Статья Элементы проектной деятельности на уроках производственного обучения в специальных (коррекционных) классах с интеллектуальной недостаточностью
статья (11 класс) на тему

Утемова Ольга Владимировна

В процессе работы по теме "Личная гигиена" разработан проект, доклад о ктором представлен в данной статье

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элементы проектной деятельности в процессе производственного обучения учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида

В  специальной  (коррекционной)  общеобразовательной  школе

VIII  вида,  основной  задачей    является  социально-бытовая,  социально-

нормативная  и  социально-трудовая  адаптация  учащихся  с  недостатком

интеллекта  с  последующей  интеграцией  их  в  общество.  Активные  формы

обучения  являются  для  современной  специальной  (коррекционной)  школы

актуальными и перспективными. Одной из таких форм в трудовом обучении

является метод проектов, который открывает значительные возможности для

повышения  качества  обучения,  позволяет  обучать  детей  самостоятельной

поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

    Метод  проекта  в  специальной  (коррекционной)  школе  имеет  свои

специфические  особенности  и  подходы  к  организации,  и  прежде  всего,

ориентирован  на  психофизические  возможности  учащихся  с  недостатками

интеллекта и на коллективную деятельность.

    Учащиеся не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели

и  задачи  предстоящей  работы,  то  помощь  учителя  в  этом  необходима.

Тематика  проектов  широка.  Особенность  проекта  заключается  в  том,  что

работа  ведется  по  двум  направлениям.  Во-первых,  это  непосредственно

исследовательская,  развивающая,  самостоятельная  практическая  трудовая

деятельность  учащихся.  Во-вторых  –  это  нравственный  аспект,

направленный  на  воспитание  таких  личностных  качеств  как  коллективизм,

сострадание,  любовь  и  забота  о  людях.  Проект  рассчитан  также  на

закрепление  знаний  и  практических  умений  учащихся  в  изготовлении

швейного изделия .

      Творческий  проект  –  это  самостоятельная  творческая  итоговая  работа,

выполненная  под  руководством  учителя.  Качество  выполнения  проекта

зависит  от  того,  насколько  хорошо  ученик  смог  понять  и  разобраться  в
предыдущих  разделах  программы.  Это, своего рода,  контрольная работа  по

технологии.  Варианты  проектов  могут  быть  различными.  Проект  может

выполняться  как  индивидуально,  так  и  группой  учащихся.  Любой  проект

должен  быть  направлен  на  изготовление  нового,  конкретного    изделия,

отвечающего потребностям человека.

После  определения  целей  и  задач,  ведётся  обоснование  выбора

проектного изделия. Посмотрев обоснование модели, учащиеся переходят к

составлению  чертежей  выкроек,  шаблону,  рисунку,  составлению  описания

внешнего вида изделия и составлению технологической последовательности

изготовления  изделия.  После  определения  выбора  проектного  изделия

переходят к его изготовлению.  

Современное  преподавание  предмета,  с  целью  повышения  качества  и

результативности  обучения  учащихся  по  технологии,  требует  от  учителя

применение новых педагогических технологий. Проектная работа включает в

себя  не  только  традиционные  формы  преподавания,  но  и  использует  

компьютерные технологии, которые дают возможность сделать уроки более

интересными, содержательными и современными.  
Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое

применение    обусловлены  выраженной  направленностью  на  активизацию

умственной деятельности учащихся,  формирование  у них общей и трудовой  

культуры    и  культуры  речевого  поведения,  что  способствует  в  целом

успешной  социализации  выпускников.  Метод    позволяет    актуализировать

имеющиеся  у  обучающихся  знания,  применяя  их  на  практике.  Метод

учебного  проекта  может  успешно  применяться  и  в  коррекционной

педагогике.  Проецируя  основные  положения  метода  учебного  проекта  на

специфику  организации  обучения  в  условиях  коррекционной  школы  -

интерната,    учитывая  психофизические  особенности  детей  с  нарушением

интеллекта и речи, реализуется возможность  применять метод проектов на

уроках по трудовому обучению. Его применение позволяет достичь высоких
результатов  коррекционной  работы,    повышает  мотивацию  к  учебно-

познавательной и практической деятельности.

