ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
методическая разработка по технологии по теме

Хабаров Михаил Леонидович

        Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой  тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами, поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ приобрели особую злободневность и значимость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ                             ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

        Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой  тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами, поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ приобрели особую злободневность и значимость.

                                         ТРЕБОВАНИЯ.

           Комплексная безопасность образовательных учреждений (ОУ) возникла сравнительно недавно. Она включает обеспечение пожарной, радиационной и химической безопасности, снижение других природных и техногенных рисков, защиту от проявлений терроризма и ряд других аспектов. Для этого необходим широкий спектр заблаговременных и  оперативных  организационных и технических мер, направленных на предотвращение и максимальное снижение людского и материального ущерба.

Соответственно, подход к организации комплексной безопасности ОУ должен  

предполагать  построение логичной системы, обеспечивающей максимальную эффективность решения этой задачи.

Международный и отечественный опыт показывает: для  оперативного        

реагирования на все возможные риски и снижения  их до приемлемого уровня в систему комплексной безопасности ОУ должны быть включены  компоненты обеспечивающие:

пожарную безопасность;

предотвращение чрезвычайных ситуаций любой природы и защиты в случаях их возникновения;

защиту от криминальных проявлений, в том числе от терроризма;

гражданскую оборону.

Основные требования к построению системы комплексной безопасности ОУ:

достаточность количественных и качественных параметров (численность и квалификация персонала, структуры режима работы подразделений,  количества и характеристик технических средств) для полного и качественного выполнения всего спектра задач и обеспечения безопасности;

непрерывность функционирования и управления всеми структурными элементами системы, гарантированные возможностями организационных структур и технических систем;

постоянная готовность к внезапным изменениям обстановки, парированию угроз, предотвращению ЧС, а при их возникновении – к защите людей, минимизации ущерба и ликвидации последствий;

своевременность и оперативность реагирования на возникновение угроз и повышения риска немедленным включением технических систем безопасности, усилением людского ресурса, проведением заранее спланированных мероприятий;

устойчивость функционирования в штатном варианте и управления  всеми структурными элементами системы при любых изменениях обстановки, в том числе ЧС любой природы;

саморегулирование – способность гибко и быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий, угроз и задач;

эффективность – постоянное и надёжное обеспечение заданного уровня всех составляющих риска для ОУ.

                      ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Основной элемент системы комплексной безопасности ОУ – уровень допустимого

минимального риска. Он служит критерием оценки и определения путей и мер совершенствования технических систем, организационной  структуры и управления системой комплексной безопасности ОУ.

             Исходными данными для проектирования такой системы могут быть:

проектные документы на:

территорию застройки ОУ;

сети и коммуникации;

здания и сооружения;

данные о:

количестве и качественных характеристиках персонала ОУ;

составе, обязанностях и правах служб, уполномоченных решать вопросы безопасности ОУ;

способностях функционирования ОУ, способных повлиять на состояние и обеспечение безопасности.

Основные параметры проектирования систем безопасности ОУ:

1. оценка:

общих угроз в регионе;

возможных угроз, связанных с размещением ОУ в пределах городской застройки;

конструктивных особенностей зданий и помещений, связанных с обеспечением действий спецподразделений;

состояния и размещения инженерных коммуникаций ОУ;

2. расчёт количества и типов технических систем, необходимых для обеспечения  заданного уровня безопасности;

выбор наиболее рационального состава и варианта размещения технических систем безопасности;

определение:

оптимальных режимов работы технических систем;

алгоритмов принятия решений и действий.

Технические системы комплексной безопасности ОУ:

автоматизированные:

контроля автотранспорта;

идентификации личности;

доступа в здания и помещения;

оповещения и управления эвакуацией;

пожарной безопасности;

другие.

Требования к  техническим системам безопасности ОУ:

комплексное использование;

взаимное дополнение функций;

единые управления и алгоритмы принятия решения.

             Требования к организационной структуре безопасности:

способность эффективно использовать информацию и возможности технических систем  безопасности, обеспеченная штатной структурой дежурного персонала, соответствующей задачам и объёмам технического контроля;

наличие дежурных групп  экстренного реагирования, способных до прибытия подразделений силовых ведомств контролировать чрезвычайную ситуацию;

исключения дублирования функций и двойной подчинённости;

конкретная, точно регламентированная ответственность должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ;

профессиональное обучение всех сотрудников подразделений безопасности.

           Чтобы эффективно решать проблемы комплексной безопасности конкретного ОУ, необходимо  делить возможные опасности по степени их угрозы на качественном уровне и в соответствии с полученными результатами определять содержание практических мероприятий.

                                 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

              Основная угроза жизни и здоровью обучаемых и персонала ОУ – пожар.

Статистика свидетельствует: основная часть погибших и пострадавших приходится именно на такие ЧС и определяется исключительно высокой динамикой нарастания опасных факторов. Поэтому основным содержанием системы комплексной безопасности ОУ должны быть противопожарные мероприятия.

               

              Содержание системы предотвращения пожара :

формирование и введение  противопожарного режима:

разработка и утверждение организационно-распорядительных документов ОУ, отражающих требования Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03;

организация выполнения требований организационно-распорядительных документов, регламентирующих  противопожарный режим в ОУ;

оснащение зданий и сооружений техническими системами:

пожарной сигнализации;

оповещение сотрудников и обучающихся ОУ о пожаре;

противопожарного водоснабжения и огнетушителями;

пожаротушения ( в т.ч. автоматическими);

дымоудаления;

           3.  организация:

работы единой дежурной службы, в т.ч. противопожарных  постов;

подготовки и повышения квалификации персонала единой дежурной службы;

обучение сотрудников и обучающихся ОУ правилам и мерам пожарной безопасности;

           4.  контроль:

соблюдения  противопожарного режима;

исправности и режима работы противопожарного оборудования перечисленных выше технических систем;

выполнения функциональных обязанностей персоналом дежурной службы ( в т.ч. противопожарных постов);

пожароопасных работ;

пожарной безопасности электроустановок и другого оборудования.

