Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках технологии.
статья по технологии по теме
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_issledovatelskoy_kompetencii_uchashchihsya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Медведева Вера Викторовна
Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках технологии.
Модернизация российского образования провозглашает компетентностный подход как один из важнейших концептуальных положений обновления содержания образования.
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
С целью реализации постановления правительства области «Об организации обучении строительным профессиям в образовательных учреждениях области» программа предмета «Технология» в 5-9 классах осуществляет ознакомление обучающихся со строительным делом, обучает их работе с различными видами отделки, технологией оклеивания стен и потолков обоями, малярными, штукатурными, плиточными и ремонтными работами.
В 5 классе учащиеся знакомятся с простейшими материалами, используемыми в промышленности и быту – это бумага, картон, клеевыми материалами.
Ребёнок эмоционален, он постоянно ищет, пробует, исследует, и эта деятельность для него – творческая: путём проб и ошибок он достигает результата. А наша задача помочь ему двигаться в правильном направлении, чтобы и процесс труда, и результат радовал и развивал способности ученика.
Манипулируя материалами, ученик знакомится с их свойствами. Проводит исследования образцов бумаги разных видов и сортов сравнивает и анализирует получаемые при этом данные, учащиеся выявляют, что определенные свойства бумаге каждого вида и сорта специально придаются при её изготовлении или дополнительной обработке. Эти свойства зависят от назначения бумаги.
Для различных изделий учащимся потребуется бумага с различными свойствами, поэтому необходимо уметь подбирать такой материал, который позволит получить наилучшие результаты.
Для того чтобы учащиеся хорошо изготавливали различные по назначению и условиям использования изделия из бумаги, важно научить их ориентироваться в разнообразии видов и сортов бумаги, различать важнейшие качественные особенности наиболее употребительных разновидностей этого распространенного материала. Знания о свойствах бумаги учащиеся приобретают на уроках «Технология» и при повседневных наблюдениях за использованием бумаги окружающими. Так же на уроках учащиеся знакомятся с видами клея и его применении в быту, на практических занятиях девочки приготавливают различные виды клея: клейстер и обойный клей и применяют его при изготовлении различных изделий из бумаги и картона. Учащиеся делают вывод, что при изготовлении бумажного панно лучше использовать обойный клей при изготовлении основы, а для соединения мелких деталей лучше пользоваться клеем ПВА, который обладает высокой прочностью склеивания и оптимальным временем высыхания, образуя эластичную прозрачную плёнку.
В процессе изготовления изделия из разных видов бумаги учащиеся знакомятся со способами её обработки, которые также связаны со свойствами бумаги. Ученик использует уже имеющий опыт определения свойств или способов обработки и путём проб и ошибок, но под руководством учителя. Учитель ставит проблемные задачи, создаёт проблемные ситуации, т. е. такие условия, при которых развивается интеллектуальная активность, например, демонстрируется фрагмент образца декоративного бумажного панно, учащиеся определяют, каким способом изготавливалось оно, и какая бумага подойдет для этого фрагмента.
Поиск вариантов решений часто приводит к получению нового, оригинального продукта труда. Это происходит благодаря целенаправленному исследованию свойств, их взаимосвязей, такой познавательной деятельности, которая стимулирует экспериментирование с бумагой и ставится важным элементом творческого процесса.
Знания и умения, получаемые учащимися в процессе обучения, влияют на формирование замысла и качество результата труда. Можно выделить несколько групп знаний и умений.
Прежде всего, рассмотрим знания и умения, связанные с материалами
Знания | Умения |
Названий наиболее распространённых строительных материалов и их видов; свойств и происхождения; | Называть и различать материалы и их виды; определять свойства опытным путём; |
Последовательности и правил исследования материалов. | Выбирать материалы для работы, учитывая их свойства и назначение изделия |
Далее рассмотрим знания и умения, связанные с инструментами
Знания | Умения |
Названий, устройства, видов, порядка выполнения рабочих движений; | Называть и различать, правильно держать и совершать рабочие движения, соблюдая технологические правила и правила безопасной работы; |
Правил безопасной работы и хранения | Выбирать инструмент, учитывая свойства материала и технологию его обработки, определять исправность; |
Убирать инструмент на отведённое для него место. |
Очень важно научить учащихся не только видеть, но и всматриваться, выделять главное, существенное, характерное или новое, ранее незамеченное, а значит неизвестное. Чем лучше ученик узнаёт свойства обрабатываемого строительного материала, тем лучше он может воспользоваться знанием свойств в процессе конструирования и обработки деталей. Это означает, что результат деятельности будет отличать качество и красота, а в процессе практической работы будет меньше ошибок. Умение видеть развивает зрительную память, которая способствует формированию замысла и его творческому исполнению.
Рассмотрим знания и умения, на которых строится практическая работа, реализация замысла
Знания | Умения |
Порядка выполнения технологических операций и правил по обработке материалов; | Подготовить рабочее место; |
Требования к качеству; | Выполнять обработку материалов инструментами, соблюдая правила и требования к качеству на каждом этапе; |
Организации рабочего места; | Соблюдать правила при работе необходимыми инструментами; работать по плану; |
Правил безопасной работы инструментами, культуры труда | Контролировать себя с учётом требований к качеству изделия и эстетических требований; |
Экономно производить разметку материалов | |
Приводить в порядок рабочее место |
Изучая бумагу, на первом уроке учащиеся знакомятся с производством бумаги, её видами и свойствами. Домашним заданием является изготовление альбом «Виды бумаги».
На втором уроке учащиеся выполняют лабораторно-практическую работу, изучая волокнистое строение бумаги, при этом учащиеся изготавливают рельефную бумагу. Для этого учащиеся размачивают бумагу в воде. Время проведения бумаги в воде зависит от толщины, чем тоньше, тем меньше она должна находиться в воде. Разгладить бумагу на клеёнке и понемногу «собирать» её к центру до образования мелких складок, промокнуть бумагу тканью, плотно прижав её. Снять ткань и высушить. Учащиеся делают вывод, сравнивая свойства бумаги в различных состояниях.
Во время изучения клеевых материалов у учащихся формируется понятия о видах клея и его применение. На практическом занятии девочки выполняют аппликацию из рельефной бумаги, которую изготовили на прошлом уроке, при этом они совмещают различные виды клея: обойного для выполнения основы и клея ПВА непосредственно для выполнения аппликации.
Свои знания, умения и навыки, полученные на прошлых уроках, изучая бумагу, картон и клеевые материалы, учащиеся закрепляют, выполняя бумажную мозаику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках географии
Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирован...
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии средствами современных педагогических технологий
Из опыта работы...
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...
Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности
В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...
Педагогический проект "Метод учебных проектов как условие формирования ключевых компетенций учащихся на уроках технологии
Цель педагогического проекта: систематизировать, методически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения технологии метода проектов для формирования ключевых компетенций учащихся ...
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету технология
Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по предмету технология на основе технологии развивающего обучения....