Доклад на РМО " Повышение уровня орфографической грамотности учащихся"
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ: победить безграмотность. Необходима правильная стратегия. Нельзя побороть несметные полчища врагов-ошибок, устраняя их бессистемно. Во-первых, надо их как-то классифицировать. Во-вторых, направить внимание экономно и точно на решение основных проблем.
Что важнее? Научить грамотно писать Заинтересовать историей языка Помочь успешно сдать эказамен.
Задачи 2.Упростить правило до min 3.Объединить и систематизировать орфограммы 1.Облегчить запоминание 4.
Границы слов Такие ошибки редки --выложил настол --наулице дождь -- ещё невернулся --неучусь и неработаю --никкому не пошёл --нидлякого не секрет Системные ошибки --ушёл на долго --вернусь на утро --смотрит из под лобья -- не по далёку от дома --не молодой человек --не чей щенок --не сколько не холодно
Гласные Такие ошибки редки --сабака --карова --гиаграфия --партфель Системные ошибки --плокат --берюзовый --диковенный --педжак
Н и НН Таких ошибки редки --оловяный --деревяный --стекляный --машиное масло --баный день Системные ошибки --серебрянный --глинянный --гостинная --гостинница --юнность
Ь после шипящих Такие ошибки редки --мыш --ноч --доч --замужь Системные ошибки --мимо дачь --много грушь --гора сплечь --вскач --настеж
При письме ВСЕГДА возможны только ДВА варианта! Рука пишет сама. Нет трудности! Ошибиться невозможно. Рука «думает». Есть трудность. Ошибка возможна.
ЗАДАЧА: Устранить позицию «ТРУДНО», Используя максимально простые проверки НАПРИМЕР ТАК
Это совсем не сложно: вот две группы слов для анализа. Положил на____стол Налил в____чашку Пришёл с_____другом Добежал до_____ларька ВОПРОС: Вернусь (на) утро Бежит (в) догонку Сказал (с)горяча Спалил (до) тла ГДЕ написать верно легче?
Результат исследований 2009-2014 гг. (в % от количества опрошенных) В примерах подобных таким: «вернусь наутро» , «наутро я понял, что провёл время не там», «зарядил наутро дождь»-- 70% учащихся делают ошибку! 50% родителей делают ошибку!
МНОГО МОЖНО МНОГО НЕЛЬЗЯ Положил на столы Налил в чашки Пришёл с друзьями Добежал до ларьков РАЗДЕЛЬНО. ЛЕГКО. Вернусь наутрЫ ? Бежит вдогонкИ ? Сказал сгорячЁВ ? Спалил дотлОВ ? МНОГО НЕЛЬЗЯ--СЛИТНО!
ОДНА ПРОВЕРКА— ОДНО РЕШЕНИЕ.
Самые большие проблемы возникают у большинства учеников ( 80%) с этими и подобными словами: Учился (в)течениЕ/И каникул Москва (в)отличиЕ/И от Петербурга (В)заключениЕ/И приведу цитату Опоздал (в)следствиЕ/И пробок Заболел (в)последствиЕ/И (В)завершениЕ/И своего сочинения сделаю вывод
ЗАДАЧА : Как нам правильно писать эти слова, используя только одну проверку?
Проверка: В Е В течениЕ В продолжениЕ В заключениЕ Е ВследствиЕ ВпоследствиИ
Пишем диктант «Проверь себя»: Учился в течение каникул, беседа длилась в продолжение часа, Москва в отличие от Питера, в заключение приведу один важный факт, в довершение ко всему ещё и двойку получил, впоследствии поступил в институт и учился там в течение полугода, в завешение своего сочинения приведу цитату, опоздал вследствие пробок на дороге.
Выучив простую проверку, эти слова пишут правильно 90% учеников
Значительная группа учеников ( 60%) ошибаются в таких словах: ДевчО/Ёнка ПоражО/Ённый БережО/Ёт БочО/Ёнок ГрошО/Ёвый СтручО/Ёк О и Ё после шипящих
Проблема: Это разные части речи! Их изучают в разных классах! Нет общего правила! Полно слов-исключений!
Задача: Вывести ОДНО общее правило и ОДНУ проверку для ВСЕХ слов, не обращая внимания на часть речи.
Делим все слова ДЕЙСТВИЯ ТОЛЬКО Ё! 1.поражЁн 2. бережЁт 3. сушЁный 4. тушЁнка 5.зажЁгся 6.тренажЁр НЕ ДЕЙСТВИЯ В корне За корнем Ё Только О! шЁлк лучОм жЁсткий девчОнка жЁлудь стручОк чЁрный грошОвый чЁткий бочОнок
Результат работы: Позитивное отношение к урокам русского языка( нет боязни написать что-либо не так). Общее повышение уровня орфографической грамотности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.
В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МОРФЕМНОГО ЧЛЕНЕНИЯ СЛОВА КАК ОСНОВЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ(презентация)
Выступление на конкурсе "Учитель года"...
«Развитие орфографической грамотности учащихся».
СТАТЬЯ«Развитие орфографической грамотности учащихся»....
Авторская работа по теме: "Пути формирования орфографической грамотности учащихся"
План. Введение. ……………………………………………………………………3Глава 1. Проблема «Формирования орфографической грамотности» в педагогической и в методической науке. …………………...