Тема урока «Орнамент»
методическая разработка по технологии по теме
Цели урока:
Образовательная: Дать теоретические сведения об орнаменте и его составных элементах, научить приемам построения орнамента.
Воспитательная: Воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность.
Развивающая: Научить школьников анализировать и объяснять построение орнамента, определять его мотив, вид.
Оборудование и наглядные пособия образцы орнаментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ornament.docx | 463.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУОШИ «Ляминская средняя общеобразовательная школа интернат»
Дудченко А. Г.
Тема урока
«Орнамент»
Лямина
Тема урока: «Орнамент»
Цели урока:
Образовательная: Дать теоретические сведения об орнаменте и его составных элементах, научить приемам построения орнамента.
Воспитательная: Воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность.
Развивающая: Научить школьников анализировать и объяснять построение орнамента, определять его мотив, вид.
Оборудование и наглядные пособия образцы орнаментов.
Ход урока
- Организационная часть в начале занятия.
а) отметить отсутствующих, проверить наличие линеек, ручек, карандашей, стиральных резинок.
2) Изложение нового материала.
3) Самостоятельная работа учащихся на уроке.
4) Заключительный этап.
Теоретические сведения
Орнамент - (от латинского слова – украшение) узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В основе орнамента лежат два начала: ритм и симметрия.
Ритм – чередование элементов в изображении подчиняющиеся пространственной, цветовой, пластической закономерности. Ощущение ритма возникает при наличии не менее трех повторений. Правильные интервалы между элементами орнамента создают впечатление устойчивости, статичности (они называются также метрическим рядом), закономерно изменяющиеся – отражает динамику, движение.
Раппорт – согласованный набор элементов, повторяющиеся в орнаменте. Шаг раппорта интервал чередования так же называют раппортом.
Симметрия – (соразмерность, спокойное равновесие элементов) – это такое построение, при котором правая и левая стороны рисунка уравновешены. В узоре это часто бывает зеркальным отражением сторон, расположенных около центральной оси.
Цвет – в орнаменте один из важных средств. Цветовые сочетания могут ритмически повторяться и чередоваться, как и элементы формы, цветовые сочетания могут быть: резкими, контрастными, мягкими.
В зависимости от характера мотива различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
Геометрический может состоять из точек, линий(прямых, ломанных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и т.д.
Растительный - составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.
Зооморфный - изображает стилизованных фигур животных или их частей фигуры, фантастических или реальных животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб так же относятся к этому виду орнамента.
Антропоморфный - в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека.
Геральдический - где использованы знаки, эмблемы, гербы и т.д.
В зависимости от расположения на украшаемой поверхности выше перечисленные орнаменты могут быть следующих видов:
Ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, чаще всего окаймляющей поверхности предмета.
Сетчатым – заполняющим всю поверхность сплошным узором при геометрическом рисунке.
Замкнутым - или ограниченным с определенной геометрической формой (квадрат, ромб, треугольник); такой орнамент, вписанный в круг или правильный многоугольник, называется розеткой и располагается обычно в центре украшаемой поверхности, т.е. является центрическим.
Часто в орнаменте используют комбинации различных мотивов, например геометрические и растительные (арабески), растительные и геральдические.
Выполняя орнаментальную композицию, резчик должен опасаться выйти за границу меры, т.е. ему необходимо помнить, что покрыть орнаментом поверхность не всегда значит сделать ее красивой, художественно выразительной. В общей композиции поделки орнамент наносится на ту поверхность, которую нужно выделить или с помощью которой надо отделить, подчеркнуть другую поверхность и здесь должен учитываться равновесие и пропорции создаваемых этим орнаментом контрастных расчлененных полей (гладкого и резного), их согласованность и связь с главным композиционным центром. Иначе говоря, орнаментируемая площадь и ее расположение - это локальное и общее композиционное решение, хотя и не однозначное, но продуманное сведенное к гармонии.
Подбирая тот или иной орнамент, мы соотносим его характер и рисунок с назначением поделки, т.е. с ее утилитарной основой. Надо помнить, что орнамент, если он чисто геометрический, несет в себе определенное настроение, содержание. Он может быть строгим, лаконичным, спокойным или торжественным. Но может быть игривым, легким, изящным или же напряженным, резко угловатым и т.д.
