Критерии успешности учителя.
статья по технологии по теме

Все уроки нужные и неглавных нет. Важно все, что ученик получит. Знания конкретные каждый даст предмет, Жизни технология научит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_uspeshnosti_uchitelya.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Критерии успешности учителя.

Хитрова Светлана Павловна, учитель технологии,

 (МБОУ КСОШ № 32) с. Красная Поляна

                                                               Все уроки нужные и неглавных нет.

                                                               Важно все, что ученик получит.

                                                               Знания конкретные каждый даст предмет,

                                                               Жизни технология научит.

       Каждому учителю необходимо знать, на каком участке нашей педагогической работы, надо воздействовать, чтобы создавать и обеспечивать новую адаптивную образовательную среду для развития творческого потенциала личности ученика. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим нужно понимать, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.

Творчество, интерес

       Все люди рождаются талантливыми, только вот судьбы складываются по- разному. Избрать путь учителя решается не каждый. Ведь это признание, призыв, вечное беспокойство, нескончаемые сомнения, необыкновенная требовательность к себе. Задумываясь над сущностью педагогической деятельности, я вспоминаю слова немецкого философа, педагога Дистервега: «Ребенок это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». В этих простых словах заключен очень глубокий смысл. Полный сосуд, каким бы ценным не было его содержание, остается только заполненной емкостью. Горящий же факел дарит всем, кто его окружает, свет и тепло. Он не только приносит пользу, но и сам живет яркой, светлой жизнью и находится в постоянном движении.

      Уже со школьной скамьи я знала, что буду учить детей. И только хорошо. И только технологии.

      Период педагогического романтизма закончился достаточно быстро, так как в процессе социально-экономических преобразований возникли проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Выросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач.

     Тяжелая, где-то однообразная работа выкристаллизовала такие педагогические проблемы: чему учить, как учить, чтобы зажечь в душе ребенка факел? Постигая мастерство настоящего учителя, я пришла к выводу, что в ребенке, прежде всего, нужно пробудить силы, способствующие учению: любознательность, готовность к эксперименту, открытость новому, желание быть самостоятельным, творческую активность. Вот те Архимедовы рычаги, природой данные человеку, с помощью которых можно если не землю перевернуть, то увлечь ребенка процессом познания.

     «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня – и я научусь» - гласит китайская пословица. Интерес к изучаемому предмету считаю одним из самых сильных мотивов, побуждающих к  деятельности. Необходимость развития интересов к трудовым процессам,  к творческой самостоятельной работе вполне справедлива. Одним из путей повышения интереса к труду является соединение его с техническим творчеством и декоративно-прикладным искусством. Необходимо чтобы эти два направления рассматривались совместно и не изучались в отрыве одно от другого. Это плохо влияет на общее состояние трудовой подготовки. Человек не может быть творческим на половину, также как не может быть признан результатом творчества объект, у которого одна часть противоречит другой – форма не соответствует содержанию. Например, нарядное, но не очень качественно сшитое платье, красиво оформленное, но не вкусное блюдо. Такие объекты в сознании потребителя никак не могут восприниматься как прекрасное.

      Чтобы сформировать умение творческой работы, потребуется целенаправленный постоянный учебный труд. Только тогда, когда человек достигнет определенного уровня навыков в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи в реальные изделия и подняться на более высокую ступень мастерства. Таким образом, знания ремесла, трудовые навыки не должны рассматриваться в отрыве от решения творческих задач. «Вкус и понимание искусства должны рассматриваться в ногу с развитием собственных умений».

      Любой учитель понимает, что отсутствие творческого начала – серьёзное препятствие в старших классах, когда от ребят требуется решение не стандартных задач.  К тому же в дальнейшем человек, лишенный творческого видения мира, тяжело переживает неудачи и стрессы. Именно от людей творческих зависит прогресс всего общества. Даже те учащиеся, которые имеют средний,  ниже среднего показатель интеллектуальной активности, идя по пути развития этих способностей, будут творить и радоваться своим успехам не только в школе, но и на профессиональном поприще. Чем больше мы будем уделять внимания развитию творчества учащихся, тем легче ребенок войдет во взрослую жизнь.

      Развитие  инициативы, творческого начала, самостоятельности добычи  знаний – это одно из главных требований жизни в современном обществе. Творческие способности есть у всех, только их необходимо развивать.

      Считаю, что обучение и диагностика – технологическое управление образовательным процессом.

      Результативность работы любого учителя можно оценить не только по позитивной динамике роста и качества обученности, но и по повышению мотивации к предмету. Постоянно работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, социализацией личности, я убедилась в том, что основные усилия необходимо направлять на поддержание и рост мотивации. Заинтересовать сподвигнуть на  самостоятельное решение проблемы – вот что является главным и первичным в любом уроке. Наиболее эффективно это можно осуществлять за счет использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Большую роль играет создание на уроке ситуации успеха, так как школьникам нравится заниматься тем, что получается.

     Урок не может вместить всё то, что интересует учащихся, поэтому внеурочную деятельность по предмету рассматриваю как необходимый компонент учебного процесса. Расширяя и углубляя  программный материал, внеурочная деятельность пробуждает интерес к предмету, убеждает школьника в необходимости формирования компетентности современного человека, развивает самостоятельность, творческую инициативу и способности ученика, эстетический вкус, воображение, память, внимание, аккуратность в выполнении полученных заданий. Всех своих учеников пытаюсь охватить такой деятельностью (работа кружка, оформление для вечеров).    

