Общешкольное мероприятие "Русский костюм"
материал по технологии по теме

Галеева Ульяна Николаевна

      В рамках тематической недели "Умелые ручки"  я провела праздник "История русского костюма ". Каркас праздника - утренник в подготовительной группе детского сада - оброс танцами в русских костюмах, играми, презентацией, дополнительной информацией в виде рассказа о народной одежде, изделий в технике пэчворк и костюмов, сшитых по моим эскизам ученицами, замечательной музыкой.

      К текстовому документу будет добавлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiykostyum.docx37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие на тему

"Русский народный костюм"

Цель

  Познакомить детей с русской одеждой,   с народными традициями в одежде.                                                                

  Задачи

        Обучающие: обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.

Развивающие: развивать творческие способности, эстетический вкус, звуковое восприятие русской музыки, прибауток, приговорок, визуальное восприятие русского танца, русской одежды, вовлекая детей в воспроизведение речевого текста, танцев, прослушивание музыкальных произведений.

Воспитывающие: воспитывать патриотизм, уважительное отношение к традициям предков, культуру общения и поведения на сцене.

Техническое оснащение.

Сцена в актовом зале, ИТК.

Оборудование: изделия, сшитые детьми в лоскутной технике. Костюмы в русском стиле, изготовленные девочками старших классов, презентация «Русский костюм», колесо истории, шкатулка, куклы Маня и Ваня, сундук с костюмами, коллаж из аппликаций (гжель, городец, хохлома), плакат с изображением девочки и мальчика для игры «Одень Машу и Ваню».

                                        Ход занятия

Дети танцуют плясовую в русских костюмах (лиловые) под минусовку Пелагеи «Казак», в конце танца к ним присоединяется учитель, беря за руку первого, делает круг по сцене и провожает детей в зал.

Учитель:

- Здравствуйте, детишки:

Девчонки и мальчишки

Спасибо, что мимо не прошли

Ко мне в гости зашли

Проходите, не стесняйтесь

Поудобнее располагайтесь!

- Сегодня мы с вами поговорим о национальной русской одежде, узнаем как же одевались наши далекие предки прапрабабушки и прапрадедушки.

- Но вы спросите, наверняка - «а зачем нам это нужно?», и я вам отвечу: а затем нам нужно знать о прошлом, чтобы быть лучше, чтобы передавать традиции и все самое прекрасное, что нам досталось от тех, кто жил до нас, чтобы мы всегда знали, кто мы и откуда.

Звучит  музыка  «Выйду на улицу» .

Учитель:

- Что за шум? (появляется Петрушка под музыку скомороха)

Петрушка:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте,
Веселья вам да радости!
Давно мы вас ждём-поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.

Учитель:

-Конечно же, ребята, Петрушка – главный герой всех  представлений на Руси.-Петрушка, ты существуешь уже не одну сотню лет, ты можешь объяснить ребятам, зачем нам всем знать о старинной одежде, разве она нам сейчас нужна?

Петрушка:

-Я что-то расскажу и покажу, и ребята сами поймут, зачем им необходимо это знать.

Петрушка:

Подходи, честной народ,
Интересное вас ждёт!
Подходите, торопитесь,
Отдыхайте, веселитесь!
Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы начинаем!

(играет с детьми в игру «Попади!»: нужно кинуть в отверстие «снежком» бумажным)

Учитель:

-Ребята, вспомните, какой праздник в нашей школе начинался такой зазывалкой?

Ответы детей:

-Проводы русской зимы.

Петрушка в костюме деда Мороза:                                                                                                                                                                      

- Я добрый дедушка Мороз,

Пришел на праздник к вам,

Чтоб стало весело друзьям,

Чтоб весел был я сам!

- Из какого я праздника пришел к вам?

Ответы детей:

- Праздник Новый год!

Петрушка (в костюме царя из сказки, поставленной к 23 февраля):

- Так, так, так…Скучно мне, скучно мне..,

Ответы детей:

- Это царь из сказки про трех богатырей.

Учитель:

- Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки Петрушки.

- А теперь скажите, что объединяет костюмы, в которых были все персонажи, показанные Петрушкой?

Ответы детей:

- Все персонажи были одеты в русские костюмы.

Учитель:

- Конечно же, и костюмы  эти русские, и зазывалка для праздника «Масленица» из русского старинного праздника.

