ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
методическая разработка по технологии по теме
Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами, поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ приобрели особую злободневность и значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_kompleksnoy_bezopasnosti_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются особой тяжестью, сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами, поэтому задачи обеспечения безопасности ОУ приобрели особую злободневность и значимость.
ТРЕБОВАНИЯ.
Комплексная безопасность образовательных учреждений (ОУ) возникла сравнительно недавно. Она включает обеспечение пожарной, радиационной и химической безопасности, снижение других природных и техногенных рисков, защиту от проявлений терроризма и ряд других аспектов. Для этого необходим широкий спектр заблаговременных и оперативных организационных и технических мер, направленных на предотвращение и максимальное снижение людского и материального ущерба.
Соответственно, подход к организации комплексной безопасности ОУ должен
предполагать построение логичной системы, обеспечивающей максимальную эффективность решения этой задачи.
Международный и отечественный опыт показывает: для оперативного
реагирования на все возможные риски и снижения их до приемлемого уровня в систему комплексной безопасности ОУ должны быть включены компоненты обеспечивающие:
пожарную безопасность;
предотвращение чрезвычайных ситуаций любой природы и защиты в случаях их возникновения;
защиту от криминальных проявлений, в том числе от терроризма;
гражданскую оборону.
Основные требования к построению системы комплексной безопасности ОУ:
достаточность количественных и качественных параметров (численность и квалификация персонала, структуры режима работы подразделений, количества и характеристик технических средств) для полного и качественного выполнения всего спектра задач и обеспечения безопасности;
непрерывность функционирования и управления всеми структурными элементами системы, гарантированные возможностями организационных структур и технических систем;
постоянная готовность к внезапным изменениям обстановки, парированию угроз, предотвращению ЧС, а при их возникновении – к защите людей, минимизации ущерба и ликвидации последствий;
своевременность и оперативность реагирования на возникновение угроз и повышения риска немедленным включением технических систем безопасности, усилением людского ресурса, проведением заранее спланированных мероприятий;
устойчивость функционирования в штатном варианте и управления всеми структурными элементами системы при любых изменениях обстановки, в том числе ЧС любой природы;
саморегулирование – способность гибко и быстро перестраиваться в соответствии с изменениями внутренних и внешних условий, угроз и задач;
эффективность – постоянное и надёжное обеспечение заданного уровня всех составляющих риска для ОУ.
ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
Основной элемент системы комплексной безопасности ОУ – уровень допустимого
минимального риска. Он служит критерием оценки и определения путей и мер совершенствования технических систем, организационной структуры и управления системой комплексной безопасности ОУ.
Исходными данными для проектирования такой системы могут быть:
проектные документы на:
территорию застройки ОУ;
сети и коммуникации;
здания и сооружения;
данные о:
количестве и качественных характеристиках персонала ОУ;
составе, обязанностях и правах служб, уполномоченных решать вопросы безопасности ОУ;
способностях функционирования ОУ, способных повлиять на состояние и обеспечение безопасности.
Основные параметры проектирования систем безопасности ОУ:
1. оценка:
общих угроз в регионе;
возможных угроз, связанных с размещением ОУ в пределах городской застройки;
конструктивных особенностей зданий и помещений, связанных с обеспечением действий спецподразделений;
состояния и размещения инженерных коммуникаций ОУ;
2. расчёт количества и типов технических систем, необходимых для обеспечения заданного уровня безопасности;
выбор наиболее рационального состава и варианта размещения технических систем безопасности;
определение:
оптимальных режимов работы технических систем;
алгоритмов принятия решений и действий.
Технические системы комплексной безопасности ОУ:
автоматизированные:
контроля автотранспорта;
идентификации личности;
доступа в здания и помещения;
оповещения и управления эвакуацией;
пожарной безопасности;
другие.
Требования к техническим системам безопасности ОУ:
комплексное использование;
взаимное дополнение функций;
единые управления и алгоритмы принятия решения.
