Урок технологии в 5 классе "Мастерская шляпы"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Маричева Алла Валерьевна

Урок проводился в 5 классе по теме "Мастерская шляпы". В содержании урока дана информация о шляпах, их видах, этикете ношения шляпы. В практической части урока дети создают свои шляпы, придумывают им название, говорят, где и в какой ситуации можно носить эти шляпы. Урок сопровождается яркой презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Больше – Желтоуховская школа»

Кировского р-на, Калужской области, д. Малая Песочня

Конспект урока  

технологии:

«Мастерская шляпы»

               

                                                                                           Учитель технологии:

                                                                                               Маричева А.В.

Киров 2010г.

Тема: Мастерская шляпы.

Цели: дать представление об использовании разных материалов в отделке шляп; формирование умения создания эскизов одежды; познакомить с профессиями дизайнера и модели; развитие творческого мышления; воспитание эстетического вкуса;  провести мини – конкурс «Стильная шляпка».

Оборудование:

Для учителя – презентация, образцы фурнитуры: кусочки меха, шнурки, ленты, бисер; для участниц и победительниц конкурса приготовить грамоты;

Для учащихся – тетради, принадлежности для шитья, детали для украшения.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Веселый прозвенел звонок

Мы начинаем наш урок.

У нас сегодня не совсем обычный урок, у нас присутствуют гости. Поприветствуем наших гостей…

А сейчас подойдите к доске и выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок…

Садитесь.

  1. Постановка задачи.

Задание урока хотите вы узнать?

Для этого загадку надо отгадать.

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля?

                                  (шляпа)

(слайд 1)

Да, наш сегодняшний урок посвящен этому удивительному головному убору. Сегодня на уроке каждый из вас попробует себя в роли модельера и  создаст свою шляпу. Тема нашего урока: «Мастерская шляпы».

  1. Беседа.

 -1- Знаете ли вы когда появились шляпы?

(слайд 2)

История шляпы в России насчитывает 300 лет. На рубеже XVI–XVIII вв.  в быт вошли шляпы и шляпки. Собственно, женские шляпки вошли в моду лишь во второй половине XVIII столетия.

Самая знаменитая женская шляпка той эпохи носила название «Памела». Она была украшена полевыми цветами и колосьями. Высота и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде на протяжении полутора веков, вплоть до конца XIX столетия.

-2- Как вы думаете шляпа только женский головной убор?

          Можно предположить, что шляпа – чисто женский головной убор. Но на самом деле это не так. Я хочу раскрыть вам всем один секрет. Шляпа – предмет, предназначенный сначала только  для мужчин. Именно мужчины первыми начали щеголять в шляпах. Но скоро женщины поняли, что этот предмет туалета достоин попасть и в дамский гардероб. Шляпа сохраняла голову в тепле и придавала женскому облику загадочность и таинственность.

 Шляпа, означала сословную принадлежность человека. В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы подчеркнуть свою причастность к иной культуре. Женская шляпка свидетельствовала о том, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и в театр, на бал или прогулку выберут именно ту шляпку, которая соответствует случаю...


-3- Можно ли поголовным уборам определить статус человека?

(слайд 3)

На протяжении многих эпох шляпа играла важную роль в определении статуса человека, его положения в обществе. Выбор головного убора шляпы, степень его экстравагантности говорили об оригинальности вкуса, смелости и неординарности человека, который ее носит, о его принадлежности к светскому обществу, кругу художественной богемы или же, наоборот, - к низшим, беднейшим сословиям.

В Средние века шляпы становятся в первую очередь украшением или даже предметом роскоши. Люди украшают шляпы перьями, мехами, лентами и драгоценными камнями

Другие головные уборы являлись символами государственной и церковной власти, академических и государственных должностей.

 -4-Что такое фетровая шляпа?

Посмотрите, что зто за материал и откуда пошли фетровые шляпы. (слайд 4)

 Оказывается, на Руси крестьяне издавна носили треугольные колпаки, которые, как и валенки, валяли из овечьей шерсти. Этот головной убор шляпа назывался гречневик: формовали его на горшке, в котором варилась гречневая каша.

Под влиянием европейской культуры колпак со временем приобретал более благородные формы. При Екатерине, зародился и получил особый размах промысел по изготовлению фетра уже не из грубой овечьей шерсти, а из кроличьего и заячьего пуха.

Поначалу создавали фетровые шляпы вручную. В тридцатые годы начали выпускать фетровые шляпы промышленным способом.

Шапки из фетра — тонкие, плотные, легкие, нежные. Они легко восстанавливают форму не зависимо от погодных условий, в которых побывали.

_-5-Какие вы знаете традиции связанные с головным убором на Руси?

(слайд 5)

В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники, «сороки», разнообразные повязки и венцы.

        Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.

-6-Подумайте в современном мире, где бы вы смогли использовать шляпы?

(слайд 6, 7)

На новогодних праздниках, карнавалах.

-6- Что такое этикет?

(правила использования, применения чего-либо) 

(слайд 8)

Речь идет и о правильном выборе шляп для своего гардероба.

-7-Существует огромное многообразие шляп. Как же вам выбрать нужную вам модель?

