Урок для 5 класса из раздела "Машиноведение"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Сценарий урока технологии для 5 класса с использованием ИКТ, разумной и необходимой интеграции с другими предметами, который позволяет создать атмосферу сотрудничества и увлеченности при освоении темы раздела «Машиноведение». На занятии учащиеся сначала погружаются в мир истории создания швейной машины, затем становятся участниками сказки, путешествия по единственно правильному пути при заправке верхней нитки в швейную машину. Урок заканчивается тестами по закреплению изученного материала и упражнениями по овладению навыками подготовки швейной машины к работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок для 5 класса из раздела машиноведение | 31.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Мензелинска
План-конспект
компетентностно-ориентированного урока
по технологии
(обслуживающий труд) в 5 классе
Тема урока: «Подготовка швейной машины к работе»
Учитель технологии
МБОУ «СОШ №2»
Петрова
Светлана Сергеевна
г. Мензелинск
2012 г.
Тема урока «Подготовка швейной машины к работе»
Цели:
Образовательная
- Познакомить с правилами заправки верхней и нижней нити, устройством шпульного колпачка;
- Ознакомить с правилами ТБ при работе со швейной машиной
- Научить заправлять верхнюю и нижнюю нити
Развивающая
- Развивать у обучающихся умение организовывать работу в группах (парах сменного состава), умение анализировать, ставить себе и другим оценки
- Продолжать развитие моторики пальцев рук
Воспитательная
- Воспитывать аккуратность
- Возбудить интерес к работе на швейной машине
- Убедить в значимости приобретенных знаний
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный (беседа), наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых приемов), практический (упражнения по выполненю приемов заправки нитей в швейной машине)
Форма работы: фронтальная, работа в парах
Оборудование: швейная машина, шпульный колпачок, шпулька, нитки, ножницы, лоскуток ткани, иглы в игольнице
Дидактические средства: Экран, проектор, компьютер с презентацией
Структура урока
І. Организационный момент......................................................................................................1 мин
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся............................................................8 мин
ІІІ. Изучение нового материала……….....................................................................................30 мин
- Мотивация учебной деятельности.
- Устройство машинной иглы.
- Последовательность заправки верхней нитки (с практическим закреплением).
- Устройство шпульного колпачка.
- Последовательность заправки нижней нитки (с практическим закреплением).
IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся...............................................................3 мин
V. Итоги урока............................................................................................................................2 мин
VI. Домашнее задание...............................................................................................................1 мин
Ход урока
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-тренинг. Во время работы мы будем тренировать логическую и зрительную память, пальцы рук, умение коллективно работать.
ІІ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Мини-тренинг.
- Отгадайте, о чем говорится в загадке:
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
- Конечно же, это швейная машина, с которой вы познакомились на прошлом уроке.
История:
Швейная машина – это устройство, выполняющее механические движения сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий. Первую швейную машину изобрел немецкий профессор Вальтер в 1755 году.
Главным достоинством швейной машины являются скорость шитья и возможность поставить швейное производство на поток. Швейные машины стали основным технологическим оборудованием при изготовлении одежды.
Современные швейные машины могут: (работа с наглядностями)
- автоматически присбаривать ткань,
- обрабатывать петли,
- выполнять около 47 стежков и 30 типов строчек,
- прошивать кожу и различные виды тканей от батиста до драпа, вышивать.
- в них возможна установка двойной иглы для шитья сразу двумя (даже разноцветными) нитками
Вопросы:
- Есть ли у вас дома швейная машина?
- Как она приводится в движение? (ручным приводом, ножным приводом, электрическим приводом)
- Для чего, по вашему мнению, человек изобрел машину?
- Легко ли на ней работать?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы машина работала?
Чтобы шить на машине, необходимо с ней правильно обращаться: быть аккуратным, уметь смазывать и налаживать машину. Также необходимо правильно заправлять швейную машину. Сегодня мы с вами познакомимся с порядком заправки верхней и нижней нитей в швейной машине, а на практической работе вы научитесь заправлять и верхнюю и нижнюю нити.
Все ли помнят правила безопасной работы на швейной машине?
