Информационные технологии в домашней экономике
план-конспект урока по технологии (8 класс) по теме

Использование ИКТ (EXCEL) в обучении предмета "Технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_informacionnye_tehnologii_v_domashney_ekonomike.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ООШ» п Нижняя Омра

План-конспект  урока по технологии

«Информационные технологии в домашней экономике»

(8 класс)

                                                                       Учитель технологии   Кычин И.В.

Модуль: Элементы домашней экономики и основы предпринимательства.

Раздел: Домашняя экономика и основы предпринимательства.

Тема: Информационные технологии в домашней экономике.

Задача урока: Привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчёту бюджета семьи.

Цели: +Образовательная:

  1. Ознакомить учащихся с электронной таблицей Microsoft

               Excel.

  1. Научить вести хозяйственную книгу при помощи

               Компьютера.

       

       +Развивающая:

  1. Развить у школьников умение пользоваться          

          персональным компьютером.

  1. Умение анализировать.
  2. Применять полученные знания на практике.

+Воспитательная:

  1. Совершенствовать экономическое воспитание учащихся.
  2. Привить активную жизненную позицию.
  3. Воспитать инициативу и самостоятельность.

+Профориентационная:

  1. Сформировать у учащихся интерес к профессиям  

       бухгалтера и экономиста.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:
  1. кабинет технологии
  2. компьютеры
  3. проектор
  4. экран
  1. Дидактическое обеспечение:
  1. рабочая тетрадь учащихся,
  2. Таблица: «Поход в магазин».
  3. Карточки: «Поход в магазин».
  4. Материалы для контроля знаний учащихся:
  5. Литература:
  6. + Технология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков/ А.Т. Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицин; Под ред. В.Д. Симоненко-  –М.: Просвещение, 2002 с.

+ Журнал «Школа и производство» – 2003 год -  № 6.

Словарная работа: Microsoft Excel, ячейка таблицы, электронная таблица.

Тип урока: Урок приобретения новых знаний и умений и применения их на практике.

Методы: Словесный, наглядный, практический.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. приветствие
  2. проверка явки учащихся
  3. заполнение учителем классного журнала
  4. проверка готовности учащихся к уроку (тетради, ручки)
  5. настрой учащихся на работу.

+Учитель – Народная мудрость гласит «Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся». Хорошенько подумайте, о чём говорится в пословице, и в конце урока мы с вами побеседуем по этому поводу.

А тема нашего урока «Информационные технологии в домашней экономике».

  1. Актуализация знаний учащихся:

Игра «Крестики – нолики».

Класс делится на 2 группы, – « Крестики» и «Нолики». От каждой группы к доске выходят по одному человеку с каждой группы. Учитель задаёт вопросы группам. Если ответ прозвучал верным, то тот ученик у доски, чья группа ответила правильно делает ход. Побеждает та группа, которая смогла перечеркнуть три значка («Х» или «О»)

  1. Изложение учителем нового материала:

+ Учитель.  Когда мы с вами изучали тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная часть семейного бюджета», мы говорили, что каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Кто скажет конкретнее, что значит правильно распределять бюджет?

- Ученик учитывать поступление средств (доходов) и учитывать расходы.

+ Учитель – правильно. А что нужно для этого делать?

- Ученик завести «Хозяйственную книгу».

+ Учитель – отлично. За окном уже давно 21 век, и в каждой семье начинают появляться компьютеры, а у некоторых из вас они уже есть? Скажите мне, пожалуйста, для чего вы используете компьютер дома?

- Ученик – играем, набираем текст для рефератов, рисуем и т. д.

+ Учитель – игры, рисование – это хорошо, но основная функция компьютера – проводить громоздкие вычисления, помогать человеку. А нельзя ли сделать так, чтобы компьютер помогал вам по хозяйству? Можно! Попробуем завести хозяйственную книгу в этих умных машинах, тем более есть такие программы, где вы можете составить бланк доходов и расходов.

Одна из таких программ – электронная таблица Microsoft Excel. Этой программой часто пользуются бухгалтера и экономисты при расчётах и оформлении смет. Чтобы я дальше мог рассказать об Excel мне нужно 2 помощника.

(2 помощника садятся за компьютер).

Откройте нам, пожалуйста:

Первый помощник – Microsoft Word – программу для создания документов.

Второй помощник – Microsoft Excel – электронную таблицу.

       - Ученик – Пуск - Программы-…

+ Учитель – (Обращение к классу) Мы уже с вами знакомы с программой Microsoft Word. Посмотрите пожалуйста на экраны этих компьютеров и скажите, что в них общего вы видите.

- Ученик – 1) Одинаковая панель инструментов.

           2) Одинаковое меню.

+ Учитель – хорошо. Т. е. Отличий практически никаких, что намного упрощает нам работу. Но несмотря на эти сходства, функции этих программ разные. Если в Word мы можем работать только с текстами, то в Excel у нас есть возможность работать с формулами.

И так как работать с Excel?

