Планирование кружка "Маленькая мастерица"
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Мастерица»
(5 класс)
Пояснительная записка
Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. В настоящее время, когда значительная часть декоративных изделий из меха, ткани, ниток и другого материала искусно выполняется с помощью машин, многие предметы быта не теряют своей прелести, если они сделаны вручную.
Восприятие художественной и практической ценности изделий, созданных художниками- дизайнерами и просто народными умельцами, доступно детям младшего школьного возраста.
Со многими видами рукодельного творчества учащиеся знакомят-ся на уроках трудового обучения, в том числе и с вышивкой. Многие задачи, определенные программой, на внеклассных занятиях по рукоделию значительно расширяются. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся. В случае с вышивкой это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера( необходимость выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бисер, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни В процессе внеклассных занятий по вышивке учащиеся закрепляют навык работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, наперсток. Вышивание, шитьё, бисероплетение требует кропотливого труда, что значительно совершенствует общую трудовую подготовку.
В смысле практической значимости, основные умения и навыки, приобретаемые детьми на занятиях по рукоделию, нужны каждо-му человеку, т.к они составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, в частности по уходу за одеждой. Дети быстро убеждаются в необходимости приобретения таких навыков, надо лишь умело подвести их к этому, дать необходимые практические знания. На занятиях, посвященных такой кропотливой работе, как вышивание, бисероплетение у детей воспитываются нравственно- волевые качества личности: усидчивость, терпение, умение довести начатую работу до конца, аккуратность в работе.
Работа на кружке способствует развитию творческого мышления и воображения; они привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают школьники, когда своими руками вышьют носовой платок, салфетку, украсят узором подушечку,сплетут браслет, цветы, удивляются и восхищаются, рассматривая образцы учителя и изделия, выполненные народными умельцами! Следовательно, рукоделие является еще и средством эмоционально- эстетического воспитания и развития детей. Следует отметить и тот факт, что кружки по рукоделию дает большие возможности для расширения политехнического кругозора учащихся. Можно интересно рассказать детям о свойствах текстильных волокон и ниток, условиях возникновения стеклоделия, отраслях промышленности, связанных с выработкой волокнистых материалов, их переработке в различные изделия, машинной вышивке, нитках, используемых для вышивания, процессе их получения и окраски и т.п. На внеклассных занятиях рукоделию значительно расширяется и углубляются знания о народных умельцах. Кроме того, работы детей носят практический характер, поскольку используются в оформлении интерьера своей комнаты.
Цель настоящей программы:
нравственно-эстетическое воспитание детей ;
активизация познавательной и творческой деятельности;
подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии ремесел, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники ремесла.
Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, При выполнении эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика |
1-2 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 |
Бисероплетение (8 часов) |
3 | Легенда о возникновении стеклоделия | 1 | 1 |
4 | Знакомство с техникой плетения ( параллельное, петельное, игольчатое) | 1 | 1 |
5 | Плетение колокольчиков | 1 | 1 |
6 | Плетение лилий | 1 | 1 |
7 | Плетение ромашек | 1 | 1 |
8 | Оформление букета | 1 | 1 |
Вышивка бисером (6 часов) |
9 | Техника безопасности. Инструменты и материалы. | 1 | 1 |
10 | Приёмы вышивки бисером | 1 | 1 |
11-14 | Вышивание героев сказки «Золотой ключик» | 4 | 4 |
Вышивание крестом (6 часов) |
15 | Техника безопасности. Инструменты и материалы. | 1 | 1 |
16-18 | Изготовление картины в технике вышивки крестом (творческая работа) | 3 | 3 |
19-20 | Пасхальные сюжеты | 2 | 2 |
Вышивание гладью (6 часов) |
21-23 | Основные приёмы вышивания гладью | 3 | 1 | 2 |
24-26 | Вышивка гладью цветочного узора | 3 | 3 |
Мягкая игрушка. Клоун. (6 часов) |
27 | Техника безопасности. Инструменты и материалы. | 1 | 1 |
28 | Изготовление шаблонов. Раскрой деталей | 1 | 1 | 1 |
29 | Изготовление туловища и головы. Изготовление рук и ног. | 1 | 1 |
30 | Изготовление одежды клоуну | 1 | 1 |
31 | Оформление игрушки | 1 | 1 |
32 | Отчёт о работе кружка. Выставка работ учащихся. | 1 | 1 |
Список литературы
1. Внешкольник, №№4,7, 8, 9 , 1999; №№ 7- 8, 2000
2. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1998
3. Воспитание школьников, № 2,1998
4. Дети, техника, творчество, №1, 2000
5. Закон РФ " Об образовании"
6. Кан - Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.; Педагогика, 1990
7. Конвенция о правах ребенка
8. Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М., 1993г.
9. Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М., 1987г.
10. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка.- М., 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Мастериц
Внеклассная работа....
Авторская программа «Мастерицы»
I. Пояснительная записка Авторская программа «Мастерицы» по декоративно-прикладному тво...
Рабочая программа кружка "Мастерица"
Представленная программа занятий кружка « Мягкая игрушка» предложена для учащихся 1 классов. Программа составлена на основании рабочей программы Ефимовой А. В. «Работа с мягкой игрушкой»....
Программа кружка "Юные мастерицы"
Программа предназначена для занятий с девочками 5 -6 классов на кружке по вязанию....
Открытый урок "В стране мастериц"
Открытый урок "В стране мастериц" проведён в 7 классе. В ходе занятия девочки шьют и обучают гостей шитью ночной сорочки....
Образовательная программа художественно-эстетической направленности дополнительного объединения "Мастерица"
Кружок «Мастерица» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к...
Календарно – тематическое планирование занятий «Северная мастерица»
Календарно – тематическое планирование занятий«Северная мастерица»...