Авторская программа «Мастерицы»
рабочая программа на тему
I. Пояснительная записка
Авторская программа «Мастерицы» по декоративно-прикладному творчеству для детей 7 – 17 лет разработана педагогом дополнительного образования Балала Яниной Юрьевной на основе многолетнего опыта работы. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Декоративно – прикладное искусство – одно из самых древних видов народного творчества, украшающего наш быт , радующего наш глаз . В нем сочетаются различные виды рукоделия : вышивка , аппликация , плетение , мозаика . Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают развивать у детей чувство формы , цвета , воображения , точность и аккуратность , трудолюбие и самостоятельность , знакомят с традициями родного края , формируют интерес к профессиям , уважение к людям труда .
Творческая деятельность , т. е. создание работ и композиций из различных материалов (бисера , бусин , проволоки , бумаги , ленточек ) , связана с процессами восприятия , познания , с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека , свойственной ему на различных ступенях развития , в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_masteritsy_balala_ya.yu_.docx | 62.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр города Ейска» муниципального образования Ейский район
Утверждаю
Директор МОУДОД
Детско-юношеский центр г.Ейска
_______________ Е.В.Горбик
Протокол педсовета учреждения
От___________20___г.№_______
Авторская программа «Мастерицы»
Объединение «РУКОДЕЛЬНИЦЫ»
Декоративно – прикладное творчество
Степень обучения(возраст) 7-17 лет
Срок реализации программы - 5 лет
Количество часов- 1008часов
Педагог дополнительного образования-Балала Янина Юрьевна
г.Ейск
2010
- Пояснительная записка
Авторская программа «Мастерицы» по декоративно-прикладному творчеству для детей 7 – 17 лет разработана педагогом дополнительного образования Балала Яниной Юрьевной на основе многолетнего опыта работы. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Декоративно – прикладное искусство – одно из самых древних видов народного творчества, украшающего наш быт , радующего наш глаз . В нем сочетаются различные виды рукоделия : вышивка , аппликация , плетение , мозаика . Занятия декоративно – прикладным творчеством помогают развивать у детей чувство формы , цвета , воображения , точность и аккуратность , трудолюбие и самостоятельность , знакомят с традициями родного края , формируют интерес к профессиям , уважение к людям труда .
Творческая деятельность , т. е. создание работ и композиций из различных материалов (бисера , бусин , проволоки , бумаги , ленточек ) , связана с процессами восприятия , познания , с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека , свойственной ему на различных ступенях развития , в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера .
Новизна программы заключается в том , что в учебный план в зависимости от года обучения включены различные техники работы с различными материалами ( бусины , проволока , бисер , крупы , макароны , бумага ) .А это расширяет круг возможностей ребенка , развивает пространственное воображение и творческие способности (вкус , чувство цвета , композиционное решение , выбор художественного образа) .
Актуальность данной программы заключается в том , что обеспечивается занятость детей в свободное от школы время , в процессе обучения происходит развитие творческой гармоничной , самодостаточной личности ребенка .Знания , полученные в объединении , помогают детям в школе на уроках труда , окружающего мира, изо, кубановедения .
Программа рассчитана на работу с детьми 7 – 17 лет и состоит из следующих этапов:
- ознакомительный , 1 год обучения , 7 – 9 лет ;
-развивающий , 2 год обучения , 9 – 11 лет ;
-исследовательский , 3 год обучения , 11 – 13 лет ;
-инновационный , 4 год обучения , 13 – 15 лет ;
-творческий , 5 год обучения , 15 – 17 лет .
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с дифференцированным подходом к детям внутри каждой возрастной группы .
Цель данной программы – научить учащихся изготавливать композиции , аппликации , панно из бисера , проволоки , ленточек , бумаги , круп и других материалов .
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к творческой деятельности .
- Познакомить детей с различными видами декоративно – прикладного творчества , многообразием материалов и приемами работы с ними , закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения .
- Воспитывать внимание , аккуратность , целеустремленность . Прививать навыки работы в группе . Поощрять доброжелательное отношение друг к другу .
- Развивать художественный вкус ,фантазию , пространственное воображение .
- Научить через изделия декоративно – прикладного творчества видеть и понимать традиции и жизнь народа родного края .
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок , конкурсов , мастер – классов.
Данная программа рассчитана на 5 лет обучения. Занятия в группе первого года обучения проходят два раза в неделю по 2 часа . Второй год обучения рассчитан на детей , прошедших курс первого года , занятия два раза в неделю по 3 часа . В группу второго года обучения могут поступать и вновь прибывающие дети после специального тестирования и опроса при наличии определенного уровня общего развития и интереса .
Третий год обучения и последующие года предполагают работу с детьми прошедшими предыдущие года .Занятия проводят 2 раза в неделю по 3 часа , в данном случае больше внимания уделяется творческим разработкам и конкурсным работам .
1 год – 144 часа в год
2 год - 216 часов в год
3,4,5 год – 216 часов в год
Численный состав групп :
1 год обучения -11-12 человек, 2-5 год обучения – 10 человек
Образовательный процесс , включает в себя различные методы обучения :
- иллюстративный ( объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала ) ,
- репродуктивный ( воспроизводящий ) ,
- проблемный ( педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения ),
-эвристический ( проблема формулируется детьми , ими и предлагаются способы ее решения ) .
В проведении занятий используются формы коллективного творчества и индивидуальный подход к каждому ребенку .
