Проектная деятельность обучающихся через применение ИКТ
статья (технология) по теме
В предложениях по модернизации образования, на современном этапе, которые были озвучены Президентом В.В. Путиным, наряду с первоочередными задачами: особое место занимает информатизация образования.
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма. 11 лет назад я начала работу в школе №2 города Полярный по программе «Технология».
Как педагог, я не могу не задумываться над тем, что ожидает моих учеников, и понимаю, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в жизнь. Поэтому в обучение я включаю современные информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) и особенно в проектную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_proekt.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии в проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся через применение ИКТ
«Образование – это то, что остается,
когда все выученное забыто»
Б-Ф. Скиннер
В предложениях по модернизации образования, на современном этапе, которые были озвучены Президентом В.В. Путиным, наряду с первоочередными задачами: особое место занимает информатизация образования.
Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальным заказом, но и потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением информационных и коммуникационных технологий, становится важной составляющей его профессионализма. 11 лет назад я начала работу в школе №2 города Полярный по программе «Технология».
Как педагог, я не могу не задумываться над тем, что ожидает моих учеников, и понимаю, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в жизнь. Поэтому в обучение я включаю современные информационно-коммуникационные технологии обучения (ИКТ) и особенно в проектную деятельность.
Проектная деятельность во многом решает проблему компетентностного подхода, так как способствует формированию общеучебных (надпредметных) компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной. Учащийся при реализации этой технологии самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы и анализирует свою деятельность.
Из требований к уровню подготовки выпускников основной школы по образовательной области «Технология» выпускники должны знать: возможности и области применения ПЭВМ в современном производстве, сфере обслуживания; должны уметь: находить и использовать информацию для преобразовательной деятельности, в том числе с помощью ПЭВМ.
Потребность в самопознании и самореализации – важнейшая возрастная потребность подростков, один из наиболее мощных стимулов их учебной, да и любой другой деятельности. Поэтому работа над проектом от замысла до итога ценна для подростка тем, что дает ему возможность проявить себя во всем своеобразии и неповторимости.
Для учителя учебный проект – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования.
В своей работе с детьми проектной деятельностью с применением информационно-коммуникационных технологий выделяю 6 основных этапов.
- Проблематизация – рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем, формулирование ведущей проблемы;
- Целеполагание – преобразование проблемы в цель своей деятельности;
- Постановка задач, вытекающих из основной цели;
- Планирование деятельности – определение шагов и выбор методов (способов, приемов), ведущих к реализации промежуточных задач и стратегической цели;
- Самоанализ и рефлексия – оценка результативности и успешности найденного решения проблемы;
- Презентация – представление результатов своей деятельности и хода работы.
1.Первый этап работы над проектом – проблематизация. Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем не всякая проблема заставляет человека действовать. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретает личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы. В самом начале работы над проектом, на этапе проблематизации, желательно познакомить учеников планом работы в каждом классе. Последовательность выполнения проекта во всех классах разная и выдается детям как наглядный раздаточный материал.
В свою очередь девочки, работая по теме проекта, выполняют на ПК различные схемы, «звездочки обдумывания
Стараюсь провести уроки в компьютерном классе, где есть выход в интернет.
2.Следующий этап – целеполагание. Когда проблеме проекта удалось придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей. На этом этапе необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе очень помогают различные диски, с которыми дети работают на уроках и которые способствуют выбору детьми темы проекта.
3.У нас есть исходная проблема. Мы видим цель своей работы. Надо спланировать все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Это этап планирования. На этом этапе показываю детям алгоритм планирования по разным видам деятельности. Задать своему ученику следующие вопросы: Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? Как ты будешь решать задачи проекта? Когда ты будешь это делать? Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? Чего у тебя пока нет, чего ты не умеешь делать?
В этом помогает компьютер. Например, если это швейное изделие даю схему сборки плечевого или поясного изделия. Как пример показываю планирование проектов старшеклассниц.
4.На следующем этапе проходит реализация намеченного плана – можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом, имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Здесь приходится следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе. Обязательно возникают какие-то трудности, возможно объективного характера. Однако это не причина для простоя в работе. В этом случае помогают компьютерные программы, работая в которых повышается интерес к проекту. Это программа «Библиотека Технологии», которую должен использовать каждый учитель на уроках и с которой работают дети, если возникают вопросы по проекту. В старших классах 8-9 девочки конструирование выполняют в программе «Компас», что позволяет сделать проектную документацию качественно.
5.Создание проектного продукта. Тут девочки часто проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. Иногда процесс создания продукта затягивается из-за того, что эта работа очень увлекает автора, он постоянно что-то усовершенствует, придумывает все более оригинальные решения. Необходимо лишь обращать его внимание на время, оставшееся до защиты. На этом этапе дети используют цифровые возможности и возможности программ Текстовый редактор Word, Графический редактор Paint. При создании проектного продукта необходимо внимательно изучить соответствующий критерий оценивания в разных классах
6.Презентация проекта – это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели – наилучшим образом показать результат работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувство меры – важнейший социальный навык. Девочки выполняют презентацию в программе «PowerPoint». Регламент презентации, как правило, составляет не более 7-10 минут на выступление. За это короткое время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении нескольких месяцев, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями – обо всем хочется рассказать. Очень важно научить детей выбирать главное, коротко и ясно излагать свои мысли.