Звучит «Рассвет на Москве – реке» Мусоргского

Учитель:

-Должны быть у человека обязательно кроме родителей,

четыре коня, как четыре матери:

Родная земля, Родной язык, Родная культура, Родная история.

 (написать на листах для наглядности примера)

-А теперь вспомним пословицы о Родине.

Дети:

-За морем теплее, а у нас светлее.

-На чужой стороне Родина милее вдвойне.

-Где кто родился, там и пригодился.

Учитель:

- О чём эти пословицы? (о Родине, о России).

Учитель:

-Посмотрите на карту. Что вы видите? (ответы детей) слайд №1,2.

-Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов)

-Населяют Россию люди разных национальностей (перечисляем эти национальности, связав с темой общешкольного мероприятия о народах Урала) слайд №3.

-Всех их объединяет язык общения – русский.

(На столе шкатулка – слышится красивая музыка).

Учитель:

-Петрушка, откуда слышится красивая музыка?

Петрушка:

-Из шкатулки.

Учитель:

- Нам  интересно узнать, что там? (из» шкатулки» появляются дети в русских национальных костюмах –  Ваня и Маня).

Петрушка:

-Это  Ваня и Маня.

Учитель:

- Посмотрите, ребята, какие они нарядные. Кто может сказать, во что одеты ребята?

Ответы детей:

- В русские костюмы.

Учитель:

- Ваня и Маня одеты в  русские народные костюмы. А чтобы больше узнать о костюмах и о быте русского народа, Ваня и Маня нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь (на столе «Колесо истории»).

Включается колокольный звон.

Петрушка, Ваня и Маня:

- Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

Колесо истории мы повернём

И рассказывать  начнём

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли!

Поворачивается «Колесо истории», стрелка останавливается на секторе «Древняя Русь», под колокольный звон мы «переносимся» в Древнюю Русь.

Танец «Роща» в зеленых платьях.

Учитель:

- Наши танцоры показали нам русский танец, нравится он вам? Девочки старших классов сшили для них русские костюмы.

Показ слайдов (древнерусский костюм) слайд №4.

        Учитель:

- Ребята, вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (русский народный). Посмотрите, какой он красивый.

- Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. Для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!

-Сколько интересного может рассказать содержимое сундука! Давайте, заглянем в него и узнаем, что же в нём есть (открываем сундук)?

Содержимое сундука слайд №5,6.

-В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность, слайд №7.

- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).

- А причёски? (коса или распущенные волосы).

-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком).

- Кокошники формы были разной: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие.

- А сейчас узнаем, из какой ткани шили одежду? слайд №8.

- Одежду шили из льна

-Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити льна спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).

- Какие же наряды шили из льняной ткани?

- В древней Руси главной одеждой была рубаха, слайд №9,10.

-Рубаху шили из белого полотна, сначала она была длинная, до пят, потом её укоротили. Украшали вышивкой прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (знаки эти называются - обереги, древние люди верили в чудодейственную силу этих знаков и считали, что они предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).

- Позже основными частями женского костюма были рубаха, сарафан.

 Сарафанный комплекс, слайд №11,12

- Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный цвет означает тепло, праздник.  В красном цвете русские видели много значений. Девушки в весенние праздники встречи весны надевали красные сарафаны. Красный цвет входил в костюмы невест. Со времён Древней Руси слово “красный” означает: красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки). Красный цвет был связан с цветом зари, огня, с жизнью, ростом, солнцем-миром. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.

- Вся одежда была украшена вышивкой

- Чем вышивали? (стеклярусом, мехом, цветными нитками).

- Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).

Понёвный комплекс слайд №13,14.

Выходит девочка в соответствующем костюме.

- Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.

- Что такоё понёва? слайд №8

- Понёва – одежда типа юбки. Ее одевала женщина после замужества.

-Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной  ткани.

-Поверх поневы надевали передник. Его густо украшали вышивкой, функция предника – защита от загрязнения.

Мужской комплекс, слайд № 16,17.

- Посмотрите, какая одежда была у мужчин: косоворотка, порты, онучи, лапти.

-Косоворотка – длинная рубаха с длинными и широкими рукавами. Не закатав рукава, работать было невозможно, поэтому мудрые древние люди придумали выражение «работать спустя рукава» т.е. плохо.

