Урок производственного обучения с использованием технологии "Метод проектов"
план-конспект занятия (11 класс) на тему
Урок производственного обучения с использованием технологии "Метод проектов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_kezonen_metod_proektov.doc | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические материалы
к открытому уроку
Мастера производственного обучения
ГОУ НПО ПЛПМ СПб
Кезонен Любови Тойвовны
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
ГОУ НПО Профессиональный лицей Петербургской моды СПб
Отраслевой центр ГОУ НПО «Потребительский рынок»
Урок с использованием
технологии обучения: «Метод проектов»
Предмет: Производственное обучение по профессии «Художник по костюму»
Тема программы: Разработка и изготовление вечернего платья
Тема урока: Защита проекта по теме: «Разработка и изготовление вечернего
платья»
Тип урока: Технологический проект
Мастер ПО: Кезонен Любовь Тойвовна
Санкт-Петербург
2010 год
ПЛАН УРОКА
Дата проведения 27. 01 2010 г. Курс 01
Профессия «Художник по костюму»
Тема урока: Защита проекта по теме: «Разработка и изготовление моделей вечернего
платья»
Цели урока:
Образовательные:
- Формировать профессиональные знания и умения по разработке модельной
конструкции вечернего платья, с учетом особенностей стиля эпохи
- Закрепить профессиональные знания и умения и отработать навыки подготовки изделия к примерке и ее проведения
Развивающие:
- Формировать умение выбирать анализировать исходные данные и обобщать материал, делать вывод;
- Развивать умение выбора модели и ткани в соответствии с назначением изделия и обосновывать свой выбор;
- Развивать внимание, память;
- Формировать умение использования технической и специальной литературы;
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность за результаты своей работы.
- Воспитывать точность и аккуратность в работе;
- Воспитывать коммуникативную культуру;
Тип урока:
Технологический проект
Материально-техническое обеспечение урока:
- Оборудованные рабочие места для выполнения ручных, машинных и утюжильных работ
- Лекальные линейки, линейки.
- Рабочие коробки для каждого учащегося
- Инструменты и приспособления для выполнения первой примерки
Дидактическое обеспечение урока:
Презентация на мультимедиа:
- ассоциативные листы (по темам заданий групп),
- технические эскизы моделей,
- последовательность технического моделирования основы базовой конструкции;
- Технические условия на раскрой изделия:
- величина припусков на швы при раскрое по срезам деталей для
индивидуального пошива одежды (таблица);
- направление нитей основы на деталях кроя;
- Правила выполнения раскладки лекал;
- Степень готовности изделия к примерке. Порядок проведения примерки;
- Этапы выполнения проекта
- Критерии оценки работы групп
- Вопросы игры: «А знаешь ли ты?»
- Тенденции моды 2009-2010 года в вечерней и нарядной одежде;
Раздаточный материал:
Технические условия на раскрой изделия:
- величина припусков на швы при раскрое по срезам деталей для
индивидуального пошива одежды (таблица);
- направление нитей основы на деталях кроя;
Правила выполнения раскладки лекал;
Последовательность подготовки изделия к 1 примерке;
Последовательность проведения примерки;
План проведения защиты проекта;
Критерии оценки каждого этапа проекта;
Учебники:
Кочесова Л.В. «Конструирование женской одежды»;
Силаева М.А. «Пошив изделий по индивидуальным заказам»
Сакулин Б.С., Амирова Э.К., Саккулина О.В., Труханова А.Т.: «Конструирование
мужской и женской одежды»
Журналы мод;
Межпредметные связи:
Предмет: «Материаловедение»;
Предмет: «Технология индивидуального пошива и ремонта одежды»;
Предмет: «Основы конструирования одежды»;
Предмет: «Художественное проектирование одежды»;
Предмет: «История костюма»;
Предмет: «Технический рисунок»
Ход урока
Уроку предшествует подготовительная деятельность:
1. Создание творческих групп по личностным и профессиональным интересам.
2. Выбор руководителей творческих групп
3. Работа над творческим и конструкторским и технологическими этапами;
1. Организационная часть.
