Рабочая программа по технологии 5 класс
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 5 класса на основе программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (авторы: Хохлова М. В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.) опубликованной в сборнике «Технология. Программы начального и общего образования/ [М.В. Хохлова , П.С. Самородский , Н.В. Синица и др.].» - М.: Вентана-Граф, 2010
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_kl.doc | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Каплинская школа »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Савиной Татьяны Викторовны,
учителя технологии,
по учебному курсу «Технология. Обслуживающий труд»
для 5 А, 5 Б классов
Старый Оскол
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд» составлена для учащихся 5 класса на основе программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (авторы: Хохлова М. В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.) опубликованной в сборнике «Технология. Программы начального и общего образования/ [М.В. Хохлова , П.С. Самородский , Н.В. Синица и др.].» - М.: Вентана-Граф, 2010 , в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 2885 от 27 декабря 2011 г «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебныый год» , инструктивно-методическим письмом Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «О преподавании предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Изучение технологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа» рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта коллектива авторов под редакцией В.Д. Симоненко: :
М. В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица., В.Д. Симоненко, Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» - М.: Вентана-Граф, 2010;
Ю.В. Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко,. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ под ред. В.Д. Симоненко.-М.: Вентана- Граф, 2008;
Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова . Технология: рабочая тетрадь для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под редакцией В.Д. Симоненко.-М.:: Вентана-Граф, 2007;
Ю.В. Крупская Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2007.
Рабочая программа по технологии в 5 классе в соответствии с учебным планом МБОУ «Основная общеобразовательная Каплинская школа» на 2012-2013 учебный год рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов за год). В том числе: практических работ-35, тестирований (как фрагмент урока) -5.
В авторскую программу основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» (авторы: Хохлова М. В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д). внесены следующие изменения: в рамках учебного предмета «Технология» в 5 классе часть учебного времени (14 часов) используется для изучения учащимися темы «Строительные ремонтно-отделочные работы» (рекомендации управления образования и науки Белгородской области от 31.01.2006 г. № 04-187 «Календарно-тематическое планирование по технологии раздела «Строительные ремонтно-отделочные работы»). В связи с этим изменена последовательность изучения разделов программы и сокращены следующие разделы: «Кулинария» на 7 часов, « Технология ведения дома» на 2 часа, « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» на 2 часа, «Проектирование и изготовление изделий» на 3 часа.
Время изучения тем по кулинарии целесообразнее поставить на начало учебного года, т. к. темы практических работ связаны с технологией обработки свежих овощей, имеющих в данный период высокую пищевую ценность. И, несмотря на специфические особенности, изучение материала по каждой теме раздела «Кулинария» в методическом плане они представляются сравнительно несложными для обучения. Во-первых, сыграет свою положительную роль значительный бытовой опыт, имеющийся почти у каждой девочки, во-вторых, изучение материала неизменно вызывает большой интерес учащихся.
При изучении темы «Технология швейных работ» обучающиеся приобрели знания и умения по организации рабочего места и выполнению ручных стежков и строчек, поэтому тема «Декоративно-прикладное творчество» сокращена на два часа.
Учебный творческий проект будет частично выполняться в рамках раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», в результате чего изучение раздела «Проектирование и изготовление изделий» сокращено на три часа.
Разделе «Технология ведения дома» сокращен на два часа , т.к. первоначальные знания и умения обучающиеся приобрели за курс изучения программного материала по технологии начальной школы.
- Тематический план
№ | Разделы и темы | Часы учебного времени |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Кулинария | 11 |
Культура питания | 1 | |
Технология приготовления блюд | 6 | |
Домашние заготовки | 2 | |
Творческое задание | 2 | |
3 | Черчение и графика | 2 |
4 | Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 36 |
Швейные материалы | 4 | |
Бытовая швейная машина | 4 | |
Конструирование и моделирование швейных изделий | 4 | |
Раскройные работы | 2 | |
Технология швейных работ | 12 | |
Декоративно-прикладное творчество | 10 | |
5 | Проектирование и изготовление изделий | 4 |
6 | Технология ведения дома | 2 |
Уход за одеждой и обувью | 1 | |
Интерьер жилых помещений | 1 | |
7 | Строительные ремонтно-отделочные работы | 14 |
Всего | 70 |
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикумы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Обучение технологии предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.
Ожидаемые результаты обучения по данной программе сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.
