Интерес к предмету как критерий успешности учителя
статья по химии на тему

В статье рассматриваются способы развития интереса к предмету химии. Эта тема особенно актуальна в связи с введением ФГОС. Приводятся примеры тестовых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interes_k_predmetu_kak_kriteriy_uspeshnosti_uchitelya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Элькинд Анна Игоревна, ГОУ СОШ № 145

ИНТЕРЕС К ПРЕДМЕТУ

КАК КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ.

 

Развитие познавательного интереса учащихся к своему предмету  – одна из основных задач, которые приходится решать учителю в современной школе. Если учащиеся интересуются предметом, идут на урок с удовольствием, а затем большая часть из них посещает дополнительные занятия – то можно сказать, что учитель добился успеха в своей работе. Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.

Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные эмоции. Как говорил великий русский ученый Д.И. Менделеев:  «без эмоций нет учения.»

Познавательный интерес - один из самых значимых мотивов учения. В общей структуре мотивации познавательной деятельности этот мотив раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный или неинтересный урок.

Учителю постоянно приходится преодолевать еще одну трудность – разные способности, и, соответственно, различный уровень подготовки учеников. Если строить урок , опираясь на уровень подготовки  сильных учеников – слабым многое будет непонятно, в противном же случае, если ориентироваться  на слабых, сильным будет просто скучно на уроке. Чтобы разрешить это противоречие, необходим дифференцированный подход к учащимся, давать задания различного уровня сложности, так, чтобы каждый мог выполнить свое задание и всем было интересно. Необходимо помнить, что нельзя требовать от ребенка больше, чем он может. Если я вижу, что слабый ученик старается и добивается хотя-бы незначительного успеха, то он, по моему мнению безусловно заслуживает удовлетворительной оценки, хотя более сильному ученику за такие же знания следовало бы поставить «неудовлетворительно». Если видно. что ученик старается и показывает удовлетворительные знания, но недотягивает до четверки, можно поставить ему оценку «хорошо». Такой дифференцированный подход также способствует развитию интереса к предмету.

Нужно также учитывать психологические особенности каждого ребенка. Если ребенок отличается повышенной активностью, много разговаривает на уроках, необходимо дать ему индивидуальное, пусть даже не очень сложное задание. Главное, чтобы он сумел его выполнить. Добившись успеха и похвалы учителя, увидев, что у него получается, такой ученик тоже начнет интересоваться предметом.

Все сказанное относится в равной степени ко всем предметам – как  точным и естественным, так и гуманитарным. Я же хочу коснуться того предмета, который мне ближе – а именно химии.

 К сожалению, в связи с сокращением часов на изучение химии перед учителем часто встаёт вопрос о выборе между интересным материалом, увлекательными опытами и выполнением программы.

Приходя впервые в кабинет химии, многие учащиеся интересуются химией как экспериментальной наукой, ожидая занимательные и интересные опыты, но столкнувшись с большим объёмом теоретического материала большинство из них утрачивают интерес к концу второй или третьей четверти. Задача учителя заключается в том, чтобы интерес учащихся не только не угас, но наоборот стал ещё больше.

Развитию познавательного интереса способствуют различные интеллектуальные игры, тематические вечера, кружковая работа, предметные недели, современные информационные технологии.

Обязательно надо помнить,  что химия – экспериментальная наука. Наличие в школе хорошо оснащенной химической лаборатории значительно облегчает задачу учителя химии, существенно повышает интерес к предмету, помогает понять  материал даже тем учащимся, которые плохо воспринимают теоретическое изложение. Например,при изучении темы «реакции ионного обмена», учащиеся на уроке самостоятельно, разделившись на 3 группы, выполняют несложные, но красивые (например, получение осадков различного цвета) лабораторные опыты, иллюстрирующие теоретический материал. Замечено, что после такой работы материал усваивается гораздо лучше. Многие несложные, но познавательные опыты могут быть выполнены дома в качестве домашних заданий, с использованием имеющихся в быту веществ (например, распознавание кислот и щелочей с помощью индикаторов, в.т.ч. имеющихся в пищевых продуктах, определение углерода в сахаре, изучение свойств моющих средств.

Исследовательские и домашние практические работы способствуют более осознанному восприятию учебного материала,  развитию мышления, пытливости, любознательности;  расширяют кругозор.

При проведении химического эксперимента следует проявлять постоянную заботу о строгом соблюдении всех правил техники безопасности. Учащиеся должны быть полностью осведомлены о мерах предосторожности при работе с химическими реактивами, об  оказании первой помощи при несчастных случаях.

Прививать интерес к предмету можно используя на уроках интересные факты связанные с открытием веществ, изучением их свойств. Этому также будут способствовать интеллектуальные игры с химическим содержанием, викторины, вопросы для которых могут быть сформулированы как в обычной устной форме так и включать занимательные опыты загадки, основываться на рисунках. Многие проверочные, а иногда даже контрольные работы можно провести в виде тестов, более интересных учащимся, чем традиционные задания. Для примера приведу тест-викторину по теме «металлы»:

 Викторина.

