Методика использования игровых технологий в системе электронного обучения
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В настоящее время все более распространяются и становятся активно используемыми информационные технологии. Они применяются в различных сферах, в том числе и в образовании.

Современные образовательные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний.

Одной из таких образовательных технологий является геймификация образовательного процесса, которая в последнее время пользуется большой популярностью в учебных заведениях. На данный момент времени, геймификация является лучшим выходом из сложившейся ситуации с отсутствием мотивацией к обучению. Геймификация заключается в том, что она делает любой процесс похожим на игру, благодаря чему воодушевляет и мотивирует обучающихся, даёт им интерес и желание работать над чем-либо дальше, но, на самом деле данный процесс игрой не считается. 

Целью геймификации образования может быть создание такой системы, в которой успешность игры участника (обучающегося) зависит от его навыков и знаний, которые можно перенести в реальный мир. Отличительной особенностью геймификации от дидактических игр заключается в том, что специально разработанные игровые элементы и механизмы пронизывают весь процесс обучения, где за каждое выполненное игровое задание обучающиеся получают определенные баллы.

Таким образом, применение сервисов геймификации в процессе обучения положительно влияет на мотивацию обучающихся, что в конечном итоге повышает их результаты в обучении и внеурочной деятельности, помогает создавать благоприятный психологический климат на занятии среди обучающихся, среди преподавателя и обучающихся, а также в какой-то степени позволяет раскрыть способности каждого ребенка по отдельности.

На данный момент времени, в учебном процессе существуют три вида геймификации: глубокая геймификация (когда обучающийся полностью погружается в мир игры), легкая геймификация (когда в процессе обучения применяются лишь небольшие элементы игры), промежуточная геймификация (когда происходит совмещение глубокой и легкой геймификации). Необходимо знать несколько важных моментов, которые стоит учитывать при создании игры для обучения:

  1. Сюжет – это основа основ. Без увлекательного и интересного сюжета не получится вовлечь учеников в учебный процесс и вывести их на результат.
  2. Необходимо поставить перед собой цель. Здесь важно помнить, что цель игры и цель урока могут не совпадать. Цель – изучить строение бомбоубежища для игры малопривлекательна, а вот, например, построить бомбоубежище для всего образовательного учреждения в условиях надвигающегося боевого конфликта, будет для учеников более интересным и интригующим.
  1. Необходимо определить игровую механику. Игровая механика – это правила, по которым работает игра. Определите, внутриигровую валюту (награды), как она зарабатывается и на что обучающиеся могут её потратить.
  1. Распределите роли. Распределение ролей позволит более глубоко вовлечь учеников в обучение, научит командному взаимодействию и покажет, как регулируются и происходят сложные процессы.
  1. Используйте привычные вещи в необычном ключе. Например, планшеты и телефоны могут использовать определенные обучающие приложения, необходимые для выполнения каких-либо заданий.

Какие же преимущества есть у геймификации? Главное преимущество метода геймификации в том, что любое действие можно превратить в увлекательный процесс обучения, используя элемент игры в наскучившей, казалось бы, деятельности [23]. Также существуют и другие преимущества применения элементов геймификации в процессе обучения:

  • при использовании игровых технологий в обучении обучающийся получает больше удовольствие, чем от прослушивания традиционных лекций;
  • геймификация позволяет отвлечь внимание обучающихся от тягостного процесса (ученики уверены, что развлекаются, но в данный момент они запоминают нужную информацию по заданной теме);
  • развитие лидерских качеств, коммуникабельности, умения работать в команде, сотрудничать и вести переговоры;
  • введение турнирных таблиц (успехи одноклассников по учебе станут дополнительной мотивацией для достижения целей);
  • геймификация позволяет одновременно оценивать и уровень знаний, и потенциал;
  • легкая и удобная обратная связь, где преподаватель в любое время может поможет обучающему;
  • испытания (успешное прохождение испытаний закрепляет уверенность в своих силах и ощущение достижения цели);
  • социальная поддержка: игра – преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект;
  • опция, позволяющая вернуться на несколько ходов назад и исправить сделанные ошибки.

Вовлекаясь в игру и принимая непосредственное участие в достижении целей, обучающиеся понимают, как использовать знания на практике, и так лучше всего усваивают материал. Иногда, преподаватели сначала через игру демонстрируют применение теории, а только потом объясняют ее, делают так сказать закрепеление.

В связи с развитием техники и компьютерных сетей, а также внедрением Интернета во все сферы деятельности человека, теория игры обогатилась новыми идеями, стала более «технологичной», поэтому, в данное время наибольшей популярностью пользуются элементы геймификации в обучении, нежели традиционные игровые технологии. Основное отличие геймификации от классической дидактической или компьютерной игры заключается в том, что в традиционной игре создается целостный мир (например, в деловой игре разрабатывается конкретная ситуация, с ролями, сюжетом и опредленными правилами), а геймификация лишь добавляет игровые элементы и механики в привычный процесс, так сказать «оживляет» его и делает более привлекательным и интересным.

Таким образом, целевое поведение участников процесса геймификации заключается в сохранение интереса к изучаемому предмету на протяжении всего использования в обучении системы геймификации, а также после завершения «игры» за счёт увлечённости игровыми элементами и постепенным переходом самого процесса изучения предмета из рутинной деятельности в привычку, не забывая о контроле усвоения знаний и формировании навыков в интерактивной, стимулирующей форме. Следовательно, испытывая интерес к рутинному действию, разбавленному элементами игры, обучающийся тем самым мотивирует себя к дальнейшей учёбе.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методика использования игровых заданий для выявления уровня знаний учащихся по предмету технология 5-8 классы

Предложенные игровые задания можно использовать и на простых уроках, и на уроках по оценке уровня изученности пройденного материалов. Игровые методы направлены на удовлетворение детской любознательнос...

Методическая работа "Использование игровых технологий на первоначальном этапе обучения"

Методическая работа "Использование игровых технологий на первоначальном этапе обучения" для педагогов по классу фортепиано ДШИ и ДМШ...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

"Использование сайта для углубления и оптимизации обучения в системе электронного обучения"

"Использование сайта  для углубления и оптимизации обучения в системе электронного обучения"Загумённова Лариса Серафимовна, учитель биологии МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской ...

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...