Кулинария
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов (овощей, яиц); виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека;
уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов (овощей, продуктов, применяемых для приготовления бутербродов) ; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты (замораживать); оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; для приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд (из сырых и вареных овощей, яиц), горячих напитков (чая, кофе) по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни ; сервировки стола и оформления приготовленных блюд к завтраку.
Черчение и графика
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать технологические понятия: технологическая карта, чертеж, эскиз, схема, стандартизация;
уметь выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы от руки, составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: чтения и выполнения чертежей, эскизов, схем, технических рисунков деталей и изделий.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов;
уметь выбирать вид хлопчатобумажных и льняных ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами;
использовать приобретенные знания и умеют в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.
Проектирование и изготовление изделий
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать понятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Понятия «одежда», «швейное изделие», «проектирование». Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
уметь выдвигать идеи для выполнения учебного проекта. Проводить анализ моделей-аналогов из банка идей. Осуществлять выбор модели проектного швейного изделия.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выполнять творческие проекты, например: фартук; изделие, выполненное в лоскутной технике; изделие с вышивкой; меню и блюда для завтрака и др.
Технологии ведения дома
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; средства оформления интерьера;
уметь выполнять планировку размещения оборудования на кухне и разделение ее на зоны (для приготовления и приема пищи и столовую);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: применения бытовых санитарно-гигиенических средств; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.
Строительные ремонтно-отделочные работы
знать/понимать исторические сведения производства бумаги, клея, об искусстве витражей; виды бумаги, картона, клея и их свойства; утилизация бумаги;
уметь изготавливать различные виды клея и бумажные витражи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни выполнять отделку интерьера жилого помещения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п заня-тия | № п/п урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохожде-ния | Примечание |
1 | 1 | Вводный урок | 1 | ||
Кулинария | 11 | ||||
Культура питания | 1 | ||||
1 | 2 | Культура питания Практическая работа №1. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. | 1 | ||
Технология приготовления блюд | 6 | ||||
2 | 3-4 | Овощи. Блюда из сырых овощей. Практическая работа №2. Приготовление блюд из сырых овощей. | 2 | ||
3 | 5-6 | Блюда из вареных овощей. Практическая работа №3. Приготовление блюд из варенных овощей. | 2 | ||
4 | 7-8 | Яйца. Бутерброды. Горячие напитки. Практическая работа №4. Приготовление бутербродов и горячих напитков. | 2 | ||
Домашние заготовки | 2 | ||||
5 | 9-10 | Домашние заготовки Практическая работа №5. Подготовка и замораживание ягод, пряных трав в морозильной камере холодильника | 2 | ||
Творческое задание | 2 | ||||
6 | 11 | Приготовление завтрака Практическая работа №6. Составление меню завтрака. Сервировка стола к завтраку. | 1 | ||
12 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кулинария». Тестирование №1 по теме «Кулинария» | 1 | |||
Черчение и графика | 2 | ||||
7 | 13-14 | Эскизы. Чертежы. Практическая работа № 7. Выполнение чертежных и графических работ (эскизов, чертежей швейных изделий) от руки. | 2 | ||
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 36 | ||||
Швейные материалы | 4 | ||||
8 | 15-16 | Производство ткани. Виды переплетения нитей в тканях. Практическая работа № 8. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. | 2 | ||
9 | 17-18 | Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды тканей. Практическая работа № 9. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для проектного изделия. | 2 | ||
Бытовая швейная машина | 4 | ||||
10 | 19 | Тестирование №2 по теме «Швейные материалы». История создания швейной машины. Назначение и устройство бытовой швейной машины. Подготовка к работе. | 1 | ||
20 | Практическая работа № 10. Заправка швейной машины нитками. | 1 | |||
11 | 21-22 | Правила работы на швейной машине. Практическая работа № 11. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка, закрепки в начале и конце строчки. | 2 | ||
Конструирование и моделирование | 4 | ||||
12 | 23 | Тестирование по теме №3. «Бытовая швейная машина» Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы. | 1 | ||
