"Профессия- каменщик"
методическая разработка (технология, 9 класс) по теме
Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Косолаповская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа- интернат»
Открытое мероприятие
на тему:
«Профессия- каменщик»
Разработала и провела
воспитатель Старыгина И.В.
Косолапово, 2010 г.
Цели: 1. Расширить знания детей о специальности каменщика, познакомить
их с особенностями этой профессии
2. Формировать основы профессионального самоопределения
3. Воспитывать уважение к людям труда
4. Посредством коррекционных игр и заучивания стихов развивать внимание, мышление, память воспитанников
Оборудование: портреты людей данной профессии, проектор, ноутбук, экран, мастерок, кирка, кирпич, рулетка, складной метр, лист ватмана для составления цифрового ряда
Ход мероприятия
- Организационный момент
- Основная часть
Ох, и несладко пришлось египтянам -
Кладку кирпичную делать вручную!
Громко кряхтя, без подъемного крана
Класть кирпичи весом в тонну-другую!
Так и остались три лишних поддона:
Хеопса, Рамзеса и Тутанхамона.
-Уже несколько тысяч лет назад люди стали из каменных необработанных глыб выкладывать жилища и стены вокруг них. Сооружения из больших камней требовали огромных затрат труда, поэтому древние строители начали использовать для кладки более мелкие камни. Наряду с этим уже в Древнем Египте в строительстве жилищ и храмов стали применятся мелкие искусственные камни – сырцовый кирпич, который готовили из смеси ила, мелкой гальки и рубленой соломы. Смесь заливали в деревянные формы и просушивали.
Такой кирпич использовали также в древней Индии, Вавилоне, Китае. Однако сырцовый кирпич непрочен, поэтому позднее стали применять более прочный обжиговый кирпич, который делали из глины. Замечательные свойства глины, мягкость и пластичность, позволяли придавать ей любую форму, а после обжига она превращалась в твёрдый камень.
К.Московских
Ему проблемы нету с кирпичом,
Лишь успевай раствор ему ты подносить,
Ему ни ветер, ни морозы нипочём,
Он каменщик, учился, чтобы зданья возводить.
Каменщик наших дней – это рабочий, возводящий здания и сооружения из природных и искусственных материалов. К этим материалам относятся разные виды камня. Искусственные камни изготовляются из глины, шлака, известково- песчаных смесей и других материалов.
(показ слайдов о видах кирпича)
- Давайте вспомним значение слов «специальность», «профессия», «квалификация» (ответы детей)
Профессия, специальность- основной вид трудовой деятельности в области науки, техники, искусства и т. д.
Квалификация- степень подготовленности к какому-нибудь виду трудовой деятельности
Игра «Подчеркни»
- Вам розданы листочки, на которых перечислены виды деятельности людей различных специальностей. Подчеркните тот вид трудовой деятельности, который выполняет человек профессии- каменщик, заодно и выясним, что вы уже знаете по этой теме, о чём нужно поговорить подробнее.
= Делает фотографии
= Перемешивает раствор
= Проводит электричество
= Берёт интервью и пишет статьи
= Размещает материалы на странице
= Работает расшивкой
= Красит стены и потолки
= Раскраивает ткань
= Строит фундамент зданий
= Проверяет статьи и заметки
= Разравнивает раствор
= Моделирует
= Снимает мерки
= Монтирует крышу здания
= Готовит растворную постель
= Подготавливает ткань к раскрою
= Управляет краном
= Делает кладку
= Отутюживает изделия
= Пользуется кельмой
= Печатает текст
= Ставит оценки
= Собирает информацию
= Убирает лишний раствор
= Варит борщ
= Выкладывает арки
= Создаёт проекты зданий
= Проверяет ровность стены отвесом
= Рассматривает карту
(правильность выполнения задания проверяется вслух на экране)
«Каменщик» А.Макаров
Что-то есть от сказки в каменщике.
Мастерок — волшебный жезл.
Зазвучали, точно клавиши,
Кирпичи на этаже.
Разрумянились подсобницы
и горды своим трудом.
Вырастает дом под солнцем,
Наполняется теплом.
Видел я: цветами радуги
Заселялись этажи.
Пробежали пальцы радости
По всем клавишам души
А сейчас давайте подробнее поговорим об инструментах и приспособлениях, которыми работает каменщик
(показ слайдов)
- Производственные операции каменщик выполняет при помощи ручных инструментов: кельмы, молоточка- кирки, ковша- лопаты, расшивки.
