КРУЖКОВАЯ РАБОТА "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ"
творческая работа учащихся по теме
КРУЖОК В ШКОЛЕ "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ"
ФОТО ПОДЕЛОК
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-26 СТР | 212 КБ |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 27 - 58 СТР | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Титульный лист
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………..4
Учебно-тематический план первого года обучения…………………………..10
Содержательная часть первого года обучения………………………………..11
Учебно-тематический план второго года обучения………………………… 14
Содержательная часть второго года обучения………………………………...15
Методическое обеспечение программы………………………………………..17
Приложение 1. Тематическое планирование …………………………………18
1.1 Тематическое планирование первого года обучения …………………….18
1.2Тематическое планирование второго года обучения ……………………..21
Приложение 2. Методические рекомендации………………………………...25
Приложение 3. Диагностические материалы ……………………………..…27
3.1 Диагностический материал для первого года обучения.
3.1.1 Тест по теме: «Устройство столярного верстака»…………………..27
3.1.2 Тест по теме: «Разметка»……………………………………………... 28
3.1.3 Тест по теме: «Строгание древесины»……………………………….30
3.1.4 Тест по теме: «Пиление древесины» …………………………….…31
3.1.5 Тест по теме: «Художественная обработка древесины»…… …..34
3.2 Диагностический материал для второго года обучения …………….. 35
Тест по теме: «Устройство токарного станка»……………………. 35
Тест по теме: «Породы древесины. Обработка древесины»………36
Тест по теме: «Виды лесоматериалов»…………………………….37
Кроссворд по теме: «Породы древесины»………………………….38
Кроссворд по теме: «Виды пиломатериалов»……………… …… 39
Приложение 4. Дидактические материалы …………………………………..40
4.1 Список ключевых понятий ……………………………………………….40
4.2 Инструкции по Технике безопасности………………………………….42
4.2.1 Инструкция по охране труда при ручной обработке древесины
ИОТ -054 – 09………………………………………………………………. 42
4.2.2 Инструкция по охране труда при работе на токарных станках
по дереву ИОТ -056 – 09…………………………………………………..46
Приложение 5 Методические разработки………………………………...50
5.1 Методическая разработка по теме: «Устройство токарного станка»……………………………………………………………………..….50
5.2 Методическая разработка по теме: «Пиломатериалы и их получение»…………………………………………………………………...54
Список литературы………………………………………………………….58
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Художественная обработка древесины» относится к художественно-эстетической направленности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия художественной обработкой древесины позволят обучающимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их, уведет в мир прекрасного, заполнит интересным творческим трудом. Эстетическое воспитание начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонности и интерес к эстетическим значимым предметам и явлениям. Получение таких знаний определены в программе «Художественная обработка древесины». Кроме того, программа способствует формированию у детей навыков ремесленных работ. В настоящее время домашними ремеслами владеет единичное количество мужчин, из семьи ушли не только сами ремесла, исчезла и связанная с ними эстетическо-художественная сторона ремесла «искусство создания радостных вещей». На решение этой проблемы направлена данная программа, которая способствует воспитанию у детей желания и умения трудиться, приносить пользу семье и окружающим. Знания и умения, полученные на занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни, при выборе профессии, при подготовке обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в том, что она направлена на творческое развитие обучающихся, на создание интегрированного воспитательно-образовательного пространства в творческом объединении. Комплексное использование общепедагогических методов, приемов и средств воспитания и образования детей позволяет привить им обще трудовые, специальные знания и умения, способствует эстетическому физическому развитию, а также формированию активной жизненной позиции.
Данная программа рассчитана на два года обучения, комплектуется:
1 год обучения из учащихся 10-12 лет, не имеющих специальных знаний и навыков в практической деятельности по «Художественной обработке древесины»; 2 год обучения из учащихся 13-15 лет, имеющих начальные знания и умения в обработке древесины. Количество учащихся в группе 1 года обучения - 12 человек, 2 года обучения - 10 человек.
Цель программы - создание условий для творческого саморазвития личности, формирования основ эстетического мировоззрения через приобщение к декоративно-прикладному искусству.
Задачи программы:
Образовательные:
Помочь сформировать глубокие, прочные знания и умения;
Научить применять полученные знания на практике;
Научить оценивать результаты работы на каждом этапе.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию уважения к труду, дисциплине, чувства коллективизма, бережного отношения к оборудованию и инструментам, сознательного отношения к порученному делу;
Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к людям, к себе, умению адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творческой реализации;
Содействовать в воспитании гармонично-развитой личности.