24 | Практическая работа № 12. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. | 1 | |||
13 | 25-26 | Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Практическая работа № 13. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. | 2 | ||
Раскройные работы | 2 | ||||
14 | 27-28 | Раскрой швейного изделия Практическая работа № 14. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание проектного изделия. | 2 | ||
Технология швейных работ | 12 | ||||
15 | 29 | Тестирование №4 по теме «Конструирование и моделирование. Раскройные работы». Ручные стежки. | 1 | ||
30 | Практическая работа № 15. Упражнения на перенос линий выкройки на детали кроя копировальным колесиком и прямыми стежками; обметывание срезов деталей кроя; сметывание, заметывание. | 1 | |||
16 | 31-32 | Технология выполнения ручных операций. Практическая работа № 16. Выполнение ручных работ на проектном изделии. | 2 | ||
17 | 33-34 | Технология выполнения машинных операций. Практическая работа № 17 . Изготовление образцов машинных швов. | 2 | ||
18 | 35-36 | Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки. Практическая работа № 18 «Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия» | 2 | ||
19 | 37-38 | Типовая последовательность изготовления швейных изделий. Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия . Практическая работа № 19. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. | 2 | ||
20 | 39-40 | Критерии оценки изделия. Оценка изделия по критериям. Выявление дефектов. Пути их устранения. Расчет стоимости изделия. Практическая работа № 20. Презентация творческого проекта. | 2 | ||
Декоративно-прикладное творчество | 10 | ||||
21 | 41 | Тестирование №5 по теме «Технология швейных работ» Лоскутная техника. | 1 | ||
42 | Практическая работа № 21.Разработка эскиза лоскутного изделия (прихватки) . Изготовление шаблонов (треугольник, квадрат, шестиугольник) из плотной бумаги или картона. | 1 | |||
22 | 43-44 | Технология выполнения прихватки по шаблонам. Практическая работа № 22. Раскрой деталей и соединение их между собой. | 2 | ||
23 | 45-46 | Вышивка. Технология выполнения ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе. Практическая работа № 23. Увеличение(уменьшение) рисунка. Выполнение ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе. | 2 | ||
24 | 47-48 | Технологическая последовательность создания салфетки. Эпаты работы над творческим заданием. Практическая работа № 24. Выполнение эскиза модели декоративного изделия. Изготовление изделия. | 2 | ||
25 | 49-50 | Способы окончательной обработки декоративного изделия. Профессии , связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий. Практическая работа № 25. Изготовление изделия. | 2 | ||
Проектирование и изготовление изделий | 4 | ||||
26 | 51-52 | Творческий проект. Этапы выполнения проекта, их содержание. Практическая работа № 26. Выдвижение идей для учебного проекта | 2 | ||
27 | 53-54 | Алгоритм проектной деятельности. Требования к готовому изделию. Практическая работа № 27. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного швейного изделия. | 2 | ||
Технология ведения дома | 2 | ||||
28 | 55 | Уход за одеждой и обувью. Практическая работа № 28.Ознакомление с условными обозначениями (символами), встречающимися на ярлыках одежды. Выбор вида ухода в зависимости от волокнистого состава материала. | 1 | ||
56 | Интерьер жилых помещений. Практическая работа №29. Разработка плана размещения оборудования на кухне. | 1 | |||
Строительные ремонтно-отделочные работы | 14 | ||||
29 | 57-58 | Бумага и картон. | 2 | ||
30 | 59-60 | Бумага и картон. Лабораторно-практическая работа №30. Изучение волокнистого строения бумаги. | 2 | ||
31 | 61-62 | Клеевые материалы. Практическая работа № 31. Приготовление различных видов клея (клейстер, обойный клей, цветной крахмальный клейстер). | 2 | ||
32 | 63-64 | Обработка бумаги и изделия из нее. Практическая работа № 32. Изготовление бумажного витража (создание эскиза). | 2 | ||
33 | 65-66 | Обработка бумаги и изделия из неё. Практическая работа № 33. Изготовление бумажного витража (разметка и измерение, сгибание, резание). | 2 | ||
34 | 67-68 | Обработка бумаги и изделия из неё. Практическая работа № 34. Изготовление бумажного витража ( окрашивание). | 2 | ||
35 | 69-70 | Обработка бумаги и изделия из неё. Практическая работа № 35. Окончательная отделка витража. Обобщение и систематизация знаний за курс 5 класса. Выставка творческих работ учащихся. | 2 |
Содержание программы
Вводный урок (1ч)
Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для
5 класса (вариант для девочек), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
Кулинария (11 ч)
Культура питания (1ч)
Теоретические сведения. Понятия «кулинария», «питание», «культура питания». Рациональное питание. Пищевые продукты как источник белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей. Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи.
