Разработка интегрированного урока "Кукольный сундучок. Изготовление куклы-берегини"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме
Урок разработан совместно с учителем краеведения, где ученики демонстрируют свои исследовательские наблюдения после посещения краеведческого музея, учатся изготавливать традиционную народную куклу, узнают ее первоначальное предназначение и закрепляют навыки по выполнению ручных швов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия № 1 г. Петровска-Забайкальского
2010 г.
Предмет: 1. технология (обслуживающий труд)
учитель технологии Черепанова Ю.А.
2. литературное краеведение
учитель литературы Онохова Р.П.
3. психология
педагог-психолог Черепанова Ю.А.
Разработка интегрированного урока по разделу «Рукоделие»
в 5-ом классе с применением ИКТ.
Тема урока: «Кукольный сундучок. Изготовление куклы-берегини».
Цель: формирование у учащихся представлений о нравах и обычаях предков, жителей Древней Руси в ходе проведения интегрированного урока путем организации различных видов деятельности.
Задачи урока: 1. воспитывать любознательность, любовь к своему краю, аккуратность и терпение при выполнении практической работы;
2. познакомить учащихся с бытом и нравами жителей русских деревень в древности, закрепить навыки выполнения прямого (наметочного) шва;
3. развивать мышление, чувственное восприятие, творческих способностей, прививать интерес к профессиям сферы обслуживания.
Технологии: объяснение, демонстрация наглядного материала, метод проекта.
Дидактический материал: образцы кукол-берегинь, презентация к уроку, костюмы актерской группы, музыкальное сопровождение.
Оборудование: материалы и инструменты на каждого учащегося (лоскуты ткани, вата, ножницы, игла ручная, нитки белые, атласная лента), мультимедийная установка, рабочие тетради по краеведению, альбомы, карандаши.
Профориентация: швея, археолог, историк-краевед.
Межпредметные связи: литературное краеведение, история, психология.
Время: 2 часа.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Психологическая диагностика. Модификация цветового теста Люшера. Сегодня у нас урок не совсем обычный и начнем мы его тоже не так, как всегда. Ваш рабочий день в школе подходит к концу, у каждого из вас сегодня были и плохие, и хорошие моменты. Сейчас я вам предлагаю измерить ваше настроение на начало урока с помощью цветового теста.
- Ребята, отгадайте мою загадку. Отгадка подскажет вам, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
Вот весёлая девчонка:
Нос в веснушках, вьётся чёлка,
И играть совсем не лень
С той игрушкой целый день.
Правильно, это кукла! Сегодня на уроке мы поговорим о быте и нравах деревенских жителей Древней Руси и о куклах – оберегах. После каждая из вас, девочки, изготовит самостоятельно куклу-оберег (слайд 1).
Слайд 1 Слайд 2
1. Обычаи жителей Древней Руси. Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. В те далекие времена у куклы было другое предназначение. На Руси было поверье: если изготовить для семьи куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи.
Кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки") (слайд 2).
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка (слайд 3).
Слайд 3 Слайд 4
Куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Такая кукла называлась Десятиручка, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли (слайд 4).
Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Куклу в семье мастерили к любому празднику куклу, в нее вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук.
Куклой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от любой напасти. Её брали в руки, три раза поворачивали её против часовой стрелки и приговаривали: “Отвернись злом, повернись добром” (демонстрация готовой куклы).
Традиционная тряпичная обрядовая кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Она должна была принести благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать (слайд 5).
Слайд 5
В современном мире куклы считаются атрибутом детей. Ребёнок, играя с ними, растёт и развивается, учиться жить. В русских деревнях девочек учили изготавливать кукол, начиная с пяти лет. Ведь это было совсем не трудным занятием. Крестьянские куклы – обереги были совсем простыми в изготовлении и выполнялись с помощью простых приёмов: скручивания ткани. Так как деревенские жители считали, что кукла может приобрести свой характер и не будет больше оберегать семью.
2. Кукольное разнообразие.
Куклы-перевертыши. Девка-Баба - в народе ее еще называют Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол потому, что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется (слайд 6).
Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
День и Ночь (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь» (слайд 7).
Слайд 6 Слайд 7
Лихорадки (лихоманки, трясавицы) выманивали из дома беду и болезни.
Отдарок-на-подарок - первая кукла, которую делал малыш сам.
