Художественная обработка древесины
рабочая программа по технологии по теме
Художественная обработка древесины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hedozhestvennaya_obrabotva_drevisiny.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено на заседании МО» _____ /______________ / ФИО руководителя МО «___» _________ 2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____ /______________ / ФИО «___» _________ 2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Увельская СОШ №1 __________ /В.М.Новиков / ФИО «___» _________ 2012г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Увельская средняя общеобразовательная школа №1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Художественная обработка древесины»
7 класс
составитель: Кулькин А. Н. учитель второй категории
2012-2013 уч. год
Пояснительная записка.
Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы и скобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь, например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовых дощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачивали чашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резали изящные звонкие ложки.
Докрашенной резьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнце блистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьба наличников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современники считали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественной резьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовых интерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная и пропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частности борта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств [1].
Курс рассчитан на 35 ч.
Рабочая программа кружка составлена на основе программ:
- Апаткин В.А. Художественная обработка древесины. – Архангельск, 1992.
- Перевертайлов П.Я. Резьба по дереву в кружковой работе. – Архангельск, 1991.
- Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. – Москва. – Просвещение, 2007.
Программа составлена с учетом регионального компонента и с учетом индивидуальных особенностей школьников.
Данная программа рассчитана и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "резьба по дереву".
Целью обучения по курсу "Резьба по дереву" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
- раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
- посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников в обществе.
Программа включает:
- пояснительную записку;
- перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
- тематический план;
- календарно-тематическое планирование.
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.
В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, раскрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров.
Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий.
Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.
Занимаясь резьбой, воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды, в которой они живут, учатся. Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины.
В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполнения резьбы по дереву программой предусматривается применение разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":
- материаловедение;
- технология обработки древесины;
- элементы машиноведения;
- графика;
- техническое творчество;
- введение в художественное конструирование.
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:
- учебники, справочники;
- дидактический материал;
- дополнительная литература.
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Воспитанники должны -
Знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
- физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
- способы разметки по шаблону и чертежу;
- принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
- разные виды резьбы и их особенности;
- способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны
Уметь:
- рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
- применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
- выполнять простейшие столярные операции;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
- самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы, выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
- затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
- владения основными ручными инструментами по обработке, резьбе и мозаике по дереву;
- выполнения операции сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
- владения основными элементами графической грамотности;
- выполнения плоскостной разметки;
- разработки и составление композиции для различных видов резьбы;
- выполнение декорирования изделий - различными видами резьбы;
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная.
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
- теоретический уровень знаний;
- степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
- применение полученных знаний на практике;
- соблюдение технических и технологических требований;
- качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
- изготовление изделия в установленные нормы времени;
- соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
- экономия материалов;
- желание трудиться;
- познавательная активность и творческий подход;
- самостоятельность;
- партнёрские отношения при совместной работе.
Учебно-тематический план
№ п/п. | Темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Резьба по дереву | 8 | 27 | 35 | |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. | 1 | 1 | |
3. | Охрана труда | 1 | 1 | |
4. | Основы материаловедения для художественных работ из дерева. | 1 | 1 | 2 |
5. | Изготовление инструмента для резьбы. | 1 | 3 | 4 |
6. | Столярные соединения в художественных изделиях. | 2 | 2 | |
7. | Геометрическая резьба по дереву. | 3 | 3 | |
8. | Отделка изделия. | 1 | 1 | |
9. | Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. | 2 | 2 | |
10. | Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента | 4 | 4 | |
11. | Основы композиции. | 1 | 1 | 2 |
12. | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. | 1 | 3 | 4 |
13. | Изготовление изделий | 7 | 7 | |
14. | Итоговое занятие. | 1 | 1 |
Региональный компонент реализуется за счет исторических сведений, экскурсий в Дом народного творчества п. Увельский.
дата | № занятия | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Основное содержание | Виды деятельности (учебные действия) |
1 | Вводное занятие. | 1 | Учащиеся должны знать и соблюдать правила техники безопасности при работе в учебных мастерских. Безопасные приемы работы с инструментом | Участие в беседе | |
2 | Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. | 1 | Беседа. | Участие в беседе | |
3 | Охрана труда | 1 | Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. | Участие в беседе | |
4 | Основы материаловедения для художественных работ из дерева. | 2 | Ручная обработка дерева в процессе изготовления художественных изделий. | Практическая работа | |
5 | Изготовление инструмента для резьбы. | 4 | Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. | Практическая работа | |
6 | Столярные соединения в художественных изделиях. | 2 | Технология изготовления художественных изделий столярным способом. Виды художественной резьбы по дереву. | Практическая работа | |
7 | Геометрическая резьба по дереву. | 3 | Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. | Практическая работа | |
8 | Отделка изделия. | 1 | Практическая работа | ||
9 | Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. | 2 | Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка. | Практическая работа | |
10 | Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента | 4 | Резание орнамента. | Практическая работа | |
11 | Основы композиции. | 2 | Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции. | ||
12 | Изготовление простого художественного изделия столярным способом. | 4 | Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. | Практическая работа | |
13 | Изготовление изделий | 7 | Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. | Практическая работа | |
14 | Итоговое занятие. | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера;
уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Характеристика контрольно-измерительных материалов
В конце года обучения учащиеся выполняют творческие проекты, т.е. самостоятельно, на основе изученных видов аппликаций, разрабатывают и выполняют изделие.
