Интегрированное мероприятие "Крылатые цветы"
учебно-методический материал по технологии (6 класс) по теме
Материал о бабочках, занесённых в Красную книгу Саратовской области
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок "Крылатые цветы" | 830.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «КРЫЛАТЫЕ ЦВЕТЫ»
Интегрированный урок для 6 класса (библиотечный урок + урок технологии)
Автор: Головчанская Г.А., учитель технологии МБОУ «СОШ п. Коминтерн», Крекова А.М., библиотекарь МБОУ «СОШ п. Коминтерн»
Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; презентация к уроку; презентация о бабочках, занесённых в Красную книгу Саратовской области; выставка книг «Учись любить и беречь нашу планету», презентация – технологическая карта с этапами изготовления бабочек из пластиковой бутылки; рабочие материалы для каждого ученика(проволока, бусины, ножницы, заготовки бабочек); музыкальный диск; стенд – плакат «Планета бабочек».
Цели: Воспитывать любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, развивать любознательность и формировать лучшие стороны характера – доброту, мягкость;
Задачи:
1. Библиотечного урока:
- Познакомить учащихся с отрядом чешуекрылых, с видами, занесёнными в Красную книгу Саратовской области.
- Обсудить проблему влияния деятельности человека на численность некоторых видов чешуекрылых.
2. Урока технологии
- Формировать и отрабатывать умения и навыки по созданию изделий из пластиковых бутылок.
- Развивать эстетический вкус, аккуратность при выполнении работ, терпеливость и трудолюбие.
3. Общие:
- Воспитывать бережное отношение к природе, любви к окружающему миру и её красоте, гордости за свой труд.
Эпиграф к уроку: (Слайд 1)
«Даже в грезах своих человек не может вообразить ничего прекрасней природы»
Ж.Б.Ламарк
Ход урока:
- Постановка цели. Актуализация знаний.
- Ребята, отгадав загадку, вы определите тему нашего урока.
На цветке живет,
Пьет цветочный сок.
То взлетит, то крылья сложит,
То расправит их... Похожа
На порхающий цветок
В летний солнечный денёк.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел.
(Ответы детей)
- Наш сегодняшний урок посвящён бабочкам. (Слайд 2)
- Изучение нового материала (Слайд 3,4)
Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние недаром называли их летающими цветами - до того они красивы. Много легенд и сказаний у разных народов мира связано с этими небесными созданиями. В Японии считают, что увидеть бабочку у себя в доме - к счастью: бабочки символизируют все самое лучшее в жизни человека, а пара бабочек означает семейное счастье.
Во многих странах бабочка - это символ любви, счастья и благополучия. Считается, что исполнится самое заветное желание, если подержав бабочку в руке, отпустить ее на волю (к небесам).
(Слайд 5) Стихи в исполнении обучающихся
***
Афанасий Фет
Ты прав - одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась,
И вот - дышу.
***
На поляне у реки жили-были мотыльки.
Братья разноцветные, как фантики конфетные!
А второй - небесно-синий в белых брызгах, будто иней.
Первый - красный, как рябина, словно капелька рубина.
Третий - жёлтый, как лимон, светом солнца окрылён.
А четвёртый - белоснежный, лепесток ромашки нежный.
В синих точках брат шестой, Бело-красно-золотой.
А седьмой - совсем лиловый, лишь с полоской бирюзовой.
Брат восьмой - чуть-чуть зелёный, словно океан солёный.
А девятый - в белых точках, красных ромбах и кружочках.
Пёстрый весь, как конфетти брат десятый, к нам лети!
(Слайд 6)
Бабочки издавна привлекали внимание человека. Мало того, что их, без сомнения, можно считать самыми красивыми насекомыми, так они еще и проходят стадию трансформации, превращаясь из гусеницы в обворожительное крылатое существо.
Бабочки - это крупная группа насекомых, которую можно найти повсеместно в любом регионе мира. Вместе с мотыльками они составляют отряд Чешуекрылые. Существует около 12 семейств бабочек. Размах крыльев наибольшей бабочки - 30 см; наименьших - 2 мм. Такого разнообразия масштабов в пределах одного отряда нет в других классах животных.
Многие взрослые мотыльки и бабочки питаются нектаром, который они высасывают из цветов. Как и мотыльки, бабочки имеют удлиненные сосущие рты и две пару крыльев, функционирующих как одна пара. Крылья их покрыты чешуйками, которые стряхиваются в виде пыли, если к бабочке прикоснуться.
(Слайд 7)
Бабочки стали приносить людям пользу около 7000 лет назад. Если говорить о пользе чешуекрылых насекомых, вспомним, что они - лучшие опылители растений. В процессе питания они переносят пыльцу с одного цветка на другой – таким образом, многие растения зависят от мотыльков и бабочек в плане опыления. В течение многих тысячелетий в Китае разводят бабочку «тутовый шелкопряд» для получения шёлка. Долгое время под страхом смертной казни удавалось сохранять тайну получения шёлка, который в других странах ценился на вес золота. Однако шёлк не единственный дар тутового шелкопряда людям: из его куколок сравнительно недавно начали выделять масло, используемое как лекарство для лечения рака. Неповторимые узоры крыльев ряда бабочек используются художниками для создания рисунка тканей. Крылья некоторых тропических видов применяют в ювелирном деле.
Гусеницы бабочек, питающиеся исключительно сорняками, могут использоваться для биологической борьбы с вредными растениями. Есть враги среди бабочек и у кустарника коки, из листьев которого готовят наркотики.
(Слайд 8)
Яркие бабочки имеют большое эстетическое значение. Трудно представить наш мир без этих прекрасных насекомых, само существование которых делает человеческую жизнь красивее и разнообразнее.