Купавка делалась в день Аграфены Купальницы для избавления от недугов (слайд 8).
Слайд 8 Слайд 9
- Литературно-краеведческая составляющая.
Цель: проследить за отражением в фольклоре обычаев славян, связанных с куклами - оберегами.
Задачи: 1. продолжить вхождение в культурное наследие традиций и обычаев своей малой родины и страны;
2. на материале сказки «Крупеничка» познакомить учащихся с понятием «Кукла - оберег, охранная кукла», определяя позитивный смысл;
3. развивать бережное отношение к зерну, к народной культуре;
4. поддерживать трепетное отношение к слову русскому.
Оборудование: «Семейный оберег», Оберег «Пожелание благополучия в доме»; Толмачи в образе «Деда Хоттабыча» с восточной яркой чалмой, бородкой, актёрская группа готовит народные костюмы по русской сказке «Крупеничка»; презентация «Бабушкин сундучок», рисунки учащихся; народные напевы.
Технологии: проект «Бабушкин сундучок», поурочное планирование.
-1-
Проверка домашнего задания.
1. Беседа.
- Что и зачем хранили наши деды в сундуках? Ответить поможет вам презентация «Секреты бабушкиного сундучка».
2. Просмотр презентации «Секреты бабушкиного сундучка».
3. Ответы учащихся на поставленный вопрос.
-2-
Объявление темы. Целеполагания.
1. Сегодня мы продолжаем путешествие вглубь времени, чтобы понять характер наших предков, нашу связь с их культурой. А нашим проводником станет …?
2. Творческая работа с последующей беседой. У меня в руках вот такой предмет. Составьте миниатюру «Пожелание», опираясь на вопросы (вопросы на доске):
- Что это? Из чего он состоит? Каково его назначение? Какое настроение вызывает он?
(Самостоятельная работа учащихся).
Проверка самостоятельной работы - устные высказывания ребят.
- А что мы не обнаружили в сундуке наряду с нарядами, предметами культа?
- Там не увидели кукол, как предмета для игры и для охраны дома, рода, семьи, потому что не оказалось в музее этого важного предмета.
- Почему же обереги возвратились в наше время?
Целью нашего урока станет поиск ответа на вопрос, как в фольклоре отразился обычай славян, связанный с куклой – оберегом.
-3-
Выступление группы любителей русского языка.
Этимолог: «Слово кукла было заимствовано из греческого языка, а туда оно попало из латинского. Лексическое значение слова не менялось».
Толмачи: Слово кукла многозначное. Вот как толкует это слово «Словарь Ожегова»:
1. Детская игрушка в виде фигурки человека.
2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов, управляемая актёром-кукловодом.
3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост (негат).
4. Пачка листов бумаги, подделанная под пачку бумажных денег.
Слово оберег устаревшее и специальное. Это предмет, оберегающий, охраняющий от чего–либо.
Например: обереги от порчи, от дурного глаза. Подкова над дверью - оберег дому.
-4-
Слово учителя. В забайкальском фольклоре сохранились былички, связанные с образами кукол, которые не оберегали дом, а, наоборот, служили в руках завистливых, злобных предметом колдовства: болезни, порчи, нанесения ущерба. Былички учат, как поступать в таких случаях. Но первоначально куклы служили в многочисленных праздниках оберегом, пожеланием блага.
Театральная группа приготовила инсценировку сказки об одной из таких кукол. Постарайтесь угадать, что оберегала она. Представьте, что мы живём в деревне, где все продукты питания производили сами, как и одежду, предметы быта.
-5-
Выступление юных актёров. Сказка «Крупеничка».
- Девушки-красавицы, давайте хоровод водить, нашу Крупеничку славить!
- Становись, Крупеничка, в центр круга!
Девушки поют:
Крупеничка, красная девица,
Голубка наша, радость - сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!
Девушки уходят в уголок.
На крыльце мамушка Варварушка, держа вязание в руках, ворчит:
- Никакой красавицы у нас нету! Вон у соседей там и правду красавицы дочери, а у нас - девица как девица! Только бы этот басмач Талантай, не дай Бог, не услышал про мою любезную Крупеничку, дочку воеводы Всеслава!
К ней подходит Крупеничка:
- Что волнует тебя, мамушка Варварушка?
- Только бы басмач Талантай не прослышал про красу твою!