Кухонная посуда и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, газовых плит, при работе с горячей жидкостью.
Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.
Варианты объектов труда. Кухонные посуда, инвентарь и приспособления.
Технология приготовления блюд (6ч.)
Теоретические сведения. Общие сведения о питании, процессе пищеварения, усвояемости пищи. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Витамины, их значение и функции в организме человека, суточная потребность. Продукты, содержащие витамины.
Значение овощей в питании человека. Содержание в овощах питательных веществ. Правила сохранения витаминов в процессе хранения и кулинарной обработки овощей. Критерии определения качества овощей. Механическая (первичная) обработка овощей. Виды тепловой обработки овощей. Виды нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Блюда из сырых и вареных овощей и технология их приготовления. Требования к качеству и оформлению готовых блюд, подача их к столу. Правила безопасного труда при выполнении кулинарных работ.
Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Особенности кулинарного использования яиц. Способы варки и жарения яиц. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи блюд из яиц к столу.
Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов и способы их приготовления. Украшение бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов. Подача бутербродов к столу.
Горячие напитки, их пищевая ценность. Посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления чая, кофе, какао. Требования, предъявляемые к приготовлению горячих напитков. Подача чая, кофе и какао к столу.
Практические работы. Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей, яиц. Приготовление бутербродов и горячих напитков. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда. Блюда из сырых и вареных овощей: салаты, винегрет. Блюда из яиц: вареные яйца, яичница, омлет. Бутерброды. Горячие напитки: чай, кофе.
Домашние заготовки ( 2ч)
Теоретические сведения. Способы заготовки продуктов впрок. Подготовка продуктов к замораживанию. Быстрое замораживание продуктов в домашнем холодильнике. Условия и сроки хранения свежезамороженных продуктов.
Практические работы. Подготовка и замораживание ягод, пряных трав в морозильной камере холодильника.
Варианты объектов труда. Ягоды, пряные травы.
Творческое задание (2ч)
Теоретические сведения. Меню завтрака. Расчет количества и состава продуктов. Приготовление завтрака. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды для завтрака. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой.
Практические работы. Составление меню завтрака. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
Варианты объектов труда.Меню завтрака. Блюда для завтрака.
Черчение и графика (2ч)
Теоретические сведения. Понятие «эскиз». Виды эскизов. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения эскизов. Эскиз швейного изделия. Последовательность работы с эскизами. Понятия «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа швейного изделия. Правила безопасного труда при выполнении чертежных работ. Организация рабочего места. Последовательность построения чертежа для изготовления образца шва, узла прямоугольной формы.
Практические работы. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Выполнение чертежных и графических работ (эскизов, чертежей швейных изделий) от руки.
Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов(36 ч)
Швейные материалы (4ч)
Теоретические сведения. Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Виды переплетения нитей в тканях. Определение лицевой стороны ткани.
Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.
Практические работы. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для проектного изделия.
Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.
Бытовая швейная машина (4ч)
Теоретические сведения. История создания швейной машины. Назначение и устройство бытовой швейной машины. Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой верхней и нижней ниток. Регуляторы швейной машины.
Практические работы. Заправка швейной машины нитками. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка, закрепки в начале и конце строчки.
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Образцы прямой и зигзагообразной строчек.
Конструирование и моделирование швейных изделий (4ч)
Теоретические сведения. Понятия «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук, юбка). Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка фартука.
Раскройные работы (2ч)
Теоретические сведения. Понятия «раскрой», «выкраивание». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек фартука на ткани в зависимости от модели и ширины ткани. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя. Последовательность раскроя швейного изделия.
Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.
Варианты объектов труда.Ткань. Выкройки.
Технология швейных работ (12ч)
Теоретические сведения. Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка» и «шов». Виды ручных стежков и строчек. Приемы выполнения ручных стежков и строчек. Способы контроля качества. Классификация ручных стежков.
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Технология выполнения ручных операций (перенести линии выкройки на детали кроя, обметать, заметать деталь, сметать детали). Способы контроля качества. Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Технология выполнения машинных операций: обметывание, застрачивание, стачивание. Условное обозначение операций. Способы контроля качества. Классификация машинных швов.
Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловых работ. Организация рабочего места. Оборудование для влажно-тепловой обработки. Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: декатирование швейного материала; приутюживание, разутюживание, заутюживание. Способы контроля качества. Типовая последовательность изготовления швейных изделий без проведения примерки на примере базовых изделий (фартук, юбка на кулиске). Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.
