Резной вернисаж.
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме

Макаренко Николай Алексееевич

Введение в образовательную программу "Резьба по дереву".

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_rezba.rar243.09 КБ

Предварительный просмотр:

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАВИТИНСКИЙ РАЙОН

МОУ СОШ с. ИННОКЕНТЬЕВКА.

Областной конкурс педагогов дополнительного образования
«Сердце отдаю детям»

Кружковое занятие.

ВВЕДЕНИЕ В
               ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
                                          ПРОГРАММУ

«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ».

Тема: Резной вернисаж.

Учитель: Макаренко Н.А.

2008 г.


I. Дидактическое обоснование занятия

Цель: сформировать интерес у учащихся к резьбе по дереву

Образовательные задачи.

Способствовать   формированию представления о народном промысле резьба по дереву  и развитию умений и навыков выполнения простейших приёмов резьбы по дереву.

Развивающие задачи.

Способствовать развитию сенсорной (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различения цвета, формы) и  двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развитие двигательной  сноровки, соразмерности движений) учащихся.

Воспитательные задачи.

Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических,   патриотических качеств личности, воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям и  уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

 кабинет (мастерская) трудового обучения;

 приспособления: мультимедиа, классная доска, демонстрационная подставка, приспособление для правки инструмента.

 инструменты: резцы, линейки, карандаши.

 материалы: заготовки для контурной резьбы (тонированные).

2. Дидактическое обеспечение:

печатная основа урока;

 дополнительная литература;

 презентация;

 образцы объектов труда;

 образцы поэтапного выполнения резьбы (на заготовках);

Тип урока: ознакомительный.


II. Ход урока

1.        Организационный момент- 2 мин :

 приветствие;

 проверка готовности учащихся к уроку;

 настрой учащихся на работу;

доведение до учащихся плана занятия:

Резьба и её истоки.

Виды резьбы.

Практическое выполнение приёмов резьбы.

С резьбой по дереву вы уже неоднократно встречались. Скажите, где используется резьба по дереву? (В быту, для украшения мебели, посуды, домов и т.д.)

 

2. Изложение нового материала (Приложение — содержание, методы, средства).

2.1. С давних времён Россия славилась резчиками по дереву, традиции этого промысла сохранены с древних времён. Наши предки – славяне, считались варварами, они поклонялись различным богам, стремились уберечь своё жилище от злых сил. Каждый дом имел свои обереги, напоминающие их богов. Часто встречаются изображения Солнца, сказочных героев, растительные мотивы. На старых, сохранившихся до наших дней домах, мы видим элементы резьбы, украшающие ставни, крыши, фасады.

Также украшались резьбой по дереву и предметы домашнего обихода: ковши, блюда, чаши, прялки, полки, сундуки и т.д.

У каждого вида резных работ есть не  только  свои особенности, но  и общий порядок работы, общие стадии, которые проходит любое резное изделие.

4.  Характер рисунка зависит от выбранного вида резьбы.
4.1. Самым простым видом в выполнении резьбы является контурная.

Это способ рисования резцом на деревянной поверхности. Резьба может выглядеть несколько суховато, но различие ширины и глубины контуров создает определённую пластичность узора, выполняется ножом, косяком, уголком, полукруглой стамеской. (Демонстрация работ «Бурундучки», неверно выполненных).

4.2. Сама по себе контурная резьба не всегда красиво смотрится. Часто её дополняют элементами геометрической резьбы в виде рамки. Геометрическая резьба состоит из двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих узоры. К числу основных из них можно отнести следующие: змейки, витейки, цепочки, сияние.

Для резьбы понадобится также чертёжный инструмент. Качество резьбы зависит от нанесенной разметки. (Демонстрация работ.)

4.3. В рельефной резьбе узор довольно высоко возвышается над фоном, т.е.  рисунок  обкалывается, и  лишняя  древесина выбирается, создаются  углубления фона вокруг будущего узора. Это и создает игру светотени. (Демонстрация работ.)

Для резьбы используются различные виды древесины: берёза, осина, кедр, липа и другие. Чаще всего используем липу, так как она мягкий материал, режется хорошо вдоль и поперёк волокна.

3. Вначале делают рисунок резной композиции на бумаге, затем подготавливают деревянную поверхность и рисунок переводят на нее с помощью копирки или от руки, потом идет собственно вырезывание узора и, наконец, завершают работу отделочные операции.

Для первых работ лучше воспользоваться образцами, приводимыми в литературе по резьбе. В дальнейшем, опираясь на накопленный опыт, можно будет довериться собственному вкусу и создавать свои композиции.

5.Практическая работа:

5.1. Вводный инструктаж учителя:

 сообщение названия практической работы;

 разъяснение задач практической работы;

 ознакомление с объектом труда (образцом);

 ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления);

 предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы;

 инструктаж по технике безопасности.

5.2. Выполнение контурной резьбы.

Самостоятельная работа учащихся.

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

Целевой обход:

 инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

 оказание помощи учащимся;

 соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

 инструктирование по выполнению задания.

Физкультминутка через 7 мин после начала практической работы:

- Положите резцы. Расправьте плечи, сведите лопатки, встряхните кистями рук, посмотрите в верхний правый угол, посмотрите в верхний левый угол

6. Подведение итогов занятия учителем:

 объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на занятии.

7.Рефлексия: Резной вернисаж из работ, выполненных на занятии.

8. Литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Вернисаж. Экология человека"

Цели мероприятия:- привитие учащимся любви и уважения к семье;- формирование у школьников представление о сохранении и укреплении здоровья;- привлечение учащихся к решению экологических проблем....

Наш вернисаж. Золотая хохлома

Фотографии в альбоме «Наш вернисаж. Золотая хохлома» zhital на Яндекс.Фотках...

Урок- вернисаж. А.С. Пушкин в живописи. Редкие портреты.

Каков? - Таков: как в Африке, курчави рус, как здесь, где вы и я, где север.Когда влюблен - опасен, зол в речах.Когда весна - хмур, нездоров, рассеянн.Ужасен, если оскорблен. Ревнив.Рожден в Москве. И...

Урок в 7 классе. Деревообработка. Резная ложка

В работе представлена информация из истории и порядок практической работы...

Резное украшение из бумаги на 8 Марта

У вас получится прекрасная плетённая корзиночка с цветами!...

Технологический проект "Создание резной шкатулки"

Технологический проект обучающегося...

Тема урока "Резной геометрический орнамент.Создание несложных изделий в технике трехгранно-выемчатой резьбы "

-Дать представление о видах орнамента, его композиции, построении,символике;-Развитие эстетического вкуса и творческих способностей учащихся;-формировать у детей представление о том, что все народы на...