Доклад на тему "Методика использования игровых технологий на уроках родного языка".
учебно-методический материал

Горбунова Елена Александровна

Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

Сообщение на тему:

«Методика использования

игровых технологий на уроках

родного языка»

Подготовила: Горбунова Е.А.,

учитель мордовского (эрзянского) языка и

литературы МБОУ «Теньгушевская СОШ»

2017 г.

          Многоязычное образование в российской школе рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Знание языков, живущих в одном регионе народов, воспитывает уважение к культуре, традициям, даёт основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки наряду с русским должны быть активно включены в структуру сознания и деятельности обучающихся, активно использоваться в учебной и внеучебной деятельности.

        В последнее время наблюдается снижение общей культуры обучающихся, интереса к изучению мордовского  языка и мордовской культуры. В своей работе я пытаюсь реализовать следующие задачи:

- формирование интереса к изучению мордовского(эрзянского) языка;

- развитие творческих способностей средствами современных технологий;

- воспитание обучающихся на ценностях мордовской культуры, обычаях и традициях родного края.

      Для формирования интереса детей к изучению национального языка стараюсь использовать коммуникативно-развивающую методику обучения, игровые технологии, различные приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока, компьютерные технологии, межпредметные связи.

         Большое внимание уделяю игровым технологиям. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

      Можно выделить такие виды уроков родного языка с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) использование игры на определённом этапе урока (знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

4) различные виды внеклассной работы по родному  языку (экскурсии, вечера, олимпиады, инсценировки и т.п.), которые могут проводиться между обучающимися разных классов одной параллели.

      В своей работе часто я использую дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры.  Наблюдая за детьми, можно заметить, что большой интерес к уроку проявляют тогда, когда используются дидактические игры. Дети с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны.        

    При прохождении темы «Фрукты, овощи»- играем в продавцов и покупателей. По теме «Дикие и домашние животные» играем в игру «Угадай животное по его признакам».   На каждом уроке провожу игры  по усвоению словаря и развитию связной речи:

-  «Кие седе ламо»

- «Муик валонть»

- «Нилецесь  а эрявикс»

- «Муик артовксонть»

- «Почтальон»

 - Содамоевкст, ребуст, кроссвордт.

      Решая например, кроссворды на уроках, давая их в качестве домашних заданий можно достичь многого, так как в игре происходит многократное повторение, закрепление и усвоение материала. Кроссворд активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и развивает интеллектуальные способности.

         Уроки с использованием ролевых игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание обучающихся всего класса. Основные компоненты ролевой игры – тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Усваивая разные понятия на уроках, обучающиеся становятся «участниками» событий, представляют себя специалистами разных профессий. Ролевую игру можно готовить заранее, можно проводить с одним учеником, с группой обучающихся или со всем классом. Ролевые игры применяю при прохождении тем «Помощь близким», «Мои друзья», «Общение между людьми». Особенно нравятся такие уроки обучающим 5-6 классов.

      Подвижные игры: «В жмурки», «Урнэсэ» и другие. Провожу их при изучении тем «Птицы», «Дикие и домашние животные», «Счет». Выбираем ведущего для таких игр при помощи мордовских считалок.

        Очень любят дети игры-  соревнования. Например, игра «Сексень пусмо».

К доске выходят два ученика. Учитель по очереди называет слова. Перевёл –выбирай  красивый  лист (учитель приносит листья, раскладывает на столе). Выигрывает тот, кто знает больше слов. Значит, у того и букет больше.    Игра будет результативной, если её будут ждать как отдыха на фоне трудной работы. По времени, она не должна занимать целый урок. Для того, чтобы учитель мог эффективно управлять игрой, ему самому надо знать и чётко представлять желаемый результат. 

        Игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, воображения. В процессе игры воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи. Таким образом, включение дидактических игр в процесс обучения  школьников способствует повышению познавательной активности и интереса к родному языку, способствует более качественному усвоению материала.

          Я систематически провожу нетрадиционные виды занятий: уроки-путешествия, уроки- экскурсии, уроки-игры, уроки-беседы, уроки-презентации, уроки – сказки, которые побуждают детей к активному участию, к самообразованию. И убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Внедрение игровых технологий на уроках эрзянского языка помогают мне реализовать задачи обучения. Повысился темп урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы. Урок получается более ярким и увлекательным. А главное повышается интерес детей к изучению эрзянского языка.  

      Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении их интересов. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь именно в игре ребёнок полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности.

       Проанализировав свои уроки и уроки других учителей мордовских языков, я пришла к выводу, что пробудить интерес к языку можно, если систематически использовать современные педагогические технологии, особенно игровые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...

Доклад "Использование образовательных технологий на уроках родного языка и родной литературы: метод "Загадка""

На сегодняшний день родной язык и родная литература - предметы, формирующие у подрастающего поколения лучшие нравственные качества на основе освоения духовных ценностей своего народа. Одним из актуаль...