(По ходу мероприятия- словарная работа)
Кельма- небольшая (длиной 30 см) лопаточка, имеющая изящно изогнутую ручку. Бойко орудует рабочий кельмой: разравнивает раствор на стене, заполняет им вертикальные швы кладки и удаляет излишек, выступивший на лицевой поверхности стены.
Чтобы получить необходимую перевязку швов, каменщик, кроме целого кирпича, использует трёхчетвёрки, половинки и четвёрки, которые получает, разрубая кирпич молоточком- киркой. В зависимости от архитектурного замысла швам в кирпичной кладке придаётся различная форма. Для разделки швов служит расшивка, представляющая собой вогнутое или выпуклое лезвие, снабжённое рукояткой. Ковшом- лопаткой каменщик перелопачивает в ящике раствор и подаёт его на стену, расстилая ровным слоем в виде грядки овальной формы которая называется растворная постель. Для работы на высоте применяется подмост (леса)
Овладение мастерством каменщика может показаться занятием сравнительно лёгким. Но хорошим каменщиком стать не так просто.
Работа каменщика проходит при постоянном зрительном контроле. Мастер должен видеть расположение строительных материалов, наблюдать за работой подручного, осматривать каждый кирпич. Кладка состоит из тысяч кирпичей, и все они должны быть скреплены между собой без перекосов, выпуклостей и впадин. Поэтому в процессе работы чрезвычайно важную роль играет глазомер. Плоскости каждого кирпича должны совпадать с плоскостью выложенной стены (допустимые смещения равны + - 5 мм).
Каменщик не имеет возможности замерять положение каждого кирпича, а устанавливает их на глаз. Глазомер необходим также при выкладывании напусков, уступов, поясов и пр. Нужно так уложить кирпич, чтобы выступала определённая часть, причём оценить положение необходимо в ограниченный отрезок времени. На глаз каменщик определяет и толщину растворной постели.
Игра «Кирпичная кладка» для проверки внимательности и глазомера.
- У здания уже есть фундамент, теперь нужно начать класть кирпич для возведения стен. Составьте цифровой ряд из кирпичей, расположенных в различном порядке (по очереди несколько человек)
Физкультминутка: самомассаж тела стоя (похлапывание ладонями по частям тела, начиная сверху)
-В труде каменщика велика роль ручных действий. Деятельность его состоит из ряда строго последовательных приёмов и движений. Нужна сила, ловкость, согласованность и взаимозаменяемость в работе обеих рук.
Чтобы получить требуемый размер из целого кирпича, каменщик на глаз определяет этот размер, делает насечку на двух противоположных сторонах кирпича и единственным метким ударом молотка перебивает по отмеченной линии.
Необходимая толщина и ровность шва достигается, во-первых, расстиланием необходимого количества раствора, во-вторых, равномерным обжатием раствора кирпичом при его укладке. Успех этой операции зависит как от глазомера рабочего, так и от развития мышечно- суставных ощущений. Необходимо тонко чувствовать равномерность давления всей площади кирпича на растворную постель и дозировать свои усилия. При укладке кирпича неумелый каменщик может так «осадить» его, что большая часть раствора выжмется из шва.
При любой кладке каменщику приходится решать мыслительные задачи. Например, при проверке горизонтальности и вертикальности рядов установлено отклонение от проектных требований. Если отклонения не превышают допускаемые, то в процессе последующей кладки каменщик их ликвидирует, производя определённые, рассчитанные им действия. При выкладывании любых конструкций каменщик руководствуется общими принципами, но в каждом случае ему необходимо распланировать свои действия. Например, при возведении угла требуется рассчитывать, сколько и как уложить целых, половинок и четвертинок кирпичей, чтобы угол имел нужную перевязку швов и был выдержан по вертикали и горизонтали, при этом каменщик пользуется такими измерительными приборами, как угольник, уровень, отвес. Для измерения длины или высоты стены каменщику нужен складной метр и рулетка.
Игра «Вычеркни лишнее»
- Вам розданы листы, на которых написаны названия инструментов и материалов. Вам нужно в каждой из пяти строк вычеркнуть тот инструмент, который не имеет никакого отношения к работе каменщика.
Канва – угольник – мастерок – уровень
Кирпич – ножницы – раствор – расшивка
Кельма – линейка – молоток – кирка
Отвес – тёрка – кисть – ящик
Подмост – лопата – рулетка – нож
(проверка вслух, на экране)
Строит школы, строит бани,
Строит новые дома,
Строит целые деревни,
Даже строит города!