Теоретическая часть урока дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим усвоением темы .
С целью проверки усвоения терминов , понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные тесты и кроссворды , используются словесные игры , загадки . Для успешного выполнения поставленных учебно – воспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий : беседы об декоративно – прикладном искусстве , посещение выставок, творческие задания , работа с различными материалами .
Программные материалы подобраны так , чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей .
Основные принципы , заложенные в основу программы :
1.Принцип поэтапности - « погружение « в программу . Это самый ответственный принцип : обучение осуществляется от первого этапа к последующему.
2.Принцип сравнений подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребёнка при решении заданной темы без ограничений.
3.Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребёнка при решении заданной темы без ограничений.
Основной формой работы являются учебные занятия . Это могут быть творческие проекты , занятия – импровизации , занятия – праздники , занятия – эксперименты .
Отчет о работе проходит в форме выставок , открытых занятий , конкурсов , форумов , мастер –классах .
Способы определения результативности – тестирование , творческие задания и результаты конкурсов .
В зависимости от конкретных условий , возрастных особенностей , интересов учащихся педагог может вносить в программу изменения : сокращать количество часов по одной теме , увеличивать по другой , вносить новые темы . На занятиях воспитанники имеют возможность выполнять различные виды работ . В конце каждого учебного года подводятся итоги в форме выставок . Выполнять поделки из различных материалов – это кропотливый , увлекательный и очень приятный труд . А для того чтобы дети охотно занимались необходимо развивать их фантазию ,добрые чувства , а с ними придет ловкость и умение в работе .
Требования к знаниям , умениям , навыкам .
По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать :
-названия основных и составных терминов,
-материалы и основы технологических операций,
-инструменты и приспособления , правила по охране труда при работе с этими инструментами.
Должны уметь :
-правильно организовывать свое рабочее место ,
-пользоваться материалами и инструментами ,
-выполнять основные технологические операции,
-анализировать результаты своей деятельности.
По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать :
-основы технологических процессов и операций , используемых при изготовлении декоративных композиций,
-основные законы цветоведения,
-инструменты и приспособления , используемые для работы с бисером , бумагой ,тканью, проволокой и т п ,
- особенности используемых материалов.
Должны уметь :
-самостоятельно изготовить панно из ленточек , композицию из бисера и проволоки , аппликацию из круп и макарон ,
-применять различные приемы исполнительного мастерства,
-анализировать результаты творческой деятельности.
По окончании 3 года обучения учащиеся должны знать :
-различные виды декоративного творчества : бисероплетение , вышивка ленточками , аппликация и т п ,
-правила создания аппликации ,композиции ,
-технологию окраски зерен , макарон.
Должны уметь :
-самостоятельно выполнить объемные поделки из бисера и бусин в различных техниках плетения ,
-самостоятельно покрасить крупы и выполнить аппликацию,
-самостоятельно сделать эскиз работы и вышить ее из ленточек ,
-комбинировать различные приемы работы с изученными материалами для достижения выразительности композиции.
По окончании 4 года обучения учащиеся должны знать :
-основные приемы по вышивки бисером ,
- виды стежков и элементов объемной вышивки из ленточек ,
-материалы и приспособления , используемые при создании деревьев и цветов из бисера и бусин ,
-основные приемы и операции при создании аппликации из бисера.
Должны уметь :
-самостоятельно выполнить объемные панно из лент , проволоки и ткани,
-самостоятельно изготовить из проволоки каркас для деревьев и цветов ,
-самостоятельно вышить картину из бисера,
-применять различные приемы и материалы для создания целостных композиций.
По окончании 5 года обучения учащиеся должны знать :
-основные способы плетения из бусин и бисера , используемые при изготовлении объемных композиций, украшений , брелков и т п ,
-виды декоративно – прикладного творчества.
Должны уметь :
-создавать композиционные работы из используемых материалов,
-самостоятельно изготавливать гипсовые заливки при изготовлении различных деревьев из бисера , бусин , пайеток,
-работать с акриловыми красками при покраске стволов декоративных деревьев .
