Творческая мастерская "Вышивка "Темари""
методическая разработка по технологии по теме

Сковородова Татьяна Владимировна

Дается историческая справка по вышивке "Темари", перечислены необходимые инструменты и материалы, дается технологическая карта изготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_masterskaya_temari.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Большеболдинский дом детского творчества

Творческая мастерская

 «Вышивка Темари»

 Педагог дополнительного образования,

 руководитель школы-студии «ДИВО»

Сковородова Т.В.

2009 год

План проведения:

  1. Компьютерная презентация вышивки Темари
  2. Историческая справка
  3. Практическая работа: вышивка Темари ( «Звезда», «Хризантема»)
  4. Домашнее задание

Историческая справка

Темари широко известно во всем мире любителям рукоделия. Так называются традиционные японские вышитые шары, которые когда-то служили детской игрушкой, а теперь стали формой прикладного искусства, которое имеет поклонников не только в Японии, но и во всем мире.

        История Темари насчитывает уже несколько столетий. В 8 веке в Японию из Китая пришла игра Кемари (ножной мяч), в которую играли сначала только знатные люди. Мяч для игры был сделан из кожи оленя и не отличался богатым декором. Позже игра стала более массовой. Известно, что в 13-16 веке подобные шары использовали уличные жонглеры.

        Игра в кемари (кожаный мяч) трансформировалась в темари (ручной мяч). Поскольку мяч уже не пинали ногами, а обращались с ним бережно, стало возможным украшать его шелковой вышивкой. Темари стал драгоценным подарком. Основу для темари делали из старых кимоно. Рвали его на полоски и скатывали шар, а затем его расшивали. В каждом регионе разрабатывали свои узоры, которые передавались из поколения в поколение.

         В темари используются символы японского искусства. Самый распространенный из них хризантема («кику»). Хризантемы имеют большое значение в японской культуре. В сознании японцев неразделимы хризантема и солнце. Даже обозначающие эти слова понятия звучат одинаково -  «кику» и изображаются одним иероглифом. Так что главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ.

Необходимые материалы и инструменты:

  1. Основа (шарик из пластилина, пенопластовый, из старых колготок, носков, из полосок старой ткани, другое)
  2. Нитки шерстяные, бывшие в употреблении
  3. Нитки шерстяные новые
  4. Нитки швейные  цветные, такого же цвета, как нитки второго слоя
  5. Нитки мулине 2-3 мотка разных цветов, сочетающихся друг с другом
  6. Нитки рюликс
  7. Английские булавки с цветными головками
  8. Иглу для вышивания ( с широким ушком)
  9. Ножницы
  10. Линейка
  11. Бумажные  (пластиковые) полоски, шириной 0,7 - 1см, длиной 30 см


Технологическая карта вышивки «Темари» ( «звезда», «хризантема»)

Вид работы

Способ изготовления

Графическое изображение

Материалы и инструменты

Приложение

1

Изготовление шара (основа)

Скатываем шарик диаметром 5 см.

Пластилин, бумага, капрон, пенопласт, синтепон, ткань

Используется любой из перечисленных материалов.

2

Обмотка основы

А. Наматываем  первый слой ниток

Б. Наматываем второй слой ниток

В. Наматываем третий слой ниток

Шерстяные нитки, бывшие в употреблении

Новые цветные шерстяные нитки

Катушечные нитки, такого же цвета, как второй слой шерстяных ниток иголка для вышивания с широким ушком

Намотка нити на основу производится туго, прокладывая витки каждый раз в другом месте. Именно этот «беспорядок» при обмотке основы создает идеальную поверхность для вышивания

Кончик нити после окончания обмотки при помощи иглы несколькими стежками закрепляется на шаре швом «иголка вперед»

3

Разметка полюсов

А.Из бумаги вырезаем полоску шириной 1см. Полоска должна быть длиннее окружности шара.

Б.Находим северный полюс:  прикладываем конец булавки к поверхности  шара и прикалываем ее булавкой с  синей головкой.

 В. Находим южный полюс: оборачиваем полоску вокруг шара. В точке, где она встречается с булавкой, полоску отогнуть и обрезать. Получившийся отрезок складываем пополам, придерживая большим пальцем конец полоски у северного полюса. В месте сгиба ножницами вырезаем треугольник.

Оборачиваем полоску вокруг шара еще раз, в угол вырезанного треугольника вкалываем вторую булавку с синей головкой – это южный полюс.

