РУП для учащихся 5-9 классов СКОШ 8 вида. Столярное дело. Профиль "Резьба по дереву"
рабочая программа по технологии на тему
Развитие новых социально-экономических отношений в нашей стране повлекло за собой изменения во всех её сферах, в том числе и в образовании. Возникла необходимость в новых программах и учебниках для обеспечения учебного процесса, ориентированности учащихся на профессии, пользующиеся спросом на современном рынке труда.
Учитывая сложность трудоустройства и адаптации выпускников специальных (коррекционных) классов VIII вида, появилась необходимость в разработке данной рабочей учебной программы по профессионально-трудовому обучению. За основу программы взята типовая «Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», раздел «Столярное дело»,: Сборник 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Занятия по данной программе дают учащимся возможность шире изучить раздел «Столярное дело», тем самым получить профессиональные навыки по специальности резчика по дереву.
В программе за счет учебных часов по изучению столярного дела, увеличено количество часов на курс «Резьба по дереву». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rup_dlya_uchashchihsya_skosh_7_vida_stolyarnoe_delo_profil_rezba_po_derevu.zip | 74.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное образовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
профессионально-трудового обучения учащихся
коррекционных классов VIII вида.
Профиль: Столярное дело. Резьба по дереву.
Учитель трудового обучения –Шуваев Илья Иванович
г.Грязовец
2012
Пояснительная записка
Развитие новых социально-экономических отношений в нашей стране повлекло за собой изменения во всех её сферах, в том числе и в образовании. Возникла необходимость в новых программах и учебниках для обеспечения учебного процесса, ориентированности учащихся на профессии, пользующиеся спросом на современном рынке труда.
Учитывая сложность трудоустройства и адаптации выпускников специальных (коррекционных) классов VIII вида, появилась необходимость в разработке данной рабочей учебной программы по профессионально-трудовому обучению. За основу программы взята типовая «Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», раздел «Столярное дело»,: Сборник 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Занятия по данной программе дают учащимся возможность шире изучить раздел «Столярное дело», тем самым получить профессиональные навыки по специальности резчика по дереву.
В программе за счет учебных часов по изучению столярного дела, увеличено количество часов на курс «Резьба по дереву». Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов и состоит из 8 основных тем:
1.Технология ручной обработки древесины
2.Резьба по дереву (контурная, геометрическая, плоскорельефная, прорезная, скульптурная, комбинированная)
3.Соединения в столярно-мебельных изделиях
4.Столярно-мебельные изделия
5.Реконструкция и реставрация мебели
6.Заточка и правка режущего инструмента
7.Токарные работы
8.Отделка изделий из древесины
На изучение всех тем отводится 1326 часов.
Для того чтобы учащиеся освоили профессии столяра и резчика по дереву необходимо решить следующие задачи:
- формирование и развитие доступных учащимся общетрудовых умений и навыков;
- овладение учащимися приемами труда, связанными с профессией столяра и резчика по дереву;
- воспитание у учащихся уважения к труду и человеку труда, любви к русской культуре, народному искусству.
Обучение по данной программе носит коррекционную направленность, предполагающую исправление физических и психических недостатков в развитии умственно отсталых детей.
Профессионально-трудовая подготовка учащихся базируется на общих принципах и формах обучения:
- от простого к сложному;
- индивидуальная работа с учеником;
- групповая работа учащихся;
- показ;
- работа с образцами, техническим рисунком, технологическими картами.
Большое внимание уделяется развитию общетрудовых умений (составление плана работы, подбор инструментов и материала, приемы работы, анализ). Для решения этой задачи необходима помощь учителя каждому ученику, но с постепенным уменьшением его роли помощника, чтобы не мешать процессу развития учащихся.
Необходимо увязывать знания, полученные школьниками на других предметах: математика, изобразительное искусство, история и др. Предметные характеристики, геометрические знания (свойства квадрата, круга, треугольника) ложатся в основу геометрической резьбы. А без навыков рисования невозможно составление растительного орнамента.
Предусмотрены в программе практические повторения и контрольные работы с целью возврата к пройденным этапам обучения для закрепления умений и навыков и более скоростного их выполнения.
Чтобы выполнить изделие, учащиеся должны освоить достаточное количество приемов труда, начиная с самых элементарных до более сложных, но доступных и осознанных. Ученик должен понимать и объяснить, почему в данном конкретном случае он использует именно эти способы для решения задачи.
Изучение программы способствует интеллектуальному и эстетическому развитию умственно отсталых детей. Изучая образцы резного искусства, как народных умельцев, так и профессионалов, дети учатся видеть красоту окружающего мира и создавать красивые вещи своими руками.
К концу обучения по данной программе:
учащиеся должны знать:
1. Все основные операции по обработке древесины;
2. Свойства древесины;
3. . Инструменты для работы с древесиной и правила безопасности работы с ними;
4. . Основы столярных соединений и изготовления мебели;
5. . Отделку изделий из древесины;
6. . О местных народных промыслах, истории их возникновения и развития;
7. . Инструменты для резьбы по дереву, их заточка, правка и хранение;
8. . Особенности выполнения растительного орнамента;
9. . Основы композиции;
10. Виды орнаментов:
11. Правила безопасной работы в столярной мастерской;
12. Технологию всех видов резьбы
Учащиеся должны уметь:
1. Организовать свое рабочее место;
2. Правильно пользоваться столярным инструментом;
3. Делать разметку деталей изделия;
4. Составить план изготовления изделия и дать анализ проделанной работе;
5. Работать с образцом, рисунком и чертежом;
6. Делать зарисовки для резьбы по дереву;
7. Составлять растительный и геометрический орнамент на основе знаний основных законов композиции;
8. Выполнять орнамент в любой технике резьбы;
9. Изготовить предметы мебели и кухонных принадлежностей с декорированием их резьбой;
10.Выполнять заточку и правку инструмента для резьбы и строгания;
11.Склеивать детали изделия;
12.Выполнять прозрачную и непрозрачную отделку изделий;
13.Соблюдать правила техники безопасности.