- Учебно-тематический план 1 года обучения
Ознакомительный этап
№ п/п | Тема | Всего часов | в том числе | |
теория | практ. | |||
1 | Бисероплетение | 68 | 24 | 44 |
2 | Декоративные композиции из бумаги | 10 | 5 | 5 |
3 | Аппликация из макарон | 20 | 10 | 10 |
4 | Вышивка ленточками | 28 | 13,5 | 14,5 |
5 | Аппликация из ткани | 16 | 8 | 8 |
6 | Экскурсии | 2 | 2 | - |
Итого: | 144 | 72,5 | 71,5 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
Развивающий этап
№ п/п | Тема | Всего часов | в том числе | |
теория | практ. | |||
1 | Декоративные композиции из макарон | 21 | 9 | 12 |
2 | Композиции из проволоки и бисера | 132 | 45 | 87 |
3 | Аппликация из круп и зерен | 30 | 10 | 20 |
4 | Вышивка ленточками | 30 | 10 | 20 |
5 | Выставки, экскурсии | 3 | - | 3 |
Итого: | 216 | 74 | 142 |
Учебно-тематический план 3 года обучения
Исследовательский этап
№ п/п | Тема | Всего часов | в том числе | |
теория | практ. | |||
1 | Декоративные композиции из бумаги | 15 | 7,5 | 7,5 |
2 | Работа с бисером, проволокой , бусинами | 117 | 19,5 | 97,5 |
3 | Вышивка ленточками | 30 | 5 | 25 |
4 | Аппликация из круп и зерен | 48 | 8 | 40 |
5 | Экскурсии, выставки | 6 | - | 6 |
Итого: | 216 | 40 | 176 |
Учебно-тематический план 4 года обучения
Инновационный этап
№ п/п | Тема | Всего часов | в том числе | |
теория | практ. | |||
1 | Вышивка лентами | 81 | 13,5 | 67,5 |
2 | Бумагопластика | 12 | 2 | 10 |
3 | Чудеса из бисера | 114 | 19 | 95 |
4 | Посещение выставки , экскурсии | 9 | - | 9 |
Итого: | 216 | 34,5 | 181,5 |
Учебно-тематический план 5 года обучения
Творческий этап
№ п/п | Тема | Всего часов | в том числе | |
теория | практ. | |||
1 | Изготовление деревьев из бисера | 90 | 15 | 75 |
2 | Изготовление цветочных композиций | 90 | 15 | 75 |
3 | Вышивка | 30 | 5 | 25 |
4 | Посещение выставки , экскурсии | 6 | - | 6 |
Итого: | 216 | 35 | 181 |
- Содержание программы
Ознакомительный этап 7-9 лет 1 год обучения (144 часа)
1.Бисероплетение ( 68 часов )
Теоретическая часть
Вводное занятие. Порядок и план работы .Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с историей бисероплетения, видами бисера, проволоки, инструментами, приемами работы с ними.
Основы цветоведения.
-Технология плетения крестик, колечки, цветок, зигзаг.
-Технология параллельного низания.
-Технология скрутки петельками.
Практическая работа
Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному . Они могут выполняться по готовому образцу – изделию или учащиеся самостоятельно выбирают эскиз , схему поделки .
-Плетение браслетов ( в технике крестик , колечки , цветок , зигзаг , параллельного плетения ) ,
-Плетение сувениров и фигурок животных ,брелки в виде фруктов , домики ,человечки из бисера и проволоки ,
-Плетение цветов из бисера в технике параллельного плетения ,
-Плетение новогодней елочки и веточек , в технике скрутка,
-Плетение новогодних и рождественских сувениров из бисера,
-Самостоятельная творческая итоговая работа по изученной теме ( по выбору учащихся ).
2.Декоративные композиции из бумаги( 10 часов )
Теоретическая часть
- Основные свойства бумаги , технология изготовления и основные технологические операции аппликации из бумаги.
-Понятие аппликации и ее виды .
-Правила работы с линейкой , ножницами , клеем , организация рабочего места .
-Оригами , основные этапы изготовления .
-Открытки из картона и бумаги , цветы из бумаги , технология изготовления .
Практическая работа:
-Изготовление фигурок – оригами из бумаги.
- Изготовление праздничных открыток из бумаги и картона ( эскиз на выбор учащихся ),
-Елочные игрушки и сувениры – оригами ( ажурный шар , зверюшки – оригами ).
3.Аппликация и декоративные композиции из макарон ( 20 часов )
Теоретическая часть
-Знакомство с различными видами макаронных изделий , краски , лаки ,клей и другие материалы и инструменты , применяемые при изготовлении аппликации из макарон,
- Основные технологические приемы и операции изготовления поделок из макарон,
-Использование макарон и акриловых красок , красок гуашь для декорирования фото – рамок, шкатулок , рамок для картин и панно.
Практическая работа:
-Изготовление декоративной композиции из макарон ( сердечко – сувенир ),
-Изготовление аппликации из макарон ( « Кораблик» , « Филин»)
-Изготовление картины из крашеных макарон ( эскиз картины на выбор учащихся),
-Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческого задания по изученной теме ( эскиз на выбор учащихся ).
4.Вышивка ленточками ( 28 часов )
Теоретическая часть. Понятие вышивки ленточками. Основные виды вышивки. Материалы и инструменты необходимые для вышивки лентами . Свойства и виды ленточек.Организация рабочего места. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами. Виды стежков: «Листик» , «Сложный листик», «Пышный цветок», «Роза – паутинка». Технология изготовления и основные приемы вышивки данных элементов.Вышивка лентами как элемент традиций народов Кубани( знакомство с обычаями и традициями).Оформление вышивки ( технология оформления готовых работ в рамки, обработка изнаночной стороны картины , утюжка изделия , обклеивание картона и оформление в рамку ).
-Понятие объемных элементов вышивки , простейшие объемные цветы из ленточек , технология изготовления . Понятие о видах швов , применяемых при изготовлении объемных элементов.
Практическая работа:
-Выполнение стежков ( изученных при изучении темы),
-Вышивка цветов из ленточек ( по заранее подготовленному образцу ),
-Вышивка животных , растений ( «Подсолнух»),
-Вышивка пасхального панно ( эскиз работы на выбор учащихся ),
-Вышивка цветов с использованием объемных элементов (самостоятельная творческая работа).
5.Аппликация из ткани ( 16 часов)
Теоретическая часть
-Понятие аппликация из ткани , виды , основные технологические операции изготовления . Ручные швы.
-Технология выполнения ручных швов , инструменты , материалы и правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами.
-Использование пряжи , шнура , ленточек в аппликации .Основные приемы и технологические операции.
-Понятия эскиз , основа , фон , детали аппликации .
