Урок в 7 классе "Изготовление открытки в технике металлопластики"
план-конспект урока по технологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок в 7 «Б» классе.
Тема урока: «Изготовление открытки в технике металлопластики».
Учитель Юльметов Олег Тимурович.
Цели урока:
- Образовательная – научить детей приемам тиснения по фольге и правильному подбору инструментов.
- Развивающая – развивать кругозор, эстетический вкус, фантазию и творческое мышление, интерес к предмету.
- Воспитательная – воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за порученную работу, культуру общения, аккуратность, трудолюбие.
- Практическая – изготовление художественной открытки.
Тип урока: комбинированный.
Метод обучения: иллюстрированный рассказ, демонстрация приемов работы, практическая работа.
Оборудование и материалы: образцы тонколистового металла, скотч, давилки разной толщины, рабочие доски, заготовки фольги, ножницы, эскизы рисунков, наждачная бумага, компьютер с мультимедиа проектором.
Ход урока
I. Организационная часть
- Проверка готовности к уроку;
- Повторение пройденных тем;
Игра «Крестики - нолики».
Условия игры
• Ответить на 9 вопросов по ранее изученному материалу.
• Учащимся раздаются схемы на листочках:
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
• Если ученики дают утвердительный ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный -нолик.
• Схему с правильными ответами учитель чертит на доске, но показать ее можно только в конце игры, для проверки правильности выполнения задания.
Вопросы для игры:
- Резьба- это винтовая канавка на стержне или в отверстии. (да)
- Фрезерный станок служит для точения. (нет)
- Из инструментальной стали делают напильники, сверла, фрезы и токарные резцы. (да)
- После закалки твердость стали уменьшается. (нет)
- Болты и гайки, валы и оси точат на токарном станке. (да)
- Резьбу в отверстии нарезают напильником. (нет)
- Из конструкционной стали делают детали машин. (да)
- Резьбовые соединения нельзя разбирать. (нет)
- Метчик служит для нарезания резьбы в отверстии. (да)
Ответы в таблице
1 х | 2 о | 3 х |
4 о | 5 х | 6 о |
7 х | 8 о | 9 х |
- Сообщение темы и цели урока:
– Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из видов художественной обработки металла – тиснением по фольге. Видов художественной обработки много и некоторые из них вы знаете или слышали о них. Например – чеканка (слайд 1), литье (слайд 2), ковка (слайд 3), мозаика с металлическим контуром, ажурные изделия из проволоки (слайд 4) и другие виды обработки. Сегодня на уроке мы не только познакомимся со свойствами фольги, но и изготовим с вами методом тиснения – художественную открытку.
– Кто мне скажет, что такое тиснение? (Один из видов обработки металла.)
– Назовите виды художественной обработки? (Чеканка, литье и т.д.)
II. Теоретическая часть
– Фольга – это тонколистовой металл. Что еще относится к тонколистовому металлу? Правильно – жесть. Жесть (слайд 5) – тонкий листовой металл, толщиной до 0,5 мм. Какая бывает жесть? Бывает белая и черная. Белая отличается от черной тем, что ее покрывают тонким слоем олова. А что изготавливают из жести? (Банки, крышки, трубы и т.д.)
– А кто из вас любит шоколад? А ведь шоколад заворачивают в очень тонкий, толщиной до 0,01 мм. металл. Называется он – станиоль. (слайд 6) Из золотой станиоли изготавливают сусальное золото, которым покрывают купола церквей. (слайд 7)
– Сегодня же нас интересует фольга – тонкий, толщиной до 0,2 мм листовой металл. Применяется в радио и электропромышленности, для упаковки продуктов, изготовления крышек, банок для напитков и т.п.
– Фольга (слайд 8) (от латинского – folium – лист) получила широкое распространение в XIX веке, когда ее стали производить в больших количествах на заводах. До этого она была очень дорогой и применялась редко, поскольку металл плющили вручную молотками. Ее использовали для упаковки дорогих продуктов, а так же в технических и декоративных целях. Широкому распространению фольги, в декоративно– прикладном искусстве в конце XIX, начале XX веков, способствовала мода на металлические оклады для икон. (слайд 9) Для окладов использовали золото, серебро, медь, латунь. Ими покрывали иконы почти целиком, оставляя вырезы для рук и ликов.
В настоящее время для фольги используют тонкий листовой алюминий, медь латунь и прочие мягкие металлы. Рельефами из фольги украшают фотоальбомы, рамки для фотографий, шкатулки, точеные блюда и многое другое. Рельефное тиснение выполняют специальным инструментом – давилкой
Кто мне скажет что такое – жесть? Что изготавливают из жести? Чем отличается белая жесть от черной? Что такое – фольга? Для чего ее применяют? Чем покрывают купола церквей? Как называется инструмент для рельефного тиснения?