Учебный план
№ п/п | Разделы | Часы | ||||
5 кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | ||
1. | Введение | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
2. | Технология обработки древесины. | 48 | 40 | 48 | 40 | 48 |
3.. | Резьба по дереву. | 60 | 46 | 98 | 100 | 122 |
4. | Заточка и проверка инструмента. | - | 4 | 4 | 8 | - |
5. | Технология и изготовление шкатулок. | - | 10 | - | - | - |
6. | Технология копирования. | - | 16 | - | - | - |
7. | Материалы для резьбы и столярных изделий. | 12 | 12 | 8 | - | - |
8. | Столярно-мебельные изделия. | - | - | - | 38 | 48 |
9. | Токарные работы. | - | - | 10 | - | - |
10. | Практическое повторение. | 60 | 56 | 84 | 100 | 100 |
11. | Самостоятельная работа. | 20 | 16 | 16 | 16 | 18 |
12. | Итого: | 204 | 204 | 272 | 306 | 340 |
Тематический план
5 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 2 3 4 5 2 3 4 5 6 2 3 4 5 6 2 3 4 5 | Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности 1 четверть (54 часа) Строгание древесины Пиление древесины Практическое повторение Самостоятельная работа 2 четверть (42 часа) Соединение брусков и реек врезкой в паз Склеивание Контурная резьба по дереву Практическое повторение Самостоятельная работа 3 четверть (60 час.) Сверление отверстий коловоротом Материалы, используемые при резьбе по дереву Геометрическая резьба Практическое повторение Самостоятельная работа 4 четверть (48 час.) Криволинейное пиление Композиция геометрических элементов Практическое повторение Самостоятельная работа | 4х2 14 14 20 4 10 4 14 8 4 8 12 26 8 4 10 20 12 4 |
Итого: 204 часа
Тематический план
6 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 2 3 4 5 6 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 7 | Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности 1 четверть (42 часа) Долбление сквозных гнезд Угловое серединное соединение деталей на шип одинарный сквозной Геометрическая резьба Практическое повторение Самостоятельная работа 2 четверть (42 часа) Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом Заточка и правка инструментов для резьбы по дереву Рисунок для резьбы по дереву Практическое повторение Самостоятельная работа 3 четверть (60 час.) Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной Фугование Хранение и сушка древесины Анималистика в резьбе по дереву Практическое повторение Самостоятельная работа 4 четверть (48 час.) Отделка изделий из древесины Технологическое копирование Технология изготовления шкатулок Геометрическая резьба Практическое повторение Самостоятельная работа | 4х2 6 12 20 10 4 8 4 18 6 4 10 8 4 20 12 4 6 2 10 16 8 4 |
Итого : 204 часа
Тематический план
7 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 2 3 4 5 6 2 3 4 5 6 2 3 4 5 | Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности 1 четверть (72 часа) Затачивание резцов строгательных инструментов Угловые ящичные соединения Плоскорельефная резьба Практическое повторение Самостоятельная работа 2 четверть (56 час.) Характеристика древесины основных твердых пород Обработка деталей из твердых пород древесины Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром Практическое повторение Самостоятельная работа 3 четверть (80 час.) Выполнение отверстий различной формы и обработка криволинейных кромок с предварительным сверлением Материалы из древесины Плоскорельефная резьба Практическое повторение Самостоятельная работа 4 четверть (64 часа) Токарные работы Плоскорельефная резьба Практическое повторение Самостоятельная работа | 4х2 8 16 24 18 4 2 8 20 20 4 14 6 30 24 4 12 26 20 4 |
Итого: 272 часа
Тематический план
8 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 2 3 4 5 6 2 3 4 5 6 2 3 4 5 | Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности 1 четверть (81 час) Соединения в столярно-мебельных изделиях Заточка пил Прорезная резьба по дереву Практическое повторение Самостоятельная работа 2 четверть (63 час.) Устранение пороков и дефектов древесины История возникновения и развитие резьбы по дереву в России Рельефная резьба по дереву Практическое повторение Самостоятельная работа 3 четверть (90 час.) Изготовление строгательного инструмента Основные сведения о процессе резания древесины Рельефно-заоваленная резьба Практическое повторение Самостоятельная работа 4 четверть (72 час.) Столярно-мебельные изделия Скульптурная резьба по дереву Практическое повторение Самостоятельная работа | 1-1-2-2 16 8 24 28 4 14 4 20 20 4 26 4 34 20 4 28 18 20 4 |
Итого: 306 час.
Тематический план
9 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 2 3 4 5 2 3 4 5 6 2 3 4 5 | Вводное занятие: Задачи обучения. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности 1 четверть (90 час.) Изготовление строгательного инструмента Основы композиции Накладная рельефная резьба Практическое повторение Самостоятельная работа 2 четверть (70 час.) Отделка поверхности изделий из древесины Орнаментальное украшение столярно-мебельных изделий Практическое повторение Самостоятельная работа 3 четверть (100 час.) Реконструкция старой мебели Ремонт облицованных поверхностей Скульптура по древесине с ярко выраженной текстурой Практическое повторение Самостоятельная работа 4 четверть (80 час.) Реставрация мебели Домовая резьба Практическое повторение Самостоятельная работа | 4х2 24 16 24 20 4 10 34 20 4 24 20 30 20 4 24 28 22 4 |
Итого: 340 час.
Программы.
5 класс.
I четверть (54 час.)
I. Вводное занятие- 2 часа.
Задачи обучения. Правила поведения учащихся в мастерской. Распределение учащихся по рабочим местам. Содержание рабочего места. Правила пожарной безопасности. Правила техники безопасности. Демонстрация лучших изделий учащихся. Знакомство с устройством столярного верстака.
И. Строгание древесины - 14 часов.
Назначение строгания. Инструменты для строгания: рубанок, фуганок, шерхебель. Устройство рубанка. Правила безопасной работы при строгании. Название сторон бруска: пласть, кромка, торец. Длина, толщина бруска и их измерение. Разметка. Разметочные инструменты: линейка, угольник, рейсмус Чертёж, масштаб, шаблон. Припуск на обработку. Породы древесины и её использование в строительстве и изготовлении мебели.
Практические работы.
Крепление заготовки в заднем зажиме верстака. Строгание пласти бруска с контролем плоскости по линейке. Строгание кромки бруска с контролем по угольнику. Разметка длины и ширины бруска. Строгание по линии разметки. Обсуждение плана работы в групповой беседе. Изделия: учебные бруски, ручки для лопат, указки.
III. Пиление древесины - 14 часов. Теоретические сведения:
Назначение пиления. Пиление вдоль и поперёк волокон. Ручные пилы и их устройство (пилы продольного и поперечного пиления, лучковая пила). Общее понятие о форме зубьев пил. Правила безопасной работы при пилении.
Практические работы.
Разметка бруска по длине и ширине. Крепление заготовки в заднем зажиме верстака для пиления вдоль и поперёк волокон. Контроль за правильностью пиления (прямолинейность пропила). Пиление фанеры. Особенности пиления фанеры. Соединение брусков и реек врезкой.
VI. Практическое повторение -20 часов.
Разметка брусков и деталей. Пиление и строгание брусков вдоль линии разметки с припуском на обработку. Скругление бруска квадратного сечения рубанком. Анализ качества изделия. Изделия: швабра, ящик для семян, ручки для граблей и лопат.
V. Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление ящика для инструмента.
II четверть (42 час.)
I. Вводное занятие — 2 часа.
План работы и задачи обучения на вторую четверть. Техника безопасности при работе с колюще-режущим инструментом. Правила пожарной безопасности.
II. Соединение брусков и реек врезкой в паз - 10 часов.
Теоретические сведения:
Назначение соединения брусков и реек врезкой. Паз (его ширина и глубина).
Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Разметка паза.
Инструменты для выполнения паза (ножовка, стамеска, киянка). Элементы стамески.
Правила безопасной работы стамеской.
Практические работы:
Строгание брусков с контролем по разметке. Разметка по чертежу и образцу. Разметка нескольких брусьев одновременно. Выполнение паза при помощи ножовки и стамески. Подгонка деталей в местах соединения. Техника безопасности при работе ножовкой, рубанком, стамеской.
Изделия: Подставка для цветов из реек.
III. Склеивание - 4 часа.
Теоретические сведения:
Общие сведения о клеях. Свойства клеев. Подготовка древесины к склеиванию. Запрессовка и выдержка склеенных заготовок.
Практические работы:
Изделия: Подставка для цветов (склеивание реек в местах соединения).
