разработка уроков по теме" Машиноведение"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Зайцева Елена Николаевна

 

1.   Ознакомить учащихся с историей создания швейной машины.

2.   Сформировать знания о бытовых машинах и различных приводах и составных частях швейной машины.

3.   Научить приемам заправки верхней нитки в машину.

4.   Развивать внимательность и соблюдение Т.Б. при выполнении практических работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_sozdaniya_shveynoy_mashiny.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Урок №1-2

 "История создания швейной машины. Классификация швейных машин. Устройство швейной машины.  Заправка верхней нити" 

Тип урока – комбинированный.

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с историей создания швейной машины.
  2. Сформировать знания о бытовых машинах и различных приводах и составных частях швейной машины.
  3. Научить приемам заправки верхней нитки в машину.
  4. Развивать внимательность и соблюдение Т.Б. при выполнении практических работ.
  5. Воспитывать внимательность и аккуратность в работе.

Оборудование: 

  1. Учебник “Технология. Обслуживающий труд” под редакцией В.Д. Симоненко, 2008 г параграф 5-6, рабочая тетрадь, швейные машины с различными приводами для демонстрации, проектор, презентация “История создания швейной машины»,видеофильмы.
  2. Устройство швейной машины. Заправка верхней нити”, Технология (библиотека электронных наглядных пособий).

Ход урока

I. Организация урока.

а) приветствие;
б) выявление отсутствующих;
в) подготовка к уроку.

II. Изучение нового материала

 (I этап). Приложение 1.

Почему самолет и комбайн, подъемный кран и швейную машину и еще множество устройств, различных по назначению, конструкции и размерам, мы называем одним универсальным словом – машина?

Машина – устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования энергии, материалов и информации;

Швейная машина – машина для соединения (скрепления) деталей швейных изделий ниточной строчкой, а также для выполнения строчек различного вида с целью отделки и украшения изделий, пришивания пуговиц, обметывания петель и т.п.

Швейная машина служит для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий.

Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу.

Сегодня швейные машины есть почти в каждой семье. Срок их службы, по принятым стандартам, 25 лет. Но немало “долгожителей” сохранилось и с довоенной поры, а то и дореволюционного выпуска. И работают!

Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV века Леонардо да Винчи (1452–1519). Показ презентации (слайд -3-4).  

В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков. (слайд 5).  

Только в 1834 году американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство. Его машина была первой машиной челночного стежка, в которой использовались верхняя и нижняя нити. (слайд 6-7).  

В 1844–1845 годах другой американец, Элиос Хоу, (слайд 8-9).   которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Одна такая машина заменяла труд пяти портных.

Первые швейные машины украшались рисунками и резьбой, а по форме напоминали пистолет или оружейный приклад.

Швейные машины стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес публики. Наконец в 1850–1851 (слайд 10-11).  годах усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида. Вошла в моду бутылочная форма. (слайд 12-13).  

Помимо ручного привода, машины оснащались педальным устройством ножного привода, при котором освобождались руки портного. Декоративный литой стол был удобным дополнением.

Начиная с 1870 года, фирма “ЗИНГЕР” не только расширилась, но и открыла свои филиалы в России.

В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма “ ЗИНГЕР основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы. Этот завод существует и в настоящее время.

(Слайды № 14-15)

девочки выполняют физминутку

(Продолжение объяснения нового материала)

На современных швейных предприятиях и в быту используют высоко-скоростные швейные машины: Универсальные и специальные.

Универсальные швейные машины предназначены для выполнения стачивающих и отделочных строчек, петель, вышивки.
Специальные швейные машины выполняют одну или несколько технологических операций одновременно: стачивание деталей, обрезку края и обметывание срезов, обметывание петель и пришивание пуговиц и т.д.

(Слайд 16-17).

В последнее время появились швейные машины с компьютерами и специальными программами по вышиванию. Большое внимание уделяется оформлению швейных машин, применяются специальные материалы для изготовления корпусов и деталей, что обеспечивает более надежную и легкую эксплуатацию их в процессе шитья. (Слайд 18-19).

(Привод – это устройство, с помощью которого машина приводится в движение. (Слайд 20)

Мы видели швейные машины с различными приводами.

Вопрос: Как вы думаете, с помощью, каких усилий движется маховое колесо этих машинах?

Обсуждение вопроса: в чем особенности каждого привода?

С помощью любого (ручного, ножного, электрического) привода движение передается маховому колесу. Оно заставляет вращаться все рабочие органы машины.

Ручной привод постепенно уходит в прошлое. Работать на такой машине неудобно, потому что правая рука занята вращением рукоятки. Ножной привод освобождает руки для работы, это большое преимущество перед ручным приводом. Машина с ножным приводом очень удобна для обучения швейному делу, так как можно легко регулировать скорость вращения главного вала.

Машина с электрическим приводом наиболее быстроходна и современна, удобна в работе. (Слайд 21-22).

Виды приводов швейной машины: ручной, ножной и электрический.

Рассказать и показать устройство швейной машины и назначение деталей.

Смотрим на экран и в учебник страница 29 рисунок 11 “Детали швейной машины”. (Слайд 23-24)

Детали швейной машины:

1 – двигатель материала; 2 – нитенаправитель; 3 – рукав; 4 – стержень для катушки; 5 – моталка; 6 – маховое колесо; 7 – указатель длины стежка; 8 – рычаг обратного хода; 9 – ручка регулятора длины стежка; 10  стойка рукава; 11 – платформа; 12 – нитенаправитель; 13 – задвижная пластина; 14 – челночное устройство; 15  лапка прижимная; 16  нитепритягиватель

1. Двигатель материала

Продвигает материал во время работы.

2, 12. Нитенаправители

Направляют нить в нужном положении при заправке верхней нити

3. Рукав

Внутри него располагается главный вал машины

4. Стержень для катушки

Для насадки катушки

5. Моталка

Для наматывания нижней нити

6. Маховое колесо

Для начала работы (для приведения машины в рабочее состояние)

7. Указатель длины стежка

Указывает размер длины стежка

8. Рычаг обратного хода

Для выполнения закрепки

9. Регулятор длины стежка

Регулирует длину стежка(расстояние между двумя проколами иглы)

10. Стойка рукава

Под ней находятся валы, которые приводят в движение рабочие части машины

11. Платформа

Для крепления стойки рукава

13. Задвижная пластина

Для открытия отверстия к челночному устройству

14. Челночное устройство

Для образования стежка (туда вставляется шпулька с нижней ниткой)

15. Лапка прижимная

Для прижима ткани

16. Нитепритягиватель

Притягивает нить

После изучения частей машины предлагается посмотреть небольшие видеофрагменты на закрепление изученного материала.

IV. Практическая работа. ( 2 урок)

При работе на швейной машине надо соблюдать правила техники безопасности ”. (Слайд 25-28)

Правила техники безопасности.

  1. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
  2. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
  3. Стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед вами.
  4. Расстояние между работающим и машиной должно составлять 10–15 см.
  5. Ноги должны опираться всей ступней на пол или подставку.
  6. Все необходимые инструменты должны лежать в ящике машины, а на платформе – только ткань или изготовляемое изделие.
  7. Перед началом шитья на машине в изделии не должно находиться булавок или игл.
  8. Нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины. Необходимо следить за правильным положением рук.
  9. Установку шпульного колпачка, заправку верхней нитки производить при выключенной машине.

А сейчас я вам покажу, как правильно нужно заправлять верхнюю нить в швейной машине и нижнюю нить в шпульном колпачке.(Слайд 29-30).

После показа заправки верхней нити и нижней нити швейной машины переходим к практической работе.

Инструктаж по технике безопасности.

Учащиеся практикуются в заправке верхней нити в швейной машине. Работают по 2 человека. Один заправляет, другой наблюдает. Замечания друг другу на делают. Затем меняются. В процессе работы, если кому-то что-то не понятно я подхожу и индивидуально объясняю и проверяю, как учащиеся заправили верхнюю нить в машинке.

Пока я даю индивидуальные консультации, остальные учащиеся выполняют работу на карточках “Устройство швейной машины”, проставляют номера деталей машины (найти их на машинке и рассмотреть). Затем производят взаимоконтроль (обмениваются карточками и проверяют друг у друга). Выполненную работу вклеивают в тетрадь.

Карточка “Устройство швейной машины”.

Кто раньше всех выполняет практическую работу, тот отвечает на вопросы в учебнике стр. 31.