Критерии оценки изделия. Оценка изделия по критериям Выявление дефектов. Пути их устранения. Расчет стоимости изделия.
Практические работы. Упражнения на перенос линий выкройки на детали кроя копировальным колесиком и прямыми стежками; обметывание срезов деталей кроя; сметывание, заметывание. Выполнение ручных работ на проектном изделии.
Изготовление образцов машинных швов. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия.
Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.
Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.
Декоративно-прикладное творчество (10 ч)
Теоретические сведения. История лоскутной техники. Материалы и инструменты, применяемые для лоскутной техники. Организация рабочего места. Подготовка материалов к работе. Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Шаблоны для раскроя элементов орнамента. Технология выполнения прихватки по шаблонам: составление эскиза; изготовление шаблонов; раскрой; соединение деталей между собой и с подкладкой. История вышивки. Материалы и инструменты, применяемые для вышивки. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Заправка ткани в пяльцы. Подготовка ниток мулине к работе. Закрепление рабочей нитки на ткани. Технология выполнения ручных прямых, петельпых, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе. Окончательная обработка вышитых изделий.
Технологическая последовательность создания декоративного изделия (из лоскутов или оформленного вышивкой). Этапы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия.
Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.
Практические работы. Разработка эскиза лоскутного изделия (прихватки). Изготовление шаблонов (треугольник, квадрат, шестиугольник) из плотной бумаги или картона. Раскрой деталей и соединение их между собой.
Увеличение (уменьшение) рисунка. Выполнение ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых и крестообразных стежков и швов на их основе. Создание идеи (замысла) для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия (из лоскутов или с вышивкой) или выбор модели из банка идей. Изготовление изделий.
Варианты объектов труда.Образцы соединения лоскутов.Образцы вышивки. Прихватки, подставки под горячее, салфетки или игольницы.
Проектирование и изготовление изделий(4ч)
Теоретические сведения. Понятие «творческий проект по технологии». Проектирование личностно или общественно значимых изделий с использованием текстильных или поделочных материалов. Поисковый, технологический и аналитический этапы выполнения проекта, их содержание.
Понятия «одежда», «швейное изделие», «проектирование». Создание изделий из текстильных материалов в промышленности и по индивидуальным заказам. Алгоритм
проектной деятельности. Анализ моделей из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного швейного изделия.
Варианты объектов труда.Творческие проекты, например: фартук; изделие, выполненное в лоскутной технике; изделие с вышивкой; меню и блюда для завтрака и др.
Технология ведения дома
Уход за одеждой и обувью (1 ч)
Теоретические сведения. Ремонт одежды: штопка, заплатка, восстановление распоровшихся швов. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках одежды. Выведение пятан. Применение средств защиты от моли и других насекомых.
Практические работы. Ознакомление с условными обозначениями (символами), встречающимися на ярлыках одежды. Выбор вида ухода в зависимости от волокнистого состава материала.
Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из хлопчатобумажных и льняных тканей.
Интерьер жилых помещений (1 ч)
Теоретические сведения. Понятие «интерьер». Интерьер кухни и столовой. Требования, предъявляемые к кухне и столовой. Оборудование кухни: минимальный набор мебели, электрических приборов. Правила и варианты размещения оборудовния. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Благоустройство кухни. Отделка интерьера различного вида тканями, полимерными покрытиями, декоративными элементами, комнатными растениями. Санитарное состояние кухни. Способы поддержания чистоты воздуха, стен, пола. Гигиена газовых и электрических плит, сантехники и кафеля.
Практические работы. Разработка плана размещения оборудования на кухне.
Варианты объектов труда. Кабинет технологии. План кухни.
Строительные ремонтно-отделочные работы (14ч)
Теоретические сведения. Исторические сведения производства бумаги, клея, об искусстве витражей; виды бумаги, картона, клея, витража . Свойства бумаги и картона, их волокнистое строение. Утилизация бумаги и картона. Применение клея. Обработка бумаги и картона. Применение витражей в дезайне интерьера.
Практические работы. Изучение волокнистого строения бумаги. Приготовление различных видов клея( клейстер, обойный клей. Цветной крахмальный клейстер). Изготовление бумажного витража ( создание эскиза, разметка и измерение, сгибание, резание, окрашивание, окончательная отделка) .
