СОЗДАНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме

Афанасьев Василий Петрович

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ ПО РАЗДЕЛУ "ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ" ПО ПРОГРАММЕ В. Д. СИМОНЕНКО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_dekorativno-prikladnyh.docx224.33 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ

ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ (2 ч) 6 класс.

Цели: познакомить учащихся со способами художественной обработки древесины (резьбой по дереву); совершенствовать эстетическое воспитание учащихся; способствовать развитию технического мышления.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.

Наглядные пособия: Приложения 1-11. Используемая литература: Технология 6 класс Москва. Издательский центр «Вентана Граф» 2007г. Под редакцией В. Д. Симоненко

Ход урока

I.        Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II.        Теоретическая часть.

Повторение пройденного материала.

Вопросы:

Чем отличается масляная краска от эмалевой?

С какой целью изделие перед окраской шпатлюют и шлифуют?

Рассмотрите несколько кистей различного типа. Определите, на какие поверхности следует наносить краску каждой из них.

Как надо окрашивать изделия?

Как окрашивают изделия из древесины на производстве и кто выполняет эту работу?

Назовите правила безопасной работы при отделке изделий масляными красками.

Изложение нового материала.

План рассказа учителя:

Художественная обработка изделий из древесины.

Художественная обработка древесины - древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (Приложение 1), резными наличниками и дверьми (Приложение 2, а), изготавливал деревянную посуду (Приложение 2, б), игрушки, сувениры.

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцати-двуглавой Преображенской церковью (1714 г.).

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом. Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.

Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.

Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.

Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной древесины с резными и точеными элементами; в стиле ретро роскошные формы и отделка под барокко, классицизм; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.

Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является геометрическая резьба.

Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей (Приложение 3, а). На рисунке (Приложение 3, б) изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы.

Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (Приложение 4).

Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках (Приложение 5). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.

Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.

Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель.

Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной (Приложение 6). Этой резьбой украшали мебель мастера барокко и рококо.

Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной.

Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих целей. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески (Приложение 7).

Плоские прямые (Приложение 7, а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.

Желобчатые стамески (Приложение 7, б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы.

Стамески-клюкарш (Приложение97, д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.

Стамески-уголки (Приложение 7, е) применяют при вырезании канавок.

Стамески-церазики (Приложение 7, ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).

Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (Приложение 7, з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30...40°. Применяют их в основном для геометрической резьбы.

Для грубых работ применяют долота.

Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.

Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (Приложение 8). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (Приложение 8, а), а затем вдоль волокон (Приложение 8, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рисунке (Приложение 9). Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Гак прорезают все средние линии. При вырезании наклонных граней косяк наклоняют вправо (Приложение 10, а) или влево (Приложение 10, б) на угол 30...40 °. Вначале наклоном косяка вправо прорезают правые грани, затем наклоном косяка влево прорезают левые грани, при этом нельзя перерезать линию разметки. На рисунке (Приложение 10) показаны приемы резания косяком одной и двумя руками.

Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (Приложение 10, в), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рисунке (Приложение 10, г).

При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (Приложение 8, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

Освоив эти простейшие приемы, вы легче будете аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры (Приложение 8, в; Приложение 11).

III. Практическая часть.

Практическая работа «Художественная резьба по дереву».

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовка, детали изготавливаемого изделия,

образцы рисунков резьбы, линейка, циркуль, угольник, трафареты, карандаш, стамески, киянка, калька, копировальная бумага.

Вводный инструктаж.

Задания:

выполните образец одного из видов резьбы, заданного учителем; нанесите рисунок на изделие;

закрепите заготовку на верстаке, подберите инструменты и выполните резьбу.

Правила техники безопасности:

Нужно очень осторожно обращаться со стамеской, так как это опасный режущий инструмент.

Нельзя держать левую руку вблизи режущего инструмента.

Не следует прилагать больших усилий при резании стамеской.

При  необходимости удара  по ручке стамески  следует брать ее в левую руку, а киянку - в правую. Поставив стамеску по месту вырубки, наносите по ручке стамески легкие удары.

Хранить стамески необходимо только в специально отведенном месте.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины. Учащиеся получат знания о стоимости изделий из древесины.

Домашнее задание:

  1. повторить пройденный материал;
  2. прочитать параграф 13 в учебнике (с. 55-63);
  3. если вы занимаетесь дома резьбой по дереву, принесите на урок технологии свои работы, чтобы познакомить с ними своих товарищей; если среди ваших родных или знакомых есть мастер резьбы, попросите его рассказать о своей работе

Уборка рабочих мест

   

Приложении.

  1. Украшение крыш домов резьбой по дереву

2. Изделия с художественной резьбой: а -дверь, б- посуда

3. Геометрическая резьба:

а - элементы геометрической резьбы: / -треугольники, 2 - глазок, 3 - треугольник с зубчиками; 4 - фонарик, 5 - четырехгранники, 6 - лучи, 7 - ромбы; 6 - кухонная доска с элементами геометрической резьбы

4. Контурная резьба

5. Прорезная резьба

6. Стул с ажурной резьбой

7. Стамески для резьбы по древесине:

а - плоская прямая; б, в, г - желобчатые: б - средняя, в - крутая,

г - полукруглая; д - клюкарза; е - уголок; ж — перазик;

з - плоская косая (косячок)

8. Разметка и вырезание контуров резьбы:

а - надрезание выемок поперек волокон; б - вырезание выемок вдоль волокон; в - рисунок розетки с геометрической резьбой

9. Захват и положение инструмента при резьбе

10. Приемы резания косяком: а - одной рукой с наклоном ножа вправо;

б - с наклоном ножа влево;

в - положение косяка в конце резания;

г - двумя руками

11. Варианты геометрической резьбы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание трёхмерных моделей изделий из древесины, отделанных геометрической резьбой, в программе КОМПАС 3D LT

Данный материал рекомендуется использовать при выполнении творческих проектов по технологии....

Создание изделий декоративно-прикладных изделий из древесины

конспект урока по  технологии в 6 классе «Создание  изделий декоративно – прикладных изделий из древесины» Урок: 25-26 Тема урока: «Создание  изделий декоративно – прикла...

Создание изделий декоративно-прикладных изделий из древесины

Презентация урока по  технологии в 6 классе «Создание  изделий декоративно – прикладных изделий из древесины» Урок: 25-26 Тема урока: «Создание  изделий декоративно – при...

План урока по Технологии.6 класс (мальчики). Тема: Создание декоративно-прикладных изделий из древесины.

Тема:  «Создание декоративно-прикладных изделий из древесины» Цель: Учащиеся  знают особенности создания декоративно-прикладных изделий из древесины.Задачи:Образовательные:...

Конспект урока технологии для 5 класса (мальчики): "Этапы создания изделия из древесины. Строгание древесины"

Цели:образовательные: познакомить  с основными этапами изготовления черенка,       приемами строгания. Научить изготавливать черенокразвивающие:   развиват...

Создание декоративно-прикладных изделий из древесины

План-конспект урока технологии«Создание декоративно-прикладных изделий из древесины»6 класс.( 2 часа)...