Развивающие:
Развить у детей элементы технического мышления, изобретательности, самостоятельности, творчества;
развить способность видеть прекрасное.
Представленная программа отличается от уже существующих: в программу внесен раздел по токарной обработки, так как точенное изделие отличается красотой и законченностью форм, идеально гладкой поверхностью. За последние годы в деревообработке появились новые материалы, новые технологии, оборудование, и наряду с ручной обработкой все больше места занимает механическая обработка. Обработка точением привлекает всех учеников простотой и быстротой изготовления. Точение - это один из наиболее распространенных видов обработки дерева. Программа позволяет вносить изменения в содержание деятельности в зависимости от уровня усвоения, знаний каждым обучающимся. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от поставленных педагогом задач в определенный период и в соответствии с высоким или низким уровнем программного материала.
В процессе обучения были выработаны общие принципы обучения, которые определяют, каким образом следует обеспечивать достижение целей обучения. При проведении занятий применяются принципы:
наглядности
последовательности
систематичности
доступности
связи теории с практикой
научности
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий - 2 часа. Количество часов в год – 144час.
Условия реализации программы: Для реализации программы необходимы условия - техническое оснащение учебного кабинета, наличие наглядных пособий, обеспечение материалами для занятий. Оборудование:
Токарные станки по дереву; сверлильные станки; злектро – фуганок; ручной фрезер; электро - дрель; электро - лобзик; продольная пила; поперечная пила; верстаки; электро – выжигатель.
Инструменты: резцы; рубанки; молотки; лобзики; стамески; штангенциркули; сверла перовые; сверла спиральные; угольники; рейсмусы; линейки; ножовки; киянки.
Приспособления: для выпиливания; лобзиком; для пиления; стусло.
Дидактические материалы: плакаты по темам – пиление, сверление, разметка, строгание, долбление, точение и другие; технологические карты на изготовление изделий вручную; технологические карты на токарные работы.
Контролирующие материалы (тесты, кроссворды, сканворды, криптограммы, карточки задания, билеты).
Книги, учебники, техническая литература по обработке древесины и др.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: В результате прохождения программного материала обучающиеся:
первого года обучения
умеют:
- пользоваться инструментами и приспособлениями, выполнять
рисунок;
- выполнять художественные формы геометрических и растительных
форм;
- осуществлять контроль качества;
- организовать рабочее место в соответствии с используемым
материалом и поддерживать порядок во время работы;
- «видеть» материал, создавать интересные образы, проявлять
фантазию.
- точить цилиндрические, конические, фасонные детали.
знают:
- правила техники безопасности при работе с инструментами;
- свойства материалов (древесина, ДВП, ДСП, фанера);
- последовательность изготовления изделий;
- технологию токарного производства;
- технологию геометрической резьбы;
- технологию выпиливания лобзиком.
второго года обучения
умеют:
- пользоваться инструментом для разметки, сверления, выпиливания
- затачивать инструменты.
- делить окружности на равные части.
- выполнять контурную резьбу, геометрическую резьбу, прорезную
резьбу, плоскорельефную резьбу, токарные работы.
- точить в патроне , планшайбе, точить фасонные формы.
- наносить защитные покрытия, тонировать изделия, отбеливать.
- изготавливать накладные элементы, декоративные фризы, карнизы.
знают:
- физические, механические свойства древесины.
- основные правила и приемы резьбы.
- правила склейки щитов.
- безопасные способы и приемы работы на токарном станке.
- технологию точения фасонных форм.
- виды и назначение орнаментов.
- способы украшения наличников.
- конструктивные и декоративные элементы.
Программа «Художественная обработка древесины» предусматривает следующие способы проверки знаний и умений: контрольные задания, тестирование, участие в выставках, конкурсах, устные зачеты.
Итогом освоения программы является:
участие обучающихся в выставках (городского и областного уровня);
развитие творческой активности обучающихся;
формирование необходимых специальных технических умений и
знаний и использование их на практике;
воспитание личности, обладающей стремлением к активной
жизненной позиции, способной к творческой деятельности и
настроенной на самосовершенствование.
Учебно-тематический план первого года обучения
Тема | Количество часов |
всего | теория | практика |
1. Презентация объединения | 2 | 2 | - |
2. Древесные материалы | 8 | 2 | 6 |
3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной | 14 | 4 | 10 |
4. Изготовление деталей из древесины | 36 | 4 | 32 |
5. Сборка изделий из древесины | 26 | 4 | 22 |
6. Отделка изделий из древесины и фанеры | 24 | 2 | 22 |
7. Художественная обработка древесины | 20 | 2 | 18 |
8. Клеи | 4 | 2 | - |
9. Экскурсии | 8 | 8 | - |
10. Выставка | 2 | 2 | - |
Итого: | 144 | 32 | 112 |
Содержательная часть первого года обучения
Тема 1. Презентация объединения.