1.1. Приветствие
1.2. Отметка отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.
1.3. Проверка внешнего вида учащихся на соответствие требованиям ТБ.
1.4. Проверка организации рабочего места.
2. Вводная часть.
2.1. Сообщение темы программы, темы и целей урока;
2.2. Организация внимания учащихся через акцентирование актуальности и значимости изучения темы для освоения будущей профессии.
2.3. Сообщение основных этапов проекта и комментарии к ним;
2.4. Комментарии к плану защиты проекта;
2.5. Комментарии к критериям оценки каждого этапа проекта;
2.6. Представление экспертов по каждой группе;
3. Повторение и закрепление материала предыдущего урока
(технологического этапа проекта) в форме проведения игры-опроса: «Блеф-клуб»
Подведение итогов игры.
- Защита проекта
На мультимедийной установке демонстрируются последовательно ассоциативный лист, техническое моделирование конкретных моделей, а также особенности подготовки изделия к примерке и ее проведения. Творческие группы комментируют информацию на экране, а также особенности подготовки изделия к примерке и ее проведения по изделию на манекене.
- Оценка деятельности учащихся
- оценка работы по методу проектов
- комментарии экспертов по результатам работы каждой группы
- выставление оценок за урок
- самоанализ урока учащимися
- Уборка рабочих мест и мастерской.
Правила выполнения раскладки лекал при раскрое ткани.
Раскрой материалов выполняется в соответствии с мерками, снятыми с заказчика, и выбранной моделью. При выполнении раскладок лекал пользуются лекалами базовых конструкций современных силуэтов.
Перед выполнением раскладки ткань
- промеряют по длине и ширине
- проверяют наличие текстильных пороков, качество окраски,
отделки
- шерстяные ткани перед раскроем декатируют
Технологические требования к выполнению раскладки лекал
1.- Раскладка лекал должна быть рациональной, для этого крупные лекала укладывают прямыми или близкими ним срезами к краю кромки, а криволинейными в среднюю часть площади раскладки;
2.- Менее крупные детали укладывают между крупными, совмещая срезы лекал
3.- Крупные и средние лекала укладывают таким образом, чтобы их выемки образовали крупные участки, используемые для укладки мелких деталей;
4.- При выполнении раскладки лекал следят, чтобы межлекальные выпады были как можно меньше;
5.- Остающуюся неиспользованной свободную площадь концентрируют в одном месте (желательно у сгиба) для возвращения остатков заказчику;
При выполнении раскладки и раскрое изделий необходимо учитывать:
1.- направление ворса материала
2.- направление начеса материала
3.- вид и направление рисунка ткани
4.- долевое направление нитей основы тканых материалов
5.- долевое направление петельных столбиков трикотажных полотен
6.- допускаемые отклонения от долевого направления в деталях
7.- допускаемые надставки в деталях
8.- припуски на запасы и швы, предусмотренные стандартом, с учетом подгонки изделия по фигуре
Технологические припуски на швы и подгонку
при раскрое плечевых изделий женского легкого платья.
Наименование деталей и их участков | Величина припуска на шов и запас, см. |
Спинка | |
Средний срез | 3,0 |
Росток | 0,7-1,5 |
Плечевой срез | 1,5-3,0 |
Линия проймы | 1,5-2,0 |
Боковой срез | 3,0 |
Низ изделия прямого покроя с расклешенной юбкой | 3,0-7,0 5,0 |
Срезы модельных линий | 1,5-3,0 |
Нижний срез лифа | 4,0 |
Плечевой и средний срезы в изделиях с цельнокроеными рукавами | 3,0 |
Нижний срез рукава в изделиях с цельнокроеными рукавами | 2,0 |
Полочка | |
Горловина | 0,7-2,0 |
Плечевой срез | 1,5-3,0 |
Линия проймы | 1,5-2,0 |
Боковой срез | 3,0 |
Низ изделия прямого покроя с расклешенной юбкой | 3,0-7,0 5,0 |
Срезы модельных линий | 1,5-3,0 |
Нижний срез лифа | 4,0 |
Плечевой и средний срез срезы в изделиях с цельнокроеными рукавами | 3,0 |
Нижний срез рукава в изделиях с цельнокроеными рукавами | 2,0 |
Рукав | |
Окат | 1,5-2,0 |
Передний срез | 1,5 |
Локтевой срез | 3,0 |
Верхний срез двушховного рукава | 2,5 |
Нижний срез рукава | 2,0 |
Участок горловины в рукавах реглан | 0,7-1,5 |
Низ рукава | 3,0-5,0 |
Ластовица | 2,0 |
Припуски на швы и запасы при раскрое поясных изделий.