- Да лучше, мамушка, купаться пойдём, жарко сегодня, а по дороге мне про одолень - траву расскажешь.
- Ну, идём, умница моя.
- Глядь, мамушка, земляничка, а вот ещё полянка!
- Лакомись, любезная моя, а я пока присяду. Одолень-трава–то на озере, сказывают, растёт белыми звёздами. Надобно собрать этой одолень - травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится: одолень-трава всякую беду отведёт.
Неожиданно перед ними встают басурманы в сером, зелёном и коричневом халатах и малахаях, быстро закутывают Крупеничку и скрываются. Варварушка, сидящая поодаль, хватает зелёный халат, который остаётся у неё в руках. С ним же она валится на землю и причитает:
- Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Подходит к ней старичок с белой бородкой, с сумочкой за плечами:
- Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
- А кто ты таков, добрый человек?
- А зовут меня Одолень-трава.
- Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мою Крупеничку!
Ласково отвечает старичок:
- Коли так, будь же мне в дороге верной спутницей, в трудах помощницей!
- А вот и басурманское становище, здесь и пойдёт караван с невольницами, здесь и угощать их будем. Теперь, мамушка, не зевай, гляди во все глаза на дорогу: на неё скоро упадёт малое зёрнышко. Как упадёт, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернёмся.
Старичок сидит на пеньке, разложив сласти вокруг себя, весело покрикивает:
- Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!
- Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете! - поддакивает ему Варварушка.
Старичок подходит к Крупеничке, загораживая её спиной, кидает влево девушкам горсть гостинцев, да ещё горсть… Они со смехом ловят, собирают, а он незаметно отступает с Крупеничкой. Затем сделал взмах вправо. Мамушка Варварушка, увидев зернышко, схватила его, превратившись в посох дорожный для старичка.
Караван удаляется.
- Укажи мне, где здесь у вас поле не пахано, земля не сеянная?
- А вот тут около озера поляна никогда не пахана, земля никогда сеяна, цветёт она чем, сама засеется.
- Хорошо, давай зёрнышко, а сама отдыхай пока.
Старичок берёт зёрнышко из рук Варварушки, бросает в землю, приговаривая:
- Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся, добрым людям на радость!
Старичок исчезает, а Варварушка протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, радуется.
- Мамушка, Варварушка, что это?
- Греча растёт душистая. Песня про неё поется такая.
Все встают в хоровод и поют:
Крупеничка, душистая греча,
Наша радость - сердце, кормилица!
Живи, цвети, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям на радость!
Ведущий. Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника, бывало, угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтобы гречи уродилось на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши - ни во что труды наши!
-6-
Итог урока.
- Как называется сказка? Объясните смысл названия.
Запишем. Без хлеба и без каши - ни во что труды наши! Вырастить их было трудоёмким делом, отсюда и отношение к зерну было… (продолжите фразу). Какой вывод для своих сверстников сформулируете?
- Какой важный для жизни предмет стал оберегом для наших предков? Как относились наши предки к оберегам, где их хранили?
Домашнее задание.
Индивидуальное: найти забайкальские былички о куклах.
Всем: рассказать в семье о «Куклах – оберегах».
Оценивание работы творческих групп в проекте.
- Практическая работа.
-1-
Отгадайте, девочки, что более всего пригодится вам сегодня, чтобы самостоятельно изготовить куклу-берегиню.
Мы проворные сестрицы,
Две сестрицы – мастерицы,
Пишем, шьём, рисуем, вяжем,
Про себя мы вам расскажем (руки).
Для изготовления куклы – оберега нам понадобятся материалы, инструменты и приспособления. А вот что именно нам понадобится, вы догадаетесь, когда разгадаете мои загадки:
- Ткани я цветной кусок – называюсь….(лоскуток).
- Птичка невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
Дорожку проведёт (иголка). - Она соединяет детали изделия между собой (нить).
- Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части (ножницы).
Итак, для изготовления куклы-берегини нам понадобятся:
- цветные лоскуты;
- ручная игла;
- катушка белых ниток;
- ножницы;
- вата;
- лента атласная;
- ткань белая (слайд 10)
Слайд 10 Слайд 11
-2-
Перед началом исполнения задания повторим ТБ при выполнении ручных работ:
- До начала работы сосчитать количество иголок и булавок, положить инструменты и приспособления в отведенное место.
