Общешкольное мероприятие "Русский костюм"
материал по технологии по теме
В рамках тематической недели "Умелые ручки" я провела праздник "История русского костюма ". Каркас праздника - утренник в подготовительной группе детского сада - оброс танцами в русских костюмах, играми, презентацией, дополнительной информацией в виде рассказа о народной одежде, изделий в технике пэчворк и костюмов, сшитых по моим эскизам ученицами, замечательной музыкой.
К текстовому документу будет добавлена презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiykostyum.docx | 37.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятие на тему
"Русский народный костюм"
Цель
Познакомить детей с русской одеждой, с народными традициями в одежде.
Задачи
Обучающие: обобщить и конкретизировать знания детей о русском костюме.
Развивающие: развивать творческие способности, эстетический вкус, звуковое восприятие русской музыки, прибауток, приговорок, визуальное восприятие русского танца, русской одежды, вовлекая детей в воспроизведение речевого текста, танцев, прослушивание музыкальных произведений.
Воспитывающие: воспитывать патриотизм, уважительное отношение к традициям предков, культуру общения и поведения на сцене.
Техническое оснащение.
Сцена в актовом зале, ИТК.
Оборудование: изделия, сшитые детьми в лоскутной технике. Костюмы в русском стиле, изготовленные девочками старших классов, презентация «Русский костюм», колесо истории, шкатулка, куклы Маня и Ваня, сундук с костюмами, коллаж из аппликаций (гжель, городец, хохлома), плакат с изображением девочки и мальчика для игры «Одень Машу и Ваню».
Ход занятия
Дети танцуют плясовую в русских костюмах (лиловые) под минусовку Пелагеи «Казак», в конце танца к ним присоединяется учитель, беря за руку первого, делает круг по сцене и провожает детей в зал.
Учитель:
- Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки
Спасибо, что мимо не прошли
Ко мне в гости зашли
Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь!
- Сегодня мы с вами поговорим о национальной русской одежде, узнаем как же одевались наши далекие предки прапрабабушки и прапрадедушки.
- Но вы спросите, наверняка - «а зачем нам это нужно?», и я вам отвечу: а затем нам нужно знать о прошлом, чтобы быть лучше, чтобы передавать традиции и все самое прекрасное, что нам досталось от тех, кто жил до нас, чтобы мы всегда знали, кто мы и откуда.
Звучит музыка «Выйду на улицу» .
Учитель:
- Что за шум? (появляется Петрушка под музыку скомороха)
Петрушка:
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте,
Веселья вам да радости!
Давно мы вас ждём-поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
Учитель:
-Конечно же, ребята, Петрушка – главный герой всех представлений на Руси.-Петрушка, ты существуешь уже не одну сотню лет, ты можешь объяснить ребятам, зачем нам всем знать о старинной одежде, разве она нам сейчас нужна?
Петрушка:
-Я что-то расскажу и покажу, и ребята сами поймут, зачем им необходимо это знать.
Петрушка:
Подходи, честной народ,
Интересное вас ждёт!
Подходите, торопитесь,
Отдыхайте, веселитесь!
Всех на праздник приглашаем,
Проводы русской зимы начинаем!
(играет с детьми в игру «Попади!»: нужно кинуть в отверстие «снежком» бумажным)
Учитель:
-Ребята, вспомните, какой праздник в нашей школе начинался такой зазывалкой?
Ответы детей:
-Проводы русской зимы.
Петрушка в костюме деда Мороза:
- Я добрый дедушка Мороз,
Пришел на праздник к вам,
Чтоб стало весело друзьям,
Чтоб весел был я сам!
- Из какого я праздника пришел к вам?
Ответы детей:
- Праздник Новый год!
Петрушка (в костюме царя из сказки, поставленной к 23 февраля):
- Так, так, так…Скучно мне, скучно мне..,
Ответы детей:
- Это царь из сказки про трех богатырей.
Учитель:
- Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки Петрушки.
- А теперь скажите, что объединяет костюмы, в которых были все персонажи, показанные Петрушкой?
Ответы детей:
- Все персонажи были одеты в русские костюмы.
Учитель:
- Конечно же, и костюмы эти русские, и зазывалка для праздника «Масленица» из русского старинного праздника.
Звучит «Рассвет на Москве – реке» Мусоргского
Учитель:
-Должны быть у человека обязательно кроме родителей,
четыре коня, как четыре матери:
Родная земля, Родной язык, Родная культура, Родная история.
(написать на листах для наглядности примера)
-А теперь вспомним пословицы о Родине.
Дети:
-За морем теплее, а у нас светлее.
-На чужой стороне Родина милее вдвойне.
-Где кто родился, там и пригодился.