Содержание системы безопасности людей на пожаре:

   

             1.  организация:

обучение действиям на пожаре  персонала единой дежурной службы;

инструктажей сотрудников и обучающихся ОУ по действиям при возникновении пожара;

тренировок и учений по пожарной безопасности;

            2.   содержание в надлежащем состоянии и своевременное использование:

технических систем – пожарной  сигнализации, оповещения о пожаре, пожаротушения и дымоудаления, противопожарного водоснабжения и огнетушителей;

путей эвакуации;

средств защиты органов дыхания  для персонала дежурных служб.

           

 

                                               ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

             В условиях ограниченных финансовых и других ресурсов неизбежно встаёт задача рационального и эффективного использования средств на пожарную безопасность.

             Важнейшей составляющей проблемы  комплексной безопасности является – анализ нормативно-правовой базы этой области и перспектив её развития.

              Базовый документ, регламентирующий создание, документальное оформление и функционирование структуры  пожарной безопасности - Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03.  Принят Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта».

Приняты  следующие законы:

«О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий»;

«Об общих требованиях пожарной безопасности»;

Эти документы содержат требование – в каждом сооружении и на прилегающих территориях создать комплекс систем обеспечения безопасности с организацией в них круглосуточного дежурства.

               

                                          КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА.

               Основа комплексной безопасности в здании ОУ – дежурная служба (система принятия решений и организации спасения людей), оснащенная средствами получения информации от систем пожарной сигнализации, видеонаблюдения, допуска  в здание и других. На основе этой информации и формализованных решений она принимает меры реагирования на возникновение угрозы включением технических систем оповещения и управления эвакуацией, дымозащиты, пожаротушения, аварийного освещения, открывания эвакуационных выходов и др., а также проводит организационные мероприятия по спасению людей.

                Наибольшую сложность в общей системе спасения людей представляет принятие решения об экстренной эвакуации, что обусловлено следующими причинами:

 Промедление приведёт к гибели людей и последующему уголовному преследованию виновных должностных лиц;

 Принятие решения без достаточных оснований повлечёт снижение уровня восприятия опасности эвакуируемыми и дезорганизацию службы комплексной безопасности здания;

Оба указанных фактора  взаимосвязаны и осложнены значительным количеством ежесуточных ложных срабатываний систем  сигнализации, а также трудностью определения : действительно ли необходима эвакуация?

                Эти  обстоятельства определяют основные требования к персоналу  службы комплексной безопасности:

Высокий уровень подготовки по всему спектру вопросы безопасности ОУ, в т.ч. знание возможностей, режимов работы и умение эксплуатировать технические средства безопасности.

Способность быстро ориентироваться в многообразии ситуаций и принимать правильные решения на основе формализованных вариантов.

Умение предпринимать решительные и эффективные действия по спасению людей, применению всех имеющихся в ОУ противопожарных средств и помощи пожарным и другим специализированным подразделениям.

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                Таким образом, комплексная безопасность ОУ – это  состояние защищённости образовательного учреждения от реальных прогнозированных угроз  социального, техногенного и природного характера, обеспечивающие его безопасное функционирование.

Комплексная безопасность достигается путём реализации специально разрабатываемой системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера, которые должны решать одну задачу: в любых условиях обеспечить минимизацию риска любой природы и максимальное снижение людского и материального  ущерба.    

                Вариант построения комплексной системы безопасности ОУ.

               

             

                   

                                  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «О защите  населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68;

2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г.№3ФЗ;

3. Федеральный закон « противодействии терроризму»от 06.03.2006 г.№35-ФЗ;

4. Безопасность жизнедеятельности / под ред.Л.А.Михайлова.-М.,2008;

5.езопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты обеспечения безопасности- М.,1999.

6. Гаврилов М.А. Методические  рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении./ОБЖ .Основы безопасности жизни.-  2007.-№!!.-с. 8-13.

7. Замкова В.И. Терроризм – глобальная  проблема современности./ В.И Замкова, М.Э. Ильчиков.- М.,1996

8. Концепция национальной безопасности РФ( утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г.№1300 в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. №24).

9. Локтионов Н.И.  Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Н.И.Локтионов, М.Н.Дудко, В.И.Юртушкин. – М.,2000.

10. Михайлов Л.А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них._-_СПб., 2008.

 

        Преподаватель – организатор ОБЖ

        МАОУ Ильинская   СОШ

         Хабаров Михаил Леонидович

                   2012 г.

      Система принятия решений и организации  

        спасения людей

     (дежурная служба)

Система пожарной

     сигнализации                        

      Система

видеонаблюдения

          Система        

    автоматического

    пожаротушения

Системы оповещения и управления эвакуацией, спасения с верхних этажей

           Системы дымозащиты,аварийно-го освещения, открыва-

ния аварийных  выход. выходов

аварийных дверей

   Автоматизиро-    ванная система допуска людей

    в здание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная безопасность образовательного учреждения

На слайде показано социальное сотрудничество образовательного учреждения при реадизации вопросов связанных с комплексной безопасностью школы. Также кратко обозначены направления деятельности по которы...

Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями

Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)

Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)...

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...

Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике)

Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике). Сравнение...

Система комплексной безопасности образовательной организации в условиях ведения ФГОС

В последние годы в России уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ). Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары, массовы...