В конце учебного года, когда проектные работы во всех классах завершены, проходит конференция «Защита проектов», с использование интерактивной доски, на которую приглашаются все желающие и где выступают девочки старших классов. Младшие учащиеся с интересов слушают выступления, задают вопросы.
Используя компьютер, провожу мониторинг проектных работ на основе анализа каждой выполненной учеником работы по следующим направлениям:
- Вид деятельности (практический или теоретический)
- Умственная активность ученицы (активен, пассивен)
- Устойчивость в работе (устойчив, неустойчив)
- Характер выполненных работ (творческие, полутворческие, нетворческие)
- Сложность работ (сложные, средние, простые)
- Объем затраченного труда (большие, средние, малые)
- Качество выполненной работы (высокое, среднее, низкое)
В заключении хочется сказать, что информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Важно представлять себе преимущества информационных технологий в образовании и если говорить о предмете технология, то мы должны создавать условия для формирования у школьников информационных компетенций – владение информационными технологиями, понимание возможности их применения. Именно проектная деятельность позволяет формировать информационные компетенции.
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Последовательность выполнения проекта
5 класс
1.Обоснуй возникшую проблему и потребность
2.Выбери модель. Составь описание внешнего вида модели.
3.Выбери ткань
4.Выбери необходимые инструменты, приспособления и оборудование.
5.Выполни конструирование и моделирование изделия.
6.Выполни раскрой изделия.
7.Составь технологическую последовательность изготовления изделия.
8.Рассчитай себестоимость изделия.
9.Оцени проделанную работу.
10.Защити проект
Последовательность выполнения проекта
6класс
1.Обоснуй возникшую проблему и потребность
2.Определение конкретной задачи и ее формулировка.
3.Выявление основных параметров и ограничений.
4.Исследование, выявление традиций, истории.
5.Составление «схемы обдумывания»
6.Разработка идей, вариантов.
7.Анализ идей и выбор оптимального варианта.
8.Выбор ткани, инструментов, приспособлений, оборудования.
9.Последовательность
10.Изготовление изделия.
11.Разработка рекламного проспекта изделия.
12.Оформление проекта.
13.Самооценка
Последовательность выполнения проекта
7-9 классы
1.Анализ проблемной ситуации.
2.Определение основной идеи проекта, краткая формулировка задачи.
3.Исследование и анализ проблемы.
4.Дизайн-спецификация.
5.Перечень количественных и качественных критериев.
6.Выработка первоначальных идей проекта.
7.Выбор и обоснование базового варианта.
8.Планирование работы.
9.Технология изготовления.
10.Расчет себестоимости.
11.Оценка изделия. Самооценка процесса.
12.Список используемой литературы.
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Критерии оценивания проектов для 5-6 классов
1.Постановка цели, планирование путей ее достижения.
2.Глубина раскрытия темы проекта.
3.Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
4.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
5.Соответствие требованиям оформления письменной части.
6.Качество проведения презентации.
7.Качество проектного продукта.
Критерии оценивания проектов для 7-8 классов
1.Постановка цели, планирование путей ее достижения.
2.Глубина раскрытия темы проекта.
3.Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
4.Анализ хода работы, выводы и перспективы.
5.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
6.Соответствие требованиям оформления письменной части.
7.Качество проведения презентации.
8.Качество проектного продукта.
Критерии оценивания проектов для 9-10 классов
1.Постановка цели, планирование путей ее достижения.
2.Постановка и обоснование проблемы проекта
2.Глубина раскрытия темы проекта.
3.Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
4.Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
5.Анализ хода работы, выводы и перспективы.
6.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
7.Соответствие требованиям оформления письменной части.
8.Качество проведения презентации.
9.Качество проектного продукта.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Мониторинг оценивания проектных работ
Фамилия, имя ученицы | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Вид деятельности (практический, теоретический) | |||||
Умственная активность ( активен, пассивен) | |||||
Устойчивость в работе (устойчив, неустойчив) | |||||
Характер выполненных работ (творческие, полутворческие, нетворческие) | |||||
Сложность работ ( сложные, средние, простые) | |||||
Объем затраченного труда (большие, средние, малые) | |||||
Качество выполненной работы (высокое, среднее, низкое) |
Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры
Применение информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности
(из опыта работы)
Учитель технологии
МОУ ООШ №2
Г. Полярный
Хамицкая Н.Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативной и социальной компетенций у обучающихся через применение методики коммунарского сбора"
С данной статьей я принимал участие во Всероссийском фестивале "Открытый урок 2009". В статье раскрываются особенности применения методики коммунарского сбора, организации сотрудничества со студенческ...
"Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по предмету"
Педагогический проект на тему "Формирование патриотической компетенции обучающихся через применение инновационных педагогических технологий на уроках истории и в системе дополнительного образования по...
План самообразования "Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение ИКТ в образовательном процессе"
Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного ...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РАЗРАБОТКУ ТВОРЧЕСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ ОДЕЖДЫ
В данной статье раскрываются эффективные способы формирования проектной компетентности обучающихся в процессе реализации комплекса программ социально-педагогической направленности «Кукольный мир...
«Создание условий для активизации познавательной деятельности обучающихся через применение кинезиологических методов»
Из опыта работы педагога-психолога по использованию кинезиологических методов в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида....
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС
В статье представлен опыт по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины....
Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии
Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...