилиндрических деталей ручными инструментами"....
Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему
Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...