Разработка кружка
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа детского кружка
«Рукотворный мир»
Программа рассчитана на 3 года для детей 10-13 лет
Автор программы
Дюмин С. А.-
учитель технологии
Пояснительная записка.
Данная программа имеет художественно- эстетическую направленность. Она является экспериментальной.
В каждом ученике живет исследователь, изобретатель, которому нужны условия для творческой деятельности. Занятия в кружке способствуют раскрытию всех задатков личности, позволяют достичь вершин творчества и проявить себя. Создание изделия из дерева- от его идеи до получения готового произведения- развивает память, мышление, волю, настойчивость; приучает к порядку, точности, аккуратности; способствует эстетическому воспитанию.
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. Из древесины всегда делали практически все необходимое для жизни: дома, мебель, посуду, игрушки и многое другое. А декоративной резьбой до сих пор украшают дома, дачи, беседки, деревянную утварь- хлебницы, вазочки, полочки, различные сувениры. Выполняя, те или иные работы ребята смогут «примерить» себя к тем или иным профессиям и специальностям. А освоение различных технологий способствует более осмысленному изучению математики, физики и других школьных предметов.
Цель программы:
Развитие и формирование эстетического мировоззрения, вкуса, стиля жизни на основе художественной культуры и общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
1.Формирование художественного вкуса посредством практических занятий по художественной обработке древесины с применением знаний о культурных традициях и народном художественном мастерстве.
2.Развитие эстетического мироощущения и восприятия посредством приобретения знаний о культурном и декоративно – прикладном достоянии нашего народа.
3. Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят.
4. Формирование у детей художественных способностей при обработке древесины.
Краткое описание методики преподавания:
Занятия в школе строятся в соответствии с возможностями школы, формами обучения и опытом преподавателя, который в свободной, удобной ему форме преподает материал по данной теме, иллюстрируя рассказ доступными средствами (фотографии, книги, репродукции, иллюстрации, слайды, готовые работы).
Большое внимание в курсе отводится следующим формам обучения:
- практической (составление композиций, изготовление изделий и их художественное оформление)
- экскурсионной (сбор природного материала, посещение музеев).
- развивающей (беседы о народных промыслах, выставки работ и обсуждение их).
Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения:
Во время курса обучения по программе учащиеся:
- Приобретут навыки художественной резьбы по дереву.
- Приобретут навыки работы на токарном станке по обработке древесины.
- Познакомятся с произведениями мастеров зодчества.
- Приобретут навыки работы с различными инструментами.
- Получат начальные знания о дизайне.
- Познакомятся с народными ремеслами.
Учебно - тематический план.
(1 год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов. | Общее кол-во часов | |
теория | практика | |||
1. | История развития русской деревянной архитектуры. | 10 | 10 | |
2. | Материалы, используемые при резьбе. | 6 | 20 | 26 |
3. | Инструменты и приспособления для резьбы. | 4 | 12 | 16 |
4. | Техника выпиливания лобзиком. | 6 | 48 | 54 |
5. | Отделка изделий и нанесение защитных покрытий. | 4 | 24 | 28 |
6. | Экскурсии. | 10 | 10 | |
30 | 114 | 144 |
Тема № 1 «История развития русской деревянной архитектуры»
- Дерево- материал для художественных работ.
- Истоки возникновения резьбы по дереву.
- Художественные работы по дереву.
- Композиции из дерева.
- Особенности деревянного зодчества Руси.
Тема № 2 «Материалы, используемые при резьбе»
- Основные свойства древесины.
- Породы деревьев.
- Изучение свойств различных пород.
- Пороки дерева и древесины.
- Виды лесоматериала.
Тема № 3 «Инструменты и приспособления для резьбы»
- Техника безопасности при работе с ручными инструментами.
- Набор резчицкого инструмента.
- Разметочный инструмент.
- Изготовление резчицкого инструмента.
- Заточка и правка инструмента.
Тема № 4 «Техника выпиливания лобзиком»
- Техника безопасности.
- Основные правила и приемы работы.
- Перевод рисунка.
- Подготовка поверхности.
- Выпиливание различных изделий.
Тема № 5 «Отделка изделий и нанесение защитных покрытий»
- Виды отделок.
- Подготовка к отделке.
- Крашение и тонирование.
- Нанесение покрытий.
- Выжигание.
- Оформление выставки.
Тема № 6 «Экскурсии»
- Резной декор домов.
- Посещение школьного музея.
- Экскурсии в лес.
Ожидаемые результаты :
После первого года обучения учащиеся должны:
- Ознакомиться с домовой резьбой, ее видами, применением.
- Ознакомиться с инструментом резчика.
- Получить навыки работы лобзиком.
- Уметь оформить изделия.
- Получить начальные знания о дизайне.
Учебно - тематический план.
(2 год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов. | Общее кол-во часов | |
теория | практика | |||
1. | Виды домовой резьбы. | 14 | 52 | 66 |
2. | Токарные работы по дереву. | 12 | 40 | 52 |
3. | Декоративно- прикладные изделия. | 4 | 12 | 16 |
4. | Оформление выставки. | 4 | 4 | |
5. | Экскурсии. | 6 | 6 | |
30 | 114 | 144 |
Тема № 1 « Виды домовой резьбы»
- Основные эстетические принципы резьбы.