Повторим правила, играя в «светофор» (при ответе на высказывание: не согласен – поднимаем красный круг, сомневаюсь - желтый, все правильно - зеленый)
1. Машину с ручным приводом ставят на край стола (на расстоянии
5…10 см. от переднего края).
2.Перед началом работы одеть рабочую одежду.
3.Ткань не тянуть и не подталкивать ее под лапку во время шитья.
4.Посторонние предметы на платформе машины работе не мешают (убрать с машины посторонние предметы)
Раздаю карточки с правилами ТБ.
- Повторим устройство швейной машины при помощи кроссворда, который лежит у вас на столе. Работая в паре, быстро, отгадайте выделенное слово. (В течение 1 мин. звучит музыка, ученицы работают с кроссвордом. Девочки, отгадавшие слово первыми, получают бонус к своей оценке в конце урока. Все составные части, зашифрованные в кроссворде, ученицы должны показать на швейной машине).
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Мотивация учебной деятельности.
- Запишите тему урока в тетрадь.
- Чтобы выглядеть красиво и модно одеваться нужно уметь выбирать качественный товар в магазине или самому шить одежду. Когда умеешь шить сам, всегда можно выглядеть не как все.
Видеопоказ моделей, изготовленных старшеклассницами.
И в первом и во втором случаях необходимо иметь представление о технологии изготовления одежды и о качестве швейных работ. Любое швейное изделие должно выглядеть опрятно с лицевой и изнаночной стороны, т.е. все строчки должны быть выполнены очень аккуратно. Строчка получается в результате переплетения двух нитей – верхней и нижней. А для образования любого стежка что необходимо?
2. Устройство машинной иглы.
Вспомните загадку:
Держится подружка
За мое ушко,
По тропинке одной
Все торопится за мной.
Рассмотрим машинные иглы, которые находятся на ваших столах в игольницах и сравним их с ручной. Чем они отличаются?
Машинная игла состоит из колбы, которую закрепляют в игловодителе, лезвия с острием на конце, ушко, в которое заправляют нитку. Вдоль лезвия иглы проходят два желобка – длинный и короткий. Длинный желобок оберегает нитку от перетирания во время прохождения ее сквозь ткань. Короткий желобок предназначен для образования петли из верхней нитки.
Машинные иглы бывают разной толщины. В зависимости от толщины игла имеет соответствующий номер, который указывается на колбе. Чем больше номер, тем толще игла. Иглу и нитку подбирают в зависимости от толщины ткани, которую используют.
3. Последовательность заправки верхней нитки (с практическим закреплением).
Для работы на швейной машине нужно уметь заправлять верхнюю и нижнюю нитки в определенной последовательности. Неточность в заправке ниток приводит к неполадкам в работе машины.
На ваших столах лежат необычные инструкции по заправке ниток. Смотрите на них и слушайте внимательно. Чтобы лучше запомнить последовательность заправки верхней нити послушайте сказку, которая называется
«Приключения Любопытной Маши»
В некотором царстве, в школьном государстве жили-были Умелые ручки. Однажды им попался моток ниток и ручки, недолго думая, сделали из него куклу, которую подарили кабинету труда. Днем кукла спокойно сидела на полке под стеклом, а ночью отправлялась в путешествие по кабинету. Она была очень любопытная и совала свой нос во все уголки. Поэтому жители кабинета прозвали ее Любопытной Машей.
Швейные машины долго стояли закрытыми, но как-то учительница их раскрыла и ушла домой. Варвара быстро спрыгнула с полки и помчалась рассматривать новое чудо. Вначале она забралась на стул, потом на платформу, затем залезла на рукав машины и здесь увидела катушку ниток, от которой куда-то ниточка тянулась. Вспомнила Маша, что в сказках всегда ниточка от клубочка тянется и дорогу показывает. Решила она посмотреть, куда же ведет ниточка и пошла за ней.