Практическая часть :
-Выполнение аппликации («Фрукты», «Корзина с цветами»),
-Выполнение аппликации с элементами вышивки лентами , использование пряжи для декора ( творческая самостоятельная работа),
-Выполнение коллективной работы (по выбору учащихся или по эскизу педагога , работа « Кубанский дворик» ).
6.Экскурсии, поход в кино или парк (2 часа )
Беседы по технике безопасности
-Правила безопасности на улице,
-Правила безопасности при выполнении ручных работ ( ножницы , клей ),
-Правила работы с иглами,
-Правила работы с нагревательными приборами,
-Правила поведения на водоемах,
-Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Развивающий этап 9-11 лет 2 год обучения ( 216 часов )
1.Декоративные композиции из макарон ( 21 час)
Теоретическая часть
-Вводное занятие , план и порядок работы.
-Инструктаж по технике безопасности.
-Декоративные композиции из макарон . Способы окраски ,материалы , инструменты.
-Объемные изделия из макарон . Технология и способы выполнения объемной аппликации. Понятие о композиции .
-Правила декорирования . Организация рабочего места . Материалы и краски используемые при работе.
Практическая работа :
-Выполнение объемной фигурки из макарон
-Выполнение объемной аппликации ( по образцу )
-Декорирование фото – рамки , шкатулки.
2.Композиции из проволоки и бисера ( 132 часа )
Теоретическая часть
-Понятие о традиционных видах бисероплетения . История развития бисероплетения .Виды бусин и бисера , их классификация. Свойства и виды проволоки .
-Плетение дугами на оси и без оси .Технология . Инструменты и материалы .
-Работа с технологическими картами.
-Плетение скруткой . Технология .
-Техника ажурного плетения.
-Декоративные деревья из бисера .Виды . Технология изготовления.
-Пасхальные яйца из бисера . Основные этапы изготовления.
-Низание центрального «пояса» пасхального яйца , макушки и нижней части . Особенности , технология низания .
Практическая часть :
-Плетение дугами . Изготовление тюльпана .
-Изготовление лепестков.
-Изготовление серединки (тычинки) тюльпана.
-Изготовление бутона
-Изготовление листиков по технологическим картам
-Низание стебелька
-Сборка цветка
-Изготовление декоративных цветов из бисера ( сувенир ко Дню матери – казачки на Кубани )
-Декорирование вазы
-Изготовление новогодней елочки
-Низание средних веточек
-Низание верхних веточек
-Низание нижних веточек
-Соединение веточек с каркасом
-Изготовление ствола елочки
- Оформление елочки в горшочек или подставку
-Изготовление работы к Рождеству ( эскиз композиции на выбор учащихся )
-Изготовление новогодних сувениров
-Изготовление декоративного дерева из бисера( цветы , листочки , ствол )
-Пасхальное яйцо. Подбор рисунка , цветовой гаммы бисера
-Изготовление центрального пояса яйца (ажурное низание)
-Низание макушек пасхального яйца
-Изготовление подставки
- Творческая работа учащихся по декорированию пасхального яйца
3.Аппликация из круп и зерен (30 часов )
Теоретическая часть
-Способы окрашивания зерен и круп. Краски, материалы ,приспособления и инструменты.
-Основные этапы создания картины из круп. Технология выкладывания элементов на основе.
-Традиции Кубанского народа , прикладное творчество родного края.
-Зерна , крупы как элементы декора . Краски и лаки применяемые при декоре .Технология изготовления , материалы и инструменты.
Практическая работа :
-Окрашивание круп и зерен .
- Выполнение аппликации, лепестки цветка
-Выкладываем листики цветка ( эскиз работы на выбор учащихся )
-Панно « Подсолнухи»
-Декорируем рамки , вазочки ,открытки крупами ( по выбору учащихся )
-Творческий проект ( самостоятельная работа )
4.Вышивка ленточками ( 30 часов )
Теоретическая часть
-Понятие вышивка . Основные виды стежков и швов . Инструменты и правила работы с ними .
-Сложные объемные элементы . Виды , классификация .Технология изготовления.
-Перенос эскиза на ткань – основу , разметка элементов панно . Технологические приемы .
-Изготовление отдельных деталей объемной вышивки.
Практическая часть :
-Вышивка объемного бутона и листиков цветка
-Вышивка цветка подсолнуха ( эскиз , разметка всех элементов цветка на ткани )
-Вышивка стебля и листиков подсолнуха
-Выполнение творческого задания , панно «Цветы» ( эскиз , элементы панно и цветовое решение каждый ученик выбирает самостоятельно)
-Поэтапное выполнение работы ( вышивка элементов цветка , стебля , листьев )
-Оформление работ в рамочки и итоговая выставка по изученной теме.
5.Посещение выставок и музеев ( 2 часа )
Исследовательский этап 11-13 лет 3 год обучения ( 216 часов )
1.Декоративные композиции из бумаги ( 15 часов )
Теоретическая часть
-Вводное занятие . Беседа по технике безопасности. План работы
-Свойства и виды бумага , материалы , инструменты . Цветоведение ,
-Технология изготовления цветов . Объемные цветочные композиции .
-Работа с шаблонами ( лепестки , листья ) . Технология изготовления стебля .Сборка цветка.
Практическая часть
-Изготовление цветка из бумаги для оригами ( роза ,василек , ромашка на выбор учащихся ).
-Изготовление подсолнуха.