IV. Контурная резьба по дереву - 14 часов.
Теоретические сведения:
Виды резьбы по дереву (контурная, геометрическая, скобчатая, прорезная, плоскорельефная, рельефная, объёмная и т.д.). инструменты и материалы для резьбы. Оборудование рабочего места. Державки. История резного искусства. Разметочные инструменты (циркуль, линейка, угольник). Хранение инструментов. Правила безопасной работы с режущим инструментом. Подготовка заготовки к резьбе. Техника выполнения контурной резьбы. Захват инструмента. Основные вида резанья (продольное, поперечное). Угол наклона резца. Ширина выемки. Учёт направления волокон древесины при резании.
Практические работы:
Подготовка заготовки (строгание, опиливание по линейке и угольнику). Разметка модульной сетки. Крепление заготовки с помощью державки или в верстаке. Выполнение выемок вдоль и поперёк волокон древесины и по контуру модульной сетки.
Упражнения: Разметка, строгание и опиливание учебной доски. Разметка модульной сетки. Резьба двухгранных выемок (прямых, кривых, спиралевидных форм).
V. Практическое повторение – 8 часов.
Изделия: решётка из реек для умывальника, подставка для цветов, разделочная доска. Отработка техники контурной резьбы.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Выполнение несложного орнамента в технике контурной резьбы на разделочной доске.
III четверть (60 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
План работы и задачи обучения на третью четверть. Правила поведения учащихся в мастерской. Техника безопасности при работе с колюще-режущим инструментом. Правила пожарной безопасности.
II. Сверление отверстий коловоротом - 8 часов.
Теоретические сведения:
Устройство коловорота и его назначение. Виды свёрл: спиральные, перовые. Размеры свёрл. Крепление свёрл в патроне коловорота. Правила безопасной работы коловоротом.
Практические работы:
Крепление сверла в патроне коловорота. Крепление заготовки в зажиме верстака. Сверление отверстий.
Изделия: подставка для свёрл и карандашей.
III. Материалы используемые при резьбе по дереву -12 часов.
Теоретические сведения:
Строение дерева: корни, ствол, крона. Породы древесины. Основные свойства древесины: физические, механические. Пиломатериалы: доски обрезные и не обрезные, бруски. Выбор материала для "резьбы (осина, липа, ольха, берёза, и т.д.). Подготовка материала: сушка, ошкуривание, раскройка на заготовки. Получение широких заготовок путём склеивания делянок с учётом направления волокон. Пороки и дефекты древесины.
Практические работы:
Определение породы древесины по её физическим и механическим свойствам. Изготовление делянок в щит. Заделка трещин и сучков вклеиванием пробок и клиньев. Упражнения: устранение дефектов на учебных брусках. Самостоятельное планирование работы и выбор инструмента.
IV. Геометрическая резьба - 26 часов.
Теоретические сведения:
Основные элементы геометрической резьбы: глазки, ромбы, звёздочки, квадраты, сияния, розетки, сколышки, треугольники. Инструменты для геометрической резьбы: резак-косячок, полукруглая стамеска. Разметка. Инструменты для разметки: линейка, циркуль, угольник. Разметка с помощью трафаретки. Модульная сетка и её назначение. Технология резьбы трёхгранных выемок (сколышков) и трёхгранных выемок с углублением в центре (треугольников). Учёт при резьбе направления волокон древесины. Ленточные орнаменты (витейка, цепочка, бусы, звёзды и т.д.) и их применение.
Практические работы:
Разметка сколышков и треугольников с помощью линейки и трафаретки. Разметка модульной сетки и составление несложного орнамента. Резьба сколышков, треугольников, звёздочек. Правила безопасной работы с резцами.
V. Практическое повторение - 8 часов.
Сверление отверстий в учебных брусках. Изготовление стенда из реек. Составление геометрических орнаментов и их выполнение. По выбору учащихся.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Изготовление подставки для карандашей. Составление геометрического орнамента и его выполнение.
IV четверть (48 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
План работы и задачи обучения на четвёртую четверть. Подготовка к празднику труда: отбор работ учащихся к выставке. Правила безопасности работы в мастерской.
И. Криволинейное пиление - 10 часов.
Теоретические сведения:
Назначение криволинейного пиления. Выкружная пила и её устройство. Шаблоны для разметки. Приёмы пиления. Разметка с помощью циркуля и лекал. Особенности пиления выкружной пилой (перенастройка пилы в зависимости от контура обрабатываемой детали). Технология обработка криволинейных кромок рубанком, стамеской, напильником, шкуркой.
Практические работы:
Разметка по шаблону. Пиление по кривым линиям. Обработка кромок стамеской, рубанком, напильником, шкуркой.
Изделия: кронштейн для ампельных растений.
III. Композиция геометрических элементов - 20 часов.
Теоретические сведения:
Общие понятия о художественной композиции. Основы композиции: смысловой центр, ритм, симметрия, равновесие, пропорции. Композиция в треугольнике, прямоугольнике, круге.
Практические работы:
Построение ленточных орнаментов и их выполнение. Нанесение модульной сетки в треугольнике, прямоугольнике, круге. Построение несложных композиций в треугольнике, прямоугольнике, круге и их выполнение. Техника безопасности при работе с резаками.
IV. Практическое повторение - 12 час.
Изделия: решётки из брусков, настенные полочки с криволинейными кромками украшенные геометрическим орнаментом. Ориентировка в задании по образцу и чертежу. Коллективное обсуждение плана изготовления изделия. Подбор материала и инструмента.
V. Самостоятельная работа - 4 час.
Изготовление полки для полотенца декорированной геометрической резьбы.
6 класс.
I четверть (54 час.)
I. Вводное занятие —2 часа.
Итоги работы учащихся в 5 классе. Задачи обучения в 6 классе. Правила поведения в мастерской. Правила техники безопасности. Распределение учащихся по рабочим местам. Содержание рабочего места. Правила пожарной безопасности. Правила техники безопасности. Демонстрация лучших изделий учащихся.
И. Долбление сквозных и несквозных гнезд - 6 часов. Теоретические сведения:
Назначение гнезда в столярных соединениях. Сквозные и несквозные гнёзда. Длина, ширина, глубина, щёчка гнезда. Инструменты для долбления. Долото и его устройство. Разметка гнезда по образцу и чертежу. Разметочные инструменты: линейка, угольник. Рейсмус - его назначение и устройство. Технология долбления гнёзд.
Практические работы:
Разметка гнезда. Способы крепления обрабатываемой детали. Долбление гнёзд сидя на детали. Подчистка гнёзд стамеской. Самостоятельное планирование работы. Изделия: столярная киянка, средник для лучковой пилы.
III. Угловое серединное соединение деталей на шип одинарный сквозной - 12 часов.
Теоретические сведения:
Назначение углового серединного соединения брусков сквозным шипом. Элементы соединения: торцовая грань шипа, заплечики, боковые грани шипа. Подгонка соединяемых деталей. Разметка шипа с помощью линейки, угольника и рейсмуса.
Практические работы:
Разметка шипа. Крепление бруска в зажимах верстака. Запиливание шипа. Спиливание щёчек. Подгонка шипа стамеской.
Изделия: спинка для детской кроватки.
IV. Геометрическая резьба - 20 часов.
Теоретические сведения:
Розетки, сияния. Способы разметки. Инструменты для резьбы. Приёмы резьбы. Зависимость красоты узора розетки от точности выполнения резьбы. Скобчатые порезки (лунки). Варианты выполнения скобчатых порезок:
- С выпуклой средней линией;
- С углублённой средней линией;
- Ноготки, чешуйки, глазки.