Сотрудничество

       Большое влияние на качество образовательного процесса оказывает психологический фактор, а именно, нравственно-психологический климат в классе, где обучается ученик. От того, как сложатся отношения ученика со сверстниками, с классным руководителем, с учителями – предметниками во многом зависит успех обучения, а обучение невозможно без воспитания. И, конечно же, в этом плане очень многое зависит от работы классного руководителя.

      Я, как классный руководитель, прежде всего, должна быть человеком доброй души и любить детей такими, какие они есть. Стараюсь одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброту своей души делю поровну между своими воспитанниками вот уже 7 лет (я классный руководитель с 2002 года), однако в тех формах, которые необходимы в каждом конкретном случае.

    Важнейшая причина трудности в воспитании подростков заключается в том, что воспитательная практика выступает перед ними в обнаженном виде, а человек в этом возрасте по самой природе не хочет чувствовать, что его воспитывают.

    Отсюда один из принципов в моей работе – подход к каждому ребенку,  как к единственному и неповторимому, как зарождающейся индивидуальности. Ребенку необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все хорошо и в него верят. Прекрасно эту мысль высказал М. Пришвин: «Тот человек кого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой: Но ты люби, и я постараюсь быть лучше».

     Только доверительные отношения, отношения сотрудничества дают желаемый, верный результат в моей работе.

      В 2002 году я была назначена классным руководителем 5б класса. Год за годом мы с ними поднимались по школьной лестнице жизни. За эти семь лет прибывали и убывали ученики, дважды было слияние классов, вновь и вновь формирование нового коллектива. Но, глядя на нынешний 11б класс, я могу сказать: «А ведь всё было не зря! ».

      Где как не в школе ребенок превращается во взрослого человека, и мы,  учителя, классные руководители, следим и контролируем этот процесс, являемся наставниками. Античный афоризм гласит: «Примеры лучше наставлений», и я стараюсь помочь детям увидеть именно те примеры, которые достойны внимания и подражания. Работая в школе, я активно принимаю участие в жизни села, молодежи и подрастающего поколения.

       За семь лет мы действительно стали одной большой семьёй, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи друг другу. Коллективные вопросы обдумывают и решают вместе. За эти годы ребята стали самостоятельными, могут взять организацию классного мероприятия на себя, но обязательно придут за советом к классному руководителю. Очень приятно, что несмотря на подростковый кризис, у нас сохранились тёплые доверительные отношения.

Инновационная деятельность

      Сегодня информационно- коммуникативные технологии  во многом определяют характер развития современного общества, и является крупнейшим структурным проектом. Современную школу невозможно представить без использования информационных технологий, и они заняли прочное место в процессе обучения.

            В 2007 году в Южно-Российском региональном центре информатизации Южного Федерального университета я прошла обучение по программе «Интернет - технологии для учителя предметника» и выполнила выпускную работу на тему: «Внедрение современных информационных технологий в образовательную деятельность».

      После прохождения курсов я стала использовать в своей работе инновационные технологии, раскрывающие личность ребенка, позволяющие проявить его творческие способности, установить тесный психологический контакт между учителем и учеником. Так с использованием современных средств информационных технологий, в частности компьютерных телекоммуникаций, метод проектов, возможно, стало применять как в обычном классе, так и в виде самостоятельной индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени. Если раньше мы с  учащимися выпускали различные газеты, журналы, оформляли выставки, чертежи на бумаге, что занимало большое количество времени, иногда и сложности с оформлением, громоздкости с материалами, то теперь, используя ИКТ мы создаем эти работы +Web – сайты, мультимедийные продукты (презентации, фильмы) и другие возможные работы. Метод проектов стал оптимальным средством связи между теорией и практикой, стал более доступным, интересным, результативным. Поэтому проектная деятельность получила новые пути развития, совершенствования.

                                                                     «Не всякому помогает случай;

судьба одаряет только подготовленные умы»

Л.Пастер.

Повышение квалификации, самообразование

     Слова Пастера я помню всегда и поэтому своевременно повышаю квалификацию и прохожу профессиональную переподготовку.

     Занятия И.Г. Богаченко,            А.М. Рябченко,  А.Н. Колиниченко,  А.Г. Вольваченко, Т.С. Есаян и др. лекторов помогли изменить себя, открыть себя, дали массу новых идей. Поэтому я по возможности прохожу различные курсы, а также участвую в различных конкурсах. Подготовка и участие в конкурсе- реальная возможность получить дополнительные знания.

       Пожалуй, учитель это не столько профессия, сколько образ жизни. Я  составила для себя 5 заповедей, без которых  не мыслю себя в общении с детьми. Первая состоит в честности учителя. Дети чувствуют фальшь и не принимают её. Вторая - в способности учителя пробуждать спящий талант ученика. Третья- поощрение творчества. Верность делу - четвёртая. Наконец, пятая и последняя: бесконечное терпение. Набраться педагогического терпения, значит, уметь прощать, не высказывать неудовлетворённости даже тогда, когда всё кипит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

«Критерии успешной профессиональной деятельности учителя»

В настоящее время школы переходят на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа....

Педагогические критерии успешности воспитателя, учителя, воспитанника.

Качества общения, которые больше всего ценят педагоги и родители учащихся:Þ специально планирует коммуникативные задачи;Þ создаёт в классе обстановку доверия, психологической безопасности, дети открыт...

Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"

Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"...

Материал к заседанию педагогического совета на тему "Критерии успешности учителя".

Цель данного педсовета: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности....

Интерес к предмету как критерий успешности учителя

В статье рассматриваются способы развития интереса к предмету химии. Эта тема особенно актуальна в связи с введением ФГОС. Приводятся примеры тестовых заданий....

Критерии успешности учителя

Педагогические, психологические, личностные критерии успешности педагога....