Варианты объектов труда. Бумага разных видов. Различные виды клея. Витраж.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- практическая работа;
- тестирование;
- дегустация
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Тестирование №1 по теме «Кулинария»
- Салатными заправками являются:
а) майонез;
б) сметана;
в) уксус;
г) растительное масло
Ответ: а), б), г)
- Является ли бутербродом хлеб с маслом?
а) нет;
б) да
Ответ: б)
- К столовым приборам не относится:
а) ложка;
б) дуршлаг;
в) вилка;
г) нож
Ответ: б)
- Определить, является ли куриное яйцо вареным или сырым, можно:
а) опустив яйцо в сосуд с водой;
б) по звуку, издаваемому яйцом при его встряхивании;
в) кручением стола на поверхности стола;
г) по внешнему виду
Ответ: в)
- Когда яйцо сварено «в мешочек», у него:
а) крутые желток и белок;
б) жидкие желток и белок;
в) жидкий желток, крутой белок
Ответ: в)
Время выполнения работы 8 мин.
Система оценивания:
задание1 -2балла, задание 2-5 -4 балла (1+1+1+1). Итого: 6 баллов.
6 баллов- «5»
5 баллов- «4»
4-3 балла - «3»
менее 3баллов- «2»
Тестирование №2 по теме «Швейные материалы»
- Волокна растительного происхождения получаются из:
а) крапивы;
б) льна;
в) шерсти;
г) хлопка
Ответ: а), б), г)
- Долевая нить при растяжении:
а) изменяет свою длину;
б) не изменяет своей длины
Ответ: б)
- Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется:
а) прядением;
б) ткачеством;
в) отделкой
Ответ: б)
- К гигиеническим свойствам тканей относятся:
а) прочность;
б) намокаемость;
в) драпируемость;
г) воздухопроницаемость;
д) пылеемкость
Ответ: б), г), д)
- Ткань, окрашенная в один цвет, называется:
а) окрашенная;
б) однотонная;
в) гладкокрашеная;
г) отбеленная;
д) цветная
Ответ: б), в.
Время выполнения работы :10 мин.
Система оценивания:
задание1,4,5 -6 баллов(2+2+2), задание 2,3-2 балла (1+1). Итого: 8 баллов.
8-7 баллов- «5»
6 баллов- «4»
5-4 балла - «3»
менее 4баллов- «2»
Тестирование №3 по теме «Бытовая швейная машина»
- В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы;
б) рядом с острием;
в) там же, где у иглы для ручного шитья
Ответ: б)
- Игла и прижимная лапка по окончании работы швейной машины должны быть оставлены в следующем положении:
а) игла и лапка - в верхнем положении;
б) игла и лапка – в нижнем положении;
в) игла – в нижнем, лапка – в верхнем положении;
г) лапка – в нижнем, игла – в верхнем положении;
д) не имеет значения
Ответ: б)
- В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка;
б) ширины стежка;
в) ширины зигзага;
г) натяжения верхней нити
Ответ: а), в), г)
- Обрыв верхней нити может произойти по причине:
а) неправильного положения прижимной лапки;
б) слишком большого натяжения верхней нити;
в) неправильной заправки верхней нити;
г) неправильной установки иглы;
д) вставленного не до упора челночного устройства шпульного колпачка
Ответ: б), в), г), д)
Время выполнения работы : 8 мин.
Система оценивания:
задание1,2 -2балла(1+1), задание 3, 4-5 балла (2+3). Итого: 7 баллов.
7 баллов- «5»
6 баллов- «4»
4 балла - «3»
менее 4 баллов- «2»
Тестирование № 4 по теме «Конструирование и моделирование»
- При снятии мерок записывают полностью (не делят пополам) величины:
а) Ди;
б) Ст;
в) Сб;
г) Ог
д) Сш
Ответ: а), г)
- Мерки снимают с …………. стороны фигуры:
а) правой;
б) левой
Ответ: а)
- Мерку Сб снимают:
а) для определения длины пояса;
б) для определения длины изделения;
в) для определения ширины изделия
Ответ: в)
- Моделирование – это:
а) выполнение расчета и построение чертежей деталей швейного изделия;
б) создание различных фасонов (форм) швейного изделия на основе базовой выкройки;
в) различные фасоны (формы) какого-либо изделия;
г) построение чертежей деталей швейных изделий;
д) нанесение на базовую выкройку направления долевой нити
Ответ: б)
- При раскрое необходимо учитывать:
а) расположения рисунка на ткани;
б) направление нити основы;
в) ширину ткани;
г) направление нити утка;
д) величину припусков на швы
Ответ: а), б), в), д)
Время выполнения работы :10 мин.