(слайд 9)

------------

(слайд 10)
Выбрать самый супермодный головной убор – это только полдела! Теперь нужно убедиться, что эта модель гармонирует с вашей прической и гардеробом, подходит к вашему типу лица и росту. Одним словом, по мнению стилистов, грамотный выбор такой несерьезной вещи, как шляпка – это целое искусство!

-8-Головной убор и имидж.

(слайд 11)

Испокон веков головной убор для женщины значил очень много, и постепенно простенькие уборы превратились в настоящие произведения искусства.

-9-Законы подбора шляпы (4):

(слайд 11)

-10-Необычные шляпы.

(слайд 12)

Шляпные мастера изобретали совсем необычные шляпы, чтобы порадовать модниц.

-11-посмотрите на слайд и ответе, что такое декорирование?

(слайд 13)

Декорируют их плюмажем (пучками перьев), мехом, лентами и драгоценностями.

 -12-Обратим внимание на цветовую гамму.

 (слайд 14)

- как вы думаете, имеет ли значение выбор цвета?

- да, верно, цвет играет большую роль в создании модели, влияет на ее стиль и назначение. Бывают родственные цвета и контрастные. Контрастным цветом можно подчеркнуть важную деталь украшения. А родственным цветом создают богатую палитру.

- не забывайте при создание своей модели.

4.Физкультминутка.

Немного взбодримся перед работой. Встали.

                    ***

      Распрямились, потянулись

     А теперь назад прогнулись.

     Спину тоже разминаем,

     Взад – вперед ее сгибаем

     Поворот за поворотом,

     То к окну а то к стене,

     Выполняли упражненье

     Чтобы отдых дать спине.

     Отдохнули мы чудесно

     И пора за парты сесть нам.

5. Выполнение эскиза украшения.

Чтобы вам было легче представить будущие украшения вашей поделки, попробуйте сначала нарисовать ее эскиз на листе бумаги, как это делают настоящие модельеры. Возможно, карандашное изображение поможет собрать все детали в единый ансамбль. Не бойтесь экспериментировать!

Самостоятельная работа учащихся.

 

6. Техника безопасности

1. Проверти, чтобы волосы были убраны под косынку.

2. Иголки и булавки не валялись на партах, вы должны знать их количество.

3. Нельзя вкалывать их в одежду.

4.Нивкоем случае не брать их в рот.

5.Ножницы кладутся на стол сомкнутыми, остриями от себя.

6.Руки должны быть чистыми и сухими.

7. В случае травмы незамедлительно сообщить учителю.

7. Украшение шляпы.

(слайд 15)

Теперь вам предстоит самое интересное – преобразить ваши шляпки с помощью декоративных элементов. Сначала пришейте к шляпам более крупные детали, а затем более мелкие – бусинки подвески.  

                  ***

       - Мы работу начинаем,

        Аккуратно выполняем,

        Фантазируем, творим

        И без дела не сидим.

Самостоятельная работа учащихся

- закончили работу и убрали свое рабочее место.

8. Техника безопасности

1. проверти, и пересчитайте наличие иголок.

2. Ножницы должны лежатьна стол сомкнутыми, остриями от себя.

9.Физкультминутка.

Отдых глазам.

(Слайды 16).

10. Конкурс «Стильная шляпка».

(слайд 17)

У вас у всех получились замечательные модели. Они все разные. Давайте их оценим. Я предлагаю вам попробовать себя в роли моделей и продемонстрировать их нам. Вставайте по одной и рассказывайте:

- какая шляпа получилась?                                

- какое бы название вы ей дали?

- куда бы вы в ней пошли?

- что в ней необычного?

- что получилось, как вы задумали, а что не очень?                                     

Перед тем как подвести итоги, я хочу пожелать, чтобы в жизни каждой из вас было много разнообразных шляп и шапочек. Вы сами смогли убедиться, что шляпа – прелестный атрибут женского гардероба. Но она должна соответствовать возрасту и характеру хозяйки. В идеале, конечно, для каждого костюма или пальто надо иметь отдельную шляпку, так же как и пара перчаток.

11. Подведение итогов

(слайд 18)

- выставление оценок

Вы сегодня замечательно поработали. У всех получились яркие и оригинальные шляпы. У нас сегодня необычный урок,  вы не ученики, вы настоящие модельеры. Посмотрим, на какой балл вы выполнили работу. Внимание, волшебная кисть нам в этом поможет.

12. Домашнее задание

- дома я попрошу вас выполнить эскиз модели одежды, к которой вы надели бы вашу шляпу.

-на этом наш урок подходит к концу. Но не забывайте что для прекрасного внешнего вида мало красивой одежды.  На последующих уроках мы поговорим о гигиене девушки.

13. Рефлексия                                    

Дети

Спасибо, мне тоже очень понравился наш урок. Вы прекрасно работали.

(слайд)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»

Сценарий урока по методу «Шесть шляп мышления»:"Уроки жизни" в сказке А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". 5-й классСказка – ложь, да в ней намё...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""

Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...

Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»

Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...

Методическая разработка урока технологии «Что такое «технология». Классификация производств и технологий» 5 класс

Тип урока-урок открытого нового знанияЦель - способствовать формированию первоначальных представлений о понятии "технология" и видах производства...