-Вниз костюма одевали брюки. Они назывались порты.

-На ноги наматывали онучи и обували лапти.

-Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски были широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкие).

- Много интересного узнали?

- Молодцы, хорошо поработали.

- А теперь мы отдохнём.

Давайте поиграем с вами в игру «Собери костюм».

Двое ребят выбирают одежду для бумажных кукол  Маши и Вани. Предлагается русская народная и современная. Побеждает тот, кто подберет правильные предметы одежды  в русском стиле.

Петрушка:

-Ох, какие молодцы!

Парни наши удальцы.

Маша:

- И девчата всем под стать,

Им не стали  уступать!

Ваня:

-Почему всё изменилось?

-Почему всё заискрилось?

-Засмеялось и запело,

-Ну, скажите, в чём тут дело?

Петрушка:

-Это так легко понять: гости к нам спешат опять!

Девушка:

-Здравствуйте, детушки милые,

Соколики пригожие, да какие все хорошие:

Губки – ягодки, глазки – пуговки,

Щечки – аленьки, все кудрявеньки.

Проходите, проходите мою избу посмотрите.

Проходите, не стесняйтесь, да удобнее располагайтесь.

-Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.

Родной матушке – платок по серёдочке цветок (протягивает учителю)

Девушка 2-я (примеряя):

-Ой, платок узором вышит!

Дружок, купишь мне такой?

(мальчик отвернулся, задрав голову, с пренебрежением смотрит в другую сторону)

Девушка 2-я:

-Притворился, что не слышит,

Притворился, что глухой!

Девушка:

-Братьям – соколам по козловым сапогам.

Мальчики (рассматривая сапоги):

 -Ах, сапожки хороши и нарядны и легки!

Девушка:

-Сестрицам – лебедицам  да по белым рукавицам.

Девушки (примеряя):

-Вот обнова – то обнова,

До чего же хороша!

Как надену я рубаху,

Вмиг найду я жениха!

Учитель:

-Ах, девчонки – загляденье, все любуются на вас!

Что ж, начнём сейчас веселье, будет весело у нас!

Девушка:

-На Руси уж так идёт,

Что талантливый народ:

Сам себе и швец и жнец

И на дудочке игрец.

Маша и Ваня:

-Солнышко ясное, птиц хоровод,

Травушка-муравушка гулять всех зовёт.

На лужок, на простор, на широкий наш двор.

Танец «Брови»

Учитель:

-И напелись, наплясались, от души все наигрались.

Дети:

-Погостить у вас приятно.

Учитель:

-Мы ещё вас позовём.

И на празднике веселом

И станцуем, и споем!

Петрушка:

-Трудись, пока служат руки.

Не сетуй, не ленись, не трусь.

За все твои дела и муки

Тебе спасибо скажут внуки,

Тебе спасибо скажет Русь!

Учитель:

Пусть всех весенний ветер дразнит

Нам жить без праздников нельзя

Не уходи из сердца праздник.

До новых праздников, друзья!!!

-А теперь ,ребята, нам пора обратно, в наше время (под музыку проходим через «Древнюю Русь» и «Ворота времени»).

 -Вот мы и дома оказались. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии.

- Скажем спасибо участникам нашего праздника (перечисляются все участники и помощники под аплодисменты зрителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Костюм. Русскмй национальный костюм

Определение .Виды костюмов...

Создание эскиза костюма в Gimp ч.2 Создание оригинального эскиза костюма-образа

Презентация с материалом по практической работе в графическом редакторе Gimp. Занятие из серии «Образ в коллекции» - работа над эскизами по авторской программе "Дизайн-студия "Стиль игры"",...

Сценарий общешкольного мероприятия "Русский костюм"

Мероприятие получилось зрелищным и познавательным. Тщательная подготовка и репетиции не прошли даром. Внимание, активность, дружные апплодисменты зрителей в количестве почти 100 человек - показательна...

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"МИР КОСТЮМА

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"...

Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»

Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....

Костюм как средство коммуникации и демонстрации положения человека в обществе. Часть 1. Древнерусский костюм 15-17 века (костюм представителей зажиточного сословия).

Материал содержит примеры конструкции и декора древнерусского княжеского и царского  костюма 15-17 века. Материал может быть использован на уроках изобразительного искусства в 5 классе по теме &q...