Наименование деталей и их участков | Величина припуска на шов и запас (см) |
Брюки | |
Боковой срез | 1,0 |
Шаговый срез задней части передней части | 3,0 1,0 |
Средний срез | 1,0 |
Средний срез задней части брюк в верхней части | 3,0 |
Верхний срез | 1,0 |
Низ брюк | 6,0 |
Юбка | |
Боковой срез | 3,0 |
Верхний срез | 0,7-1,5 |
Срезы клиньев | 1,5-2,0 |
Низ юбки прямой расклешенной | 7,0 4,0 |
Срез модельных линий | 1,5-3,0 |
Степень готовности к примерке
изделия без подкладки
Подготовка изделия к примерке проводится в последовательности:
1. Проверка кроя и ознакомление с моделью;
2. Прокладывание копировальных строчек (стежков) на деталях изделия по
швам и конструктивным линиям;
3. Сметывание вытачек, швов, складок на полочках, спинке, нижнем
воротнике и рукавах;
4. Временный монтаж изделия:
- сметывание частей полочек, спинки, рукавов и заметывание швов на одну
сторону (в зависимости от вида ткани);
- сметывание и заметывание боковых и плечевых срезов изделия (в
зависимости от вида ткани);
- заметывание низа изделия и рукавов (в женских правого, а в мужских
левого);
- вметывание нижнего воротника в горловину;
- вметывание рукава в пройму (в женских правого, а в мужских левого);
- приметывание всех декоративно-отделочных деталей, определяющих
фасон изделия.
Порядок проведения примерки
Основными задачами проведения примерки изделия на фигуре
заказчика являются:
- уточнение посадки изделия на фигуре;
- уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных
особенностей фигуры заказчика;
- уточнение формы, размеров и положения декоративно-отделочных
деталей изделия;
- выявление технологических дефектов изделия подготовленного к
примерке.
Порядок проведения примерки
Основными задачами и моментами примерки изделия на заказчике являются:
- уточнение посадки изделия на фигуре;
- уточнение формы и пропорций изделия с учетом индивидуальных особенностей заказчика;
- уточнение формы, размеров и положение декоративно-отделочных деталей изделия;
- выявление технологических дефектов изделия подготовленного к примерке.
Уточнение посадки изделия на фигуре.
Изделие одевают на заказчика, совмещают линии середины переда и скалывают булавками на линии груди, талии и петель.
Примерку и уточнение изделия на фигуре в женских изделиях выполняют по правой стороне, а в мужских изделиях по левой.
В изделиях с правильной посадкой на фигуре должно быть вертикальное положение линии середины полочек, спинки и боковых швов, при этом не должно быть никаких заломов и перекосов. Во время примерки уточняют баланс изделия, форму и длину рукава. В случаях неточности баланса требуется уточнение плечевых швов и высшей точки плечевого шва и горловины.
Неправильная посадка изделия на фигуре отражается в следующем:
- в расположении бортов полочек (они могут расходиться или излишне заходить одна на другую);
- в заужении или расширении полочек и спинки или всего изделия в плечевой части, в области проймы, талии, бедер и низа;
- в перекосах ткани на участках плечевых и боковых швов;
- в неправильном прилегании деталей по фигуре в области горловины груди, лопаток, на участке проймы спереди и сзади.