- Творческое задание ( эскиз цветка , шаблоны – детали листьев и лепестков , цветовое решение подбираются и составляются учащимися самостоятельно)
2.Работа с бисером , проволокой , бусинами (117 часов )
Теоретическая часть
-Бисероплетение . Виды бисера , бусин . Инструменты и правила работы с ними .
-Основные способы плетения . Их особенности и технологические приемы .
- Плетение цветов на стебле . Технология плетения малых , средних и больших лепестков ( плетение дугами на оси )
- Плетение розы ( поэтапное плетение всех элементов цветка )
- Плетение ромашки ( плетение лепестков , серединки ) . Плетение листиков способом коралл . Сборка цветка .
- Тюльпан ( поэтапное плетение всех деталей , прошивка лепестков , листьев )
- День матери – казачки на Кубани . История праздника , традиции казаков . Изготовление сувенира
- Рождество . Изготовление елки , техника плетения веточек цепочками с петельками . Техника плетения .
- Изготовление ствола елки из картона ( технология )
- Изготовление шариков из бусин и бисера ( технология ) . Сборка елки ( технологические приемы )
-Украшения из бусин и бисера . Понятие мозаичное плетение . Плетение браслетов и броши.
- Техника ажурного плетения , плетение колье . Поэтапная технология .
- Техника плетения петельками , плетение цветов Гортензии .
-Плетение сувениров . Виды и способы плетения , технология .
Практическая часть
-Изготовление розы ( маленькие , средние , большие лепестки ) . Изготовление зеленых листиков , чашелистиков , стебля
- Изготовление ромашки ( 12 лепестков , зеленые листики – кораллы , объемная серединка ) .
- Тюльпан ( цветок можно выбрать учащимя самостоятельно , техника плетения дугами на оси ) .Изготовление лепестков , листьев , стебля ,сборка .
- Изготовление елочки ( цветовое решение по выбору учащихся ) .Изготовление веточек петельками на бисерных цепочках ,ствол елки , шарики из бисера
-Изготовление браслетов ( техника плетения на выбор )
- Изготовление броши , колье (схемы на выбор учащихся )
- Самостоятельная работа « Гортензии в горшочке»
-Сувенир ко Дню защитника Отечества ( творческое задание )
3.Вышивка ленточками ( 30 часов )
Теоретическая часть
-Вышивка , основные виды ( простая и объемная ) . Основные этапы . Виды стежков . Организация рабочего места .
-Технология вышивки картин из ленточек .Вышивка отдельных элементов , оформление картины в рамку.
-Пасхальная вышивка . Использование ленточек , косой бейки и бисера .Смешанная техника .
Практическая часть:
-Вышивка картины ( тема свободная )
-Вышивка картины на тему : « Пасха в Кубанской семье» ( сообщения учащихся о традициях кубанского народа) , прорисовка на ткани – основе эскиза работы , вышивка отдельных элементов картины , оформление работы.
- Декорирование пасхального яйца лентами , бисером .
-Использование косой бейки при изготовлении пасхального яйца
- Творческое задание ( тема свободная )
4. Аппликация из круп и зерен ( 48 часов )
Теоретическая часть
- Понятие об аппликации из круп ( простая , сложная , объемная , плоская ).Технология окраски крупы . Свойства .Материалы , приспособления .
- Технология изготовления картины . Основные этапы .( эскиз , выполнение основных элементов , заполнение фона шариковым пластилином )
-Подсолнухи как символ кубанских традиций . Особенности прикладного творчества на Кубани . Объемная аппликация .Основные этапы .
Практическая часть :
-Выполнение аппликации « С праздником Пасхи» ( эскиз на выбор учащихся )
-Выполнение элементов аппликации .
-Заполнение фона картины , оформление , выставка работ
-Выполнение аппликации « Подсолнухи»
-Выполнение отдельных элементов цветка
-Заполнение фона ,оформление готовой работы . Выставка работ
-Творческий проект ( тема на выбор учащихся ). Выполнение элементов картины , фона , оформление.
- Панно « Букет цветов» ( цветовое решение и эскиз работы на выбор учащихся), выполнение , оформление
5. Экскурсия. Посещение выставки . Поход в киноцентр ( 6 часов )
Инновационный этап 13-15 лет 4 год обучения ( 216 часов )
- Вышивка лентами ( 81 час )
Теоретическая часть
-Вводное занятие . План работы . Знакомство с темами . Беседа по технике безопасности
-Цветочные мотивы как основной сюжет вышивке .Технология вышивки. Материалы и приспособления
-Вышивка в круге .Понятие , композиция –« Венок». Цветовое решение композиции
-Поэтапная технология вышивка в круге .
-Объемная вышивка из лент . Использование проволоки при изготовлении стебельков цветов в цветочной композиции . Технология выполнения.
Практическая часть
-Вышивка цветочного венка (эскиз работы на выбор ученика ).
-Вышивка крупных и мелких деталей композиции
-Применение смешенной техники (вышивка лентами и бисером ) в вышивке венка
-Оформление работы
-Вышивка «Рождественского венка» ( эскиз работы на выбор учащихся )
-Эскиз венка . Прорисовка всех элементов венка
-Выполнение элементов венка (техника – вышивка по кругу )
-Оформление работы
-Пасхальный венок ( творческий проект ) .
-Венок из подсолнухов ( самостоятельная работа учащихся ) .Вышивка по кругу.