Цели и задачи объединения. Деревообработка - одна из древнейших профессий. Дерево в истории отечественной архитектуры. Деревянные конструкции в современном мире. Охрана лесных богатств. Безопасность труда при деревообработке.
Тема 2. Древесные материалы.
Основные породы деревьев. Пороки древесины. Классификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. Свойства древесины.
Практическая работа: Лабораторно-практическая работа по определению пород древесины, твердости древесины. Ознакомление с материалами. Определение видов пиломатериалов. Изготовление заготовок.
Тема 3. Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной.
Классификация инструмента, ознакомление с ним.
Практическая работа: Отработка приёмов работы с деревообрабатывающим инструментом. Ремонт деревообрабатывающих инструментов (стамески, рубанки, малки, столярные угольники, шаблоны). Изготовление оснастки приспособлений.
Тема 4. Изготовление деталей из древесины.
Чертеж и технология обработки поверхности материалов. Технология изготовления детали.
Практическая работа: Черновая обработка поверхности материалов перед их разметкой. Разметка. Распиливание вдоль и поперёк волокон. Распиливание по локальным линиям. Чтение чертежа и изготовление по нему детали. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление детали вращения.
Тема 5. Сборка изделий из древесины.
Способы соединения деталей: шурупами, винтами, нагелями, стяжками, шиповое соединение.
Практическая работа: Соединение деревянных деталей шурупами. Соединение деревянных деталей винтами. Соединение деревянных деталей нагелями (деревянными стержнями). Соединение деревянных деталей на шипах. Сборка изделия из заготовленных деталей. Ремонт школьного оборудования.
Тема 6. Отделка изделий из древесины и фанеры.
Приёмы чистовой обработки. Инструменты, используемые для чистовой обработки. Классификация лаков и красок. Безопасность труда при отделочных работах.
Практическая работа: Чистовая обработка поверхности материалов. Нанесение лакокрасочного покрытия. Травление древесины. Лакировка древесины. Шлифовка поверхности древесины. Отделка ремонтируемого оборудования из древесины. Отделка древесины в зависимости от условий эксплуатации ремонтируемого оборудования.
Тема 7. Художественная обработка древесины.
Геометрическая резьба. Фасонное точение. Устройство станка по дереву.
Практическая работа: Подбор материала. Подготовка заготовок к точению. Фасонное точение заготовок. Сборка изделий. Обжиг и гравировка изделий. Роспись деревянных изделий и ознакомление с готовыми изделиями местных художественных промыслов. Выполнение различных видов художественной обработки древесины.
Тема 8. Клеи.
Виды клеев для древесины. Прочность клеевого соединения. Технология склеивания. Точность сопряжения деталей.
Практическая работа: Подготовка поверхности древесины и фанеры к нанесению клея. Сборка на клей соединений в шип. Сборка на клей соединений нагелями. Сборка на клей соединений с фанерными накладками.
Тема 9. Экскурсии.
Экскурсии на местные деревообрабатывающие предприятия, во вспомогательные цеха машиностроительного завода, в лесничество, в музей народного прикладного искусства..
Тема 10. Выставка.
Подведение итогов работы кружка за год. Выставка работ воспитанников объединения.
Учебно–тематический план второго года обучения
Тема | Количество часов |
всего | теория | практика |
Презентация кружка | 2 | 2 | - |
Сведения о древесине | 10 | 5 | 5 |
Виды лесоматериала | 10 | 5 | 5 |
Инструменты и оборудование | 22 | 4 | 18 |
Резьба по дереву | 54 | 14 | 40 |
Резной декор дома | 36 | 10 | 26 |
Экскурсии | 8 | 8 | - |
Выставка | 2 | 2 | - |
Итого: | 144 час | 50 | 94 |
Содержательная часть второго года обучения
Тема 1. Презентация объединения.
Цели и задачи курса, знакомство с домовой резьбой ее видами, инструментами, способами обработки дерева. История развития домовой резьбы в России.
Тема 2. Сведения о древесине.
Расширенное понятие о строении дерева, свойствах древесины, о породах и пороках древесины. Способы сушки древесины,
Практическая работа: Определение твердости древесины, определение пород древесины. Определение влажности древесины. Сушка древесины.
Тема 3. Виды лесоматериалов.
Виды пиломатериалов. Способы склейки щитов, заделки сучков и трещин.