Основными показателями и формой подведения итогов определяющими эффективность программы являются:
1) творческий отчёт о работе кружка
2) выставка детских работ в кабинете технологии
3) выставка детских работ в школе в течение предметной недели по технологии
4) выставка детских работ, приуроченная к родительским собраниям
5) принятие участие в районных и областных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Библиографический список
для педагога
- 1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.
- 2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.
- 3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.
- 4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
- 5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
- 6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
- 7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
- 8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.
- 9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.
- 10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
Библиографический список
для обучающихся:
- 1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
- 2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
- 3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.
- 4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
- 5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.
- 6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.
- 7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
- 8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.
- 9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
- 10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.
Учебно – методический комплекс
Программа | Учебники: Автор и название | Год издания | Издательство | Пособия для учителя | Пособия для учащихся | ЦОРы |
Авторская программа утверждена на РМО учителей технологии 28.08.2012 г. | 1. Шитьё и рукоделие: энциклопедия/Редкол. : И.А. | Объемные фигурки из бисера. И. Кассап-Селье, М.: Контэнт, 2008, с. 48 |
Литература для учащихся
- Бисер. Е.Артамонова. «Эксмо», 2004 г., серия «Академия мастерства».
- Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Изд. 3-е, испр. и доп.- М.; Мартин, 2006 г. -168с.
- Бондарева Н.И. Цветы из бисера. / Н.И. Бондарева – Изд. 4-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 48с.
- Екомасова М. Модный ансамбль из … бабушкиного сундучка. / Юный техник для умелых рук № 1 1989 г. с. 14-16.
- Екомасова М. Заглянем снова в бабушкин сундучок. / Юный техник для умелых рук № 7 1989 г. с. 15-16.
- Литвинец Э.Н. Забытое искусство (о бисере) / Сделай сам №2, 1992 г., с. 3-44.
- Ляукина М.В. Основы художественного ремесла: Бисер, М., 1998
- Объемные фигурки из бисера. И. Кассап-Селье, М.: Контэнт, 2008, с. 48
- Сияние бисерных росинок. Н.Д. Медведчикова / «Школа и производство», №3, 2005 г., с. 52-54.
- Фенечки для девочек, Составитель В. Иванова, « Премьера», 1999 г. серия « Для девочек».
- Шитьё и рукоделие: энциклопедия/Редкол. : И.А.
Андреев (гл.ред) и др. М: Большая Российская
энциклопедия, 1994г. - 288с., ил. - Щербакова Л.П. « Работа с бисером и стеклярусом», / Школа и производство, №3. 1994 г., с. 84-88.
Литература для педагога
- Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей: Разд. 1:художественно-эстетическая направленность/Под. ред. В.В.Садырина; сост.-Н.И. Фуникова, Н.П. Пакилева - Челябинск. Изд-во ИИУМЦ, Образование,2002 - 213с.
- «Технология. Трудовое обучение. 1-4 кл., 5-11 кл.» Программы общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко.
- Шитьё и рукоделие: энциклопедия/Редкол. : И.А.
Андреев (гл.ред) и др. М: Большая Российская
энциклопедия, 1994г. - 288с., ил.
Оборудование: проволока, леска, иголки, нити, бисер, стеклярус, бусины, пяльца, ножницы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Художественная обработка древесины"
Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса, где изучается резьба по дереву. В ней есть основные сведения видов резьбы, фотографии по теме, а также приёмы работы лобзиком и правила безопасн...
Программа дополнительного образования "Художественная обработка древесины"
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о различных видов декоративно-прикладного искусства. Одновременно с этим программа представляет уникальную возможность соединить тр...
"Художественная обработка древесины"
Настоящий курс по выбору «Художественная обработка древесины» разработан для учащихся 9-х классов с предпрофильной подготовкой с учетом изменений, происходящих в российском образовании, связанны...
КРУЖКОВАЯ РАБОТА "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ"
КРУЖОК В ШКОЛЕ "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ"ФОТО ПОДЕЛОКТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА...
Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...
Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины
Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины" с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...
Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
Раздел: Технология обработки древесины с элементами материаловедения, машиноведения, черчения и художественной обработки...