2.Бумагопластика ( 12 часов )
Теоретическая часть
-Свойства бумаги .Инструменты и материалы . Объемные композиции , технология изготовления .
-Цветовое решение композиции из бумаги
Практическая часть :
-Анютины глазки
-Лилии
-Ромашки
3.Чудеса из бисера ( 114 часов )
Теоретическая часть
-Французская техника плетения бисером цветов . Основные понятия . Технология , инструменты . Использование бисера и рубки стекляруса.
-Плетение зубчатого листочка
-Плетение зубчатых лепестков различной формы и размера
-Мозаичное плетение и плетение « Пейот» . Технологические приемы .
-Плетение украшений и брелков в технике «Пейот»
-Фигурки животных . Мозаичное плетение. Основные технологические приемы
Практическая работа :
-Анемоны ( плетение зубчатых листиков , зубчатых лепестков , серединки ). Сборка цветка
-Ажурная роза
-Анютины глазки
-Творческий проект ( работа по технологическим схемам , составленными самими учащимися , подбор материала
4.Посещение выставки , экскурсии ( 9 часов )
Творческий этап 15 – 17 лет 5 год обучения ( 216 часов )
1.Изготовление деревьев из бисера ( 90 часов )
Теоретическая часть
-Вводное занятие. Организация деятельности
-Инструкции по технике безопасности
-Виды и классификация деревьев
-Технология изготовления каркаса для ствола дерева
-Разновидности веточек и листочков в деревьях из бисера
-Формирование кроны дерева ( поэтапное изготовление составных веточек и макушки дерева )
-«Посадка» дерева, работа с гипсовым раствором, подготовка к формированию ствола. Технология изготовления ствола
-Покраска ствола , веточек . Материалы и инструменты
-Декорирование грунта и подставки
Практическая часть :
-Цветущее дерево из бисера , бусин
-Деревце из пайеток и бисера
-Рябина из бисера
-Береза ( Ива ) из бисера ( на выбор учащихся )
-Творческий проект ( тема свободная )
-Итоговая выставка
2.Изготовление цветочных композиций ( 90 часов )
Теоретическая часть
-Понятие композиции. Основные виды цветочных композиций
-Цветы из бисера ( плетение с использованием смешенных техник плетения)
-Формирование бутона , лепестков , листьев , стебля .
Практическая часть :
-Корзина с цветами ( творческий проект )
-Композиция из объемных цветочков ( творческий проект )
-Цветочная композиция ( зубчатое плетение )
-Анемоны из бисера
-Плетение цветов с использованием французской техники плетения ( творческий проект )
3.Вышивка ( 30 часов )
Теоретическая часть
-Смешенная техника вышивки ( бисер , ленты , нитки )
-Декорирование вышивкой
-Применение элементов вышивки в аппликации из ткани . Технологические приемы
Практическая часть :
-Вышивка картины на конкурсы ( « Подарок маме своими руками» , « Светлый праздник Рождество Христово» , « Пасха» , « Природа родного края» , « Новогодняя вышивка») . Творческие проекты
-Творческий проект ( панно – сувениры )
4.Посещение выставки , экскурсии ( 6 часов )
- Методическое обеспечение
Становление творческой личности предполагает использование проблемных задач ,так как развитию творческой фантазии , смекалки и инициативы способствуют свобода выбора и вариативность работ .На ознакомительном этапе важно научить ребенка анализировать результаты своей деятельности. Развитию пространственного воображения способствует работа с бумагой , проволокой , бисером .
Для развития двигательной ловкости и снятия усталости на занятиях применяются здоровье сберегающие технологии. Они позволяют активизировать внимание детей и снять напряжение .В конце каждого занятия необходимо фиксировать внимание детей на достигнутом результате .
На развивающем этапе ребенок должен исследовать виды и свойства материалов, используемых при создании работ , экспериментировать с цветовым решением композиции , знакомиться с различными видами прикладного творчества . Самовыразиться позволяет ребенку более свободное владение различными художественными и техническими средствами. Предлагаю разработку урока по изготовлению поделки - цветок из бисера , на уроке ребята повторяют теорию, узнают новое и выполняют работу, развивая при этом свое воображение.
На исследовательском этапе необходимо научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способности, ставить перед собой задачу и осуществить ее выполнение. Знание и умения, полученные впервые годы обучения, применяются в создании творческих работ. На этом этапе акцент на обучающий компонент делается в изучении такого вида прикладного творчества как «Бисероплетение». Дети знакомятся со спецификой плетения различными способами, последовательностью работы над творческим проектом.
Порядок работы по методу проекта
1.Разработка идеи.
2.Самостоятельная работа над эскизом.
3.Обговаривание цветовой гаммы, деталей, техники исполнения
4.Индивидуальная работа с педагогом над творческим заданием
5.Выполнение всех элементов проекта и оформление работы
6.Анализ выполненного творческого проекта
При выполнении работ по методу проекта используются ранее полученные знания и навыки. При работе над проектом у детей появляется побуждение обращаться к книгам по прикладному творчеству , особый интерес к изучению творчества народов родного края. Работа над творческим заданием помогает развивать у детей воображение, наблюдательность, чувство прекрасного. Планируя экскурсии и посещение выставки, руководитель определяет цель и задачи.Постоянный поиск форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом.
Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
При реализации данной авторской программы педагог может использовать различные технологии обучения, применяемые современной педагогикой и переработанные в соответствии со спецификой программы. При этом необходимо учитывать следующие важные аспекты педагогического процесса.