Сначала нужно установить причин возникновения дефекта, а затем приступать к переколке.
Уточнив длину рукава, форму и ширину вверху и внизу, рукав выпарывают из проймы.
Для уточнения баланса необходимо распороть плечевой шов, выпустить или забрать запасы в высшей точке плечевого шва и горловины. Возникшие перекосы устраняют перемещением спинки и полочки относительно друг друга.
После уточнения плечевых швов уточняют направление боковых швов.
В изделиях прилегающих и полуприлегающих в талии обязательно уточняют линию талии в соответствии с фигурой и моделью.
На фигурах, имеющих отклонения от условно пропорциональной и фигуры,имеющие несимметричные стороны, производят уточнение обеих сторон изделия на фигуре.
Уточнение формы и пропорции изделия и размещения декоративно отделочных деталей.
Форму и пропорции изделия уточняют согласно рисунку модели.
Для уточнения формы изделия могут быть изменены боковые швы, вытачки, рельефы кокетки и другие конструктивные линии.
Для окончательного уточнения формы изделия вновь прикалывают рукав в верхней части оката, намечая линию втачивания рукава и положение рукава в пройме, после чего уточняют длину рукава и длину изделия.
Завершающим этапом является уточнение формы воротника, линии горловины, формы и расположение отделочных деталей.
Выявление технологических дефектов изделия подготовленного к первой примерке.
К технологическим дефектам относятся
- искривление края шва, строчки или рисунка;
- укороченная или удлиненная деталь;
- разная ширина между петлями, деталями;
- пятно, подпал или текстильный порок;
- перекосы;
- несовпадение рисунка
Вопросы игры «А знаешь ли ты?»
- Верите ли вы что при раскрое нужно учитывать направление рисунка? да
- Верите ли вы что нить основы, на цельной полочке проходит параллельно линии полузаноса ниже верхней бортовой петли или параллельно середине переда? да
- Верите ли вы что нить основы, на цельной спинке, проходит параллельно боковому срезу? нет
- Верите ли вы что в одношовном рукаве, нить основы проходит посередине вдоль детали? Да
- Верите ли вы что в ворсовых тканях, типа вельвета и бархата, ворс должен быть в направлении сверху вниз? Нет
- Верите ли вы что припуск на обработку и подгонку изделия по фигуре по боковому срезу 3 см? да
- Верите ли вы что припуск на обработку и подгонку изделия по фигуре по плечевому срезу 1 см? нет
- Верите ли вы что припуск на обработку и подгонку изделия по фигуре по срезу низа изделия 10 см? нет
- Верите ли вы что припуск на обработку и подгонку изделия по фигуре по срезу оката рукава 3 см? нет
- Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть сметаны плечевые срезы? да
- Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть стачаны боковые швы? нет
- Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть настрочены накладные карманы? Нет
- Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должен быть заметан низ изделия? Да
- Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должен быть вметан нижний воротник в горловину? Да
- Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть сметаны фасонные линии? Да
- Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должен быть заметан низ рукава? Да
- Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть стачаны фасонные линии? Нет
- Верите ли вы что при подготовке изделия к примерке, должны быть обработаны прорезные карманы? Нет
- Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить посадку изделия на фигуре? Да
- Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить форму изделия? Да
- Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить пропорции изделия? Да
- Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить положение конструктивных линий? Да
- Верите ли вы что при проведении примерки, необходимо уточнить форму и положение декоративных деталей? Да
- Верите ли вы что при проведении примерки, отрезают лишнюю длину изделия прямо на заказчике? Нет
- Верите ли вы что при проведении примерки, уточняют линию проймы? Да
- Верите ли вы что при проведении примерки, уточняют форму воротника? Да
- Верите ли вы что при проведении примерки, уточняют форму накладного кармана? да
Этапы работы по разработке и изготовлению модели вечернего платья.
