Разработка кружка
методическая разработка по технологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа детского кружка
«Рукотворный мир»
Программа рассчитана на 3 года для детей 10-13 лет
Автор программы
Дюмин С. А.-
учитель технологии
Пояснительная записка.
Данная программа имеет художественно- эстетическую направленность. Она является экспериментальной.
В каждом ученике живет исследователь, изобретатель, которому нужны условия для творческой деятельности. Занятия в кружке способствуют раскрытию всех задатков личности, позволяют достичь вершин творчества и проявить себя. Создание изделия из дерева- от его идеи до получения готового произведения- развивает память, мышление, волю, настойчивость; приучает к порядку, точности, аккуратности; способствует эстетическому воспитанию.
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. Из древесины всегда делали практически все необходимое для жизни: дома, мебель, посуду, игрушки и многое другое. А декоративной резьбой до сих пор украшают дома, дачи, беседки, деревянную утварь- хлебницы, вазочки, полочки, различные сувениры. Выполняя, те или иные работы ребята смогут «примерить» себя к тем или иным профессиям и специальностям. А освоение различных технологий способствует более осмысленному изучению математики, физики и других школьных предметов.
Цель программы:
Развитие и формирование эстетического мировоззрения, вкуса, стиля жизни на основе художественной культуры и общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
1.Формирование художественного вкуса посредством практических занятий по художественной обработке древесины с применением знаний о культурных традициях и народном художественном мастерстве.
2.Развитие эстетического мироощущения и восприятия посредством приобретения знаний о культурном и декоративно – прикладном достоянии нашего народа.
3. Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребят.
4. Формирование у детей художественных способностей при обработке древесины.
Краткое описание методики преподавания:
Занятия в школе строятся в соответствии с возможностями школы, формами обучения и опытом преподавателя, который в свободной, удобной ему форме преподает материал по данной теме, иллюстрируя рассказ доступными средствами (фотографии, книги, репродукции, иллюстрации, слайды, готовые работы).
Большое внимание в курсе отводится следующим формам обучения:
- практической (составление композиций, изготовление изделий и их художественное оформление)
- экскурсионной (сбор природного материала, посещение музеев).
- развивающей (беседы о народных промыслах, выставки работ и обсуждение их).
Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения:
Во время курса обучения по программе учащиеся:
- Приобретут навыки художественной резьбы по дереву.
- Приобретут навыки работы на токарном станке по обработке древесины.
- Познакомятся с произведениями мастеров зодчества.
- Приобретут навыки работы с различными инструментами.
- Получат начальные знания о дизайне.
- Познакомятся с народными ремеслами.
Учебно - тематический план.
(1 год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов. | Общее кол-во часов | |
теория | практика | |||
1. | История развития русской деревянной архитектуры. | 10 | 10 | |
2. | Материалы, используемые при резьбе. | 6 | 20 | 26 |
3. | Инструменты и приспособления для резьбы. | 4 | 12 | 16 |
4. | Техника выпиливания лобзиком. | 6 | 48 | 54 |
5. | Отделка изделий и нанесение защитных покрытий. | 4 | 24 | 28 |
6. | Экскурсии. | 10 | 10 | |
30 | 114 | 144 |
Тема № 1 «История развития русской деревянной архитектуры»
- Дерево- материал для художественных работ.
- Истоки возникновения резьбы по дереву.
- Художественные работы по дереву.
- Композиции из дерева.
- Особенности деревянного зодчества Руси.
Тема № 2 «Материалы, используемые при резьбе»
- Основные свойства древесины.
- Породы деревьев.
- Изучение свойств различных пород.
- Пороки дерева и древесины.
- Виды лесоматериала.
Тема № 3 «Инструменты и приспособления для резьбы»
- Техника безопасности при работе с ручными инструментами.
- Набор резчицкого инструмента.
- Разметочный инструмент.
- Изготовление резчицкого инструмента.
- Заточка и правка инструмента.
Тема № 4 «Техника выпиливания лобзиком»
- Техника безопасности.
- Основные правила и приемы работы.
- Перевод рисунка.
- Подготовка поверхности.
- Выпиливание различных изделий.
Тема № 5 «Отделка изделий и нанесение защитных покрытий»
- Виды отделок.
- Подготовка к отделке.
- Крашение и тонирование.
- Нанесение покрытий.
- Выжигание.
- Оформление выставки.
Тема № 6 «Экскурсии»
- Резной декор домов.
- Посещение школьного музея.
- Экскурсии в лес.
Ожидаемые результаты :
После первого года обучения учащиеся должны:
- Ознакомиться с домовой резьбой, ее видами, применением.
- Ознакомиться с инструментом резчика.
- Получить навыки работы лобзиком.
- Уметь оформить изделия.
- Получить начальные знания о дизайне.
Учебно - тематический план.
(2 год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов. | Общее кол-во часов | |
теория | практика | |||
1. | Виды домовой резьбы. | 14 | 52 | 66 |
2. | Токарные работы по дереву. | 12 | 40 | 52 |
3. | Декоративно- прикладные изделия. | 4 | 12 | 16 |
4. | Оформление выставки. | 4 | 4 | |
5. | Экскурсии. | 6 | 6 | |
30 | 114 | 144 |
Тема № 1 « Виды домовой резьбы»
- Основные эстетические принципы резьбы.