1 Чтобы вызвать и развивать устойчивый интерес у воспитанников к творчеству, необходимо вводить в занятия элемент неожиданности, используя нетрадиционные формы занятий ( занятие-путешествие, мастер – классы и т п )
2.Интерес к занятиям возрастет тогда, когда ученик выступает в роли « педагога», готовит дидактический раздаточный материал.
3. При выполнении работ, необходимо включать рефлексивные механизмы, предлагая такие задания:
« проанализируйте свою работу», « опишите впечатление» и т.п.
4.Для того чтобы был сплоченный коллектив, необходимо предлагать выполнять коллективные работы, которые потом могут быть использованы для оформления холла ОУ или кабинета.
5.Ребята постарше (выпускные группы) могут быть наставниками, консультантами для ребят младших групп. Это развивает у них, уверенность в ранее полученных знаний и разовьет интерес к дальнейшему обучению в объединении .
- Формы контроля и подведение итогов работы
Первый год обучения
Наименование темы | Формы контроля | Сроки контроля | Какие знания и умения проверяются |
Бисероплетение | Беседа и практические работы | В начале первой части курса | Проверяются знания, полученные в начале курса, практические навыки. |
Декоративные композиции из бумаги | Практические работы | Во время изучения темы | Знания видов бумаги, свойств, приемы работы с шаблонами, композиция |
Аппликация из макарон | Практические работы | Во время изучения темы | Знания видов аппликации, окраска макарон, приемы работы с ними. |
Вышивка ленточками | Практические работы | Во время изучения темы | Знания видов стежков, технологические приемы вышивки |
Аппликация из ткани | Практическая работа | Во время изучения темы | Знания ,умения и навыки , полученные при изучении темы |
Экскурсии | Беседа, практические работы | В середине и конце года | Качество выставочных работ |
Второй год обучения
Наименование темы | Формы контроля | Сроки контроля | Какие знания и умения проверяются |
Декоративные композиции из макарон | Беседа и практические работы | Во время изучения курса | Проверяются знания по работе с инструментами и материалами, применяемых в работе ,технология изготовления аппликации из макарон |
Композиции из проволоки и бисера | Практические работы | Во время изучения курса | Знания видов бисера , проволоки, свойства ,техника плетения , понятие композиция |
Аппликация из круп и зерен | Практические работы | Во время изучения темы | Знания видов аппликации, окраска крупы,материалы,инструменты приемы работы с ними. |
Вышивка ленточками | Практические работы | Во время изучения курса | Знания видов объемных стежков, технологические приемы вышивки |
Экскурсии | Беседа, практические работы | В середине и конце года | Качество и техника исполнения выставочных работ |
Третий год обучения
Наименование темы | Формы контроля | Сроки контроля | Какие знания и умения проверяются |
Декоративные композиции из бумаги | Беседа и практические работы | Во время изучения темы | Проверяются знания по работе с инструментами и материалами, применяемых в работе ,технология изготовления объемных композиций из бумаги |
Работа с бисером , проволокой , бусинами | Практические Работы , творческие задания | Во время изучения всего курса | Знания видов бисера , проволоки, свойства ,техника плетения |
Вышивка ленточками | Практические работы | Во время изучения курса | Знания видов объемных стежков, приемы вышивки , материалы, инструменты ,правила работы с ними |
Аппликация из круп и зерен | Практические работы , творческие задания | Во время изучения курса | Знания и умение при изучении темы , приемы изготовления объемной аппликации |
Экскурсии , выставки | Беседа | В конце года | Качество исполнения выставочных работ |
Четвертый год обучения
Наименование темы | Формы контроля | Сроки контроля | Какие знания и умения проверяются |
Вышивка лентами | Беседа и практические работы , творческие проекты | Во время изучения курса | Техника вышивки венков ,инструменты и техника безопасности при работе с ними |
Бумагопластика | Практические работы, проекты | Во время изучения темы | Формообразование в пластике, ритм форм, стилизацию. |
Чудеса из бисера | Практические работы, конкурсы , творческие проекты | Во время изучения курса | Особенности применения изученных техник |
Посещение выставки , экскурсии | Беседа | В середине и конце года | Качество выставочных работ |
Пятый год обучения
Наименование темы | Формы контроля | Сроки контроля | Какие знания и умения проверяются |
Изготовление деревьев из бисера | Беседа , творческие проекты , индивидуальная самостоятельная работа | Во время изучения темы | Проверяются знания по работе с инструментами и материалами, применяемых в работе ,технология изготовления объемных деревьев |
Изготовление цветочных композиций | Практические Работы , творческие задания | Во время изучения всего курса | Знания видов бисера , проволоки, французская техника плетения , техника «Пейот» |
Вышивка | Практические работы , конкурсные работы , творческие задания | Во время изучения курса | Знания видов объемных стежков, приемы вышивки , материалы, инструменты ,правила работы с ними , смешанная техника вышивки |
Посещение выставки , экскурсии | Беседа | В начале и конце года | Качество и техника исполнение выставочных работ |
Средства обучения
1 Помещение и оборудование.
- класс светлый, просторный;
- столы – 6;
- стулья - 13;
- шкаф -2;
- компьютер
2.Рабочий материал
- бисер , проволока , ткань , ленты , нитки, крупы , зерна , макароны и декорирующий материал,
- бумага, ткань, ножницы, пенопласт , гипс , акриловые краски , лак ,пластилин, клей,
- канцелярские принадлежности и тетрадь для записей .