- Во время работы:
- быть внимательной, работать иглой аккуратно, чтобы не проколоть палец руки;
- вкалывать иглы только в игольницу;
- класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3. По окончании работ сосчитать количество иголок и булавок, убрать рабочее место.
-3-
Этапы изготовления куклы-берегини.
1 этап. Возьмите лоскут белой ткани размером 60*60 см и скрутите трубочкой (слайд 11).
2 этап. Полученную трубочку согните пополам, от верха согнутой трубочки отложите 4-5 см, возьмите нитку и туго замотайте трубочку на расстоянии 4-5 см от места сгиба. У нас получится голова (слайд 12). В отверстие головы подложите немного ваты, чтобы голова получилась круглой.
Слайд 12 Слайд 13
3 этап. Возьмите лоскуток белой ткани размером 30*30 см, согните ее треугольником, во внутрь треугольника подставьте заготовку-трубочку, чтобы в центре оказалась голова (слайд 13).
4 этап. Возьмите нитки и закрутите их в том месте, где мы наметили голову куклы (слайд 14).
Слайд 14 Слайд 15
5 этап. Затем отведите в стороны концы треугольники. Это будут руки куклы. С помощью нитки отметьте на заготовке кулачки. Для этого отступите от кончиков 1 см и скрутите это место ниткой (слайд 15).
6 этап. Теперь нужно нарядить нашу куклу. Возьмите цветной лоскуток прямоугольной формы, в иглу заправьте двойную нить и завяжите узел. Отступите от длинного края 3-5 мм и проложите на лоскуте прямой намёточный шов. Присборьте лоскуток ткани на нитке, немного потянув её, чтобы получилась юбка для куклы (слайд 16).
Слайд 16 Слайд 17
7 этап. Теперь юбку оденьте на куклу и закрепите её с обратной стороны, на спине (слайд 17).
8 этап. Из небольшого прямоугольного лоскута другого цвета вырежьте фартук и приложите его к передней части юбки, затем закрепите 2-3 стежками на спине (слайд 18).
Слайд 18 Слайд 19
9 этап. Закрепите юбку и фартук на поясе куклы с помощью атласной ленты, которую завяжите на бантик с задней стороны куклы. Завяжите кукле косынку, которую сделайте из цветной треугольной ткани (слайд 19).
Вот какая кукла-берегиня у нас получилась! Давайте устроим выставку ваших куколок. Пусть они оберегают вас и живут вместе с вами в ваших домах.
-4-
Подведение итогов:
- Девочки, о чём мы сегодня узнали на уроке?
- Почему тряпичную куклу деревенские жители назвали оберегом?
- Из чего изготавливается кукла – оберег?
- Какие инструменты, материалы и приспособления необходимы для изготовления куклы?
- Вторичная психологическая диагностика. Модификация цветового теста Люшера. В начале урока мы измеряли наше настроение. Давайте повторим то, что уже делали и сравним полученные результаты (диагностика, сравнение результатов: что произошло, улучшилось или нет настроение, каким оно стало (активнее, спокойнее и т.д.)).
- Уборка рабочих мест, завершение урока.
Приложение 1.
Сказка о Крупеничке.
У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка. Шел год за годом, и из русой девочки с голубыми глазами обратилась Крупеничка в редкостную красавицу. Стали подумывать родители, за кого ее отдать замуж. Выдавать дочку на чужую сторону они и думать не хотели и выбирали такого зятя, чтобы жить всем вместе и никогда не расставаться с Крупеничкой.
Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее расспрашивали о красоте Крупенички.
-Никакой красавицы у нас нету! - ворчала она. - Вон у соседей - у тех правда красавицы дочери. А у нас - девица как девица: таких везде много, как наша.
А сама налюбоваться и наглядеться не могла на свою Крупеничку. Знала, что красивей ее никого нет; и красивее нет, и добрей, и милей нету. Старые и молодые, бедные и богатые, свои и чужие - все любили Крупеничку за ее доброе сердце.
В народе даже песенка про нее сложилась:
Крупеничка, красная девица,
Голубка ты наша, радость - сердце,
Живи, цвети, молодейся,
Будь всем добрым людям на радость!
Летела, летела слава о красоте Крупенички и долетела до басурманского становища, до военачальника Талантая.