Практическая работа: Склейка щитов различными способами. Определение влажности древесины. Определение различных видов пиломатериалов. Склейка щитов. Заделка сучков. Заделка трещин.
Тема 4. Инструменты и оборудование.
Инструменты и приспособления для резьбы. Набор резчицкого инструмента. Вспомогательный инструмент. Инструменты для сверления и выпиливания. Разметочный инструмент. Электрифицированный инструмент.
Практическая работа: Деление окружности на равные части, построение многоугольников других фигур. Изготовление резчицкого инструмента. Изготовление ручек для резцов. Заточка и правка инструментов. Набор резчицкого инструмента. Организация рабочего места резчика. Хранение инструмента.
Тема 5. Резьба по дереву.
Контурная резьба. Геометрическая резьба. Прорезная резьба. Плоскорельефная резьба. Глухая рельефная резьба. Скульптурная резьба. Виды орнаментов. Назначение орнаментов. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Геральдический орнамент. Ажурный орнамент. Плетенка, арабеска, жгут, венок, завиток, панно. Правила, приемы и техника выполнения резьбы.
Практическая работа: Выполнение резьбы по дереву (контурной, геометрической, прорезной, плоскорельефной, глухой, рельефной, скульптурной). Отделка резных изделий. Крашение и тонирование резных изделий. Токарные работы. Точение фасонных форм. Точение полых изделий. Точение в патроне. Обессмоливание деталей. Отбеливание изделий. Нанесение защитных покрытий. Подготовка резных изделий к отделке. Крашение резных изделий. Тонирование резных изделий. Построение орнаментов на изделиях.
Тема 6. Резной декор дома.
Внешнее и внутреннее оформление жилища. Конструктивные и декоративные элементы. Варианты ограждения. Малые архитектурные формы. Резные вставки в окна, веранды. Способы украшения наличников. Резные столбы, кронштейны, консоли. Ограды, заборы, изгороди. Детские спортивно-игровые устройства.
Практическая работа: Изготовление ограждений. Изготовление малых архитектурных форм. Оформление фасада дома. Украшение фронтонов, балконов. Изготовление причелин и полотенец. Изготовление декоративных фризов, карниза. Изготовление накладных элементов. Оформление входов, крылечек. Оформление дверей. Ограждение балконов, мансард, веранд. Оформление лестничных перил. Изготовление настенных и напольных цветочниц. Изготовление масок. Оформление приусадебных участков.
Тема 7. Экскурсии.
Экскурсии на предприятия по изготовлению деревянных изделий «Кедр»; в детскую художественную школа, музей народного прикладного искусства.
Тема 8. Итоговая выставка.
Подведение итогов работы за год. Выставка работ обучающихся.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
«Художественная обработка древесины»
Приложение 1
Тематическое планирование
1.1 Тематическое планирование первого года обучения
Раздел плана | Тема занятий | К-во Часов |
1.Презентация объединения (2час.) | Цели и задачи. Техника безопасности. | 2час. |
2.Древесные материалы, (8 час.) | Основные породы деревьев. Пороки древесины. Кл ассификация пиломатериалов. Материалы на основе древесины. | 2час. 2час. 2час. 2час. |
З.Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной. (14 час.) | Инструменты для работы с древесиной. Приспособления для работы с древесиной, Станки для работы с древесиной. Классификация инструмента, ознакомление . Отработка приемов работы с деревообрабатывающим инструментом. Ремонт деревообрабатывающих инструментов. Изготовление оснастки приспособлений. | 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. |
4.Изготовление Деталей из древесины. (36 час.) | Черновая обработка материалов Черновая обработка материалов Разметка Разметка Распиливание вдоль и поперек волокон. Распиливание вдоль и поперек волокон Распиливание по локальным линиям. Чтение чертежа, Чтение чертежа, Изготовление деталей. Изготовление деталей. Технология изготовление деталей. Технология изготовления деталей. Изготовление деталей. Изготовление деталей. Ремонт деревянных конструкций. Ремонт деревянных конструкций. Изготовление деталей вращения. | 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2 час 2 час |
5.Сборка изделий из древесины (26час.) | Соединение деталей шурупами. Соединение деталей шурупами. Соединение винтами. |Соединение деталей винтами. Соединение деталей нагелями. Соединение деталей нагелями. Шиповое соединение. Шиповое соединение. Ремонт школьной мебели. Ремонт школьной мебели. Соединение деталей стяжками. Соединение деталей стяжками. Отделка изделий. | 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. |
