Использование игровых технологий и методик на уроках
методическая разработка по технологии по теме
Игра,как одно из условий повышения познавательной и творческой деятельности детей, метод стимулирования их активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologiivystuplenie_na_gmo.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузьмичева Галина Павловна
Учитель технологии
МОУ лицей г. Фрязино, Московской обл.
Выступление на ГМО .
Тема выступления: «Игра, как одно из условий повышения познавательной и творческой деятельности детей, метод стимулирования их активности. Использование игровых методик на уроках технологии .
«В педагогическом мастерстве – три кита : игра, творчество, жизнь..»
К.Д. Ушинский
В детском возрасте игра – это норма жизни. И ребенок должен всегда играть, даже если делает серьезное дело. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.
Из детей, не доигравших в детстве, получаются скучные, неинтересные взрослые. Игра будит мысль, заставляет работать фантазию, учит мечтать.
Игра должна быть воспитывающей, проявляющей и развивающей лучшие качества личности.
Императивная (подавляющая) педагогика предполагает прежде всего, прямолинейные средства воздействия на детей, в «лоб»: требования, контроль, приказ, напоминания, совет, подсказку, заключение договоров и т.п. Эффект совершенно обратный!
Психотерапевт Леви пишет: « За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые : не здороваются, не умываются, не чистят зубы, не читают, не занимаются спортом, музыкой, языком, ручным трудом…Всем! Самосовершенствованием включительно и т.д. и т. п.! Только потому, что их к этому принуждали…»
Игра относится косвенному методу воздействия, когда ребенок не чувствует себя объектом воспитания ( воздействия) взрослого. Здесь он полноправный «хозяин» (субъект) своей деятельности.
Поэтому, в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.
Игра не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Умение входить в игру влияет на эмоциональную атмосферу общения, создает настроение окружающим. (Песков «Бабье лето», Контролер прокомпостировал кленовый лист, протянутый ребенком… Веселый настрой в вагоне, снятие напряжения, которое всегда возникает при прохождении контролеров – это свойственно людям при любой проверке).
Талантливые педагоги обязательно прибегают интуитивно к игре. Например: - Цыц! – привычное слово учителя физики. Срыв урока, шум… - Внимание, что надо сказать? – Цыц ! - Молодцы! Нет замечаний, нет удалений с урока. Игровая ситуация сработала как регулятор учебной деятельности.
Конечно, недостаточно знать набор игр. Игра становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий.
Главное из них – это отношение педагога к детям, игровая позиция педагога.
«Сегодня редко кто из воспитателей не понимает значение игры, но лишь немногие умеют делать игру союзником своего нелегкого труда»
«Игры чураются потому, что в ней нужно самому воспитателю играть, а это не так - то легко. Но это необходимо! Нельзя наблюдать со стороны или быть судьей!»
С.А.Шмаков
Игра – это интимная деятельность ребенка, в нее нельзя вносить ни малейшего принуждения. ( Будешь играть, и все!!)
Игровая позиция педагога – здесь идет воспитание игрой. ( можешь – не можешь быть педагогом)
Игровая позиция педагога – это:
- - особый стиль отношений между взрослыми и детьми;
- -обеспечение ощущения внутренней свободы («сбрасываю с себя все взрослое - «педагогический намордник», В. М. Шепель);
- -требуется гибкое педагогическое поведение;
- - определенное внутреннее состояние: благожелательное отношение к детям, открытость; (иногда приходится что-то преодолевать в себе для вхождение в игровое состояние)
Есть интересное высказывание:
« Люди рождаются гениями, потом становятся талантливыми, затем - одаренными, потом – способными, далее превращаются в посредственность, а к концу формирования личности – это тупицы. И так до гробовой доски…»
Каждый ребенок со своими способностями. Необходимо помочь их выделить и реализовать. Я думаю, игра этому помогает.
«Человек , который хочет передвинуть гору, начинает с того, что переносит мелкие камни» -
Китайская мудрость
Использование игровых методов на уроках .
Обязательны игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения. Их эффективней всего применять в начальных классах, но возможно и пятом, шестом так как дети ещё только перешли на более высокую ступень обучения.
В связи с этим требования к ним повысились, от чего у них быстро наступает утомление. Поэтому, применение игровых моментов поможет снять напряжение и дети смогут более продуктивно работать дальше.
Например, при изучении темы «Изготовление фартука»,пооперационная обработка» в пятом классе напряжение детей очень большое ,так как они стараются выполнить ровные строчки, но это им ещё плохо удаётся из-за того, что у детей ещё нет навыка работы на швейной машине. В качестве игрового момента можно использовать такую физминутку:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травку покушали,
Тишину послушали.
Тихо, тихо высоко
Прыгай на носках легко.
