Цвет как средство выражения
методическая разработка (технология, 5 класс) по теме
Методическая разработка занятия по ниточному дизайну с использованием инновационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Азбука ниточного дизайна с использованием инновационных технологий | 650.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по ниточному дизайну
с использованием технологии эмоционального погружения и элементами тренинговых упражнений.
Садковская Светлана Николаевна
Учитель технологии
МБОУ МСОШ № 1
Цвет имеет огромное влияние на чувства,
состояние и настроение людей.
Занятие «Цвет как средство выражения».
Раздел «Азбука ниточного дизайна»
Цель: изучение теории цветоведения
Задачи:
Учебные:
- познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета – как средством выражения эмоционального состояния;
- способствовать развитию цветовосприятия;
- обучение использованию цвета как выразительного средства;
Образовательные
- развивать эмоциональную сферу детей;
- развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
- способствовать овладению навыками эмоционального сравнения и креативного мышления;
- способствовать овладению умениями наблюдать и сравнивать; выстраивать свои предположения;
- развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.
Материалы и оборудование:
Репродукции картин серии «Календарь о временах года», отрывки музыкальных произведений Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и Людвиг Ван Бетховен «К Элизе». Карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета». Стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи» Т., 1995г.
Раздаточные материалы: маленькие карты-опоры (дубликаты демонстрационного материала).
Презентация. (Интерактивное воспроизведение)
.
Ход занятия:
- Целевая установка.
Сегодня на уроке вы научитесь понимать «язык цвета».
Мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что
цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета.
- Изучение нового материала. (Использование технологии эмоционального погружения).
Вопросы-парадоксы:
1. Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?
2. А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?
3. Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?
Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.
И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло.
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.
Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.
И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.
4. Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше глухих или звонких?
5. А можно ли сказать, что эти цвета тяжёлые? Почему?
Далее одному учащемуся предлагается прочитать стихотворение, а всем детям подумать: глухими или звонкими цветами будет нарисована картина-стихотворение.
Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны,
Мир зарею обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)
6. А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?
Зачитываются строчки стихотворения:
«Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…»
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).
7. Дайте название этим цветам?
После просмотра репродукций предлагается детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, какие звуки использовал композитор, чтобы «создать настроение»?
Ответ: звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухие. (первое произведение)
Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)
8. Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?
(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками, и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)
Вывод: все цвета делятся на группы, но все они составляют цветовой круг.
Все цвета, существующие в природе, можно разделить на 2 группы:
ахроматические,
хроматические.
Хромас (от лат.) – цвет.
А – отрицательная частица “не”.
Хроматические – цветные, ахроматические – нецветные.
Ахроматические цвета – от белого до черного.
Хроматические цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цветовое расположение на радуге.
Вспомним дружно считалочку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
К какой цветовой группе относятся капельки росы? Вы наблюдали когда-нибудь капельку росы, она похожа на маленькое зеркальце, а что маленькое зеркальце отражает в себе?
Среди хроматических цветов выделяют 3 основных цвета: красный, желтый, синий.
Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешивании других цветов. Смешивая два основных цвета, получают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Все цвета расположенные по кругу образуют цветовой спектр или цветовой круг.
Упражнение 1.(технология с элементами тренинговых упражнений)
Вводный инструктаж:
– Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет закрепить наши знания. Закройте глаза и представляйте то, что я буду проговаривать.
1. Представьте желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный (от…до).
2. На фоне одного цвета геометрические тела, фигуры, дуги:
на зеленом поле – красные треугольники;
на голубом небе – нежно розовые шары;
по красному полю – шагают зеленые квадраты;
на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.
3. Представьте на белом фоне круг своего любимого цвета.
Упражнение 2. (технология с элементами тренинговых упражнений)
Вводный инструктаж:
– Все хроматические цвета можно ещё разделить на группы.
С каким чувством, состоянием связаны, что вызывают (лето, солнце, тепло)?
– Назовите эти цвета.
– А с каким чувством, состоянием связаны (снег, зима, лёд, вьюга)?
– Какие это цвета?
Вот это и есть ассоциация цвета, т.е. цвет, который связан с нашими ощущениями, представлениями, чувствами и восприятием окружающего нас мира.
Теперь мы можем цвета разделить на тёплые и холодные.
Цветовые оттенки основных цветов
Если разбавлять краски водой,
то тон их будет бледнее,
из красного получится
бледно красный, то есть розовый,
а из синего – голубой и т.д.
Можно добавлять в краски белила
(т.е. белую краску).
Данное свойство по изменению
цвета называется светлотой.
Добавление черной или серой краски к трем основным приведет к изменению цвета от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов и к проявлению другого свойства – насыщенности цвета.
- Анализ результатов работы. Рефлексия.
· С какими группами цветов вы познакомились?
· Какими приемами вы можете получать разнообразные цвета?
· В чем же особенность «языка» цвета в любых произведениях?
Вывод.
Мы изучили особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами, поэты и писатели разговаривают с читателями своими произведениями.
Вот и мы на сегодня на нашем занятии учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.
Комментарий.
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Одним из самых значимых и объективных свойств окружающей действительности для ребенка является цвет.
Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира.
Цвет воздействует на эмоциональную сферу ребенка, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус.
В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне.
Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета.
Поэтому данное занятие разработано с применением инновационной технологии эмоционального погружения, а так же с элементами тренинговых упражнений.
Эта технология имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки, становится заметен качественно новый результат – владение новыми способами запоминания предлагаемой информации. Происходит незаметное формирование знаний о цветовых ассоциациях через цветоощущение, цветовосприятие с помощью эмоционального погружения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета.
Презентация к уроку ИЗО во 2 классе. Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Разработана учителем изобразительного искусства Морозовой .В. А....
«Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета»
Презентация к уроку во 2 классе...
Урок ИЗО 5 кл. "Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"
Урок ИЗО для 5 класса по программе Б.Неменского. Знакомство с цветом как средством образной выразительности в изобразительном искусстве....
Интегрированный урок изо и психологии " Цвет как средство выражения"
Тема урока: "Цвет как средство выражения"...
Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета», 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Цвет как средство выражения. Тихие цвета» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с понятием «тихие&raqu...
Презентация " Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета"
Презентация по изобразительноиу искусству для 2 класса по программе Б. М. Неменского...