Технология выполнения скобчатых порезок. Инструменты для резьбы лунок: резак-косячок, полукруглая стамеска. Правила безопасной работы с режущим инструментом. Практические работы:
Подготовка учебных досок для резанья. Разметка розеток, сияний, лунок и их выполнение. Составление и выполнение орнаментов из элементов трехгранно-выемчатой и скобчатой резьбы.
Изделия: Настенные полки и разделочные доски декорированные геометрической резьбой.
V. Практическое повторение - 10 час.
Изготовление шипа и гнезда на учебных брусках. Ориентировка в задании по образцу и чертежу. Изготовление скамейки с помощью технологической карты. Коллективное обсуждение плана работы. Отработка техника разметки и выполнения геометрических орнаментов (ленточных, в треугольнике, квадрате, круге) на учебных досках. Изготовление и украшение геометрической резьбой разделочной доски.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Декорирование ранее изготовленной скамейки геометрической резьбой.
II четверть (42 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы учащихся за 1 четверть. Правила поведения и безопасной работы в мастерской. Правила пожарной безопасности.
П. Угловое концевое соединение брусков открытым сквозным шипом - 8 часов.
Теоретические сведения:
Применение данного соединения. Составные части соединения: шип, проушина. Выполнение проушины: разметка, запиливанис, долбление. Подгонка и сборка соединения.
Практические работы:
Изделия: рамка для табуретки, подрамник для стенда. Разметка проушины и шипа с помощью линейки, угольника и рейсмуса. Маркировка деталей. Выполнение проушины и шипа. Подгонка мест соединения деталей. Самостоятельное планирование работы.
III. Заточка и правка инструментов для резьбы по дереву - 4 часа.
Теоретические сведения:
Приспособления для затачивания инструмента. Приёмы затачивания. Ширина фаски. Угол затачивания. Правка инструмента на оселках, войлочном круге, кожаном ремне. Хранение инструмента. Техника безопасности при затачивании инструмента. Определение качества затачивания.
Практические работы:
Затачивание прямой стамески на точильном бруске. Контроль за прямоугольностью лезвия, шириной фаски и угол заострения. Особенности затачивания полукруглой стамески и резцов-косячков. Доводка и правка заточенного инструмента.
IV. Рисунок для резьбы по дереву - 18 часов.
Рисунок - как средство умения видеть, чувствовать ритм и пропорции. Рисование растений. Техника выполнения рисунка. Выполнение орнаментальных рисунков на растительную тему. Особенности рисунка для резьбы по дереву (обобщение). Размер рисунка и его расположение на листе бумаги.
Практические работы:
Поэтапное рисование листьев и цветов растений. Рисование на растительную тему с образца, натуры и по представлению. Рисунок контурный, тоновой, цветной.
V. Самостоятельная работа - 4 часа.
Выполнение геометрического орнамента на деталях настенного шкафчика. (Изделие в разобранном виде).
III четверть (60 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы учащихся за 2 четверть. Отбор работ учащихся для выставки. Правила поведения и безопасной работы в мастерской.
II. Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной -10 часов.
Теоретические сведения:
Неровность и шероховатость поверхность: возвышения и впадины, выщербины, поры, ворсистость. Назначение и устройство шерхебеля. Обработка древесины шерхебелем и рубанком. Техника безопасности при работе шерхебелем и рубанком. Назначение углового концевого соединения на шип с полупотёмком несквозной. Последовательность выполнения данного соединения. Приспособления для зажима: струбцины, стяжки, вайны.
Практические работы:
Разметка и долбление глухого гнезда. Разметка и выполнение шипа. Спиливание шипа. Срезание шипа стамеской. Склеивание деталей. Зажим склеенных деталей при помощи струбцины. Ориентировка в задании по чертежу. Использование технологической карты.
III. Фугование - 8 часов.
Теоретические сведения:
Назначение фугования. Устройство фуганки. Виды фуганков. Настройка фуганка. Приёмы строгания. Правила безопасной работы фуганком.
Практические работы:
Изготовление дощатого щита - сиденья для табурета. Подготовка фуганка к работе: установка и крепление резца. Сборка и разборка инструмента. Хватка фуганка. Крепление щита. Фугование кромок и пласти щита. Проверка точности обработки пласти и кромки. Склеивание щита.
IV. Хранение и сушка древесины - 4 часа.
Теоретические сведения:
Способы хранения древесины: в штабелях, под навесом, в помещении. Естественная сушка древесины. Камерная сушка. Способы определения влажности древесины. Сушка в домашних условиях: запаривание, в стружке, на цементном полу. Правила безопасности работы при укладывании материала в штабеля и его разборке.
Практические работы:
Укладка материала в штабель. Разборка штабеля.
V. Анималистика в резьбе по дереву - 20 часов.
Теоретические сведения:
Определение анималистики. Резчик - анималист. Стилизованное изображение
животных, птиц, рыб, насекомых в орнаментальных композициях. Инструменты и
материалы для резьбы.
Практические работы:
Рисование птиц рыб, животных, насекомых, растений и выполнение их на материале в технике контурной и геометрической резьбы.
VI. Практическое повторение - 12 часов
Изготовление детского табурета со щитовым сиденьем. Коллективное обсуждение плана работы. Ориентировка по образцу и чертежу. Фугование щита. Составление и выполнение геометрических орнаментов. Зарисовка и выполнение в технике контурной и геометрической резьбы птиц рыб, животных.
VII. Самостоятельная работа - 4 часа.
Составление и выполнения на материале геометрического орнамента.
IV четверть (48 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы учащихся за 3 четверть. Задачи обучения на четвёртую четверть. Техника безопасности. Подготовка к празднику труда.
И. Отделка изделий из древесины – 6 часов.
Теоретические сведения:
Непрозрачная отделка. Назначение непрозрачного вида отделки. Клеевые, эмалевые и масляные краски. Способы нанесения краски. Техника безопасности при работе с красками. Прозрачное покрытие древесины, и его назначение. Шлифование. Технология шлифования. Шлифовочные материалы, (шкурка, порошок пемзы). Морение. Вощение. Лакирование. Виды морилок и лаков. Полирование. Полировочные материалы. Технология полирования. Техника безопасности при работе с лаками, морилками. Шпатлевание древесины. Приготовление шпатлёвки и воскового раствора.
Практические работы:
Шлифование ранее изготовленных изделий. Снятие ворса. Покрытие изделий морилками. Покрытие изделий восковой плёнкой и лаками. Полирование изделий.
III. Технологическое копирование - 2 час.
Теоретические сведения:
Назначение технического копирования. Копирование с помощью пропорционального циркуля, пантографа, координатной сетки, эпидиаскопа, концентрических окружностей, толстого стекла. Накалывание рисунка. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.
Практические работы:
Увеличение и уменьшение рисунка с помощью координатной сетки. Накалывание рисунка. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.
IV. Технология изготовления шкатулок – 10 часов.
Теоретические сведения:
Выбор материала и формы изделия. Способы столярных соединений стенок коробки шкатулки:
- Соединение в ус;
- Соединение шкатулочным гребнем;
- Соединение в четверть.
Инструменты и приспособления: стусло, зензубель, ножовка, резец-косяк. Способы сопряжения дна и коробки шкатулки. Изготовление крышки и установка петель. Материалы для изготовления шкатулки.
Практические работы:
Разборка и сборка зензубеля. Разметка четвертей, гребней и их выполнение. Пиление на ус в стусле. Сборка коробки и подгонка мест соединения. Склеивание и прессование коробки. Выбор способа соединения коробки с донышком шкатулки. Изготовление крышки. Сборка шкатулки и обработка лаком.