     На современном этапе развития образования становится острой проблема

увеличения  количества  детей  с  нарушением  интеллекта  и,  соответственно,

проблема  школьной  дезадаптации  у  этой  категории  детей,  которая

проявляется  в  низкой  успеваемости,  в  отклонениях  от  норм  поведения,  в

трудностях  взаимоотношений  с  окружающими.    В  итоге  приводит  к  

трудностям  в дальнейшей социализации в обществе этих детей.  

      Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило,

не  умеют  превращать  в  знания.  Возникает  проблема:  как  подготовить

человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему  информацию в

условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о

формировании у школьников информационной компетенции:    

1. поиск  информации;

2.выделять главное;

3.находить связи;

4.усваивать информацию в виде новых знаний

В  коррекционной  школе  это  трудно  сделать,  т.к.  у  детей  снижены

познавательные интересы,  но если эту работу начинать  постепенно приучая,

то положительных результатов можно добиться.

Дети  коррекционной  школы,  в  большинстве  случаев,  положительно  

относятся  к  такому  роду  занятий,  это  связано  с  занимательной  формой

занятий,  необычностью  обстановки,  новизной заданий, оборудования  и  т.д.  

Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты

мотивы  учебной      деятельности.  Приступая  к  использованию  элементов

проектной  технологии,  необходимо  обязательно  учитывались

психофизические особенности и способности школьников.

      Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех

этапах  обучения.  Использование  этой  технологии  дает  возможность

учащимся  больше  работать  самостоятельно  и  на  уроке,  развивать  свои
способности,  проявлять  лидерские  качества.  У  школьников  формируется

личная  ответственность  за  свои  знания  и  за  включение  их  в  реальную

деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать

с  данной  технологией,  на  всех  ступенях  обучения.  Проект  становится

личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может

быть  использован  при  обучении  детей  с  разными  возможностями  (при

индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому).  

      Для  развития  интереса  к  овладению  трудовыми  умениями  и  навыками

необходимы  постоянное  внедрение  нового  во  все  элементы  учебного

процесса,  вовлечение  учащихся  в  активную  деятельность,  оптимальное

сочетание  различ  ных  форм  работы.  И  конечно,  продуктивное  развитие,

обучение  и  воспитание  ребенка  невозможны  без  профессиональной  и

высоконравственной позиции самого учителя.

Как  было  отмечено  выше,  учащиеся  с  интеллектуальной

недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам

трудового  обучения,  что  связано  с  чувством  удовлетворения  от

изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к

занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты

мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудо-

вого  обучения  показывает,  что  ее  мотивы,  как  правило,  отличаются

примитивной  эмоциональной  окраской,  нестойки,  ситуативны.  Многие

учащиеся  не всегда заинтересованы  в  обучении,  и  трудовая  деятельность  у

них  вызывает  недостаточно  (или  вообще  не  вызывает)  положительных

эмоций.

    Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо

учитывать  особенности  выделенных  типологических  групп  умственно

отсталых  школьников  применительно  к  урокам  трудового  обучения.  Для

комплексного  решения  задач  технологического  обучения  активно  ис-
пользуются  различные  методы,  в  том  числе  выполнение  учебных

технологических проектов. Цель работы над такими проектами — включение

учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до

ее реализации.  

Действенность  этого  метода  обусловлена  еще  и  тем,  что  он  позволяет

учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует

их  способностям  и  в  то  же  время  формирует  знания,  умения,  навыки.

Выполняя  проекты,  школьники  учатся  находить  и  анализировать

информацию  под  руководством  учителя,  получать  и  применять  знания  в

различных  областях,  приобретают  навыки  практической  работы  и  опыт

решения реальных задач.          

     Осуществление  проектного  обучения  требует  от  педагога

соответствующего  планирования  и  организации  учебного  процесса,  его

дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В

процессе  выполнения  проектов  реализуется  определенная  часть  учебной

программы.  Тематика  проектных  заданий  подбирается  с  учетом  интересов

учащихся.