Система оценивания:
задание 2,3,4 -3 балла (1+1+1), задание 1,5-5 баллов (2+3). Итого: 8 баллов.
8-7 баллов- «5»
6 баллов- «4»
5-4 балла - «3»
менее 4 баллов- «2»
Тестирование №5 по теме «Технология швейных работ»
- При изготовления фартука применяются машинные швы:
а) накладной;
б) запошивочный;
в) стачной;
г) вподгибку с закрытым срезом;
д) расстрочной
Ответ: а), в), г)
- Укажите цифрами в левом столбце правильную последовательность технологических операций при изготовлении фартука:
А. Обработать накладные карманы и бретели, срезы фартука | |
Б. Сметать детали фартука | |
В. Подготовить ткань к раскрою | |
Г. Стачать детали фартука | |
Д. Выполнить влажно-тепловую обработку | |
Е. Разложить выкройку на ткани | |
Ж. Раскроить ткань |
Ответ: 1 – В, 2 – Е, 3 – Ж, 4 – А, 5 – Б, 6 – Г, 7 – Д
- Сметывание - это:
а) временное соединение мелкой детали с крупной или не основной детали с основной стежками временного соединения;
б) соединении двух деталей, примерно равных по величине, по намеченным линия стежками временного назначения;
в) закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, стежками временного назначения
Ответ: б)
- Для обработки нижнего и боковых срезов фартука используют машинный шов:
а) стачной;
б) настрочной;
в) накладной;
г) вподгибку с закрытым срезом
Ответ: г)
Время выполнения работы :10 мин.
Система оценивания:
задание3,4 -2 балла (1+1), задание 1,2 - 6 баллов (2+4). Итого: 8 баллов.
8-7 баллов- «5»
6 баллов- «4»
5-4 балла - «3»
менее 4баллов- «2»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная литература
- М. В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица., В.Д. Симоненко, Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» - М.: Вентана-Граф, 2010;
- Примерная программа основного общего образования по направлению « Технология.Обслуживающий труд»
- Ю.В. Крупская, Н.И.Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко,. Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./ под ред. В.Д. Симоненко.-М.: Вентана- Граф, 2008;
- Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова . Технология: рабочая тетрадь для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под редакцией В.Д. Симоненко.-М.:: Вентана-Граф, 2007.
Дополнительная литература
- Ю.В. Крупская Технология: 5 класс (вариант для девочек): Методические рекомендации / Под ред. В.Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф, 2007.;
- С.Э. Маркутская . Технология в схемах, таблицах, рисунках. 5-9 классы. Обслуживающий труд -М.: Издательстьво «Экзамен», 2008.
- С.Э. Маркутская . Технология . Обслуживающий труд. Тесты.5-7 классы. -М.: Издательстьво «Экзамен», 2009.
- Технология : 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.сост. Л.Н.Морозов, Н.Г.Кравченко, О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2008
- Охрана труда в школе: система работы руководителя.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Журнал «Школа и производство»,2010 - 2012
Оборудование
- Электроплита
- Доска разделочная для нарезки хлеба, гастрономических продуктов
- Кухонные ножи
- Тарелки и блюда
- Кастрюля
- Подставки для яиц
- Чайные ложки
- Миска
- Образцы тканей
- Лупа
- Пинцет
- Толстая игла
- Набор игл ручных
- Ножницы
- Клей
- Манекен (учебный)
- Швейная машина бытовая универсальная
- Швейные нитки
- Отвертки
- Набор машинных игл
- Комплект оборудования и приспособлений для влажно -тепловой обработки
- Карандаш
- Линейка
- Булавки
- Пуговицы
- Бумага разных видов
- Сухие исходнае материалы (мука, крахмал, стружка КМЦ)
- Картон
- Краски
- Журналы мод
- Образцы швейных изделий
- Сантиметровая лента
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...
Рабочие программы 1-4 классы. Г.С. Ригина, Л.В. Школяр, В.О.Усачёва. Рабочие программы 5-8 классы. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева.
Рабочие программы 1-8 классы...
Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).
Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....