V. Геометрическая резьба - 16 часов.
Теоретические сведения:
Разновидности геометрических орнаментов:
- незамкнутый ленточный
- Замкнутый (розетки)
- сетчатый.
Разбаика орнамента с помощью чертёжных инструментов. Художественно-декоративное назначение орнамента. Гармония в соединении орнамента с формой изделия.
Практические работы:
Составление геометрических орнаментов и копирование с образцов. Выполнение орнаментов на материале. Тонирование и вощение изделий.
VI. Практическое повторение - 8 часов.
Тонирование, шлифование, полирование, вощение раннее выполненных изделий. Изготовление шкатулок, ящичков и декорирование их геометрической резьбой. Копирование, увеличение и уменьшение рисунков, и их выполнение на учебных досках.
VII. Самостоятельная работа - 4 часа.
Изготовление шкатулки
7 класс.
I четверть (72 час).
I. Вводное занятие - 2 часа.
Задачи обучения в 7 классе. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности.
II. Затачивание резцов строгального инструмента - 8 час.
Теоретические сведения:
Элементы резца рубанка: передняя грань, задняя грань, фаска, лезвие. Угол заточки. Инструменты для заточки: бруски, правки. Приспособления для заточки резцов. Техника безопасности при затачивании резцов.
Практические работы:
Затачивание ножа рубанка на бруске в приспособлении. Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки. Снятие заусеница на бруске. Правка фаски и передней грани.
III. Угловые ящичные соединения - 16 час.
Теоретические сведения:
Применение ящичных угловых соединений. Виды ящичных угловых соединений: на шип прямой открытый и на шип «ласточкин хвост» открытый.
Практические работы:
Разметка, запиливание шипов и спиливание щёчек в соединении прямым шипом. Запиливание и долбление проушин в соединении на шип «ласточкин хвост» открытый. Разметка, запиливание и долбление шипов в соединении «ласточкин хвост» открытый.
Изделие: ящик для стола.
IV. Плоскорельефная резьба - 24 часа.
Теоретические сведения:
Отличие плоскорельефной резьбы от геометрической. Разновидности плоскорельефной резьбы. Изображение растений и животных в орнаментальных композициях. Материалы и инструменты для выполнения плоскорельефной резьбы.
Практические работы:
Зарисовка растительного орнамента по образцу и представлению. Подготовка учебных досок для резьбы: разметка, пиление, строгание. Контроль за качеством обработки с помощью линейки и угольника. Заточка резцов строгального инструмента, стамесок и резцов-косячков для резьбы. Изготовление разделочных досок с криволинейными кромками и декорированием их геометрической резьбой.
V. Практическое повторение - 18 час.
Изделия: ящик для мелков, шкатулка, разделочная доска.
Выполнение соединений открытым шипом «ласточкин хвост», в ус, в четверть,
шкатулочным гребнем. Отработка техники рисования растительных орнаментов.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Составление растительного орнамента для декорирования шкатулки.
II четверть (56 час).
I. Вводное занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы учащихся за 1 четверть. Задачи обучения на вторую четверть. Правила техники безопасности и пожарной безопасности.
II. Характеристика древесины основных твёрдых пород - 2 часа.
Теоретические сведения:
Деление древесных пород на классы и группы. Их характеристики. Лиственные кольцесосудистые породы: дуб, ясень, вяз, гладкий карагач. Лиственные рассеянососудистые породы: бук, орех, граб, клен, груша, яблоня, рябина. Применение данных пород древесины в столярно-мебельном производстве.
Практические работы:
Определение древесных пород на образцах.
III. Обработка деталей из твёрдых пород древесины - 8 часов.
Теоретические сведения:
Инструменты для обработки. Качество стали резцов столярных инструментов. Угол заточки резцов. Усилия, затрачиваемые мри обработке деталей из твердых пород древесины.
Практические работы:
Изготовление ручек для молотков, киянок, стамесок. Выбор материала и форм ручек. Ориентировка и планирование при изготовлении ручек по предметной технологической карте и по образцу.
IV. Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром - 20 часов.
Теоретические сведения:
Техника выполнения резьбы:
- Надрезка по контуру орнамента;
- Подрезка со стороны фона;
- Заоваливание грани.
Инструменты для выполнения резьбы:
- Резец-косячок;
- Прямая стамеска;
- Полукруглая стамеска.
Техника работы резцом-косячком и стамеской.
Практические работы:
Выполнение упражнений надрезки и подрезки контура на учебной доске. Нанесение орнамента на материал и его выполнение.
V. Практическое повторение - 20 часов.
Изготовление ручки для долота. Обсуждение плана работы при изготовлении ручки. Анализ качества выполненной работы. Составление и выполнение несложного растительного орнамента. Изготовление рамки для фотографии с декорированием геометрической резьбой.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Составление растительного орнамента и выполнение его на разделочной доске в технике плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром.
III четверть (80 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы учащихся за 2 четверть. План работы и задачи обучения на 3 четверть. Техника безопасности и правила поведения в мастерской. Подготовка работ к празднику труда.
II. Выполнение отверстий различной формы и обработка криволинейных кромок с
предварительным сверлением - 14 часов.
Теоретические сведения:
Выпуклые и вогнутые криволинейные поверхности. Коловорот - его устройство и
назначение. Правила безопасной работы коловоротом. Сверлильный станок - его
устройство. Техника безопасности при работе на сверлильном станке. Свёрла и их
устройство. Раззенковка.
Практические работы:
Разметка деталей криволинейной формы по шаблону. Разметка мест сверления. Зачистка гнезда стамеской после сверления. Обработка высверленных отверстий напильниками.
Изделия: ручки для ножовок.
III. Материалы из древесины - 6 часов.
Теоретические сведения:
Пиломатериалы из лиственных и хвойных пород. Укладка и хранение пиломатериалов. Лущеные лесоматериалы - фанерный шпон и клееная фанера. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты.
IV. Плоскорельефная резьба с подушечным фоном - 30 часов.
Теоретические сведения:
Техника выполнения резьбы с подушечным фоном. Особенности заоваливания^ со стороны фона и контура. Оконтуирование. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения плоскорельефной резьбы с подушечным фоном. Особенности расположения орнамента (заполняет всю поверхность резного поля).
Практические работы:
Рисование и выполнение орнамента с подушечным фоном по образцу. Составление собственных орнаментов и их выполнение на учебных досках. Изготовление подставок для цветов, декорированных орнаментами в технике плоскорельефной резьбы с заоваливанием контура и подушечным фоном.
V. Практическое повторение - 24 часа
Изделия: Цветочницы. Настенные полочки. Подставки для цветов. Ручка для ножовки. Декорирование изделий орнаментами в освоенных учащимися техниках резьбы. Ориентировка в задании по рисунку, чертежу и образцу. Планирование работы в групповой беседе. Анализ выполненной работы.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Изготовление табличек для классов, орнаментированных плоскорельефной резьбой с подушечным фоном.
IV четверть (64 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы учащихся за 3 четверть. План работы и задачи обучения на четвёртую четверть. Отбор работ учащихся для выставки.
II. Токарные работы - 12 часов.
Теоретические сведения:
Устройство токарного станка и его назначение. Основные части станка, их названия и назначение. Правила безопасной работы на токарном станке. Токарным резцы: с косым лезвием, с полукруглым лезвием, резак. Их устройство и применение. Шаблоны и их применение.