     На  репродуктивных  этапах  обучения  учащиеся  развивают  умения

работать  с  информацией,  материалами,  инструментами.  Система  проектов

строится  по  принципу  усложнения.  По  мере обучения  учащиеся достигают

осознания  собственных  возможностей  в  проектно-технологической

деятельности.

      Важную  роль  в  проектном  обучении  играет  информационно-

методическое  обеспечение,  включающее  учебную,  справочную  и  научно-

популярную  литературу,  наглядные  пособия,  образцы  проектной,

конструкторской  и  технологической  документации,  планов  и  отчетов

учащихся,  выставку  лучших  изделий.  Создание  условий  для  реализации

творческого  развития  на  уроках, основано на  активной   деятельности    уча-

щихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:
 формированию и развитию познавательного интереса, активизации

познавательной  деятельности  (очевидно,  что  учить  детей  нужно

только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха;

бессмысленно  и  безнравственно  заставлять детей  обучаться  труду,

если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них

нет потребности увидеть результаты своей деятельности);

   сотрудничеству  между  учителем  и  учеником,  учителем  и  группой

детей, учителем и классом в целом;

   созданию  благоприятных    условий  для  обучения,  что  является

основой  для  развития  профессионально-трудовой  деятельности

учащихся;

   дифференцированный  и индивидуальный,  подход в обучении;

   использованию методов, активизирующих учебный процесс;

   использованию  учителем  различных  вербальных  средств  (чтение,

монолог  и  диалог,  жестовые  и  мимические  средства,

проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью

развития  речевых  навыков  учащихся,  в  том  числе  отработки

навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;

 неразрывному единству обучения и воспитания.

 

 Проектный  метод  трудового  обучения  реализует  принципы  личностно

ориентированной  педагогики  и  способствует  гуманизации  учебно-

воспитательного  процесса.  Учащийся  при  этом  выступает  как  активный

участник  процесса  познания,  а  учитель  выполняет  функции  организатора  и

координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Проектный  метод  обучения  на  современном  этапе  является  составным

звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся.  

Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю

возможность  разнообразить  формы  проведения  занятий,  стимулировать

творчество и развить мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую

культуру  общения  и социального  поведения  в  целом. Овладевая  культурой

выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать

свои  действия  совместно  с  учителем,  прогнозируя  возможные  варианты

решения  стоящих  перед  ними  задач.  При  этом  успешно  реализуются

усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети

учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению

своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

      Основная  задача  специальной  (коррекционной)  школы  VIII  вида  –  это

социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация

учащихся  с  недостатком  интеллекта  с  последующей  интеграцией  их  в

общество.  

Введение  в  процесс  образования  на  уроках  трудового  обучения  в

коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности

для  повышения  качества  обучения,  позволяет  обучать  школьников

самостоятельной  поисковой  и  исследовательской  деятельности,  повышает

мотивацию  к  обучению.    Практическая  деятельность  выводит  ученика  за

границы  урока,  представляет  проблему  объемно,  с  позиции  разных

дисциплин.

Метод  проекта  в  специальной  (коррекционной)  школе  имеет  свои

специфические  особенности  и  подходы  к  организации.  Прежде  всего,  он

ориентирован  на  психофизические  возможности  учащихся  с  недостатком

интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую

(иногда  индивидуальную),  которую  учащиеся  выполняют  в  течение

определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую

и направляющую роль.

     Проекты,  которые  учитель  предполагает  использовать  в рамках  классно-

урочной  предметной  системы,  должны  иметь  место  и  время  их

использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении

календарно-тематического  планирования  необходимо  продумать  по  какой
теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу.

Не  все  учащиеся  в  силу  их  индивидуальных  особенностей,  уровня

интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно

выполнить  проект,  поэтому  необходимо  формировать  группы  так,  чтобы

были  задействованы  учащиеся  с  разными  уровнями  развития.  Выполнение

индивидуальных  проектов  требует  разноуровневых  заданий

(дифференциации по сложности и объему).

