Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью
статья (11 класс) на тему
В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы проектной деятельности в процессе производственного обучения учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
VIII вида, основной задачей является социально-бытовая, социально-
нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком
интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Активные формы
обучения являются для современной специальной (коррекционной) школы
актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении
является метод проектов, который открывает значительные возможности для
повышения качества обучения, позволяет обучать детей самостоятельной
поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои
специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего,
ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками
интеллекта и на коллективную деятельность.
Учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели
и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима.
Тематика проектов широка. Особенность проекта заключается в том, что
работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно
исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая трудовая
деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект,
направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм,
сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также на
закрепление знаний и практических умений учащихся в изготовлении
швейного изделия .
Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа,
выполненная под руководством учителя. Качество выполнения проекта
зависит от того, насколько хорошо ученик смог понять и разобраться в
предыдущих разделах программы. Это, своего рода, контрольная работа по
технологии. Варианты проектов могут быть различными. Проект может
выполняться как индивидуально, так и группой учащихся. Любой проект
должен быть направлен на изготовление нового, конкретного изделия,
отвечающего потребностям человека.
После определения целей и задач, ведётся обоснование выбора
проектного изделия. Посмотрев обоснование модели, учащиеся переходят к
составлению чертежей выкроек, шаблону, рисунку, составлению описания
внешнего вида изделия и составлению технологической последовательности
изготовления изделия. После определения выбора проектного изделия
переходят к его изготовлению.
Современное преподавание предмета, с целью повышения качества и
результативности обучения учащихся по технологии, требует от учителя
применение новых педагогических технологий. Проектная работа включает в
себя не только традиционные формы преподавания, но и использует
компьютерные технологии, которые дают возможность сделать уроки более
интересными, содержательными и современными.
Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое
применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию
умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой
культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом
успешной социализации выпускников. Метод позволяет актуализировать
имеющиеся у обучающихся знания, применяя их на практике. Метод
учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной
педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на
специфику организации обучения в условиях коррекционной школы -
интерната, учитывая психофизические особенности детей с нарушением
интеллекта и речи, реализуется возможность применять метод проектов на
уроках по трудовому обучению. Его применение позволяет достичь высоких
результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-
познавательной и практической деятельности.
На современном этапе развития образования становится острой проблема
увеличения количества детей с нарушением интеллекта и, соответственно,
проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая
проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в
трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к
трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей.
Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило,
не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить
человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в
условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о
формировании у школьников информационной компетенции:
1. поиск информации;
2.выделять главное;
3.находить связи;
4.усваивать информацию в виде новых знаний
В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены
познавательные интересы, но если эту работу начинать постепенно приучая,
то положительных результатов можно добиться.
Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, положительно
относятся к такому роду занятий, это связано с занимательной формой
занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д.
Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты
мотивы учебной деятельности. Приступая к использованию элементов
проектной технологии, необходимо обязательно учитывались
психофизические особенности и способности школьников.
Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех
этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность
учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, развивать свои
способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется
личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную
деятельность.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать
с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится
личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может
быть использован при обучении детей с разными возможностями (при
индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому).
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками
необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного
процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное
сочетание различ ных форм работы. И конечно, продуктивное развитие,
обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и
высоконравственной позиции самого учителя.
Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной
недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам
трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от
изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к
занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты
мотивы учебно-трудовой деятельности.
Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудо-
вого обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются
примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие
учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у
них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных
эмоций.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо
учитывать особенности выделенных типологических групп умственно
отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения. Для
комплексного решения задач технологического обучения активно ис-
пользуются различные методы, в том числе выполнение учебных
технологических проектов. Цель работы над такими проектами — включение
учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до
ее реализации.
Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет
учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует
их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки.
Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать
информацию под руководством учителя, получать и применять знания в
различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт
решения реальных задач.
Осуществление проектного обучения требует от педагога
соответствующего планирования и организации учебного процесса, его
дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В
процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной
программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов
учащихся.
На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения
работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов
строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают
осознания собственных возможностей в проектно-технологической
деятельности.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-
методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-
популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной,
конструкторской и технологической документации, планов и отчетов
учащихся, выставку лучших изделий. Создание условий для реализации
творческого развития на уроках, основано на активной деятельности уча-
щихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:
формированию и развитию познавательного интереса, активизации
познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно
только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха;
бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду,
если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них
нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой
детей, учителем и классом в целом;
созданию благоприятных условий для обучения, что является
основой для развития профессионально-трудовой деятельности
учащихся;
дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;
использованию методов, активизирующих учебный процесс;
использованию учителем различных вербальных средств (чтение,
монолог и диалог, жестовые и мимические средства,
проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью
развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки
навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
неразрывному единству обучения и воспитания.
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно
ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-
воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный
участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и
координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Проектный метод обучения на современном этапе является составным
звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся.
Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю
возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать
творчество и развить мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую
культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой
выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать
свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты
решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются
усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети
учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению
своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это
социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация
учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в
общество.
Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в
коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности
для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников
самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает
мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за
границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных
дисциплин.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои
специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он
ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком
интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую
(иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую
и направляющую роль.
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-
урочной предметной системы, должны иметь место и время их
использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении
календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой
теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу.
Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня
интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно
выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы
были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение
индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий
(дифференциации по сложности и объему).
Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут
самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей
работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с
учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи
предстоящей работы, определяют направления работы.
В работе над проектом учащиеся осваивают основные операции по
изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод,
рассчитывают себестоимость изделия, затем в практической части проекта
воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии,
контролем качества работы.
Виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в
программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных
школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала
по теме, только расширенно.
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок
(разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.
Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при
организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные
стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании
необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в
разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки
общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной
ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются
учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно
рекомендовать обучение по профессии в ПУ)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного
освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе
трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными
знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в
социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим,
неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей
будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление
социальной направленности образования ведет к ориентации специальных
(коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности
рынков труда.
Список используемой литературы
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника.
М.: Просвещение, 1987.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
М.: Школа – Пресс, 1997.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
4. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к
профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.
5. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.
Калинников Л.В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1998.
- №3.
6. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М.,
Педагогика, 1995.
7. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в
организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной
школе. Дефектология. – 1993. - №5.
8. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во
вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
9. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения:
Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
10. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.
11. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
12. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред. В.Д.
Симоненко. Брянск-Ишим: Изд-во Ишимского госпедуниверситета, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов арт-технологий на уроках французского языка в специальных коррекционных классах VII вида.
Данный материал освещает тему использования арт-педагогических технологий при обучении французскому языку в специальных коррекционных классах VII вида...
Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения
Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "Мастер по обработке цифровой информации" по профессиональному модулю "Ввод и обработка цифровой информации"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175882-1357845098.jpg)
Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/31/picture-246831-1690807244.jpg)
«Практика применения современных педагогических технологий на уроках производственного обучения и специальных дисциплин в образовательных учреждениях СПО, ведущих подготовку специалистов в области дизайна, легкой промышленности и сферы услуг»
Исследовательская работа на тему "Практика применения современных педагогических технологий"...
Элементы проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества ли...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/05/picture-731938-1451989056.png)
Методическая статья "Использование элементов проектной деятельности на уроках химии"
В данной разработке представлен материал. как может быть организована проектная деятельность учащихся при изучении химии. Рассматривается значимость исследовательской работы, позволяющей приближать об...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/12/picture-261114-1618253590.jpg)
Выступление на заседании МО "Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения.". 2022г
В данном материале содержатся информация об использовании проектной деятельности на уроках труда....