Творческая мастерская "Вышивка "Темари""
методическая разработка по технологии по теме
Дается историческая справка по вышивке "Темари", перечислены необходимые инструменты и материалы, дается технологическая карта изготовления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_masterskaya_temari.docx | 24.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ ДОД Большеболдинский дом детского творчества
Творческая мастерская
«Вышивка Темари»
Педагог дополнительного образования,
руководитель школы-студии «ДИВО»
Сковородова Т.В.
2009 год
План проведения:
- Компьютерная презентация вышивки Темари
- Историческая справка
- Практическая работа: вышивка Темари ( «Звезда», «Хризантема»)
- Домашнее задание
Историческая справка
Темари широко известно во всем мире любителям рукоделия. Так называются традиционные японские вышитые шары, которые когда-то служили детской игрушкой, а теперь стали формой прикладного искусства, которое имеет поклонников не только в Японии, но и во всем мире.
История Темари насчитывает уже несколько столетий. В 8 веке в Японию из Китая пришла игра Кемари (ножной мяч), в которую играли сначала только знатные люди. Мяч для игры был сделан из кожи оленя и не отличался богатым декором. Позже игра стала более массовой. Известно, что в 13-16 веке подобные шары использовали уличные жонглеры.
Игра в кемари (кожаный мяч) трансформировалась в темари (ручной мяч). Поскольку мяч уже не пинали ногами, а обращались с ним бережно, стало возможным украшать его шелковой вышивкой. Темари стал драгоценным подарком. Основу для темари делали из старых кимоно. Рвали его на полоски и скатывали шар, а затем его расшивали. В каждом регионе разрабатывали свои узоры, которые передавались из поколения в поколение.
В темари используются символы японского искусства. Самый распространенный из них хризантема («кику»). Хризантемы имеют большое значение в японской культуре. В сознании японцев неразделимы хризантема и солнце. Даже обозначающие эти слова понятия звучат одинаково - «кику» и изображаются одним иероглифом. Так что главный цветок Японии назван именем светила, от которого, по легенде, ведет свою историю японский народ.
Необходимые материалы и инструменты:
- Основа (шарик из пластилина, пенопластовый, из старых колготок, носков, из полосок старой ткани, другое)
- Нитки шерстяные, бывшие в употреблении
- Нитки шерстяные новые
- Нитки швейные цветные, такого же цвета, как нитки второго слоя
- Нитки мулине 2-3 мотка разных цветов, сочетающихся друг с другом
- Нитки рюликс
- Английские булавки с цветными головками
- Иглу для вышивания ( с широким ушком)
- Ножницы
- Линейка
- Бумажные (пластиковые) полоски, шириной 0,7 - 1см, длиной 30 см
Технологическая карта вышивки «Темари» ( «звезда», «хризантема»)
№ | Вид работы | Способ изготовления | Графическое изображение | Материалы и инструменты | Приложение |
1 | Изготовление шара (основа) | Скатываем шарик диаметром 5 см. | Пластилин, бумага, капрон, пенопласт, синтепон, ткань | Используется любой из перечисленных материалов. | |
2 | Обмотка основы | А. Наматываем первый слой ниток Б. Наматываем второй слой ниток В. Наматываем третий слой ниток | Шерстяные нитки, бывшие в употреблении Новые цветные шерстяные нитки Катушечные нитки, такого же цвета, как второй слой шерстяных ниток иголка для вышивания с широким ушком | Намотка нити на основу производится туго, прокладывая витки каждый раз в другом месте. Именно этот «беспорядок» при обмотке основы создает идеальную поверхность для вышивания Кончик нити после окончания обмотки при помощи иглы несколькими стежками закрепляется на шаре швом «иголка вперед» | |
3 | Разметка полюсов | А.Из бумаги вырезаем полоску шириной 1см. Полоска должна быть длиннее окружности шара. Б.Находим северный полюс: прикладываем конец булавки к поверхности шара и прикалываем ее булавкой с синей головкой. В. Находим южный полюс: оборачиваем полоску вокруг шара. В точке, где она встречается с булавкой, полоску отогнуть и обрезать. Получившийся отрезок складываем пополам, придерживая большим пальцем конец полоски у северного полюса. В месте сгиба ножницами вырезаем треугольник. Оборачиваем полоску вокруг шара еще раз, в угол вырезанного треугольника вкалываем вторую булавку с синей головкой – это южный полюс. | полоска бумаги шириной 1-см, длиной около 30 см. английские булавки с головками синего цвета, ножницы | Булавки на северном и южном полюсах должны быть одного цвета | |