(Слайд 9)
На всех стадиях жизненного цикла бабочкам угрожает опасность. Очень сильно на численность бабочек влияет деятельность человека. Нарушая естественный ландшафт, он неосознанно вмешивается в жизнь бабочек. Потеряв подходящее место обитания, многие виды уже исчезли или стали настолько малочисленными, что нуждаются в охране. Также большую роль играет изменение экологии во всем мире. Немало бабочек гибнет от инсектицидов (веществ, используемых для уничтожения вредных насекомых), особенно при неправильном применении.
- Возникало ли у вас желание поймать какую-нибудь бабочку для себя? (ответы детей)
(Слайд 10)
Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Увидев красивую бабочку, многие люди стараются поймать её - погубить красивое существо. При этом ловим, и не задумываемся о том, что нарушаем закон природы. Мы, люди, - дети Природы. И беды природы – это, прежде всего наши беды. Учёные мира давно уже предупреждают об опасности гибели всего живого на земле.
(Слайд 11)
Много лет существует Красная книга мира. Учёные нашей Саратовской области не остаются в стороне от борьбы за сохранение всего живого на земле. Они создали «Красную книгу Саратовской области».
Красный цвет книги – запрещающий цвет. Стоп! Остановись! Дальше так нельзя!
В Красную книгу записано 72 вида насекомых, из них – 50 бабочки.
Вдумайтесь… Это очень много для нашей области!
(Слайд 12)
- Презентация о бабочках, занесённых в Красную книгу Саратовской области.
А теперь предлагаем вам познакомиться с некоторыми видами бабочек, занесённых в Красную книгу Саратовской области.
(обучающиеся выступают с сообщениями о бабочках, занесённых в Красную книгу Саратовской области. Сообщение сопровождается показом презентаций)
(Слайд 13)
- Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – притихла и присела…
На четыре - улетела.
(Слайд 14)
- Изготовление бабочки из пластиковой бутылки (технология)
По разнообразию окраски бабочкам нет конкурентов. На прошлом уроке мы постарались перенести эту разнообразную окраску бабочкам, которых мы сделали совсем из неприглядного материала – пластиковой бутылки. Давайте вспомним, что мы делали на уроке. (презентация – технологическая карта).
Сегодня на уроке мы продолжим работу. Нам с вами предстоит собрать тельце бабочки. Для этого нам понадобится проволока и бусинки. Из проволоки сделаем основу - скелет, на которую будем нанизать бусины разных размеров для тельца, закрепим их на тельце бабочки. Разделим остаток проволоки на две части – сформируем усики. Наша бабочка готова.
Бабочка готова.
(Слайд 15)
- Релаксация.
(Учитель включает музыку)
А теперь я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе летнее утро, яркое солнце на голубом небе. Перед Вами - поляна, на которой цветут цветы. И стоит хлопнуть в ладоши, как все цветы взвиваются в небо. Этими цветами оказываются бабочки, которые порхают в лучах летнего солнца, вызывая в нашей душе чувство радости от любования их удивительной красотой и разнообразием.
- Откройте глаза. Правда, очень красивая картина!(вносится плакат с изображением поляны)
- Вот и мы в память об этом уроке изобразили такую картину. Но как бы ни была она красива, здесь кого – то не хватает. Кого? (На ней не хватает бабочек).
- А теперь возьмите своих бабочек и прикрепите их на понравившийся вам цветок.
- Вам нравится?
- Очень красиво.
- А как же сохранить эту красоту для будущего поколения? (Правила поведения в природе)
(Слайд 16)
- Подведение итогов
- А закончить наше мероприятие хочется стихотворением, которое нам прочтут ребята.
1 чтец: Хочу, чтоб в мире было много света,
Хочу, чтоб в мире было много лета,
В котором – солнце, птичьи голоса,
И на траве – зелёная роса.
2 чтец: Хочу, чтоб в мире было меньше плача,
А больше смеха, радости, удачи!
3 чтец: Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер с лугом.
Давайте, люди, любить планету,
Во всей Вселенной
Похожей нет.
4 чтец: Ты, дружок, смотри не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай,
Не обижать ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка.
Люби цветы, леса, простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок биологии и русского языка " Эти " летающие " цветы - бабочки".
Интегрированный урок биологии и русского языка с использованием ИКТ...
Интегрированный урок русского языка и биологии " Причастный оборот . Эти "летающие" цветы - бабочки".
Интегрированный урок в 7 классе русского языка и биологиис использованием ИКТ...
Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....
Занятие интегрированного элективного курса "Словом, цветом, звуком..." ("Обед довольно прихотливый" по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")
Занятие интегрированного элективного курса посвящено анализу "кулинарных" глав романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....
Интегрированный бинарный урок «В жертву остальным цветам голубого не отдам» (исследование цвета в русском и английском языках)
Интегрированный бинарный урок «В жертву остальным цветам голубого не отдам» (исследование цвета в русском и английском языках)...
Интегрированный урок по изобразительному искусству и психологии с элементами арт-терапии на тему: "СТРАНА ЦВЕТА.ИЗОБРАЖЕНИЕ РАДУГИ."
Урок проводился совместно с психологом нашей школы Ермаковой Мариной Юрьевной в 4 классе.В статье раскрываются возможности проведения интегрированных уроков изобразительного искусства и психологии в к...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности. Тема: «Весенние цветы»
Интеграционная непосредственно образовательная деятельность по развитию зрительного восприятия во II младшей группе по теме "Весенние цветы". Цель: Закрепление и обобщение знаний детей о весеннем...