Практические работы:
Организация рабочего места. Подготовка заготовки к обработке (разметка центров, снятие углов). Фиксация заготовки в центрах. И её крепление в заколотку. Крепление и установка подручника. Первичная обработка детали. Выравнивание цилиндра резаком с полукруглым лезвием. Гистовая обработка цилиндра. Выборка профиля. Скругление и снятие конуса. Подрезка и отрезание. Отрезание заготовки резаком. Замер и контроль размеров штангельциркулем. Обработка деталей фигурного профиля. Проверка шаблоном. Зачистка деталей шкуркой.
III. Плоскорельефная резьба с подборным фоном - 26 часов.
Теоретические сведения:
Особенности плоскорельефной резьбы с подборным фоном (разметка, высота орнамента и фона). Глубина фона. Последовательность выполнения резьбы. Инструменты и материалы: резцы-косячки, плоские и полуплоские стамески, клюкарзы. Зачеканивание. Инструменты для зачеканивания (пуансоны). Технология зачеканивания.
Практические работы:
Подготовка учебных досок для резьбы: пиление, строгание с контролем по линейке и угольнику. Составление орнаментов и их выполнение в технике плоскорельефной резьбы с подборным фоном. Заточка и правка инструмента. Правила безопасной работы с резцами. Тонирование изделий.
IV. Практическое повторение -20 часов.
Изделия: Ручка для напильника. Толкушка.
Составление и обсуждение плана изготовления изделий. Работа с чертежом. Декорирование створок шкафчика плоскорельефной резьбой с подборным фоном. Заточка и правка инструмента. Техника безопасности при работе с резцами. Выполнение орнаментов в технике геометрической резьбы.
V. Самостоятельная работа - 4 часа.
Декорирование толкушки (техника резьбы на выбор учащихся).
8 класс.
I четверть (81 час).
I. Вводное занятие — 1 часа.
Подведение итогов обучения в 7 классе. План работы и задачи обучения в 8 классе. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности.
II. Соединения в столярно-мебельных изделиях - 16 часов.
Теоретические сведения:
Виды мебели. Детали и элементы. Способы столярных соединений:
- Разъёмные (на болтах);
- Неразъёмные (на гвоздях, шурупах, на клею).
Основные виды неразъёмных соединений: шиповые угловые, шиповые серединные, шиповые ящичные угловые. Выбор вида соединения при изготовлении изделий вручную для обеспечения прочности изделия и простоты выполнения. Соединение по кромке на гладкую фугу на круглых вставных шипах. Разметка отверстий под шипы, с помощью гвоздей, центриков, угольника и рейсмуса.
Практические работы: Изделия: скамейка, тумбочка.
Ориентировка по образцу и чертежу. Составление плана изготовления изделия. Требования к качеству соединения. Соединение деталей древесностружечных и древесноволокнистых плит.
III. Заточка пил - 8 часов.
Теоретические сведения:
Пилы для продольного, поперечного и смешанного пиления. Элементы зубьев пил и их форма. Шаг и высота зуба. Углы резания. Фугование зубьев пил. Приспособления и инструменты для фугования пил. Затачивание зубьев пил. Инструменты и приспособления для затачивания зубьев пил. Типы разводок. Контроль качества развода, заточки, фуговки. Снятие заусенцев и устранение лишнего развода. Правила безопасной работы при затачивании пил.
Практические работы:
Фугование. Разведение зубьев пил универсальной и простой разводкой. Крепление пил в приспособлениях. Затачивание пил с контролем качества развода, заточки, фуговки. Снятие заусенцев и устранение лишнего развода.
IV. Прорезная резьба по дереву - 24 часа.
Теоретические сведения:
Особенности прорезной резьбы (отсутствие фона). Материалы: липа, ольха, клен, осина, береза и т.д. Инструменты: поворотная пила, дрель, коловорот, свёрла, пилы ножовки (курковки), резаки-косячки, стамески, лобзик. Применение прорезной резьбы. Разметка отверстий для сверления. Последовательность выполнения резьбы: нанесение рисунка на материал, высверливание отверстий, опиловка по контуру, удаление фона. Вторичная прорисовка деталей узора и его окончательная проработка.
Практические работы:
Изделия: розетки, солярные знаки.
Нанесение рисунка на материал. Разметка отверстий. Выпиливание по внешнему
контуру. Сверление отверстий. Удаление фона. Окончательная проработка рисунка.
V. Практическое повторение - 28 часов.
Изделия: Детский стол щитовой конструкции. Ваза для цветов (в технике прорезной
резьбы). Ориентировка по чертежу и образцу. Составление плана работы. Выбор материала и инструмента. Анализ качества выполненной работы. Затачивание пил и инструмента для резьбы по дереву.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Выполнение орнамента в технике прорезной резьбы.
II четверть (63 час.)
I. Вводное занятие - 1 час.
Подведение итогов работы учащихся за 1 четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Правила пожарной безопасности.
II. История возникновения и развитие резьбы по дереву в России - 4 часа.
Абрамцево-кудринская резьба. Богородская игрушка. Местные народные промыслы.
III. Рельефно-заоваленная резьба - 20 часов.
Теоретические сведения:
Особенности исполнения рельефно-заоваленной резьбы. Техника исполнения. Инструменты: резаки-косячки, стамески плоские и полукруглые, клюкарзы. Художественная выразительность резьбы и ее применение.
Практические работы:
Подготовка учебной доски к работе: Разметка, пиление, строгание с контролем по линейке и угольнику. Выполнение орнамента с образца. Составление собственных орнаментов по представлению и их выполнение на материале. Заточка и правка инструмента.
IV. Устранение пороков и дефектов древесины - 14 часов.
Теоретические сведения:
Пороки древесины: сучки, гнили, трещины, грибные окраски, повреждения насекомыми, свилеватость и т.д. Способы устранения пороков и дефектов древесины:
- высверливание сучков и установка заделок;
- Вклеивание в трещины клиньев;
- Замазка щелей шпатлёвкой.
Виды шпатлёвок и их приготовление.
Практические работы:
Определение порока или дефекта в материале и способа его устранения. Высверливание сучков вручную и на сверлильном станке. Изготовление заделки. Разметка под заделку. Установка заделки на клею и её застрагивание. Подмазка щелей шпатлёвкой.
V. Практическое повторение - 20 час.
Составление орнаментов и выполнение их в технике геометрической,' рельефно-заоваленной и прорезной резьбы. Устранение пороков древесины. Правила безопасной работы с резцами-косячками, стамесками, коловоротом. Декорирование орнаментами ранее выполненных изделий.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Изготовление шкатулки без склеивания. Ориентировка по образцу и чертежу. Выполнение орнамента на одной из стенок шкатулки. Выбор орнамента и техники резьбы по усмотрению учащихся.
III четверть (90 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы учащихся за 2 четверть. План работы и задачи обучения на 3 четверть. Правила безопасной работы в мастерской. Подготовка работ учащихся к празднику труда.
II. Основные сведения о процессе резания древесины - 4 часа.
Теоретические сведения:
Виды резания: продольное, поперечное, торцовое. Движения резания и подачи. Понятие о суммарной силе резания. Элементы резца. Основные грани, кромки и углы при прямолинейном движении резца.