Игра « Ежели Вы вежливы»
Для этого надо внести небольшие изменения в обстановку класса.
Урок начинается со стихотворения:
Добрый день, добрый час,
Как я рада видеть Вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонько, дружно сели.
Как мы здороваемся? Умеем ли мы это делать? Любят ли дети здороваться со мной? Простое приветствие принесет радость или огорчение, может приподнять настроение, а может унизить.Как мы – так и они с нами. Действует закон отзеркаливания.
Частое произношение добрых слов не повредит.
Задание: Поздоровайся с соседом справа двумя разными приветствиями, а с соседа слева поблагодари два раза. (занимает времени 1мин.-«Спасибо», «Благодарю», «Здравствуйте», «Приветствую вас»,«Пожалуйста», «Извините», «Будьте добры», «Мы рады Вас видеть», «До свидания», «До новой встречи» и т.д.)
Домашнее задание: 1. Кто найдет больше слов приветствия, слов благодарности, пожелания.
2. Давай те придумаем к каждому слову жест. Постепенно изучив лексикон в жестах мы можем здороваться друг с другом жестами.
Игра «КАК нам успокоиться?»
В классе возник шум, спор во время практической работы. Кричать на весь класс смысла нет – не услышат! Обращаемся к рядом стоящим: «Кто меня видит и слышит - повторяйте за мной: «Землю обмотали!»...-.Землю обмотали, «Тоненькие нити!»… - Тоненькие нити… «Нити параллелей и зеленых рек!»т.д.
Другие дети услышав рифму, начинают обращать внимание, присоединяться. Игра позволяет на уроках (когда работа идет в бригадах и микрогруппах) установить тишину и привлечь к себе внимание для сообщения, и т.д.
Технику безопасности, которую дети не очень любят повторять, можно разгадывать в ребусах, загадках, анаграммах, логарифмах и т. п
И так можно придумать много различных «игр – минуток» для детей на занятиях.
Игра «Сбрасываем напряжение»
Когда человек много говорит, у него устает горло – скапливается напряжение. Ребенок на уроках много молчит – тоже скапливается напряжение ( поэтому они кричат на переменах – сбрасывают напряжение ).
В зависимости от того с какого урока ко мне на урок пришли дети (устный, письменный, контрольная…) мы сбрасываем напряжение.( с горла, рук, ног – кричим, стучим, топаем, хлопаем..)
Время игры 1 – 2 мин.
Условия – правая рука вверху – молчим, звенящая тишина!
- левая рука вверху – кричим, хлопаем, топаем, но самозабвенно!!
Первое время может сразу не получаться, т. к. дети очень зажаты – ведь везде слышат: «Тише!», «Закрой рот!», «Помолчи!» ит.п.
- У меня много игр. Когда мы к этим привыкнем, пойдем дальше!...
Это подгоняет детей ,им это интересно –« а что же дальше?»
Игра «Умственная аэробика»
Время игры 1 – 5 мин
. Очень хорошо использовать во время организационных моментов – перевешивания таблиц, раздаче книг, и т.п. Позволяет «не отпускать» внимание детей «на меня», на мою информацию.
Например, вопросы:
- Может ли аист назвать себя птицей? (Нет, т.к. он не умеет говорить)
- Что всему нужно? (Название)
-В каком месяце человек меньше всего кушает? (В феврале)
- Какой город самый сердитый? (Грозный)
- Из какого полотна не сошьешь рубашку? ( Из железнодорожного) и т.д.
Ребенок действует по линии наименьшего сопротивления (получает удовольствие), но на самом деле научается действовать по линии наибольшего сопротивления.
Конечно, таких игр придумать можно много, надо только захотеть!
Игра способствует:
1. Повышению уровня развития мыслительных процессов.
2. Развитию личности ребёнка.
3. Сплачиванию школьного коллектива.
4. Воспитанию положительных личностных качеств.
ИГРА – школа Воли
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование игровых технологий на уроках технологии
использование на уроках технологии...
разработка урока "Использование игровой технологии и ИКТ на уроках английского языка как способ развития познавательной активности учащихся. »
Данный урок составлен для учащихся 2 класса по теме " Семья и профессии." Активизация использования лексики по теме « Семья.Профессии». Формирование навыков говорения и чтения....
Технологическая карта урока математики с использованием игровых технологий, технологии дифференциации, сотрудничества и ИКТ-технологий
Технологическая карта урока математики с использованием игровых технологий, технологии дифференциации, сотрудничества и ИКТ-технологий...
Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе
При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...
Методика использования игровых технологий в системе электронного обучения
В настоящее время все более распространяются и становятся активно используемыми информационные технологии. Они применяются в различных сферах, в том числе и в образовании.Современные образовательные т...