"Белая гладь"
элективный курс по технологии по теме

Мукасеева Татьяна Александровна

 

Данный элективный курс рассчитан на старшеклассниц, которые очень скоро, покинув родные школы, выйдут в большую самостоятельную жизнь, станут взрослыми и будут создавать свой неповторимый семейный уголок уюта и комфорта. А для этого как нельзя лучше подойдут изделия, выполненные в технике белая гладь. Именно этот вид рукоделия считается самым элегантным, благородным, аристократическим, изысканным. Ее использовали и используют для столового и постельного белья белого цвета, украшенной белой вышивкой «ришелье», которая возникла в Европе в 17 веке, а затем переместилась в Россию и стала очень популярной. Под ее названием объединяются всевозможные техники вышивки белыми нитками на белом тонком полотне. Это и ришелье, и гладь горошком, и выпуклая, и теневая гладь.

Цель программы – сформировать знания и умения по вышивке, которые пригодятся им в будущей жизни; обучить выполнению задания по образцу; научить самостоятельной оценке результатов работы; воспитать эстетические взгляды и интерес к культуре и искусству других народов; развить сенсорные и моторные навыки.

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний и формированию художественной культуры.

Заинтересует учениц и то, что техника ришелье названа именем герцога АРМАНА ЖАНА де ПЛЮССИ, более известного как кардинал Ришелье. Он знал и умел многое. Есть сведения о том, что он вышивал.

Несмотря на более слабое здоровье и хрупкое сложение он лихо держался в седле, а уж всевозможные ленты, кружева были его стихией.  Как известно, он много времени проводил в своей постели, принимая дипломатов и прелестных дам. Его узкое бледное лицо, с тонкими губами, видимо, еще более изыскано воспринимались на фоне паутины сетки вышивок.

Хитроумный политик и прирожденный интриган Ришелье, безусловно, напоминал паука, плетущего коварные сети.

Программа рассчитана на 17 часов, предназначена для учащихся 8-9 классов как дополнение к основному курсу технологии. Она направлена на расширение знаний учащихся.

Реализуется данная программа в следующей последовательности:

- вводная теоретическая установка учителя

- практическая деятельность учащихся

- самостоятельная творческая работа учащихся (выбранное изделие)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belaya_glad.docx255.82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа № 40»

УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом школы

протокол ______от________201__г.

Директор школы ____________ С.В.Баранов

ПРОГРАММА

элективного курса по вышивке

«Белая гладь»

Срок реализации: 1 год

рассчитана на учащихся 8-9 кл.

   Автор-составитель:

Мукасеева Татьяна Александровна

        учитель технологии

Саранск 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный элективный курс рассчитан на старшеклассниц, которые очень скоро, покинув родные школы, выйдут в большую самостоятельную жизнь, станут взрослыми и будут создавать свой неповторимый семейный уголок уюта и комфорта. А для этого как нельзя лучше подойдут изделия, выполненные в технике белая гладь. Именно этот вид рукоделия считается самым элегантным, благородным, аристократическим, изысканным. Ее использовали и используют для столового и постельного белья белого цвета, украшенной белой вышивкой «ришелье», которая возникла в Европе в 17 веке, а затем переместилась в Россию и стала очень популярной. Под ее названием объединяются всевозможные техники вышивки белыми нитками на белом тонком полотне. Это и ришелье, и гладь горошком, и выпуклая, и теневая гладь.

Цель программы – сформировать знания и умения по вышивке, которые пригодятся им в будущей жизни; обучить выполнению задания по образцу; научить самостоятельной оценке результатов работы; воспитать эстетические взгляды и интерес к культуре и искусству других народов; развить сенсорные и моторные навыки.

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний и формированию художественной культуры.

Заинтересует учениц и то, что техника ришелье названа именем герцога АРМАНА ЖАНА де ПЛЮССИ, более известного как кардинал Ришелье. Он знал и умел многое. Есть сведения о том, что он вышивал.

