« Использование коррекционных и оздоровительных элементов на уроках производственного обучения».
методическая разработка по технологии по теме

Медведева Наталья Владимировна

Разработка мастера производственного обучения: Медведевой Натальи Владимировны

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Начального Профессионального обучения Профессиональное училище № 79

         Пос.Вербилки Талдомского района

Московской области

РАЗРАБОТКА    ТЕМЫ:

« Использование коррекционных и

оздоровительных элементов на уроках

производственного обучения»

Разработка мастера производственного обучения: Медведевой Натальи Владимировны

пос. Вербилки М.О. 2011/2012 уч.год

Педагогические технологии, используемые на уроках производственного обучения по профессии«Швея»

мастером п\об Медведевой Н.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Одна из приоритетных задач специальных образовательных учреждений -концентрация усилий всего педагогического коллектива на формирование здорового образа жизни обучающихся.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим и профессионально-трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке обучающихся, воспитанников с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни и производительному труду, воспитывает личностные качества, способствует социальной интеграции.

Обучающиеся специальной школы, как правило, имеют соматические нарушения, нарушения моторики, с трудом овладевают сложными целенаправленными движениями, в ряде случаев ослабленное общее здоровье. Все это в известной мере может быть скорректировано путем проведения системы педагогических, лечебно-оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий. К ним относятся:

- физические упражнения, приспособленные к особенностям

физического развития умственно отсталого ребенка;

-  включение воспитанников в доступный физический труд в быту, в школьных мастерских, в сельском хозяйстве и на производстве;

- организация различного рода лечебных и оздоровительных мероприятий (медикаментозное лечение, физиотерапия, летние оздоровительные лагеря и т.п.);

неуклонное   соблюдение   определенного   режима   жизни   ребенка (правильное чередование труда и отдыха; соответствующее питание); - выполнение санитарно-гигиенических требований в школе и семье. Очень важна правильная организация учебной деятельности, а именно использование здоровьесберегающих образовательных технологий:

•   строгая дозировка учебной нагрузки;

•   построение   урока   с   учетом   динамичности   обучающихся,   их работоспособности;

•   соблюдение      гигиенических      требований      (свежий      воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота).

На уроках производственного обучения (машинная вышивка) соблюдаются все эти требования. Ежегодно проводятся замеры освещенности мастерской. Нормы соблюдаются.

В предупреждении утомления очень важна четкая организация учебного труда. На уроках производственного обучения (машинная вышивка) большая часть учебного времени отводиться на практическую деятельность обучающихся. Важно создать оптимальные условия для труда, правильно оборудовать учебное помещение, рабочее место каждого ребенка и т.д.

В мастерской «машинная вышивка» такие условия созданы. Помещение укомплектовано необходимым оборудованием. Каждая девушка имеет свое постоянное рабочее место (стул, производственную машину, общее и местное освещение), отведено специальное место для утюжильных работ, где соблюдены все правила безопасной работы с электроприборами. В мастерской имеется стенд «Правила работы», инструкции по безопасной работе для обучающихся и педагога, аптечка.

Знания обучающимися правил техники безопасности на уроках являются основным фактором профилактики травматизма. Поэтому на каждом уроке по производственному обучению (машинная вышивка) перед практической работой обязательным является инструктаж по технике безопасности, повторение привил безопасной работы.

Во вводном инструктаже при показе различных приемов выполнения работы мной используются наглядные пособия, которые играют определенную роль в профилактике утомляемости. Например, при изучении видов вышивки для демонстрации приемов изготовления «мережки» удобно использовать ткань с полотняным переплетением вида мешковины, рогожки. В таких тканях четко просматривается переплетение нитей, а это снимает напряжение зрения, что особенно важно в условиях короткого светового дня. Не всем обучающимся легко дается практическая деятельность на уроке, чтобы помочь им мной используются инструкционные карты, раздаточный материал, которые позволяют организовать личностно ориентированное обучение. Образцы вышивок и инструкционные карты помогают выбрать степень сложности задания, распределить работу, видеть конечный результат.