- 3. Наглядные пособия
- Книги , журналы по рукоделию ;
- образцы изделий;
- иллюстративный материал;
- инструкционные карты
Анализ программы
Проработав по данной программе несколько лет , были сделаны некоторые виды .Во-первых обеспечивается занятость детей в свободное от школы время. Во-вторых , учащиеся познакомились с такими видами декоративно- прикладного творчества :
- вышивка ;
- аппликация ;
- шитье ;
- плетение из бисера .
В третьих , были реализованы основные задачи и цель программы .По окончании обучения учащиеся овладевают знаниями , умениями и навыками по изготовлению поделок из различных материалов, умеют правильно организовать свое рабочее место , знают инструменты и правила по охране труда при работе с ними ,умеют самостоятельно выполнить творческий проект , применяя при этом полученные знания и приемы исполнительного мастерства. Таким образом детское творчество реализуется в умении создавать декоративные композиции из различных материалов и в умении применять необходимые знания и навыки , полученные в результате обучения по данной программе.
Темы, изучаемые учащимися , вызывают у них большой интерес .Дети младшего и среднего школьного возраста проявляют наибольший интерес к бисероплетению . Работа с бисером не требует большого количества времени и физических усилий , а результат достигается довольно быстро , что не мало важно для начального этапа обучения . Создание композиции из макарон , бумаги , бисера способствует развитию быстрой моторики рук , образного и пространственного мышления ребенка , творческих способностей , а так же формированию навыков аккуратности , усидчивости и т.п.
Не останавливаясь на достигнутых результатах , в целях поиска новых форм и декоративных средств выражения образа , в проявлении фантазии и возможного разнообразия при разработке декоративных композиций и изделий , учащимися были предложены такие темы как :
-Изготовление
деревьев из бисера
-Изготовление цветочных композиций
-Декоративные композиции из макарон
-Вышивка лентами
Темы, предложенные в программе , больших затруднений у обучающихся не вызывают .Мелкие неточности , возникающие при работе с технологическими схемами при работе с бисером , на начальном этапе обучения , быстро выявляются и устраняются совместно с педагогом .В последующих этапах обучения учащиеся самостоятельно справляются с недочетами при изготовлении поделок ,анализируют результаты своей деятельности . Так же благодаря доброжелательной атмосфере в объединении и взаимопомощи учащихся , ребята помогают друг другу при выполнении творческих заданий, которые успешно представляют на выставках и конкурсах. Самоконтроль осуществляется в результате индивидуальной деятельности при выполнении творческого проекта , практической работе .
Данная авторская программа успешно реализует поставленные цели и задачи . Творчество учащихся реализуется в умении создавать декоративные композиции прикладного творчества , в умении применять необходимые знания и навыки , полученные в результате обучения. Выпускник объединения – это личность , способная эмоционально и эстетически воспринимать мир , прикладное и художественное искусство.
Литература для педагога .
1.Гулидова О.В. Деревья из бисера.- М:Пресс книга, 2006
2.Черныш И.В. Удивительная бумага.-М.:АСТ-Пресс, 2005
3.Ханашевич Д.Р. Подружки рукодельницы.-М.,2004
4.Огерчук Л.Ю. Работа с клеем и ножницами.-М:Пресс,2004
5.Уильямс М. Шелковая лента/ Перевод с англ.Н. Рейн-М.:ЭКСМО-Пресс,2002
6.Караваева Г.Л. Вышивка.-М.:Пресс,2000
7.Дикт Д.Д. Цветы из бисера.-М.:Мартин,2003
8.Цыпин Г.М. Декоративно-прикладное творчество.-М .: Просвещение 2003
9.Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.-М.:Просвещение 2000
Литература для детей.
1.Журналы « Коллекция идей»
2.Журналы «Бисероплетение»
3.Химик И.А. Аппликация и вышивка.-М .: Просвещение 2003 г.
4.Ариарский С.А. Эти удивительные поделки.-М.: Детская ллитература,2002 г.
5.Караваева Г.Л. Вышивка .-М.:Пресс,2004.
6.Крутик Е.А. Удивительный бисер.Забавныефигурки.-М.:Пресс книга ,2005
7.Коннышева Н.М.Чудеса из бисера.-М.:АСТ-Пресс 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в страну Мастериц
Внеклассная работа....
Рабочая программа кружка "Мастерица"
Представленная программа занятий кружка « Мягкая игрушка» предложена для учащихся 1 классов. Программа составлена на основании рабочей программы Ефимовой А. В. «Работа с мягкой игрушкой»....
Программа кружка "Юные мастерицы"
Программа предназначена для занятий с девочками 5 -6 классов на кружке по вязанию....
Открытый урок "В стране мастериц"
Открытый урок "В стране мастериц" проведён в 7 классе. В ходе занятия девочки шьют и обучают гостей шитью ночной сорочки....
Образовательная программа художественно-эстетической направленности дополнительного объединения "Мастерица"
Кружок «Мастерица» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к...
Планирование кружка "Маленькая мастерица"
Программа кружка 5 класс...
Спецкурс Мастерицы
Данная образовательная программа художественной направленности рассчитана на 34 занятия. Группа разновозрастная 11-15 лет. Занятия будут проводиться 1 раз в неделю. В ко...