Сейчас мы посмотрим презентацию по чеканке.
III. Практическая часть
Вводный инструктаж:
Сегодня на уроке мы с вами будем делать художественную открытку.
Заготовками для работы нам послужат банки из–под напитков, с которыми мы обычно, что делаем? Правильно – выбрасываем. Рабочая доска из ДВП обклеена искусственной кожей. Давилки мы сделали сами. Все необходимое для работы имеется на ваших столах.
Теперь приступим к выполнению практической части нашего урока – изготовлению открытки.
Сейчас я объясню вам последовательность изготовления открытки, а затем вы приступите к самостоятельной работе. Работу начинают с эскиза изделия и проработки рисунка для тиснения. Это значит, что перед началом работы вы должны, четко представлять какое изделие вы хотели бы сделать и какой будет рисунок. На сегодняшнее занятие я приготовил для вас эскиз изделия (приложение 1) и рисунок (приложение 2) с которым вы будете работать. Всю последовательность выполнения операций вы увидите на экране (презентация). Так же у вас на рабочих местах находятся технологические карты (приложение 3) в которых описана последовательность выполняемых операций, суть которых в следующем:
– готовый рисунок с помощью скотча закрепляют на заготовке с лицевой стороны;
– давилкой выдавливают контуры рисунка;
– с помощью наждачной бумаги проявляют рисунок на внутренней стороне заготовки;
– применяя давилки различной толщины, производим тиснение (можно также нанести фон рисунка в виде точек, кругов, черточек и тп.);
– закрепляем открытку в рамке и лакируем.
Перед началом работы нам необходимо вспомнить правила безопасности (последний слайд ) при работе с ножницами и тонколистовым металлом. Фольга хоть и тонкий, но все же металл и о его края можно порезаться. Категорически запрещено использовать банки от аэрозолей и бытовых отравляющих веществ – дихлофоса, карбофоса, лака для волос и тому подобного. Ни в коем случае их нельзя разбирать и бросать в огонь!
Как вы думаете, почему нельзя разбирать банки от аэрозолей и почему их нельзя бросать в огонь?
И так инструменты готовы, заготовки и рисунки под рукой – приступаем к работе.
Текущий инструктаж:
Проводится по обходу рабочих мест и вызову учащихся.
Физкультминутка:
– Ребята, вы наверное немного устали? Давайте с вами прервемся и сделаем небольшую разминку. Отложите инструменты и встаньте возле своих рабочих мест.
- Для глаз: посмотрите налево, направо, вверх, вниз, на кончик своего носа, повращаем глазами по часовой стрелке и против;
- Для шеи: наклон головы влево, вправо, вперед, назад, вращение головой в одну сторону и в другую;
- Для плечевого пояса: руки на плечи – круговые движения плечами;
- Для кистей рук: круговые движения руками, сгибание – разгибание пальцев в кулак;
- Для мышц спины: потягивание с наклоном туловища назад и наклон вперед с касанием пальцами рук носков обуви;
- Для мышц ног: приседание 5–8 раз.
Теперь можно продолжить работу.
IV. Заключительная часть
- Проверка выполнения практической работы.
- Подведение итогов.
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое тиснение?
- Какой материал использовали для тиснения?
- Как называется инструмент для тиснения?
Заключительный инструктаж (показ лучших работ, ошибки и недостатки в работе).
Домашнее задание: совершенствование навыков тиснения.
Провести тиснение рисунка с символом года - змеёй.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Декоративная открытка в технике изонити"
Цель урока-научиться изготавливать декоративную открытку в технике изонити, используя метод проектов. В качестве приложений представлен текстовый документ "История открытки" и 2 презентации: "Схемы из...
Изготовление открытки в технике холодного батика. Призентация.
Призентация. Этапы технологического процесса при изготовлении открытки....
Поздравительная открытка в технике "Квиллинг"
Разработка занятия и презентация "Поздравительная открытка в технике "Квиллинг"....
Поздравительная открытка в технике "Изонить".
Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству "Поздравительная открытка в технике "ИЗОНИТЬ"...
Конспект урока тема: "Изготовление открытки в технике Айрис-фолдинг"
Цель: Расширить кругозор детей. Продолжить работу с цветной бумагой. Изучить технику радужного складывания в технике айрис - фолдинг.Метод обучения:1.словесный (устное изложение, анализ задания);2.наг...
технологическая карта урока Изготвление открытки в технике Линогравюра
Изготовление открытки в технике «линогравюра»...
Открытый урок "Изготовление объемной открытки в технике "Папертоль"
ДАнный урок предполагает развитие способностей обучающихся работать ножницами по изготовлению объемной открытки в технике "Папертоль"...