4 | Разметка экватора | А. Делим полоску бумаги на 4 равных отрезка. В местах сгиба ножницами делаем треугольники. Всего на полоске должно получиться 3 треугольника. Б. Оборачиваем шар полоской, в угол второго и третьего вырезанных треугольников вкалываем булавки с белой головкой (восток и запад). В. Снимаем полоску с северного полюса, подкалываем ее под иголку на экваторе (восток). В углах треугольников вкалываем булавки с головками зеленого цвета. Г. Полоску бумаги, складывая пополам в имеющихся отрезках, делим на 8 равных частей. В углах сгибов вырезаем треугольнике ( на полоске их должно быть 7). Д.Оборачиваем полоску вокруг шара по экватору, в углах треугольников вкалываем булавки с головками зеленого цвета. Экватор поделен на 8 частей. Е. проверяем точность расположения булавок на экваторе. Для этого полоску опять одеваем на булавку северного полюса и начинаем промерять расстояние от полюса до булавки. Если булавка на экваторе не попадает в угол вырезанного | Английские булавки с головкой белого цвета, ножницы Полоска бумаги, булавки с головками зеленого цвета, ножницы | На экваторе должна получиться разметка на 8 равных частей, помеченных булавками с головками разного цвета (восток и запад – белые, между ними 8 зеленые). Полоску делим точно до миллиметра, углы вырезаем аккуратно, от этого зависит точность разметки и выполнение работы в конечном итоге. | |
5 6. | Разметка меридиан Вышивание узора «Хризантема" | треугольника, ее нужно переместить туда. А. Отмеряем длину нити. Оборачиваем нить вокруг основы 4 раза плюс немного длиннее для закрепления нити в начале и в конце разметки и отрежем. Б.Вставляем отмеренную нить в иголку, завязываем узелок. Закрепляем нить на шаре, вводим иглу к северному полюсу, отступив от него вниз 3 см. Узелок прячем под нитями основы. В.Оборачиваем нить вокруг шара, прокладывая ее вплотную к булавкам. В точке северного полюса поворачиваем нить на 90 градусов и делаем второй виток, перпендикулярно первому, на северном и южном полюсах прихватываем разметку небольшим стежком. Также делаем разметку остальных меридиан. А. Берем вторую бумажную полоску, прикалываем ее под булавку на северном полюсе. От иголки отмечаем на ней 1 и 3 см. Б. Берем нить мулине длиной чуть больше 1 м., вставляем в иголку. В.Кладем бумажную полоску на меридиан. Около отметки 3 вводим иглу ниже отметки на 2 см, конец нити прячем под основу шара. Г. Выводим иглу около отметки 3, справа от меридиана, при этом захватываются, как нить меридиана, так и несколько нитей основы. Д. Поднимаемся вверх к отметке 1 на следующем меридиане. Игла входит слева, выходит справа от меридиана, захватываются нить меридиана и нити основы. Ж. Так проходим 3 круга по четным меридианам, затем 3 круга - по нечетным. | Нить мулине яркого цвета или рюликс, ножницы, иголка Нити мулине в 6 сложений трех цветов или двух и рюликс, или или одного и рюликс (по желанию), ножницы, игла | Нить прокладывается туго, без провисаний. Нити кладутся туго, без провисаний. Каждый последующий стежок у полюса нужно делать чуть-чуть ниже предыдущего стежка, проводя иглу под сделанными ранее стежками, под линией меридиана и обязательно прихватывая основу. Стежок должен быть перпендикулярен линии разметки. | |
7 8. | Украшение экватора Дополнительное украшение шара | А. Нить мулине при помощи иголки оплетаем туго между иголками, захватывая меридиан и нити основы швом «иголка назад». Б. Наматываем туго еще 2 вида ниток по обе стороны от промежуточного шва. Можно расшить бисером, пришить кисточку, петельку. | Нитки мулине , иголка, ножницы | Длина нити равна количеству витков вокруг шара. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Применение технологии творческого развития на уроках математики...
Организация КТД. Закон 5 С, или как организовать коллективное творческое дело. (Сборник методических рекомендаций для тех, кто работает по методике коллективного творческого воспитания).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению коллективных творческих дел в классных сообществах. В рекомендациях ...
Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.
В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....
Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"
Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...
Творческие профессии, творческие люди
Эту презентацию можно использовать на уроках ИЗО, искусства по теме Современное искусство", а также по профориентации....
Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных возможностей детей на уроках природоведения и биологии Эффективность создания творческого пространства для развития творческих способностей и личностных
Актуальные вопросы методики преподавания предметов естественнонаучного цикла и географии...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...