     Так  как  учащиеся  с  недостатком  интеллекта  не  всегда  могут

самостоятельно  выбрать  тему,  определить  цели  и  задачи  предстоящей

работы,  то  помощь  учителя  в  этом  необходима.  Учитель  совместно  с

учениками  в  обсуждении  определяют  тему  проекта,  ставят  цели  и  задачи

предстоящей работы, определяют направления работы.

      В  работе  над  проектом  учащиеся  осваивают  основные  операции  по

изготовлению  данного  изделия,  учатся  работать  с  журналами  мод,

рассчитывают  себестоимость  изделия,  затем  в  практической  части  проекта

воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии,

контролем качества работы.  

     Виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в

программный  материал  по  предмету  “швейное  дело”  для  коррекционных

школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала

по теме, только расширенно.

       Велико  разнообразие  учебных  проектов:  от  проекта  на  один  урок

(разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.

    Конечно,  наши  выпускники  не  станут  владельцами    предприятий  и  при

организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные

стороны такой работы очевидны:

–  получение  учащимися  опыта  в  приобретении  и  использовании

необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
–  приобретение  коммуникативных  навыков  и  умений  (работа  в

разновозрастных  группах,  исполнение  разных  социальных  ролей,  навыки

общения);

–  духовно-эмоциональное  обогащение  личности  (осознание  нравственной

ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

–  профессиональное  самоопределение  (в  процессе  работы  выявляются

учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно

рекомендовать обучение  по профессии в ПУ)

–  приобретение  умения  ставить  близкие  и  далекие  цели  от  успешного

освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

       Значение  такой  формы  организации  труда  в  коррекционной  школе

трудно  переоценить.  Учащиеся,  которые  обладают  вышеперечисленными

знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в

социальной,  бытовой  и  самостоятельной  трудовой  жизни.  В  связи  с  этим,

неустроенных,  безработных,   ведущих  антисоциальный образ  жизни  людей

будет  меньше  среди  выпускников  с  проблемами  в  развитии.  Усиление

социальной  направленности  образования  ведет  к  ориентации  специальных

(коррекционных)  школ  для детей  с  проблемами  в развитии  на  потребности  

рынков труда.

Список используемой литературы

 

1.  Бгажнокова  И.М. Психология умственно отсталого школьника.  

М.: Просвещение,  1987.

2.  Воронкова   В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

М.: Школа – Пресс, 1997.

3.  Пахомова  Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

4.  Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к

профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.

5.  Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.

Калинников Л.В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития

дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1998.

- №3.

6.  Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М.,

Педагогика, 1995.

7.  Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в

организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной

школе. Дефектология. – 1993. - №5.

8.  Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во

вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.

9. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения:

Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.

10.  Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.

11.  Левитес  Д.Г.  Практика  обучения:  современные  образовательные

технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

12.  Методика  обучения  технологии:  Книга  для  учителя  /  Под  ред.  В.Д.

Симоненко. Брянск-Ишим: Изд-во Ишимского госпедуниверситета, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов арт-технологий на уроках французского языка в специальных коррекционных классах VII вида.

Данный материал освещает тему использования арт-педагогических технологий при обучении французскому языку в специальных коррекционных классах VII вида...

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения

Технология проектной деятельности на уроках производственного обучения по профессии "Мастер по обработке цифровой информации" по профессиональному модулю "Ввод и обработка цифровой информации"...

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

Элементы проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.

Использование метода проектной деятельности на уроках ПТО учит учащихся общению в трудовом процессе, вырабатывает умение формулировать свои желания и потребности, развивает коммуникативные качества ли...

Методическая статья "Использование элементов проектной деятельности на уроках химии"

В данной разработке представлен материал. как может быть организована проектная деятельность учащихся при изучении химии. Рассматривается значимость исследовательской работы, позволяющей приближать об...

Выступление на заседании МО "Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения.". 2022г

В данном материале содержатся информация об использовании проектной деятельности на уроках труда....