- Гой вы, храбрые воины, удалые наездники! Покажите-ка мне, что за красавица такая дочка воеводы Всеслава, Крупеничка! - сказал Талантай. - Не годится ли она в жены нашему хану?
Сели на коней три наездника, надели на себя халаты: один надел халат зеленый, точно трава; другой серый, точно дорога лесная, третий - коричневый, как сосновый ствол.
Прищурили наездники хитрые глаза, улыбнулись друг другу одними уголками губ, задорно встряхнули бритыми головами в мохнатых шапках и поехали, поскакали с молождецкими покриками.
А через несколько дней вернулись и привезли с собой Талантаю, для хана своего, подарок; дивную красавицу Крупеничку.
Шла она с мамушкой Варварушкой купаться в озере, а в лесу, как нарочно, ягодка за ягодкой- спелая земляника так и заманивает глубже в чащу. А мамушка все рассказывает ей про одолень-траву, что растет белыми звездами среди озера; надобно собрать этой одолень-травы и в пояс зашить, и тогда с человеком никакой беды не случится; одолень-трава всякую беду отведет. И вскрикнуть обе не успели, как поднялась вдруг перед ними столбом серая пыль с тропинки, с одной стороны сорвался с места сосновый пень лесной и бросился им под ноги, а с другой стороны прыгнул на них зеленый куст. Подхватили они Крупеничку- и тут только увидела мамушка Варварушка, что это был за куст зеленый. Вцепилась она в него что было силы, го хитро извернулся басурман и выскользнул из своей одежды. Варварушка так и повалилась на землю с зеленым халатом в руках. А что было дальше, она не знала, не ведала, точно затмился с горя ее рассудок.
Сидит она целыми днями на берегу озера, глядит на простор воды да все приговаривает:
- Одолень-трава! Одолей ты мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай ты мне, одолень-трава, увидеть мою милую Крупеничку!
Сидела она так-то над озером да горевала и плакала, как вдруг подошел к ней прохожий старичок - низенький, тощенький, с белой бородкой, с сумочкой за плечами и говорит Варварушке:
- Иду я в дальнюю сторону басурманскую. Не снести ль кому от тебя поклон?
Посмотрела на него Варварушка и спрашивает:
- А кто ты таков, добрый человек? Как тебя зовут?
- А зовут меня Одолень-трава.
Обрадовалась Варварушка, бросилась с плачем к старичку в ноги и опять заголосила, как безумная:
- Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, дурно бы нам не делали. Верни, старичок, мне мою Крупеничку!
Выслушал ее старичок и ласково ответил:
- Коли так, будь же ты мне в дороге верной спутницей, в трудах - помощницей!
Так сказал он мамушке и взмахнул рукавом над ее головою. И тот час Варварушка обратилась в дорожный посох. С ним и пошел старичок в путь- дорогу. Где гора крута, посошок ему опорой служит, где чаща густа - он кусты раздвигает, где собаки злы - он их отгоняет.
Шел, шел старичок и пришел в басурманское становище, где жил Талантай и где снаряжали в ту пору караван для отсылки хану драгоценных подарков. Отсылали золото, меха. Камни самоцветные и снаряжали в дальний путь красавиц невольниц.
Среди них была и Крупеничка.
Остановился старичок у дороги по которой должен был идти караван, развернул свой узелок и начал раскладывать будто для продажи разные сладости- тут у него и мед, и пряники, и орехи. Огляделся он по сторонам - нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный; потом взмахнул над ним рукавом- и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним мамушка Варварушка.
-Ну, теперь, мамушка, не зевай! - говорит ей старичок, - гляди во все глаза на дорогу: на нее скоро упадет малое зернышко. Как упадет, бери его скорей, зажимай в руке и береги, покуда домой не вернемся. Смотри не потеряй зернышка, коль мила тебе твоя Крупеничка.
Вот и тронулся караван из становища; проходит он по дороге мимо старичка, а тот на лужайке сидит, разложил вокруг себя сласти и приветливо покрикивает.
-Кушайте, красавицы, соты медовые, пряники душистые, орехи каленые!
И мамушка Варварушка ему поддакивает:
- Кушайте, красавицы: веселее будете, румянее станете!
Увидели басурманы - велели сейчас же сластями красавиц попотчевать. И старики понесли им свое угощение:
- Кушайте, кушайте на здоровье!