III. Изготовление строгального инструмента - 26 часов.
Теоретические сведения:
Строгальный инструмент, применяемый при ручной обработке древесины. Элементы резца. Материал для изготовления строгального инструмента (порода, направление волокон, дефекты).
Практические работы:
Изделие: рубанок. Подбор материала. Фугование заготовки для колодки. Разметка, долбление колодки. Подгонка «постели» по ножу. Изготовление клина. Обработка изделия напильником, шкуркой, лаком. Ориентировка по чертежу и разъёмному макету. Составление плана изготовления изделия.
IV. Рельефная резьба - 34 часа.
Теоретические сведения:
Технология выполнения рельефной резьбы. Необходимые материалы и инструменты. Нанесение рисунка. Применение шаблона. Надрез и подрезка контура орнамента. Виды рельефной резьбы:
- Барельеф;
- Горельеф.
Практические работы:
Подготовка учебных досок к выполнению резьбы: пиление, строгание с контролем по линейке и угольнику. Использование шаблона для нанесения орнамента и его выполнение.
V. Практическое повторение - 20 час.
Изготовление шерхебеля. Ориентировка в задании по образцу и чертежу. Обсуждение плана работы в групповой беседе. Резьба орнаментов в технике рельефной резьбы.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Выполнение орнамента в технике рельефной резьбы.
IV четверть (72 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Подведение итогов работы учащихся за 3 четверть. План работы и задачи обучения на четвёртую четверть. Техника безопасности. Пожарная безопасность.
II. Столярно-мебельные изделия - 28 часа.
Теоретические сведения:
Виды мебели. Бытовая мебель: табуреты, стулья, кресла, кровати, столы, шкафы и т.д. Мебель для учреждений. Виды мебели по способу изготовления: гнутая, гнуто-клееная, плетёная. Виды мебели по конструкции: Брусковая, корпусная, щитовая, смешанная, складная, жёсткая, мягкая. Детали и элементы столярно-мебельных изделий. Разборные соединения. Петли, ручки, замки, задвижки, защёлки.
Практические работы:
Ремонт узлов соединения мебельных конструкций склеиванием. Ремонт деталей. Замена деталей. Составление плана работы при ремонте мебели.
III. Скульптурная резьба по дереву - 18 часов.
Теоретические сведения:
Особенности выполнения скульптурной резьбы. Набор инструментов для выполнения объёмных изделий. Богородский нож. Материал для резьбы. Технология выполнения объёмной резьбы. Отделка скульптурных изделий.
Практические работы:
Изделия: Шахматные фигуры. Ориентировка в задании по чертежу и образцу. Составление и коллективное обсуждение плана работы. Обозначение контура. Зарубка основных форм. Подрезка материала. Отделка изделий.
IV. Практическое повторение - 20 часа.
Ремонт мебели: переклейка узлов соединения, переклейка каркасов стульев. Склеивание деталей при косом изломе. Сращивание вставками или шкантами при изломе в торец. Установка заделок. Подмазка трещин, выбоин, сколов. Замена ножек, царг, проножек в табуретах и столах. Совершенствование навыков скульптурной резьбы.
V. Самостоятельная работа - 4 часа.
Изготовление шахматной фигуры (конь) по образцу и рисунку.
9 класс.
I четверть (90 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Задачи и особенности обучения в 9 классе. Правила техники безопасности. Правила пожарной безопасности.
II. Основы композиции - 16 часов.
Теоретические сведения:
Понятие о выразительное! и, цельности, единстве и тектонике композиции.
Композиционный центр. Уравновешенность композиции и её гармоничность. Нюанс,
контраст и их значение в композиции. Система осей, симметрия, ритм. Понятие о
граничном переходе, масштабе предмета и его масштабности.
Практические работы:
Составление орнаментов на основе знания законов композиции и их выполнение в
материале.
III. Изготовление строгального инструмента - 24 часа.
Теоретические сведения:
Изделие: Фуганок.
Материалы и инструменты для изготовления фуганка. Разметка колодки и гнезда. Ориентировка в работе по чертежу и образцу.
Практические работы:
Подбор материала для изготовления фуганка. Разметка колодки по чертежу. Выполнение гнезда в колодке. Изготовление и подгонка клина. Разметка и крепление выколотки-бойка. Разметка и изготовление ручки фуганка. Соединение ручки с колодкой.
IV. Накладная рельефная резьба - 24 часа.
Теоретические сведения:
Виды резьбы:
- Накладная с фоном (глухая);
- Прорезная (ажурная).
Применение накладной резьбы. Технология изготовления орнамента в технике
накладной резьбы. Материалы для резьбы: берёза, орех, дуб и т.д. Отделка готовых
изделий.
Практические работы:
Изучение образов резных композиций в технике накладной резьбы. Процесс
изготовления накладной резьбы:
- Подбор материала;
- Подготовка подушки;
- выбор инструмента;
- нанесение рисунка на заготовку;
- наклеивание заготовки на подушку;
- Обрезка резьбы по контуру;
- Проработка рельефа орнамента.
V. Практическое повторение - 20 часов.
Зарисовка орнаментов с образцов и по представлению. Изготовление сложных орнаментов из пластилина, глины. Заточка и правка инструмента. Техника безопасности при заточке и работе с инструментами. Выполнение орнаментов в технике накладной резьбы.
VI. Самостоятельная работа - 4 часа.
Составление накладного орнамента для декорирования спинки кровати и его частичное выполнение в материале.
II четверть (70 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Задачи обучения на вторую четверть. Правила техники безопасности и пожарной безопасности.
II. Орнаментальные украшения столярно-мебельных изделий - 34 часов.
Теоретические сведения:
Основы композиции орнаментальных украшений: симметрия, ритм, контраст,
геометрическая форма. Значение декоративной линии и текстуры в орнаментальных
композициях. Замкнутые, раскрытые, линейные композиции.
Практические работы:
Упражнения: построение орнаментальных композиций с учётом основных
композиционных средств на заданной геометрической основе.
Изделия: оконный карниз, шкатулка, табуретка декорированные резьбой.
III. Отделка поверхности изделий из древесины - 10 часов.
Теоретические сведения:
Виды лаков. Способы нанесения лаков и сушки покрытий. Пневматическое и электростатическое распыление лаков. Аэрозольное распыление. Нанесение лака поливом. Окунание. Вальцевание. Техника безопасности при работе с лаками. Практические работы:
Удаление ворса. Виды морилок и способы их приготовления. Обработка изделий морилками. Лощение, шлифование окрашенной поверхности. Заполнение пор изделия из древесины мастикой. Нанесение лака кистью. Шлифование лакированной поверхности.
IV. Практическое повторение - 20 часа.
Создание орнаментальных композиций и их выполнение на столярных изделиях. Отделка поверхности изделий. Заточка и правка инструмента. Техника безопасности при заточке.
V. Самостоятельная работа - 4 часа.
Изделие: подставка для цветов, декорированная резьбой на выбор учащихся.
III четверть (100 час.)
I. Вводное занятие - 2 часа.
Подготовка работ учащихся к выставке. Подготовка к выпускным экзаменам.
II. Реконструкция старой мебели - 24 часа.
Теоретические сведения:
Назначение реконструкции. Инструменты и материалы. Использование накладных
элементов резьбы. Варианты декорирования резьбой мебели.
Практические работы:
Разработка вариантов реконструкции старой мебели и её выполнение.