  1. Соединение какого металла находится в солонке на кухне? (Натрий)
  2. Какой металл из рассмотренных нами входит в состав бронзы? (Медь)
  3. Какой металл используется для изготовления батареек? ( Цинк)
  4. Какой из металлов легче воды? ( Натрий)
  5. Какой металл является основой промышленности? (Железо)
  6. Какой металл используется в авиационной промышленности? (Алюминий)
  7. Какой металл используется для изготовления пиротехники? (Магний)
  8. Чего боится железо? (Ржавчины)
  9. Соли какого из рассмотренных нами металлов ядовиты? (Алюминия)
  10. Какой металл можно резать ножом? (Натрий),

а также тест по теме «азот».

Тестовое задание по теме «АЗОТ»

1. Элемент азот находится в периодической системе:

а) в первой группе; б) в третьей группе; в) в пятой группе; г) в седьмой группе.

2.  Как простое вещество азот существует: а) в виде свободных атомов; б) в виде двухатомной молекулы; в) в виде трёхатомной молекулы.

3.  Содержание азота в атмосфере: а) 1%  б) 21%  в) 78%

4. Важнейшее соединение азота с водородом имеет формулу: а) NH; б) NH2, в) NH3; г) NH4.

5. Слово «азот» переводится как «безжизненный». А каково на самом деле значение элемента азота для живых организмов: а) входит в состав всех белковых молекул; б) необходим животным и растениям в небольших количествах ( микроэлемент); в) токсичен.

6.  Азот является: а) сильным окислителем; б) сильным восстановителем; в) относительно инертен, может проявлять свойства как окислителя, так и восстановителя.

7.  Водородная связь, обуславливающая свойства аммиака, образуется:

а) внутри одной молекулы; б) между различными молекулами.

8.  Аммиак в химических реакциях может быть: а) окислителем; б) восстановителем; в) окислителем или восстановителем.

9.   Какие оксиды азота из указанных не существуют: а) N2O; б) NO; в)NO3; г) N2O5; д)N2O7.

10. Какая формула соответствует азотистой кислоте: а) HNO; б) HNO2; в) HNO3; г) H2NO4.

11.  Соли азотной кислоты называются: а) нитриды; б) нитриты; в) нитраты

Широко можно использовать химические кроссворды. Они позволяют учителю за короткий срок организовать проверку и закрепление достаточно объёмного материала по определённой теме: знание основных понятий, определений, законов, элементов, а также фамилий известных учёных.

Решение кроссвордов занятие не из скучных, разгадывание кроссвордов по химии повышает  мотивацию обучения, позволяет в занимательной форме расширять кругозор и развивать интеллект учащихся.

В последнее время широкое распространение получила проектная деятельность учащихся. Она позволяет учащимся самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации: справочную литературу, энциклопедии, Интернет. Используя полученные знания, учащиеся создают эффективные презентации, которые также пополняют методическую копилку учителя, развивают умения учащихся по использованию компьютерных технологий, что очень важно в современном мире. Большой интерес у учащихся вызывают экологические проекты, связанные с повседневной жизнью, применением бытовой химии, лекарственных веществ, применением минеральных удобрением на приусадебных участках, косметическими средствами, экологией жилища.

Проектная деятельность способствует развитию творческой активности учащихся, их самостоятельности и инициативы.

Всегда с энтузиазмом учащиеся участвуют в неделе химии проводимой у нас в школе совместно с неделей биологии и экологии.

Примерные мероприятия проводимые в течении недели:

1.     Викторина по химии.

2.     Выпуск тематических газет.

3.     Интеллектуальные игры (викторины, поле чудес, «Что, где, когда?», Счастливый случай.)

4.     Путешествие в кабинет химии.

5.     Тематический вечер или вечер занимательной химии.

6.     Экологическая конференция.

Во время декады «ХХI век без наркотиков» учащиеся старших классов проводят классные часы о вреде курения, алкоголя, наркотиков. Выпускают газеты, плакаты, готовят доклады и рефераты.

Учащимся нравятся уроки-путешествия по закреплению пройденного материала. Они проводятся с использованием групповой и индивидуальной работы, применением игр.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет по теме "Критерии успешности учителя"

В этом педсовете использовались интернет ресурсы. К сожалению не могу вспомнить все сайты, которые были использованы в подборе материала....

Критерии успешности учителя.

Все уроки нужные и неглавных нет. Важно все, что ученик получит. ...

«Критерии успешной профессиональной деятельности учителя»

В настоящее время школы переходят на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа....

Педагогические критерии успешности воспитателя, учителя, воспитанника.

Качества общения, которые больше всего ценят педагоги и родители учащихся:Þ специально планирует коммуникативные задачи;Þ создаёт в классе обстановку доверия, психологической безопасности, дети открыт...

Интерес к личности учителя как средство активизации интереса к предмету

Профессия педагог - особенная. Это те люди, вокруг которых постоянно вращается большое количество коллег, родителей и детей. Без интереса к личности учителя не может быть и интереса к предмету....

Материал к заседанию педагогического совета на тему "Критерии успешности учителя".

Цель данного педсовета: определение наиболее значимых критериев успешности педагогической деятельности....

Критерии успешности учителя

Педагогические, психологические, личностные критерии успешности педагога....