- Основные технологические принципы резьбы.
- Стилизация духовных символов.
- Выбор древесины для резьбы.
- Подготовка древесины.
- Прорезная резьба.
- Накладная резьба.
- Контурная резьба.
- Геометрическая резьба.
- Ажурная резьба.
- Рельефная резьба.
- Изготовление контурных шаблонов.
- Резание узоров.
Тема № 2«Токарные работы по дереву»
- Устройство токарного станка.
- Инструменты для токарных работ.
- Техника токарных работ.
- Изготовление токарных изделий.
- Точение фасонных форм.
- Точение полых изделий.
- Отделка токарных изделий.
Тема № 3 « Декоративно- прикладные изделия»
- Тиснение по фольге
- Декоративные изделия из проволоки.
- Мозаика с металлическим контуром.
- Чеканка
Тема № 4 «Оформление выставки»
- Подготовка изделий к выставке.
- Презентация изделий.
Тема № 5 «Экскурсии»
- Посещение школьного музея.
- Экскурсия на деревообрабатывающий комбинат.
Ожидаемые результаты :
После второго года обучения учащиеся должны:
- Освоить виды домовой резьбы.
- Получить навыки работы ручными инструментами.
- Освоить навыки резание узоров из дерева с помощью механических и электрических инструментов.
- Познакомиться с принципами создания декоративно –прикладных изделий из металла.
- Продолжить развитие знаний о дизайне изделий.
Учебно - тематический план.
(3год обучения)
№ п/п | Тема занятий | Количество часов. | Общее кол-во часов | |
теория | практика | |||
1. | Объемная резьба предметов домашнего обихода. | 14 | 52 | 66 |
2. | Деревянные изделия из стволовой древесины. | 12 | 40 | 52 |
3. | Корнепластика. | |||
4. | Оформление выставки. | 4 | 4 | |
5. | Экскурсии. | 6 | 6 | |
30 | 114 | 144 |
Тема № 1 « Объемная резьба предметов домашнего обихода»
- Материалы, используемые для резьбы.
- Инструменты, используемые для объемной резьбы.
- Резьба ковша.
- Резьба ложки.
Тема № 2 «Деревянные изделия из стволовой древесины»
- Техника изготовления изделий из стволовой древесины.
- Заготовка и сушка материалов.
- Изготовление вазы из нароста.
- Изготовление подсвечников.
- Изготовление декоративных дверных ручек.
Тема № 3 «Корнепластика»
- Что такое корнепластика?
- Техника корнепластики.
- Заготовка природных материалов.
- Изготовление изделий.
Тема № 4 «Оформление выставки»
- Подготовка изделий к выставке.
- Презентация изделий.
Тема № 5 «Экскурсии»
- Посещение музея деревянной игрушки.
- Экскурсии в лес.
Ожидаемые результаты :
После третьего года обучения учащиеся должны:
- Получить навыки выполнения объемной резьбы.
- Уметь изготавливать предметы деревянной кухонной утвари.
- Знать виды народных промыслов.
- Получить навыки художественного воображения.
- Продолжить развитие знаний о дизайне изделий.
- Получит представления о профессиях в деревообрабатывающей промышленности и кустарном ремесле.
Список литературы используемой для работы:
- Буриков В. Г. «Домовая резьба» Нива России.
- Гусарчук Д. М. « 300 советов любителю работ по дереву» М., Лесная промышленность.
- Семенцов А.Ю. «Резьба по дереву» Минск. Современное слово.
- Лебедев Е. И. «Резьба по дереву» ООО «Аделант».
- Рыженко В. И. «Декоративная резьба» М. Оникс.
Список литературы, рекомендуемый для детей:
1.Громова Н. В. «Прорезная резьба». М. Народное творчество.
2.Костина Л. А. « Выпиливание лобзиком» М. Народное творчество.
3.Логачева Л. А. «Художественная резьба по дереву» М. Народное . . творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка кружка "Компьютерная грамотность" для 1-4 классов
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса с...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-137803-1353242481.jpg)
Разработка кружка
Русский народ создал язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Л. Н. Толстой ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-226898-1364049921.jpg)
Разработка кружка "Я и компьютер"
В данной разработке имеется пояснительная записка, содержание дополнительной образовательной программы, методическое обеспечение, учебно-тематический план, список литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-82219-1362147311.jpg)
Методическая разработка кружка "Научное общество гимназистов"
Данная примерная программа разработана на основе типовых программ научно-методической службой ДДТ «У Белого озера. По типу программа является примерной. Типовые программы данного профиля отсутст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/01/picture-412247-1393686024.jpg)
Методическая разработка кружка "Юный физик"
В рамках курсовой подготовки по теме "Методика работы по развитию детской одаренности в предметных областях" была подготовлена методическая разроботка кружка "Юный физик"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-424437-1395650516.jpg)
Методическая разработка кружка "Юный актёр"(4-5 класс) в коррекционной школе VIII вида.
Данная разработка подойдёт для общеобразовательной школы, т.к. цель - привитие средств выразительности, задача - научить соотносить эмоции с выражением лица и различные ситуации с определёнными эмоция...