Учитель:
- О чём эти пословицы? (о Родине, о России).
Учитель:
-Посмотрите на карту. Что вы видите? (ответы детей) слайд №1,2.
-Да, это наша Россия, страна, где мы живём. Наша страна огромна, есть здесь океаны и моря, реки и озёра, горы и леса (показ на карте этих географических объектов)
-Населяют Россию люди разных национальностей (перечисляем эти национальности, связав с темой общешкольного мероприятия о народах Урала) слайд №3.
-Всех их объединяет язык общения – русский.
(На столе шкатулка – слышится красивая музыка).
Учитель:
-Петрушка, откуда слышится красивая музыка?
Петрушка:
-Из шкатулки.
Учитель:
- Нам интересно узнать, что там? (из» шкатулки» появляются дети в русских национальных костюмах – Ваня и Маня).
Петрушка:
-Это Ваня и Маня.
Учитель:
- Посмотрите, ребята, какие они нарядные. Кто может сказать, во что одеты ребята?
Ответы детей:
- В русские костюмы.
Учитель:
- Ваня и Маня одеты в русские народные костюмы. А чтобы больше узнать о костюмах и о быте русского народа, Ваня и Маня нас приглашают совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь (на столе «Колесо истории»).
Включается колокольный звон.
Петрушка, Ваня и Маня:
- Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
Колесо истории мы повернём
И рассказывать начнём
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли!
Поворачивается «Колесо истории», стрелка останавливается на секторе «Древняя Русь», под колокольный звон мы «переносимся» в Древнюю Русь.
Танец «Роща» в зеленых платьях.
Учитель:
- Наши танцоры показали нам русский танец, нравится он вам? Девочки старших классов сшили для них русские костюмы.
Показ слайдов (древнерусский костюм) слайд №4.
Учитель:
- Ребята, вы обратили внимание, в каком я наряде? Что это за костюм? (русский народный). Посмотрите, какой он красивый.
- Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. Для этого нам пригодится старинный бабушкин сундук. Он очень большой и в нём хранится много добра!
-Сколько интересного может рассказать содержимое сундука! Давайте, заглянем в него и узнаем, что же в нём есть (открываем сундук)?
Содержимое сундука слайд №5,6.
-В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность, слайд №7.
- Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки).
- А причёски? (коса или распущенные волосы).
-Какие головные уборы носили замужние женщины? (кокошники, шамшуры – головной убор с платком).
- Кокошники формы были разной: двурогие в форме полумесяца, островерхие с «шишками», маленькие плоские шапочки с ушками и другие.
- А сейчас узнаем, из какой ткани шили одежду? слайд №8.
- Одежду шили из льна
-Чем хороша и чем плоха эта ткань? (нити льна спрядены из растения – она экологически чистая, в этой одежде не жарко летом и не холодно зимой, но она мнётся и с трудом разглаживается).
- Какие же наряды шили из льняной ткани?
- В древней Руси главной одеждой была рубаха, слайд №9,10.
-Рубаху шили из белого полотна, сначала она была длинная, до пят, потом её укоротили. Украшали вышивкой прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (знаки эти называются - обереги, древние люди верили в чудодейственную силу этих знаков и считали, что они предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом счастье).
- Позже основными частями женского костюма были рубаха, сарафан.
Сарафанный комплекс, слайд №11,12
- Сарафан – красный, голубой, жёлтый, коричневый. Красный цвет означает тепло, праздник. В красном цвете русские видели много значений. Девушки в весенние праздники встречи весны надевали красные сарафаны. Красный цвет входил в костюмы невест. Со времён Древней Руси слово “красный” означает: красивый, весёлый, а потому праздничный, нарядный. В русском фольклоре мы встречаем выражения: весна красна, красна девица, красна красота (о красоте девушки). Красный цвет был связан с цветом зари, огня, с жизнью, ростом, солнцем-миром. Жёлтый – солнце, богатство. Голубой – небо, молодость. Коричневый – земля кормилица.
- Вся одежда была украшена вышивкой
- Чем вышивали? (стеклярусом, мехом, цветными нитками).
- Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми).
Понёвный комплекс слайд №13,14.
Выходит девочка в соответствующем костюме.
- Другой комплекс одежды состоял из рубахи, понёвы, передника.
- Что такоё понёва? слайд №8
- Понёва – одежда типа юбки. Ее одевала женщина после замужества.
-Понёва состояла из трёх полотнищ шерстяной ткани.
-Поверх поневы надевали передник. Его густо украшали вышивкой, функция предника – защита от загрязнения.
Мужской комплекс, слайд № 16,17.
- Посмотрите, какая одежда была у мужчин: косоворотка, порты, онучи, лапти.