Несмотря на более слабое здоровье и хрупкое сложение он лихо держался в седле, а уж всевозможные ленты, кружева были его стихией.  Как известно, он много времени проводил в своей постели, принимая дипломатов и прелестных дам. Его узкое бледное лицо, с тонкими губами, видимо, еще более изыскано воспринимались на фоне паутины сетки вышивок.

Хитроумный политик и прирожденный интриган Ришелье, безусловно, напоминал паука, плетущего коварные сети.

Программа рассчитана на 17 часов, предназначена для учащихся 8-9 классов как дополнение к основному курсу технологии. Она направлена на расширение знаний учащихся.

Реализуется данная программа в следующей последовательности:

- вводная теоретическая установка учителя

- практическая деятельность учащихся

- самостоятельная творческая работа учащихся (выбранное изделие)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по содержанию и  проведению занятий

  1. Начните свои занятия с экскурсий в Музей Мордовской национальной культуры, арт-салон музейного комплекса ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»  «Сюлгамо», в Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им И.Д Воронина и другие музеи, где происходят выставки декоративно-прикладного искусства.
  2. Просмотрите журналы по рукоделию проанализируйте просмотренный материал и выберите нужные модели для занятий и выполнения самостоятельных работ: обратите внимание на разнообразные формы моделей: квадратные, круглые, овальные, и т. д.
  3. Проведите ретроспективный анализ ремесла этого вида рукоделия: журналы, книги по рукоделию, интернет и проследите историю развития и становления данного рукоделия в своем крае
  4. Применяйте на занятиях презентации учащихся с лучшими работами, используйте компьютерные технологии.
  5. Проводите выставки работ, выполненных учащимися с демонстрацией и последующим обсуждением понравившихся работ.
  6. Приглашайте на эти выставки учащихся школ, преподавателей и родителей.
  7. Практикуйте участие выполненных работ учениц в городских выставках и распродажах изделий.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Раздел

Темы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1. Знакомство с программой

2.История «белой глади»

3.Компьютерный урок

1

2.

Основные этапы подготовительных работ

1. Обзор рабочего материала

2. Способы копирования узора

3. Разработка собственных эскизов

1

3.

Техники и технологии основных элементов белой глади и  отработка навыков их выполнения

1. Основные технологические приемы работы. Освоение основных элементов белой глади:

- настил стежками «вперед иголку»;

- петельный стежок;

- стебельчатый стежок;

- обвивка;

-штопальный переплетный стежок;

- лангетный шов;

- фестоны ришелье;

- гладь горошком;

- простая гладь;

- выпуклая гладь.

0,5

3,5

4.

Проектная  деятельность

Анализ изученных техник, выбор техники исполнения работ и составление эскиза изделия:

-салфетки различных форм и размеров;

-скатерти (круглые, квадратные, и т.д.);

-наволочки;

-работа над изделием.

2

8

5.

Подведение итогов, итоговые мероприятия

Защита творческих проектов и выставка работ. Обсуждение изделий с родителями и детьми, обмен мнениями.

Создание фототеки выполненных работ. Подведение итогов.

1

Итого:

5,5

11,5

Тема 1. Вводное занятие

        Ознакомление с программой курса. Обзор сообщения из истории этого вида рукоделия. Просмотр слайдов «Белая гладь – элегантное украшение».
Демонстрация изделий.

Тема 2. Основные этапы подготовительных работ

Выбор материала – очень важный этап вышивки, требующий правильного сочетания узора, ткани и ниток, инструменты, ткани: льняные и х/б, смешанные и шелковые, бархат.

        Современные способы переноса рисунка на ткань. Изменение формата рисунка.

        Закрепление рабочей нитки на ткани.

Тема 3. Техники и технологии основных элементов белой глади и  отработка навыков их выполнения

- настил стежками «вперед иголку»;

- петельный стежок;

- стебельчатый стежок;

- обвивка;

- штопальный переплетный стежок;

- лангетный шов;

- фестоны ришелье;

- гладь горошком;

- простая гладь;

- выпуклая гладь.

Перенос рисунка на ткань.

Тема 4. Выбор понравившейся модели

        Применение всех освоенных приемов на практике. Выполнение выбранных работ: салфетки различных форм, скатерти, подушечки. Работы выбирают сами учащиеся.