Положительную мотивацию к учебе создают игровые моменты на уроке, словесное поощрение. При оценке выполненной работы мной учитывается не только полученный результат, но и степень усердия. Стимулирование обучающихся на уроках производственного обучения может быть эмоциональным и включает в себя создание ситуации успеха, поощрение, свободный выбор заданий, а так же познавательным - выполнение творческих проектов. Работа над проектами организует обучающихся, у них формируется ценностное отношение к творческой деятельности, позволяет использовать полученные знания и навыки в решении новых технологических проблем, оказывает помощь в освоении инновационных технологий.

Уже несколько лет в качестве поощрения хорошей работы на уроке и качественного выполнения изделия обучающиеся получают подарки.

Несмотря на то, что в своей основе роль физического труда - роль оздоровительная, все же в каждом виде труда, с точки зрения физического воспитания, есть свои недостатки: столярный труд упражняет главным образом    правую    половину    тела,    швейное,    слесарное,    картонажно-

переплетное мастерство осуществляются при помощи крайне ограниченных движений; кроме того, в швейном деле и при выполнении вышивки очень долго приходится держать одну и ту же позу и т. д.

Снижение двигательной активности детей ухудшает состояние организма в целом. Хорошо продуманная и четко организованная система коррекции двигательной активности и нервно-психической регуляции с использованием специальных упражнений и игровых заданий позволяет оказывать необходимую помощь детям, имеющим психофизические отклонения. Значение таких занятий заключается в том, что они помогают детям адаптироваться к учебным нагрузкам, восстанавливаться физически и психически, регулировать свои возможности

Несколько минут на уроках производственного обучения (машинная вышивка) я уделяю оздоровительным моментам. Физкультминутки на уроках, дают возможность поддержать работоспособность и дают краткий двух - трех минутный отдых в процессе самой классной работы.

Мной используются на уроках следующие виды упражнений:

•   упражнения, укрепляющие глазодвигательные мышцы,

•   упражнения для снятия утомления глаз,

•   упражнения, способствующие выработки правильной осанки,

•   упражнения для снятия нервно-психического утомления,

•    упражнения   для  грудного   и     пояснично-крестцового   отделов позвоночника;

•   дыхательные упражнения

•   упражнения    для    кистей   рук,    статические    и    динамические упражнения для пальцев и т.д.

Обязательными на уроках производственного обучения являются упражнения для глаз. Специальные упражнения для глаз не только тренируют мышцы, управляющие их движением, они активизируют кровообращение в данной области и снимают умственное утомление.

Следующая серия заданий, обязательных для производственного обучения (машинная вышивка) направлена на восстановление шейного, грудного, пояснично-крестцового отделов позвоночника. Коррекция указанных отделов позвоночного столба способствует выработке правильной осанки и воспитанию статической выносливости.

Упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.

Только при соблюдении принципа индивидуального дозирования физической нагрузки и контроля за состоянием здоровья, можно рассчитывать на положительный результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технология индивидуализации на уроках производственного обучения по профессии «Швея» в группах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Статья адресована педагогам - преподователям, мастерам производственного обучения - осуществляющих профессиональную подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....

Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта

В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися  третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...

Разработка урока производственного обучения по слесарному делу с использованием ЭОР (представлена на конкурс разработок)

План урока производственного обучения (с приложениями) предназначен для мастеров производственного обучения, в качестве  рекомендации  при планировании уроков производственного обучения по с...

Использование ИКТ на уроках производственного обучения и другие здоровье сберегающие технологии.

Использование ИКТна уроках производственного обучения и другие здоровье сберегающие технологии....

Урок производственного обучения с использованием технологии "Метод проектов"

Урок производственного обучения с использованием технологии "Метод проектов"...

Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью

В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье...

Воспитание студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения

В статье говорится о воспитании студентов из специальных (коррекционных) школ на уроках производственного обучения...