( Пока учитель объясняет классу новую тему, 2 помощника выполняют задание учителя за компьютером).

 Microsoft Excel хранит информацию в рабочих книгах – это объединение одного или нескольких рабочих элементов.

Каждый рабочий лист представляет собой таблицу (Лист 1, Лист 2, Лист 3).

Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.

Имена строк – это их номера (1, 2, 3…16 тыс.).

Имена столбцов – это буквы латинского алфавита (от А до Z, затем от АА до AZ, BA…BZ и т. д. – 256 столбцов).

Столбцы и строки можно увеличить и уменьшить. Ячейка – это пересечение строки и столбца. Каждая ячейка имеет свой уникальный адрес – А1, А2, т.е. имя строки и столбца. Выделенная ячейка называется текущей ячейкой. В ячейке могут находиться данные 3-х типов:

  1. Числа
  2. Текст
  3. Формула

С числами и с текстом вы умеете работать по программе Microsoft Word. Нам известно, как работать с формулами. Для образца возьмём обыкновенную таблицу в программе Microsoft Word и электронную таблицу программе Microsoft Excel. (Помощники к этому времени выполнили задание). Мы видим, что и там и здесь можно ввести текст и числа. Но для подсчёта в программе Microsoft Word нужно иметь под рукой калькулятор, а в программе Microsoft Excel этого не нужно. Эта программа сама может вычислять, главное чтобы правильно были заданы данные.

= А1 + В1 – сложение (+),

= А1 * В1 – умножение (*),

= А1/В1 – деление (/).

Так же на панели инструментов имеется значок (автосуммирование), который нам упрощает работу. Необходимо выделить нужные ячейки и щёлкнуть левой кнопкой мыши на значок.

  1. Практическая работа.
  1. Вводный инструктаж.
  1. Учитель – Прежде чем сядем за компьютеры, нам наобходимо заполнить таблицу “Поход в магазин”. Я просил вас узнать стоимость этих продуктов:

Сметана – 1кг. = ?

Колбаса – 1кг. =?

Хлеб – 1шт. = ?

Сахар – 1 кг. = ?

Яйца – 1 шт. = ?

Макаронные изделия – 1кг. = ?

Масло сливочное – 1кг. = ?

(Учащиеся паралельно заполняют свои карточки состоящие из 3-х продуктов).

       - Учитель – Ваша задача:

  1. Запустить электронную таблицу Microsoft Excel.
  2. Заполнить таблицу.
  3. Провести подсчёт заданных продуктов.
  4. Сохранить таблицу в “Моих документах”.
  5. Закончить работу и выйти из Excel.

   - Учитель – Инструктаж по технике безопаности:

  1. Не работать с влажными руками.
  2. Не дотрагиваться до электрифицированных проводов.
  3. В случае если компьютер зависнет обращаться к учителю.

  - Учитель – теперь мои помощники становятся вашими учителями, со всеми вопросами обращаться к ним. В конце урока они будут оценивать проделанную вами работу.

  1. Самостоятельная работа учащихся. 
  2. Текущий инструктаж учителя (Возможно групповой , фронтальный, индивидуальный).
  3. Заключительный инструктаж учителя:
  1. Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся.
  2. Разбор типичных ошибок.
  3. Вскрытие причин допущенных ошибок.
  1. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.
  1. Учитель – составьте такую же таблицу, что и на уроке. Только вместо продуктов вам нужно будет включить товары, которые купили ваши родители к 1 сентября (всё что вспомните) и рассчитайте затраты. У кого дома есть компьютеры принести задание на дискете, а остальные в тетрадях.
  1. Подведение итогов урока.

- Учитель – и так ребята в начале урока я проговорил одну пословицу: «Денежки что голуби: где обживутся там и поведутся». Как вы это понимаете?

- Ученик – разумно расходовать деньги:

+ Не покупать не нужных в хозяйстве вещей.

+ Не покупать лишних продуктов, чтобы потом их не выбрасывать.

+ Ценить трудовую копейку.

+ Уметь быть в меру щедрым и скупым.

- Учитель – Молодцы.

  1. Сообщение учителем о достижении задачи урока.

  1. Сообщение темы следующего урока «Коммуникации в домашней экономике».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Информационные технологии в экономике"

Программа элективного курса для работы  в 10-11 классах...

методическая разработка интегрированного урока по учбной дисциплине "Информационые технологии в профессиональной деятельности" и "Экономика" по специальности Туризм

Методическая разработка включает в себя определение Точки бзубыточности по реализации турпродуктов в туристическом бизнесе. Экономическая задача решается с помощью информационных технологий и применен...

Использование информационных технологий на уроках географии и экономики.

Использование информационных технологий на уроках географии....

Конспект урока технологии раздела «Домашняя экономика» по теме «Бюджет семьи» (8 класс)

Цель урока: создать условия для качественного усвоения основных понятий по теме «Бюджет семьи» и формирования универсальных учебных действия через организацию групповой работы по решению познавательны...

Тест по технологии «Домашняя экономика»

Тест по теме «Домашняя экономика»...