полоска бумаги шириной 1-см, длиной около 30 см.

английские булавки с головками синего цвета, ножницы

Булавки на северном и южном полюсах должны быть одного цвета

4

Разметка экватора

А. Делим полоску бумаги на 4 равных отрезка. В местах сгиба ножницами делаем треугольники. Всего на полоске должно получиться 3 треугольника.

Б. Оборачиваем шар полоской, в угол второго и третьего вырезанных треугольников вкалываем булавки с белой головкой (восток и запад).

В. Снимаем полоску с северного полюса, подкалываем ее под иголку на экваторе (восток). В углах треугольников вкалываем булавки с головками зеленого цвета.

Г. Полоску бумаги, складывая пополам в имеющихся отрезках, делим на 8 равных частей. В углах сгибов вырезаем треугольнике ( на полоске их должно быть 7).

Д.Оборачиваем полоску вокруг шара по экватору, в углах треугольников вкалываем булавки с головками зеленого цвета. Экватор поделен на 8 частей.

Е. проверяем точность расположения булавок на экваторе. Для этого полоску опять одеваем на булавку северного полюса и начинаем промерять расстояние от полюса до булавки. Если булавка на экваторе не попадает в угол вырезанного

Английские булавки с головкой белого цвета, ножницы

Полоска бумаги, булавки с головками зеленого цвета, ножницы

На экваторе должна получиться разметка на 8 равных частей, помеченных булавками с головками разного цвета (восток и запад – белые, между ними 8 зеленые).

Полоску делим точно до миллиметра, углы вырезаем аккуратно, от этого зависит точность разметки и выполнение работы в конечном итоге.

5

6.

Разметка меридиан

Вышивание узора «Хризантема"

треугольника, ее нужно переместить туда.

А. Отмеряем длину нити. Оборачиваем нить вокруг основы 4 раза плюс немного длиннее для закрепления нити в начале и в конце разметки и отрежем.

Б.Вставляем отмеренную нить в иголку, завязываем узелок. Закрепляем нить на шаре, вводим иглу к северному полюсу, отступив от него вниз 3 см. Узелок прячем под нитями основы.

В.Оборачиваем нить вокруг шара, прокладывая ее вплотную к булавкам. В точке северного полюса поворачиваем нить на 90 градусов и делаем второй виток, перпендикулярно первому, на северном и южном полюсах прихватываем разметку небольшим стежком. Также делаем разметку остальных меридиан.  

А. Берем вторую бумажную полоску, прикалываем ее под булавку на северном полюсе. От иголки отмечаем на ней  1 и 3 см.

Б. Берем нить мулине длиной  чуть больше 1 м., вставляем в иголку.

В.Кладем  бумажную полоску на меридиан. Около отметки 3 вводим иглу ниже отметки на 2 см, конец нити прячем под основу шара.

Г. Выводим иглу около отметки 3, справа от меридиана, при этом захватываются, как нить меридиана, так и несколько нитей основы.

Д. Поднимаемся вверх к отметке 1 на следующем меридиане. Игла входит слева, выходит справа от меридиана, захватываются нить меридиана и нити основы.

Ж. Так проходим 3 круга по четным меридианам, затем 3 круга -  по нечетным.

Нить мулине яркого цвета или рюликс, ножницы, иголка

Нити мулине в 6 сложений трех цветов или двух и рюликс, или или одного и рюликс (по желанию), ножницы, игла

Нить прокладывается туго, без провисаний.

Нити кладутся туго, без провисаний.

Каждый последующий стежок у полюса нужно делать чуть-чуть ниже предыдущего стежка, проводя иглу под сделанными ранее стежками, под линией меридиана и обязательно прихватывая основу. Стежок должен быть перпендикулярен линии разметки.

7

8.

Украшение экватора

Дополнительное украшение шара

А. Нить мулине при помощи иголки оплетаем туго между иголками, захватывая меридиан и нити основы швом «иголка назад».

Б. Наматываем туго еще 2 вида ниток по обе стороны от промежуточного шва.

Можно расшить бисером, пришить кисточку, петельку.

Нитки мулине , иголка, ножницы

Длина нити равна количеству витков вокруг шара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих  дел в классных сообществах. В рекомендациях ...

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Творческие профессии, творческие люди

Эту презентацию можно использовать  на уроках ИЗО,  искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...