Строить нужно аккуратно,
Строить нужно на века,
Чтоб жилось в тепле, уюте
Даже в сильные снега.
Кирпич положит просто шик-
Это мастер-каменщик!
- Арки, своды, колонны – это вершины профессионального мастерства каменщика (словарная работа)
Арка- дугообразное перекрытие проёма в стене или пространства между опорами.
Колонна- сооружение в виде высокого столба (опора для здания)
Свод- дугообразное перекрытие соединяющее стены сооружения
При их возведении приходится особенно много прикидывать, рассчитывать, чтобы конструкции в точности соответствовала архитектурному замыслу, были прочны и красивы.
Высокой производительности труда каменщики достигают только при слаженной работе в звене. Подручный должен чувствовать ритм и темп работы ведущего каменщика, без задержки готовить ему фронт работ: расстилать раствор, да так ровно, аккуратно и точно, чтобы ведущий каменщик не тратил лишнее время на формирование постели; раскладывать кирпич в том порядке, в котором его будет укладывать ведущий каменщик.
Работа каменщика у всех на виду, результаты его труда приносят людям радость, уют, эстетическое наслаждение. Профессия каменщика нужная и перспективная. Из года в год возрастает объём кирпичного строительства, увеличивается возведение каменных зданий по индивидуальным проектам, уникальных сооружений с оригинальным оформлением фасадов – того, что на долгие годы останется памятником красоты.
Есть термин особый- рабочая сила!
Есть термин особый- рабочая сила!
Да, сила, но как же она многолика!
Да, сила, но как же она многоглаза!
Железные корни пустившая в камень,
Безмерной тайгой протянувшая кабель.
Рабочие руки не знают покоя:
И плавят, и рубят, и пилят, и строят!
Тянут электрик, связист провода-
Свет, телефон- на село, в города!
Уголь шахтёр добывает-
Пусть в каждый дом тепло поступает!
В общем, ребята, всюду для нас
Трудятся люди- рабочий класс!
- Строящиеся объекты расположены в разных местах, что позволяет каменщику хорошо узнать свой город. И не только город – есть возможность путешествовать по всей стране и даже за её пределами.
Игра «Узнай строение» (показ слайдов)
- Сейчас вы должны внимательно рассмотреть картинки и найти знакомые вам строения (ответы детей)
Наша Родина богата памятниками старины, реставрация которых уделяется огромное внимание. Древние соборы, дворцы, ансамбли приобретают свою первозданную красоту и величие благодаря труду каменщиков.
Профессия каменщика помогает человеку развивать в себе силу, выносливость, ловкость. Она требует не только мастерства, но и мужества, закалки. Ей посвящают себя люди сильные, ловкие. Ведь дело у них серьёзное: возводить города, строить своё Отечество.
Профессий много есть на свете,
Но выбрать вы должны лишь ту,
Что всех дороже вам на свете,
Чтоб посвятить себя труду.
Готовят каменщиков в средних профессионально- технических училищах строительного профиля ( № 25 п. Мари- Турек, № 8 г. Й. Ола,).
Повысить квалификацию можно в строительных техникумах и институтах.
Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу на любой вкус!
Да, нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом, скалолазом,
Знаменитым скрипачом.
Стать полярником отважным,
К дальним звёздам улетать.
Да, нельзя… Но можно сразу
И учиться, и мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
- Обобщение.
Вопросы для закрепления:
- Какими инструментами и приспособлениями пользуется каменщик?
- Когда начали изготавливать кирпичи?
- Почему у каменщика должен быть хороший глазомер?
- Какими качествами личности должен обладать человек данной специальности?
- Где можно приобрести специальность каменщика?
Литература
Мир профессий. Человек- человек/ Сост. Каверина Р.Д.- М., «Молодая гвардия», 1986
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_meropr._professiya-kamenshchik.ppt | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
Программа учебной дисциплины "Математика в профессии", для профессии "Каменщик, печник"
Рабочая учебная программа разработана для обучающихся по программам профессиональной подготовки из числа выпускников специальных(коррекционных) образовательных учереждений.Программа расчитана на 37 ча...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...
Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...
Каменщик-профессия строитель
Этот материал о профессии камещика оборудования и инструменты...
Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...
фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий
фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий...