Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Суркова Галина Владимировна

В статье представлен опыт по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл surkova_g.v.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Суркова Галина Владимировна, учитель истории БОУ г. Омска              «Гимназия № 12 имени Героя Советского Союза В.П. Горячева»

«Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся через телекоммуникационные викторины в условиях реализации ФГОС»

    Проектная деятельность соответствует деятельностно-компетентностной парадигме образования. В своей работе применяю проектную технологию потому, что по своей дидактической сущности она нацелена на формирование способностей, обладая которыми, обучающиеся и выпускники гимназии оказываются более приспособленным к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Направляю деятельность обучающихся на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ребенка проблемы.

     В ходе проектной деятельности мной формируются и развиваются следующие универсальные учебные действия: решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; применение полученных знаний для определения порядка действий в конкретных ситуациях; умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; поиск и извлечение информации по заданной теме в источниках разного типа; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; формулирование полученных результатов; овладение основными видами публичных выступлений; пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в работе.

     Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов. Мной разработаны методические пакеты к проектам «Право в нашей жизни» и «Моя семья» (листы планирования содержания проектов, методические рекомендации к проектам, план проведения проектов, критерии оценивания групповых творческих заданий, правила подготовки и критерии оценивания презентации, критерии оценивания публикаций, правила подготовки и критерии оценивания проекта, ролевые игры, методические разработки конкурсов, положение о проведении конференции обучающихся, мультимедийные презентации и др.). Продукты проектов: фестиваль «Право в нашей жизни» и конференция «Моя семья», в которых приняли участие обучающиеся нашей гимназии при поддержке учителей, сотрудников учреждений высшего профессионального образования, представителей общественных организаций, родительской общественности. Все детские работы размещены в сети Интернет на сайте БОУ г. Омска «Гимназия № 12» по адресу URL:  http://www.mou12-omsk.3dn.ru

     С целью проведения эффективной дистанционной методической и учебной деятельности с помощью образовательных блогов и повышения качества обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий разработала и создала в сети Интернет персональные сайты. В социальной сети работников образования nsportal.ru создала сайт по адресу URL: http://nsportal.ru/surkova-qalina-vladimirovna Сайт по адресу URL:  http://galia-surkova.narod.ru/ занесен во Всероссийский каталог «Сайты образовательных учреждений и педагогов Российской Федерации» Всероссийского педагогического портала МЕТОДКАБИНЕТ.РФ. На уроках и во внеурочной деятельности рекомендую детям использовать дополнительные материалы по истории и обществознанию, размещенные на страницах собственных сайтов.

     Мой кабинет оборудован компьютерной техникой (компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, копир, веб-камера), телевизором, видеомагнитофоном, DVD, электронными учебными пособиями, что позволяет обучающимся выполнять задания на поиск и отбор нужной информации по истории и обществознанию. Выход в Интернет предоставляет возможность дистанционно обучать детей с ограниченными физическими способностями.

     Участие в телекоммуникационных проектах стимулирует активность и самостоятельность обучающихся при выполнении заданий; развивает коммуникативные умения; совершенствует навыки исследовательской деятельности; позволяет ребенку проявить свою индивидуальность, реализовать свой творческий потенциал; помогает мне объективно оценить выбранную тактику и стратегию работы, методику обучения, повышает объективность контроля глубины и широты знаний, качества усвоения материала). Так как телекоммуникационные (сетевые) проекты выходят за рамки одного замкнутого ученического коллектива они – дают дополнительный толчок личностному развитию ребенка.

     За последние три года мной разработано и проведено несколько телекоммуникационных проектов и викторин, среди них: «Что век грядущий нам готовит?», «Реальный портрет великого человека», «Омск: вчера, сегодня, завтра». Описание проектов размещено в сети Интернет на «Омском образовательном портале» по адресу URL: http://www.omsk.edu.ru. 

     Эти проекты созданы с целью развития личности ребёнка, её индивидуальных возможностей, способностей, интересов и направлена на формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде и расширения кругозора. Разработанные материалы могут быть использованы в качестве дополнительной информации к урокам истории, краеведения и информатики, а также для  разработки классных часов и элективных курсов.

     В этом году телекоммуникационная викторина «Омск: вчера, сегодня, завтра», посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Все материалы о ходе реализации викторины размещены на портале «Школа» по адресу: http://school.omgpu.ru/course/view.php?id=735

     Телекоммуникационные проекты облегчают обмен опытом, позволяют по-иному взглянуть на новые проблемы, помогают увидеть свою деятельность в более широком, культурном и социальном контексте. 

     Следовательно, ИКТ в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения и наличием необходимой информационной и технологической подготовки педагога создают условия для реализации вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения ребенка.

      Достигнуты следующие результаты:

- у обучающихся сформирована способность самостоятельно выполнять комплекс действий по решению значимой для них проблемы, завершающихся созданием конечного продукта;

- высокая активность обучающихся способствует росту внутренней познавательной мотивации;

- формирование и развитие информационной культуры обучающихся через создание собственных образовательных информационных продуктов;

- возросло умение осуществлять поиск информации, составлять прогнозы на основе имеющихся данных, интерпретировать научные факты и данные исследований, интерпретировать информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...

«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов»

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку...

Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования

Локально-нормативный акт школы, регламентирующий организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования...

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...