V. Закрепление изученного материала. Фронтальный опрос.

Вопросы:

  1. Кто предложил проект первой швейной машины?
  2. Кто изобрел двухниточную швейную машину?
  3. 3 В каком году и где был основан в России первый завод по сборке швейных машин?
  4. Какие виды приводов вы знаете?
  5. Назовите составные части швейной машины.
  6. Из каких основных частей состоит электропривод?
  7. На какой машине, с каким приводом удобнее работать и почему?

VI. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итог урока, делает необходимые замечания, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.

Домашнее задание: учебник, § 5, 6; ответить на вопросы в конце параграфов (1–3 на с. 28; 1–3 на с. 31); знать основные понятия по теме.

 Вот и подошел к концу наш урок.

Вопросы:

  1. Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось на нашем уроке?
  2. Что нового вы узнали?
  3. Пригодится ли вам это в дальнейшем?
  4. Чем отличаются швейные машины?

             Урок № 3 -4  "Бытовая швейная машина".

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся 5 класса об устройстве швейной машины, машинной иглы, сравнивать и различать разновидности приводов швейной машины.
  2. Развить знания и умения в заправке верхней и нижней нитки.
  3. Воспитать техническую культуру личности.

Тип урока: проверочно-обобщающий.

Методы урока:

  1. Объяснительно-иллюстративные - беседа, объяснение, диалог.
  2. Интеллектуальные – сравнение, анализ, обобщение.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока, целей урока.
  3. Практическая работа  детей.
  4. Итоговая часть (подведение итогов и урока в целом).

Ход урока

После сообщения темы и цели урока, учащимся предлагаются правила работы на уроке:

  1. Класс разбивается на  группы, в каждой группе назначаются капитаны .Их задача во время урока отслеживать правильность ответов учащихся в их группе, оценивать по пятибалльной системе каждого члена группы. Оценки ставят в специально подготовленную форму таблицы «Контроль знаний учащихся по разделу «элементы машиноведения»».
  2. К концу урока командиры  групп подводят итоги работы членов своей группы, зачитывают результаты работы на уроке, а затем сдают учителю.
  3. Каждому члену группы в начале урока предлагаются листы ответов (см. приложение 2).

Учащиеся сначала выполняют теоретическую часть ,затем практическую .

Во время выполнения практической части проверяются знания техники безопасности, умение правильно заправить швейную машину и проехать прямую строчку сначала без нити , затем с нитью.

Контроль знаний учащихся по разделу «элементы машиноведения»

Группа №___

Вопросы

Фамилии учащихся

Ф.И.

Ф.И.

Ф.И.

1

Для чего служат швейные машины?

 

 

 

2

Какие швейные машины используются в домашних условиях?

 

 

 

3

Что означает слово «привод»?

 

 

 

4

Что необходимо знать при работе на швейной машине?

 

 

 

5

Устройство бытовой швейной машины? (19)

 

 

 

6

А что ещё мы забыли сказать?

 

 

 

7

Устройство шпульного колпачка?

 

 

 

8

Устройство машинной иглы

 

 

 

9

Заправка нижней нитки?

 

 

 

10

Заправка верхней нитки

 

 

 

11

Назовите правила техники безопасности при работе за швейной машиной: Что нужно сделать до начала работы

 

 

 

12

Что нужно делать во время работы

 

 

 

13

Что нужно сделать по окончании работы?

 

 

 

Результат:

 

 

 

В конце урока задаются вопросы учащимся:

  1. Понравился ли урок?
  2. Что запомнилось?
  3. Что учтете для себя на будущее?

Учитель выставляет учащимся оценки за работу на уроке в журнал.

Лист ответов

Устройство бытовой швейной машины:

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  5. ____________________________
  6. ____________________________
  7. ____________________________
  8. ____________________________
  9. ____________________________
  10. ____________________________
  11. ____________________________
  12. ____________________________
  13. ____________________________
  14. ____________________________
  15. ____________________________
  16. ____________________________
  17. ____________________________
  18. ____________________________
  19. ____________________________

Устройство шпульного колпачка:

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  5. ____________________________
  6. ____________________________

Устройство машинной иглы:

  1. __________________________
  2. __________________________
  3. __________________________
  4. __________________________
  5. __________________________
  6. __________________________
  7. __________________________

Заправка нижней нитки:

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  5. ____________________________
  6. ____________________________
  7. ____________________________
  8. ____________________________

Заправка верхней нити (цифры):

  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  5. ____________________________
  6. ____________________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...