-Косоворотка – длинная рубаха с длинными и широкими рукавами. Не закатав рукава, работать было невозможно, поэтому мудрые древние люди придумали выражение «работать спустя рукава» т.е. плохо.
-Вниз костюма одевали брюки. Они назывались порты.
-На ноги наматывали онучи и обували лапти.
-Всю одежду подпоясывали опояском (у богатых опояски были широкие, украшены бисером, мехом; у бедных - узкие).
- Много интересного узнали?
- Молодцы, хорошо поработали.
- А теперь мы отдохнём.
Давайте поиграем с вами в игру «Собери костюм».
Двое ребят выбирают одежду для бумажных кукол Маши и Вани. Предлагается русская народная и современная. Побеждает тот, кто подберет правильные предметы одежды в русском стиле.
Петрушка:
-Ох, какие молодцы!
Парни наши удальцы.
Маша:
- И девчата всем под стать,
Им не стали уступать!
Ваня:
-Почему всё изменилось?
-Почему всё заискрилось?
-Засмеялось и запело,
-Ну, скажите, в чём тут дело?
Петрушка:
-Это так легко понять: гости к нам спешат опять!
Девушка:
-Здравствуйте, детушки милые,
Соколики пригожие, да какие все хорошие:
Губки – ягодки, глазки – пуговки,
Щечки – аленьки, все кудрявеньки.
Проходите, проходите мою избу посмотрите.
Проходите, не стесняйтесь, да удобнее располагайтесь.
-Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.
Родной матушке – платок по серёдочке цветок (протягивает учителю)
Девушка 2-я (примеряя):
-Ой, платок узором вышит!
Дружок, купишь мне такой?
(мальчик отвернулся, задрав голову, с пренебрежением смотрит в другую сторону)
Девушка 2-я:
-Притворился, что не слышит,
Притворился, что глухой!
Девушка:
-Братьям – соколам по козловым сапогам.
Мальчики (рассматривая сапоги):
-Ах, сапожки хороши и нарядны и легки!
Девушка:
-Сестрицам – лебедицам да по белым рукавицам.
Девушки (примеряя):
-Вот обнова – то обнова,
До чего же хороша!
Как надену я рубаху,
Вмиг найду я жениха!
Учитель:
-Ах, девчонки – загляденье, все любуются на вас!
Что ж, начнём сейчас веселье, будет весело у нас!
Девушка:
-На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ:
Сам себе и швец и жнец
И на дудочке игрец.
Маша и Ваня:
-Солнышко ясное, птиц хоровод,
Травушка-муравушка гулять всех зовёт.
На лужок, на простор, на широкий наш двор.
Танец «Брови»
Учитель:
-И напелись, наплясались, от души все наигрались.
Дети:
-Погостить у вас приятно.
Учитель:
-Мы ещё вас позовём.
И на празднике веселом
И станцуем, и споем!
Петрушка:
-Трудись, пока служат руки.
Не сетуй, не ленись, не трусь.
За все твои дела и муки
Тебе спасибо скажут внуки,
Тебе спасибо скажет Русь!
Учитель:
Пусть всех весенний ветер дразнит
Нам жить без праздников нельзя
Не уходи из сердца праздник.
До новых праздников, друзья!!!
-А теперь ,ребята, нам пора обратно, в наше время (под музыку проходим через «Древнюю Русь» и «Ворота времени»).
-Вот мы и дома оказались. Посмотрите, нарядные костюмы остались на память о нашем путешествии.
- Скажем спасибо участникам нашего праздника (перечисляются все участники и помощники под аплодисменты зрителей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Костюм. Русскмй национальный костюм
Определение .Виды костюмов...
Тема урока: Народный костюм. Использование народного орнамента в оформление спортивного костюма.
1. Конспект урока.2. Презентация 1.3. презентация 2....
Создание эскиза костюма в Gimp ч.2 Создание оригинального эскиза костюма-образа
Презентация с материалом по практической работе в графическом редакторе Gimp. Занятие из серии «Образ в коллекции» - работа над эскизами по авторской программе "Дизайн-студия "Стиль игры"",...
Сценарий общешкольного мероприятия "Русский костюм"
Мероприятие получилось зрелищным и познавательным. Тщательная подготовка и репетиции не прошли даром. Внимание, активность, дружные апплодисменты зрителей в количестве почти 100 человек - показательна...
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"МИР КОСТЮМА
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"...
Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»
Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....
Костюм как средство коммуникации и демонстрации положения человека в обществе. Часть 1. Древнерусский костюм 15-17 века (костюм представителей зажиточного сословия).
Материал содержит примеры конструкции и декора древнерусского княжеского и царского костюма 15-17 века. Материал может быть использован на уроках изобразительного искусства в 5 классе по теме &q...