Требования к организационной структуре безопасности:
способность эффективно использовать информацию и возможности технических систем безопасности, обеспеченная штатной структурой дежурного персонала, соответствующей задачам и объёмам технического контроля;
наличие дежурных групп экстренного реагирования, способных до прибытия подразделений силовых ведомств контролировать чрезвычайную ситуацию;
исключения дублирования функций и двойной подчинённости;
конкретная, точно регламентированная ответственность должностных лиц и подразделений структуры безопасности ОУ;
профессиональное обучение всех сотрудников подразделений безопасности.
Чтобы эффективно решать проблемы комплексной безопасности конкретного ОУ, необходимо делить возможные опасности по степени их угрозы на качественном уровне и в соответствии с полученными результатами определять содержание практических мероприятий.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Основная угроза жизни и здоровью обучаемых и персонала ОУ – пожар.
Статистика свидетельствует: основная часть погибших и пострадавших приходится именно на такие ЧС и определяется исключительно высокой динамикой нарастания опасных факторов. Поэтому основным содержанием системы комплексной безопасности ОУ должны быть противопожарные мероприятия.
Содержание системы предотвращения пожара :
формирование и введение противопожарного режима:
разработка и утверждение организационно-распорядительных документов ОУ, отражающих требования Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03;
организация выполнения требований организационно-распорядительных документов, регламентирующих противопожарный режим в ОУ;
оснащение зданий и сооружений техническими системами:
пожарной сигнализации;
оповещение сотрудников и обучающихся ОУ о пожаре;
противопожарного водоснабжения и огнетушителями;
пожаротушения ( в т.ч. автоматическими);
дымоудаления;
3. организация:
работы единой дежурной службы, в т.ч. противопожарных постов;
подготовки и повышения квалификации персонала единой дежурной службы;
обучение сотрудников и обучающихся ОУ правилам и мерам пожарной безопасности;
4. контроль:
соблюдения противопожарного режима;
исправности и режима работы противопожарного оборудования перечисленных выше технических систем;
выполнения функциональных обязанностей персоналом дежурной службы ( в т.ч. противопожарных постов);
пожароопасных работ;
пожарной безопасности электроустановок и другого оборудования.
Содержание системы безопасности людей на пожаре:
1. организация:
обучение действиям на пожаре персонала единой дежурной службы;
инструктажей сотрудников и обучающихся ОУ по действиям при возникновении пожара;
тренировок и учений по пожарной безопасности;
2. содержание в надлежащем состоянии и своевременное использование:
технических систем – пожарной сигнализации, оповещения о пожаре, пожаротушения и дымоудаления, противопожарного водоснабжения и огнетушителей;
путей эвакуации;
средств защиты органов дыхания для персонала дежурных служб.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
В условиях ограниченных финансовых и других ресурсов неизбежно встаёт задача рационального и эффективного использования средств на пожарную безопасность.
Важнейшей составляющей проблемы комплексной безопасности является – анализ нормативно-правовой базы этой области и перспектив её развития.
Базовый документ, регламентирующий создание, документальное оформление и функционирование структуры пожарной безопасности - Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03. Принят Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта».
Приняты следующие законы:
«О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий»;
«Об общих требованиях пожарной безопасности»;
Эти документы содержат требование – в каждом сооружении и на прилегающих территориях создать комплекс систем обеспечения безопасности с организацией в них круглосуточного дежурства.
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА.
Основа комплексной безопасности в здании ОУ – дежурная служба (система принятия решений и организации спасения людей), оснащенная средствами получения информации от систем пожарной сигнализации, видеонаблюдения, допуска в здание и других. На основе этой информации и формализованных решений она принимает меры реагирования на возникновение угрозы включением технических систем оповещения и управления эвакуацией, дымозащиты, пожаротушения, аварийного освещения, открывания эвакуационных выходов и др., а также проводит организационные мероприятия по спасению людей.