6. Отделка изделий из древесины и фанеры. (24 час.) | Инструменты для чистовой обработки древесины. Чистовая обработка. Чистовая обработка. Классификация лаков и красок. Нанесение лакокрасочных покрытий. Нанесение лакокрасочных покрытий. Травление древесины. Лакировка древесины. Шлифовка. Отделка древесины Отделка древесины. Безопасность труда при отделочных работах. | 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. |
7.Художественная обработка древесины(20час) | Подбор материала. Устройство станка по дереву. Подготовка заготовок. Фасонное точение. Сборка изделий. Выжигание. Выжигание. Мозаика. Мозаика. Геометрическая резьба. | 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. 2час. |
8.Клеи.(4час) | Виды клеев. Подготовка поверхностей, склеивание. | 2час. 2час. |
9.Экскурсии. (8час.) | Экскурсии на деревообрабатывающие предприятия. Экскурсии в музеи города. | 4час. 4час. |
10. Выставка (2час) | Подведение итогов работы. Выставка работ обучающихся. | 2час |
1.2 Тематическое планирование второго года обучения
Раздел плана | Тема занятий | К-во часов |
1.План работы на учебный год. (2час) | Цели и задачи курса. Техника безопасности. | 2 |
2.Сведения о древесине. (10час) | Строение древесины. Свойства древесины. Пороки древесины. Породы древесины. Сушка древесины. | 2час 2час 2час 2час 2час |
3. Виды леса- материала. (10час) | Виды пиломатериалов. Определение влажности. Склейка щитов. Заделка сучков. Заделка трещин. | 2час 2час 2час 2час 2час |
4.Инструменты и оборудование (22час) | Набор резчицкого инструмента. Вспомогательный инструмент. Разметочный инструмент. Инструмент для разметки. Инструмент для сверления. Инструмент для выпиливания. Приспособления для разметки рисунков. Изготовление ручек для резцов. Изготовление резчицкого инструмента. Заточка и правка резцов. Деление окружности на равные части. | 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час |
5.Резьба по дереву. (54час) | Основные правила и приемы резьбы. Контурная резьба. Геометрическая резьба. Прорезная резьба. Плоскорельефная резьба. Глухая рельефная резьба. Скульптурная резьба. Корнепластика. Токарные работы. Точение фасонных форм. Точение полых изделий. Точение в патроне. Обессмоливание деталей. Отбеливание изделий. Нанесение защитных покрытий. Подготовка к отделке. Крашение резных изделий. Тонирование изделий. Назначение орнаментов. Виды орнаментов. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Геральдический орнамент. Ажурный орнамент. Плетенка, арабеска, жгут, венок, завиток, панно. | 4час 2час 4час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час |
6.Резной декор дома. (36час) | Конструктивные и декоративные элементы. Оформление фасада дома. Украшение фронтонов, балконов. Резные вставки в окна, веранды. Изготовление причелин и полотенец. Изготовление декоративных фризов, карниза. Изготовление накладных элементов. Способы украшения наличников. Оформление входов, крылечек. Оформление дверей. Резные столбы, кронштейны, консоли. Ограждение балконов, мансард, веранд. Оформление лестнечных перил. Настенные и напольные цветочницы. Изготовление масок. Малые архитектурные формы. Ограды, заборы, изгороди. Оформление приусадебных участков. | 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час 2час |
7. Экскурсии. (8час) | Экскурсия в детскую «Художественную школу» Экскурсия в СПТУ № 59. Экскурсия на предприятие «Кедр» Экскурсия в музей народно- прикладного искусства. | 2час 2час 2час 2час |
8. Выставка (2час) | Подведение итогов работы за год. Выставка работ обучающихся. | 2час |
Приложение 2
Методические рекомендации
При выполнении учебной программы используются традиционные методы обучения:
Словесные:
Устное изложение (рассказ, лекция)
Беседа
Самостоятельная работа с литературой
Письменное инструктирование
Аудио-видео средства
Наглядные:
Демонстрация пособий
Показ трудовых приемов
Экскурсии
Самостоятельные наблюдения
Практические:
Упражнения по выполнению приемов, операций
Самостоятельная работа
Тренажеры
Лабораторно- практические работы
Наряду с ними применяется метод проектов. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, что при выполнении проектов учащиеся участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции, оценке имеющихся технических возможностей, целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления.
Работа над проектом начинается с начала учебного года. Проект формируется и уточняется на протяжении всего учебного года и включает в себя элементы деятельности по конструированию, планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий. В задачу проекта также входит экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Объекты проектирования и изготовления - должны быть посильны учащимся, не следует стремиться к сложным изделиям. Необходимо подобрать объекты труда с учетом материально-технической базы, спроса, санитарно- гигиенических требований.