- Основные технологические принципы резьбы.
- Стилизация духовных символов.
- Выбор древесины для резьбы.
- Подготовка древесины.
- Прорезная резьба.
- Накладная резьба.
- Контурная резьба.
- Геометрическая резьба.
- Ажурная резьба.
- Рельефная резьба.
- Изготовление контурных шаблонов.
- Резание узоров.
Тема № 2«Токарные работы по дереву»
- Устройство токарного станка.
- Инструменты для токарных работ.
- Техника токарных работ.
- Изготовление токарных изделий.
- Точение фасонных форм.
- Точение полых изделий.
- Отделка токарных изделий.
Тема № 3 « Декоративно- прикладные изделия»
- Тиснение по фольге
- Декоративные изделия из проволоки.
- Мозаика с металлическим контуром.
- Чеканка
Тема № 4 «Оформление выставки»
- Подготовка изделий к выставке.
- Презентация изделий.
Тема № 5 «Экскурсии»
- Посещение школьного музея.
- Экскурсия на деревообрабатывающий комбинат.
Ожидаемые результаты :
После второго года обучения учащиеся должны:
- Освоить виды домовой резьбы.
- Получить навыки работы ручными инструментами.
- Освоить навыки резание узоров из дерева с помощью механических и электрических инструментов.
- Познакомиться с принципами создания декоративно –прикладных изделий из металла.
- Продолжить развитие знаний о дизайне изделий.
Учебно - тематический план.
(3год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов. | Общее кол-во часов | |
теория | практика | |||
1. | Объемная резьба предметов домашнего обихода. | 14 | 52 | 66 |
2. | Деревянные изделия из стволовой древесины. | 12 | 40 | 52 |
3. | Корнепластика. | |||
4. | Оформление выставки. | 4 | 4 | |
5. | Экскурсии. | 6 | 6 | |
30 | 114 | 144 |
Тема № 1 « Объемная резьба предметов домашнего обихода»
- Материалы, используемые для резьбы.
- Инструменты, используемые для объемной резьбы.
- Резьба ковша.
- Резьба ложки.
Тема № 2 «Деревянные изделия из стволовой древесины»
- Техника изготовления изделий из стволовой древесины.
- Заготовка и сушка материалов.
- Изготовление вазы из нароста.
- Изготовление подсвечников.
- Изготовление декоративных дверных ручек.
Тема № 3 «Корнепластика»
- Что такое корнепластика?
- Техника корнепластики.
- Заготовка природных материалов.
- Изготовление изделий.
Тема № 4 «Оформление выставки»
- Подготовка изделий к выставке.
- Презентация изделий.
Тема № 5 «Экскурсии»
- Посещение музея деревянной игрушки.
- Экскурсии в лес.
Ожидаемые результаты :
После третьего года обучения учащиеся должны:
- Получить навыки выполнения объемной резьбы.
- Уметь изготавливать предметы деревянной кухонной утвари.
- Знать виды народных промыслов.
- Получить навыки художественного воображения.
- Продолжить развитие знаний о дизайне изделий.
- Получит представления о профессиях в деревообрабатывающей промышленности и кустарном ремесле.
Список литературы используемой для работы:
- Буриков В. Г. «Домовая резьба» Нива России.
- Гусарчук Д. М. « 300 советов любителю работ по дереву» М., Лесная промышленность.
- Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву» Минск. Современное слово.
- Лебедев Е. И. «Резьба по дереву» ООО «Аделант».
- Рыженко В. И. «Декоративная резьба» М. Оникс.
Список литературы, рекомендуемый для детей:
1.Громова Н. В. «Прорезная резьба». М. Народное творчество.
2.Костина Л. А. « Выпиливание лобзиком» М. Народное творчество.
3.Логачева Л. А. «Художественная резьба по дереву» М. Народное . . творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка кружка "Компьютерная грамотность" для 1-4 классов
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса с...
Разработка кружка
Русский народ создал язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Л. Н. Толстой ...
Разработка кружка "Я и компьютер"
В данной разработке имеется пояснительная записка, содержание дополнительной образовательной программы, методическое обеспечение, учебно-тематический план, список литературы....
Методическая разработка кружка "Научное общество гимназистов"
Данная примерная программа разработана на основе типовых программ научно-методической службой ДДТ «У Белого озера. По типу программа является примерной. Типовые программы данного профиля отсутст...
Разработка кружка "Юный журналист"
разработка содержит материал для работы кружка...
Методическая разработка кружка "Юный физик"
В рамках курсовой подготовки по теме "Методика работы по развитию детской одаренности в предметных областях" была подготовлена методическая разроботка кружка "Юный физик"....
Методическая разработка кружка "Юный актёр"(4-5 класс) в коррекционной школе VIII вида.
Данная разработка подойдёт для общеобразовательной школы, т.к. цель - привитие средств выразительности, задача - научить соотносить эмоции с выражением лица и различные ситуации с определёнными эмоция...