Свойства орнамента также зависят от назначения, формы, структуры и материала той вещи, которую он украшает орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта (утвари, мебели, инструментов и т.д.) оружия широко применяется в книжной и прикладной графике, плакатов и т.д. Орнамент можно нарисовать графическим материалом и написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву, вычеканить по металлу. Орнамент может стать вещью, если его сплести в виде кружева (салфетка, воротник, скатерть и т.д.) выковать из металла (светильник, ограда, ворота). Орнамент может быть выполнен на поверхности предмета выпукло, рельефно или углублен, одноцветным или многоцветным.
Общие стилические признаки орнаментального искусства определяются особенностями традициями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении длительного исторического периода и имеет ярко выраженный национально характер. Поэтому можно сказать, что орнамент является стилем эпохи, надежным признаком принадлежности произведения к данному времени и к данной стране (готика, барокко, модерн)
Принципы построения узора
Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а также от размера листа бумаги, материала.
Узор на полосе располагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов:
- Повторение одного элемента на всем протяжении элемента (рис.1).
- Повторение элементов, объединенных общей линией входящей в узор (рис.2).
- Чередование элементов по форме или цвету (двух, трех и более) (рис.3).
- Симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения) (рис.4)
(рис.1) (рис.2) (рис.3)
(рис.4)
Узор на квадрате может располагаться по краю углам в центре и заполнять весь квадрат:
- По краю имеет линейное расположение (кайма) и может быть по прямой или с поворотом на углах (рис.1).
- На углах квадрата:
а) повторение одного рисунка во всех углах (рис.2).
б) одинаковые рисунки в противоположных углах (рис.3).
в) в центре все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра (рис.4):
а) одновременно по краю в углах и в центре (рис.5).
б) сетчатый орнамент: узор располагается по сетке, намеченной в рисунке или мысленно представляемой с повторением или чередованием элементов в шахматном порядке (рис.6).
(рис.1) (рис.2) (рис.3) (рис.4) (рис.6)
Узор на формах (прямоугольнике, ромбе, овал), у которых центр находится на разном расстоянии от краев заполняется в удлиненной части формы между краем и центром. Это может быть самостоятельный орнамент по бокам, начинающийся от узора в центре или узор, построенный от центра, но имеющий удлиненное расположение или орнамент, соединенный с узором по краю формы. В остальном узор строится в соответствии с особенностями формы как на квадрате или круге.
Узор на круге может быть расположен:
- По краю с ритмичным повторением или чередованием элементов (по принципу розетты, у которой выделены зубцы или сохранена форма круга) (рис.1).
- В центре симметричное расположение элементов во все стороны от центра, заполняя, наращивая их круг за кругом.
- По всему кругу: а) узор строится по краю и в центре;
б) узор строится из центра, заполняя все пространство круга.
(рис.1) (рис.1) (рис.2) (рис.3а) (рис.3б)
Узор на треугольнике строится по краю, углам и по принципу сетчатого орнамента. В равностороннем треугольнике в углах располагаются одинаковые узоры.
В равнобедренном треугольнике в двух равных симметрично располагаются узоры в третьем углу – узор из подобных же элементов, но более крупный или по другому расположенный.
Равносторонний Равнобедренный
Узор на предметах сложной формы (кувшины, вазы, одежда, и др.) строится по принципу сочетания различных элементов в зависимости от формы отдельных частей. Например на кувшине может быть линейное расположение по краю горлышка и основания, в середине или по центру вокруг всего кувшина и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока информатики в 5 классе по теме "проектирование орнамента в программе Paint
Тема урока: Проектирование орнамента.Раздел программы: работа с графическим редактором.Цели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим редактором;повторение и закрепление навык...
Интегрированный урок "Орнамент и математические принципы построения орнамента".
Взаимосвязь школьных предметов увеличивает интерес учащихся к данным предметам....
Тема урока: Народный костюм. Использование народного орнамента в оформление спортивного костюма.
1. Конспект урока.2. Презентация 1.3. презентация 2....
План - конспект урока по теме:Проектирование орнамента в графическом редакторе
Урок - закрепление ....
Методическая разработка урока по теме: "Виды орнаментов. Рисование орнаментов".
Методическая разработка урока рисования содержит информацию о видах орнаментов их применении в работе кондитеров....
Конспект урока технологии по теме"Нитяной орнамент".
Конспект урока технологии по теме"Нитяной орнамент"....
Тема урока «Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой» (2 часа).
Конспект урока. Предмет: технология, девочки, 5 класс....