1. Исследовательский:
- Сбор исходных данных
- Анализ, обобщение и систематизация исходных данных;
- Разработка художественного эскиза модели;
- Разработка технического эскиза модели;
- Выбор ткани;
- Создание презентации;
Результат: Презентация исходных данных и технического эскиза
Рефлексия: Качество выполнение технического эскиза и его соответствие заданной теме, обоснование выбора ткани;
2. Конструкторский:
- Выбор основы базовой конструкции;
- Техническое моделирование чертежа основы базовой конструкции;
Результат: выполнено техническое моделирование базовой конструкции в соответствии с эскизом модели вечернего платья
Анализ:
качество разработки модельной конструкции изделия,
сопряжение конструктивных линий по длине и конфигурации
3. Технологический
- Выемка лекал;
- Выполнение раскладки лекал;
- Раскрой изделия;
Результат: раскроено изделие
Рефлексия: качество кроя, соответствие ТУ;
4. Технологический
- Подготовка изделия к примерке (в соответствии с едиными требованиями);
- Проведение примерки на манекене;
Результат: изделие подготовлено к примерке, проведена примерка;
Рефлексия: соблюдение технологических требований готовности изделия к примерке, качество посадки изделия
5. Защита проекта
План защиты проекта
- Выбор формы и пропорционального решения модели;
- Использование характерных особенностей стиля для разработки модели;
- Особенности цвета, рисунка, фактуры ткани;
- Обоснование выбора декоративной отделки модели;
- Обоснование выбора основы базовой конструкции;
- Порядок моделирования основы базовой конструкции в соответствии с эскизом модели;
- Порядок подготовки изделия к примерке;
- Изменения, которые производились при проведении примерки с целью обеспечения соответствия модели техническому эскизу;
- Обеспечение качественной посадки изделия на манекене;
Критерии оценки работы группы
№ | Название критерия | Кол-во баллов |
1. | Качество сбора исходных данных, подготовки и защиты презентации | 1-5 |
2. | Обоснование выбора модели, ткани, цвета, рисунка и фактуры ткани | 1-5 |
3. | Качество выполнения технического эскиза модели | 1-5 |
4. | Правильность выбора основы базовой конструкции изделия и ее соответствие техническому эскизу | 1-3 |
5. | Правильность выполнения технического моделирования базовой конструкции изделия, (соответствие техническому эскизу модели) | 1-5 |
6. | Соблюдение технологических требований готовности изделия к примерке | 1-3 |
7. | Соответствие модели изделия, подготовленного к примерке, техническому рисунку модели | 1-5 |
8. | Качество посадки изделия на манекене | 1-5 |
| Итого общее количество баллов: | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Использование коррекционных и оздоровительных элементов на уроках производственного обучения».
Разработка мастера производственного обучения: Медведевой Натальи Владимировны...
Использование технология индивидуализации на уроках производственного обучения по профессии «Швея» в группах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Статья адресована педагогам - преподователям, мастерам производственного обучения - осуществляющих профессиональную подготовку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....
Использование проектной методики на уроках производственного обучения по предмету «Технология обработки информации в базах данных». Обобщение опыта
В последнее время в практику профессионального обучения все шире внедряется проектная методика. Работа над проектом проводилась с учащимися третьего курса, обучающимися по специальности «Мастер ...
Создание проекта в среде Microsoft Office на уроках производственного обучения
Рассматривается опыт постановки и реализации проекта в среде MS Excel и MS Word на примере расчета стипендии учащимся в зависимости от успеваемости. Работа выполнялась на уроках производственног...
Разработка урока производственного обучения по слесарному делу с использованием ЭОР (представлена на конкурс разработок)
План урока производственного обучения (с приложениями) предназначен для мастеров производственного обучения, в качестве рекомендации при планировании уроков производственного обучения по с...
Использование ИКТ на уроках производственного обучения и другие здоровье сберегающие технологии.
Использование ИКТна уроках производственного обучения и другие здоровье сберегающие технологии....
Проект урока производственного обучения
Проект урока производственного обученияТема программы: «То и ремонт систем, агрегатов, узлов, приборов автомобилей»Тема урока: Замена охлаждающей жидкости. Замена масла в двигателе»Профессия «Слесарь ...