Наибольшую сложность в общей системе спасения людей представляет принятие решения об экстренной эвакуации, что обусловлено следующими причинами:
Промедление приведёт к гибели людей и последующему уголовному преследованию виновных должностных лиц;
Принятие решения без достаточных оснований повлечёт снижение уровня восприятия опасности эвакуируемыми и дезорганизацию службы комплексной безопасности здания;
Оба указанных фактора взаимосвязаны и осложнены значительным количеством ежесуточных ложных срабатываний систем сигнализации, а также трудностью определения : действительно ли необходима эвакуация?
Эти обстоятельства определяют основные требования к персоналу службы комплексной безопасности:
Высокий уровень подготовки по всему спектру вопросы безопасности ОУ, в т.ч. знание возможностей, режимов работы и умение эксплуатировать технические средства безопасности.
Способность быстро ориентироваться в многообразии ситуаций и принимать правильные решения на основе формализованных вариантов.
Умение предпринимать решительные и эффективные действия по спасению людей, применению всех имеющихся в ОУ противопожарных средств и помощи пожарным и другим специализированным подразделениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, комплексная безопасность ОУ – это состояние защищённости образовательного учреждения от реальных прогнозированных угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающие его безопасное функционирование.
Комплексная безопасность достигается путём реализации специально разрабатываемой системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера, которые должны решать одну задачу: в любых условиях обеспечить минимизацию риска любой природы и максимальное снижение людского и материального ущерба.
Вариант построения комплексной системы безопасности ОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. №68;
2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г.№3ФЗ;
3. Федеральный закон « противодействии терроризму»от 06.03.2006 г.№35-ФЗ;
4. Безопасность жизнедеятельности / под ред.Л.А.Михайлова.-М.,2008;
5.езопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты обеспечения безопасности- М.,1999.
6. Гаврилов М.А. Методические рекомендации по составлению комплекта документов по противодействию терроризму и обеспечению безопасности в образовательном учреждении./ОБЖ .Основы безопасности жизни.- 2007.-№!!.-с. 8-13.
7. Замкова В.И. Терроризм – глобальная проблема современности./ В.И Замкова, М.Э. Ильчиков.- М.,1996
8. Концепция национальной безопасности РФ( утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997г.№1300 в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000г. №24).
9. Локтионов Н.И. Безопасность в чрезвычайных ситуациях / Н.И.Локтионов, М.Н.Дудко, В.И.Юртушкин. – М.,2000.
10. Михайлов Л.А. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и защита от них._-_СПб., 2008.
Преподаватель – организатор ОБЖ
МАОУ Ильинская СОШ
Хабаров Михаил Леонидович
2012 г.
Система принятия решений и организации
спасения людей
(дежурная служба)
Система пожарной
сигнализации
Система
видеонаблюдения
Система
автоматического
пожаротушения
Системы оповещения и управления эвакуацией, спасения с верхних этажей
Системы дымозащиты,аварийно-го освещения, открыва-
ния аварийных выход. выходов
аварийных дверей
Автоматизиро- ванная система допуска людей
в здание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная безопасность образовательного учреждения
На слайде показано социальное сотрудничество образовательного учреждения при реадизации вопросов связанных с комплексной безопасностью школы. Также кратко обозначены направления деятельности по которы...
Внешнеэкономические отношения физкультурно-спортивных организаций. Экономические отношения образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями
Ни одна отрасль народного хозяйства не может успешно развиваться, не опираясь на сознательное использование экономических законов. Экономические законы, существующие в общественном производстве, дейст...
Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)
Организация работы по комплексной безопасности образовательного пространства в МОУ "СШИ №2" (Лобырева Н. Г. - заместитель директора по безопасности)...
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...
Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике)
Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике). Сравнение...
Система комплексной безопасности образовательной организации в условиях ведения ФГОС
В последние годы в России уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ). Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в ОУ: пожары, массовы...