Тема 5. Подведение итогов занятий

Организация выставки работ учащихся: обсуждение работ, оценка, обмен мнениями.

Подведение итогов занятий. Показ выставки учащихся школ, учителям, родителям.

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫШИВКИ

              1. Шов «вперед иголку»

           2.Стебельчатый шов

          3.Петельный шов

     4. Бриды

                             5. Прорезная гладь

             6. Простая гладь

         7.Выпуклая гладь

Приложение 2

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК

 

1. Поиграйте несколько секунд пальцами обеих рук на спинке стула, как на клавиатуре фортепиано. Затем положите руки на крышку стола и дотрагивайтесь до него сначала спереди, затем сбоку и сверху, т.е. сыграйте пальцами «утиный танец».

2. Поднимите руки вверх и потянитесь. Теперь обеими руками выкручивайте воображаемую лампочку из патрона. Вы почувствовали, как мышцы в области плеч расслабились?

3. Согните руки в локтях, ладони прижмите друг к другу. Теперь приподнимите руки вверх, т.е. кончиками пальцев к туловищу. Затем опустите их вниз, в направлении от туловища. Это очень хорошее упражнение для суставов рук.

4. Теперь, держа руки в таком же положении, широко разведите и снова сомкните пальцы.

5. Разводите поочередно отдельные пальцы или группу пальцев и снова смыкайте их. В результате напряжение в пальцах исчезнет.

6. Согните руки в локтях и сцепите пальцы в замок. С силой потяните руки в противоположном направлении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альбом по рукоделию  –  М.: «Внешсигма», 1995
  2. Ваш уютный дом  –  М.:  «АСТ – Пресс-книга», 2005
  3. Н.П.Качанова Фантазия и ваших рук творение.-Петрозаводск:Карелия,1997
  4. Журнал «Лена» .- 2004. -  №12
  5. Журнал «Лена» .- 2005. -  №8
  6. Светлана Коваленко: Белая гладь. Вышивка для постельного белья, блузок, сорочек, аксессуаров.-  М.: ЭКСМО,2007
  7. С.А. Попивщая  Искусство вышивки .-М.:ЭСКМО, 2004
  8. С.Ю. Ращупкина Белая гладь. Русские традиции.- М.: Рипол Классик, 2012
  9. Рукоделие : популярная энциклопедия. - М.:БРЭ, 1992
  10. Рукоделие «Стиль» - Санкт – Петербург, 1996
  11. В. Д Симоненко «Технология» – М. - ИЦ «Вентана-Граф , 2000
  12. Т.А.Терешкович  Уроки вышивания.- Минск: Хелтон, 2000
  13. Тротт Пэтт: альбом по рукоделию. Вышивка «Белая гладь».- М.: Кристина и К, 2002
  14. Энциклопедия рукоделия.- М.: НИОЛА-ПРЕСС, 1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по вышивке гладью.

Это пособие поможет вам освоить основные гладьевые швы...

открытый урок по технологии в 8 классе по теме "Вышивка гладью"

Урок с элементами театрализации: "...мы сегодня собрались с вами для того, чтобы поговорить о вышивке гладью, познакомиться с работами наших бабушек, узнать новое про вышивку и про проекты, загадать з...

Презентация "Вышивка. Художественная гладь".

Урок-презентация по теме: "Вышивка. Художественная гладь". 7 класс...

Презентация "Белая гладь"

Презентацию "Белая гладь" я использую на занятиях по машинной вышивке. Данную презентацию можно использовать на уроках технологии....

Тема:Цветовой тон. Двусторонняя гладь. Цветная художественная гладь

Цветовой тон. Двусторонняя гладь. Цветная художественная гладьЦель уроков: ознакомить учащихся с хроматическими и ахроматическими цветами, с теплыми и холодными цветами, с яркостью и насыщенностью цве...

«Атласная гладь и штриховая гладь».

Создать красивые подарки, сувениры в технике вышивки ткани, расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества....

Урок в 8 классе "Вышивка гладью", презентация "Вышивка гладью", инструкционная карта

Урок в 8 классе "ВЫшивка гладью", презентация, инструкционная карта...