Давайте же и мы сядем за швейные машины и проследим за путешествием Маши. (дети переходят к швейным машинам, берут с собой инструкционные карты и по ним начинают заправлять верхнюю нить в ходе рассказа учителя)
Пошла Маша по рукаву машины и видит у самого края милиционер стоит. Вспомнила она поговорку «Язык до Киева доведет» и спросила дорогу. Милиционер, которого звали «Нитенаправитель» дорогу и показал. Стала девочка по ниточке вниз спускаться и застряла. Придавили ее с двух сторон шайбы регулятора натяжения верхней нити. Трудно выбраться Маше, да ничего, она девочка трудолюбивая, настойчивая. Выбралась и стала продвигаться вперед. Только прошла немного и хотела отдохнуть, да не тут-то было. Кто-то вдруг потянул ее вверх, да так быстро, что и не заметила, как очутилась в ушке нитепритягивателя. Посмотрела вниз, страшно ей стало. Да делать нечего: взялся за дело – доводи до конца. И стала она спускаться. И тут, откуда ни возьмись, опять милиционер, да не один, а целых два и оба ей дорогу показывают. Добралась она к ушку иглы. Смотрит Маша: вот он – конец нитки!
Ребята, а как вы думаете, можно по-другому заправить верхнюю нить?
Конечно - нет! А почему?
Пример из математики;
Пример из природоведения..
А теперь запишите в тетради последовательность заправки верхней нитки:
(можно раздать карточки)
- Катушечный стержень.
- Нитенаправитель.
- Регулятор натяжения верхней нитки.
- Компенсационная пружина.
- Нитепритягиватель.
- Нитенаправитель.
- Нитенаправитель.
- Игла.
Проверьте правильность заправки.
А сейчас давайте поиграем и закрепим в памяти ЕДИНСТВЕННЫЙ путь верхней нити.
Мы с вами побудем немного в роли деталек машины.
(Ролевая игра)
Чтобы получилась качественная строчка, нам нужно уметь правильно заправлять еще и нижнюю нить.
4. Устройство шпульного колпачка.
Для заправки нижней нитки в машину используют шпульный колпачок, в который вставляется шпулька с намотанной ниткой. Рассмотрим рисунок Колпачок состоит из пластинчатой пружины, которая крепится к корпусу винтом. Косая прорезь под пружиной служит для вывода нитки из шпульки наружу. Для установки шпульного колпачка в машину служит защелка. Установочный палец закрепляет шпульный колпачок в челночном устройстве.
5. Последовательность заправки нижней нитки (с практическим закреплением).
Возьмите вторую инструкцию и поэтапно повторяйте указания.
1. Пальцами правой руки возьмите шпульку так, чтобы нитка была намотана в направлении на себя. (Если шпульку установить наоборот, то во время шитья будет рваться нитка).
2. В левую руку взять шпульный колпачок так, чтобы установочный палец был вверху.
3. Установите шпульку в колпачок.
4. Нитку заведите в косую прорезь на корпусе.
5. Протяните нитку под пружину натяжения.
6. Выведите нитку в прорезь на конце пружины.
7. Установите иглу в крайнее верхнее положение.
8. Отодвиньте задвижную пластину и пальцами левой руки наденьте шпульный колпачок на центровой стержень так, чтобы установочный палец вошел в паз накладного кольца. Большим пальцем левой руки придавите колпачок до щелчка.
9. Закройте задвижную пластину.
10. Выведите нижнюю нитку вверх. Для этого левой рукой держите конец верхней нити, не натягивая ее. Вращайте правой рукой маховое колесо на себя, чтобы игла вошла в игольную пластину и вышла из нее. После этого левой рукой потяните нитку, и конец нижней нитки выйдет наверх.
11. Концы обеих ниток заведите за лапку.
12. Сложите ткань вдвое, подложите ее под лапку и проколите иглой.
Опустите лапку. Вращайте маховое колесо на себя. Выполните строчку.
13. Остановите машину, поднимите иглу и лапку, отведите ткань в сторону и обрежьте нитки, оставляя концы ниток 8…10 см.
14. Приведите машину в порядок.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Беседа.
- Из каких частей состоит машинная игла?
- Кто может рассказать последовательность заправки верхней нити?
- Как правильно установить шпульку в шпульный колпачок?
V. ИТОГИ УРОКА
Заправка ниток в швейную машину является одним из этапов подготовки ее к работе. Правильность и точность этих действий в значительной степени влияет на качество шитья.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить последовательность заправки верхней и нижней нитей
Повторить названия частей иглы.
Продолжить работу по изучению терминологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)
Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...