Обступили их девушки; одни посмеиваются, другие молча глядят, третьи печалятся, отворачиваются.
- Кушайте, девицы! Кушайте, красавицы!
Еще издали завидела Крупеничка свою мамушку Варварушку. Сердце у нее из груди и запрыгало, а лицо побелело. Чувствует она, что неспроста пришла сюда старуха и неспроста не признает ее, а идет к ней словно чужая; не здоровается, не кланяется, идет прямо на нее, во все глаза глядит и только громким голосом твердит одно и тоже:
- Кушайте, милые, кушайте!
Старичок тоже покрикивает, а сам во все стороны раздает кому орехов, кому меду, кому пряников. И всем стало вдруг весело.
Подошел старичок поближе к Крупеничке да как выбросит в воздух, в левую сторону от нее у всех над головами целую горсть гостинцев, да еще горсть. Кинулись девушки ловить да подбирать гостинцы, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой в правую сторону - и Крупенички не стало. Только упало вместо нее на дорогу малое гречишное зернышко.
Бросилась за ним мамушка Варварушка, схватила зернышко в руку и зажала крепко-накрепко, а старичок махнул и над нею рукавом - вместо Варварушки поднял с земли дорожный посох.
-Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!..
Роздал он поскорее все остатки, встряхнул пустым мешочком, поклонился всем на прощание и пошел потихоньку своим путем, опираясь на посох. Басурманы ему еще воловий пузырь с кумысом на дорогу дали.
Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.
Долго ли коротко ли, возвратился благополучно старичок на тот самый берег, где повстречался с мамушкой Варварушкой, где вдоль по озеру раскинулись зеленые широкие листья, и белыми звездами на воде цвела одолень-трава. Кинул он оземь свой посох дорожный - и перед ним опять стоит мамушка Варварушка: правая рука в кулачок зажата и к сердцу приложена - не оторвешь.
Спросил ее старичок:
- Укажи мне, где здесь у вас поле, никогда не паханное, где земля никогда не сеянная?
- А вот тут около озера, - отвечает Варварушка, -поляна никогда не пахана, земля никогда не сеяна; цветет она, чем сама засеется.
Взял тогда старичок из рук у нее гречишное зернышко, бросил его на землю несеяную и сказал:
- Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся добрым людям на радость! А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся- будь ты всем людям на угоду!
Проговорил - и исчез старичок, как будто никогда его здесь не было. Глядит мамушка Варварушка, протирает глаза, будто спросонья, и видит перед собой Крупеничку, красавицу свою ненаглядную, живую и здоровую.
А там, где упало малое зернышко, зазеленело не виданное доселе растение, и развело оно по всей стране цветистую душистую гречу, про которую и теперь, когда ее сеют, поют старинную песню:
Крупеничка, красная девица.
Кормилка ты наша, радость-сердце.
Цвети, выцветай, молодейся,
Мудрее, курчавей завивайся,
Будь всем добрым людям в угоду!
Во время посева, 13 июня, в старину всякого странника, бывало, угощали кашей досыта. Странники ели да похваливали и желали, чтобы посев был счастливый, чтобы гречи уродились на полях видимо-невидимо, потому что без хлеба и без каши - ни во что и труды наши!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изготовление куклы-берегини "Горошинка"
В данном мастер-классе рассказывается о традиционных народных куклах....
Изготовление куклы-берегини «Семейная».
План - конспект урока....
Изготовление "куклы – берегини" в русском народном костюме 5 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Цели и задачи курса Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного...
5 класс. Изготовление куклы Берегини
5 класс. Изготовление куклы Берегини...
Методическая разработка открытого занятия "Традиционная народная кукла « Берегиня Северная «на вырост»» славянские куклы
Занятие для детей младшего и среднего школьного возраста....
Тема занятия: «Изготовление куклы - берегини». Модуль: Послушные кусочки тканей. Тип занятия: комбинированный. Педагогическая технология: метод проектов.
Занятие можно проводить как в творческой мастерской, так и на уроках технологии. Возраст учащихся 5-7 класс, возможны разновозрастные группы. На занятии учащиеся научатся изготавливать куклу-берегиня ...
Мастер -класс "Изготовление куклы Берегини" 6 класс АООП 1 вариант
Знакомить детей с историей развития русской тряпичной куклы...