III. Ремонт облицованных поверхностей - 20 часов.
Теоретические сведения:
Виды повреждений: отслаивание шпона, трещины, расколы, коробление. Инструменты и
приспособления: сыпучие цулаги, резиновые обвязки. Технология устранения
повреждений.
Практические работы:
Объекты работ: тумбочки, столы, шкафы. Удаление лакокрасочных покрытий. Снятие
повреждённого шпона. Наклейка шпона, плёнки, декоративной бумаги, пластика.
Зачистка и отделка поверхности.
IV. Скульптура по древесине с ярко выраженной текстурой - 30 часа.
Теоретические сведения:
Бытовые и декоративные изделия. Материал для резьбы: сосна, ясень, клён. Сочетание текстуры древесины с формой скульптуры. Технология резьбы. Техника безопасности при работе с инструментами.
V. Практическое повторение - 20 часов.
Ремонт и реставрации мебели. Резьба объёмных композиций (птицы, рыбы, игрушки).
VI. Самостоятельная работа - 4 часа. Изготовление скульптуры по выбору учащихся.
IV четверть (80 часов).
I. Вводное занятие - 2 часа. Подготовка к экзаменам.
II. Реставрация мебели - 24 часа. Теоретические сведения:
Основные понятия о реставрационных работах. Материалы и инструменты. Грунтовки, протравы. Клеи (рыбий, костный). Оборудование рабочего места. Подготовка к реставрации. Реставрация элементов из дерева. Реставрация поверхностей декорированных резьбой. Прозрачная отделка и окрашивание.
Практические работы:
Реставрация отдельных элементов изделий: укрепление шиповых соединений на гладкую фугу шпонками, шипами, пластинками строганого шпона. Заделка трещин. Удаление испорченной древесины и наращивание новой. Сращивание брусковых деталей на вставной шип, параллельными вставками. Изготовление и замена утраченных элементов резного декора.
III. Домовая и комбинированная резьба - 28 часов. Теоретические сведения:
Назначение домовой резьбы. Технология выполнения домовой резьбы. Инструменты: топор, пила, долото, стамеска, свёрла и т.д. Комбинированная резьба - резьба, включающая в себя все виды техник резьбы по дереву.
IV. Практическое повторение – 20 часов
Ремонтные работы мебели и оборудования по заявкам школы
V. Самостоятельная работа – 4 часа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебники и учебные пособия для учащихся
- Технология: 5кл. (Для мальчиков)/ Под ред. В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 2004.
- Технология: 6, 7 кл. (Для мальчиков) / Под ред. В. Д. Симоненко — М.: Вентана-граф, 2004.
- Технология: 8, 9, 10, 11 кл. / Под ред. В. Д. Симоненко.М Вентана-граф, 2004
- Бешенков А. К. Технология. Трудовое обучение: Учеб. Для 5-7/ кл. - М.: Дрофа, 1999.
- Карабанов И. А. Технология обработки древесины: Учеб. для 5-9 кл. — М.: Просвещение, 2004.
6. Бешенков А. К. Технология. Технический труд: Метод. пособие: 5-7 кл. — М.: Аркти, 2000.
7. Б.А. Журавлёв «Столярное дело». Учебное пособие для 5-9 классов. М:«Просвещенце», 1989г.
Пособия для учителей
- Закон Российской Федерации «Об образовании». Вестник образования 1992 г.--№11.
- Требования к содержанию рабочих учебных программ по трудовому обучению в общеобразовательных учреждениях Вологодской области.
- Програмно-методические материалы. Технология 5-11 классы. Москва. Изд. дом "Дрофа" 1998 год.
- Программы "Профессионально-трудовое обучение" Сборник Просвещение 1981г. Для вспомогательной школы.
- Программа специальных общеобразовательных школ для умственно
отсталых детей. М.: «Просвещение», 1986г. - «Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», раздел «Столярное дело»,: Сборник 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Рекомендации о проведении экзаменов по трудовому обучению выпускников
образовательных учреждений VIII вида, от 4.03.2001 Ш9/1448-6 Министерство образования РФ. - Материалы для подготовки и проведения экзамена: Технология: 9 кл. / Сост. А. В. Марченко, Ю. Л. Хотунцев, О. А Коз (Итоговая аттестация выпускников). — М.: Просвещение, 2002.
- .Инструкция «О перечне профессий для общеобразовательных учреждений». Министерство образования РФ 21.05.01. Ш 13-13.
- Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. – М., 2005.
- .Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М., 1966.
- Мирский С.Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. – М., 1992.
- Ковалев Е.А.Трудовое обучение во вспомогательной школе.- М.,1988.
- Коваленко В. И., Кулененок В. В. Дидактический материал по трудовому обучению: Технология обработки древесины: 5—7 кл. — М.: Просвещение, 2001.
- Справочник по техническому труду / Под ред. А. Н. Ростовцева и др. — М.: Просвещение, 1996.
- Д.М. Гусарчук «300 ответов любителю художественных работ по
дереву». М.: «Лесная промышленность», 1985г. - Столярные и плотницкие работы. М Просвещение. 1988 г.
- Столярное дело. Кулебакин Г.И. Москва "Строиздат" 1987 г.
- A.M. Коноваленко «Реставрация мебели». Санкт-Петербург.
Издательство «Литера», 1998г. - СВ. Деменьтьев «Резьба по дереву». М.: Издательский дом МСП, 2000г.
- Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. Минск 2000 г.
- Яковлев И. И. Художественная резьба по дереву. Москва 1987
- Т.А. Матвеева «Мозаика и резьба по дереву». М.: Высшая школа, 1989г.
- Г.И. Кулебакин «Рисунок и основа композиции». М.: Высшая школа,
1988г.
Используемая литература
Программа специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. М.: «Просвещение», 1986г.
«Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», раздел «Столярное дело»,: Сборник 2. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Б.А. Журавлёв «Столярное дело». Учебное пособие для 5-9 классов. М: «Просвещенце», 1989г.
Г.И. Кулебакин «Рисунок и основа композиции». М.: Высшая школа, 1988г.
Т.А. Матвеева «Мозаика и резьба по дереву». М.: Высшая школа, 1981г.
СВ. Деменьтьев «Резьба по дереву». М.: Издательский дом МСП, 2000г.
A.M. Коноваленко «Реставрация мебели». Санкт-Петербург. Издательство «Литера», 1998г.
Д.М. Гусарчук «300 ответов любителю художественных работ по дереву». М.: «Лесная промышленность», 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 5-9 классов СКОШ №614
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н. ЛускановойДля скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся средних и старших классов коррекционной школы 8 вида в может быть использована...
Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело
Рабочая программа по В. В. Воронковой...
Презентация "Острова профессий" предназначена для проведения внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов СКОШ.
Материал презентации позволит учащимся узнать, как благодаря труду человек овладел различными промыслами. Так же знакомит учащихся с профессиями "неба", "ткани и ниток", "автом...
Рабочая программа по СБО 7 класс для учащихся специальных (коррекционных) классов VIII вида
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и...
Конспект урока счета для учащихся 2 –го класса СКОШ 8 вида по теме: « Образование числа 2».
Конспект урока. Знакомство с образования числа 2....
Рабочая программа для 9 класса по предмету "Столярное дело" ФГОС
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО), для учащихся 7 коррекционного класса, VIII вида (девочки)
Рабочая программа по швейному делу для 7 класса составлена на основании:- учебного плана на 2022-2023 учебный год;- программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежд...