Материаловедение. Отделка ткани
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет учащимся самостоятельно (или с частичной помощью учителя) изучать теоретический материал, выполнять практические, лабораторные работы. Контролировать степень усвоения материала с помощью тестов самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otdelka_tkani.doc | 325 КБ |
Предварительный просмотр:
БЛОК – МОДУЛЬ
Материаловедение
5 КЛАСС
М-1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН.
ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.
Лабораторная работа:
определение направления долевой нити в ткани.
М–2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.
Триединая дидактическая цель:
Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон,
дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве, строении ткани,
ознакомить с видами отделки ткани.
Познакомить с профессиями прядильного и ткацкого производства.
Развивать общеучебные навыки работы с учебником, целевым учебным планом, блоком самостоятельной познавательной деятельности, контрольными тестами.
Развивать аналитическое мышление, умения описывать, характеризовать, сравнивать материалы, внимательность, память.
Прививать аккуратность при выполнении и оформлении лабораторно-практической работы.
Воспитывать культуру труда и взаимоотношений.
В результате работы над учебными элементами учащиеся должны:
Знать:
- классификацию волокон используемых для производства текстильных материалов,
- процесс получения пряжи, ткани,
- строение ткани, свойства нитей основы и утка,
- способы отделки тканей, признаки определения лицевой стороны ткани, приёмы определения лицевой стороны ткани.
Уметь:
- определять ширину ткани, способ отделки ткани,
- находить лицевую сторону ткани,
- находить направление долевой нити в ткани,
-оформлять лабораторную работу, делать выводы,
- работать по целевому учебному плану.
М-2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебник “Трудовое обучение” 4 кл.
- рисунок печатного станка
- коллекция тканей с различными способами отделки, переплетения.
- карточки задания “определение лицевой стороны ткани, способа отделки”
- ТЕСТ №1
- Целевой учебный план деятельности учащихся.
На доске девиз: “Какова пряха, такова на ней рубаха”
УЭ-О
Цель: подготовка учащихся к работе на занятии
- проверка готовности учащихся к работе на уроке,
- подготовка дежурными рабочих мест к уроку,
- доведение до учащихся плана урока.
УЭ-1
Цель: обозначить тему и цели урока
3. В результате лабораторной работы учащиеся должны
Знать: виды отделки ткани, способы отделки тканей, отличительные особенности лицевой стороны ткани.
Уметь: определять лицевую сторону в образцах тканей, определять способ отделки образца ткани, оформлять лабораторную работу.
4. записать тему и девиз урока в тетрадь.
УЭ-2
Цель: актуализировать знания учащихся по теме урока
2. на доске записаны цепочки слов:
Сырьё – волокно- пряжа – снование – проборка – переплетение – суровьё – опаливание – отбеливание – крашение – готовая ткань.
Шерсть, капрон, лён, джут, лавсан, шёлк, хлопок, кенаф, акрил, пенька, асбест.
3. Задание учителя. Разделите процесс получения ткани на три этапа: прядение, ткачество, отделка. Подчеркните во второй строчке волокна растительного происхождения прямой линией, животного – волнистой, минерального – двумя прямыми линиями.
4. Выполняют задания, обмениваются тетрадями, проверяют работу друг друга.
УЭ-3
Цель: восприятие, осмысление первичных знаний об отделке тканей.
2. объяснения учителя с демонстрацией наглядных пособий.
3. Ткань снятая с ткацкого станка называется суровой. Она имеет неприглядный внешний вид. Для придания им товарного вида эти ткани должны пройти дальнейшую отделку.
Предварительная отделка:
Опаливание – удаление волокон с поверхности, выполняют по лицевой стороне ткани, поэтому она всегда более гладкая, блестящая, на ней меньше узелков и ворсинок,
Расшлихтовка – удаление крахмала, Отваривание – удаление загрязнений, Промывка,
Мерсеризация – пропитка ткани специальным раствором для повышение прочности, Отбеливание (обесцвечивание, беление) – придание ткани необходимой белизны (ткань отбеленная)
Крашение – придание ткани необходимого одного цвета (ткань гладкокрашеная или однотонная). Печатание – нанесение на поверхность ткани определённого рисунка с помощью печатных машин (ткань набивная) Демонстрируется рисунок печатного станка и процесс печатания рисунка на ткань.
Заключительная отделка:
Пропитка тканей различными составами для придания им определённых свойств (непромокаемости, жёсткости, несминаемости); ширение (выравнивание); каландрование (разглаживание, придание блеска); аппретирование (повышение износостойкости) и т.д.
Ворсование образование на поверхности ткани начёса или ворса с помощью игольчатых лент (фланель, бумазея)
Очень интересную ткань можно получить, если сначала окрасить пряжу, а затем изготовить ткань, чередуя цветные полосы. Такие ткани называются пёстроткаными (обычно в полоску или в клетку).
4. учащиеся слушают объяснения, следят за демонстрацией, пишут конспект.
УЭ-6
Цель: обеспечить применение знаний, формирование практических умений
2. вводный инструктаж к лабораторной работе.
3. Слово учителя. Ткань имеет две стороны: лицевую и изнаночную. При раскрое выкройки накладывают на изнаночную сторону ткани, швы при шитье также располагают на изнаночной стороне изделия, поэтому надо уметь определять лицевую сторону в ткани. Лицевой стороной считается более красивая, яркая, с чётким рисунком поверхность. Но ткани могут быть почти одинаковыми с двух сторон, например отбеленные, гладкокрашеные ткани, такие ткани ещё называют равносторонними. Если же ткань имеет разную с двух сторон поверхность, но любая из них может быть использована в качестве лицевой, такие ткани называют двухсторонними. Они хорошо сочетаются и комбинируются. Объяснения сопровождаются демонстрацией образцов тканей.
4. слушают объяснения, анализируют демонстрационные образцы, основные понятия записывают в опорный конспект.
УЭ-7
Цель: формирование навыков определения лицевой стороны ткани.
2. лабораторная работа: определение лицевой стороны в ткани.
3. объяснить последовательность и приёмы выполнения заданий практической работы, ознакомить с требованиями к оформлению лабораторной работы, обращая внимание на соблюдение правил охраны труда.
4. учащиеся изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы, исследуют образцы тканей, оформляют лабораторно-практическую работу, выполняют самоконтроль.
УЭ-8
Цель: контроль степени усвоения знаний по теме.
2. Тест №1
3. Учитель раздаёт тесты, объясняет правила выполнения, систему проверки и оценивания.
4. Учащиеся слушают условия тестирования, выполняют тест, самоконтроль.
УЭ-9
Цель: формирование целостной системы знаний и умений.
2. карточки-задания: определение лицевой стороны ткани, способа отделки ткани.
3. Для успешно справившихся учащихся предлагается работа по карточкам, объясняется принцип работы с карточками на 1 примере.
4. самостоятельно выполняют работу по карточкам, самоконтроль.
УЭ-10
Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока.
2. рефлексия, ответы на вопросы
- с каким настроением вы изучали этот материал?
- какое значение для вас имеют знания и умения, полученные сегодня?
- какие моменты вызвали у вас затруднения? Почему?
Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.
М-2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.
УЭ | УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ | РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА |
УЭ-О УЭ-1 УЭ-2 УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5 УЭ-6 УЭ-7 | ИДЦ: знать: виды отделки тканей, способы отделки тканей, отличительные особенности лицевой стороны ткани. уметь: определять лицевую сторону в образцах ткани, определять способ отделки образца ткани, оформлять лабораторную работу, делать выводы. Цель: закрепить знания необходимые для изучения новой темы.
Сырьё – волокно- пряжа – снование – проборка – переплетение – суровьё – опаливание – отбеливание – крашение – готовая ткань.
Шерсть, капрон, лён, джут, лавсан, шёлк, хлопок, кенаф, акрил, пенька, асбест. Цель: познакомиться с процессом отделки ткани.
- как называется ткань, снятая с ткацкого станка? - какая цель процесса отделки тканей? - какие виды отделки проходит ткань? - для чего выполняют мерсеризацию ткани? - к какому виду отделки относится опаливание? - для чего выполняют специальную отделку ткани? Цель: знать виды тканей по способу отделки. 1. выслушайте объяснения учителя.
- как получают набивную ткань? - какая ткань получается после отделки крашение? - каким способом получают пёстротканую ткань? - как можно использовать разносторонние двухлицевые ткани? Цель: изучить признаки определения лицевой стороны в ткани. 1. выслушайте объяснение учителя.
- как определить лицевую сторону в однотонных тканях? - чем отличается лицевая сторона от изнаночной стороны в набивной ткани? - почему лицевая сторона в пёстротканой ткани более ровная, гладкая? 4. запишите в рабочую тетрадь 4 признака определения нитей основы в ткани. Цель: научиться определять способ отделки и лицевую сторону в ткани. 1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению лабораторной работы. 2. выполните действия, описанные в лабораторной работе: «Определение лицевой стороны в ткани» 3. оформите лабораторную работу
Цель: проверить степень усвоения знаний по разделу материаловедение.
Цель: подведение итогов урока, его оценка.
- как была достигнута цель урока? (самостоятельно, с помощью одноклассников, с помощью учителя) - где могут быть использованы полученные знания? - причины ошибок при выполнении заданий (невнимательность, недостаток знаний, непонятен смысл задания, вопроса)
| Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь Внимательно прочитайте цели урока. Выполните задания письменно в рабочей тетради. Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно. Работа с информационным блоком. Внимательно выслушайте объяснения учителя. Работа с информационным блоком. Запишите основные понятия в рабочую тетрадь. Внимательно слушайте объяснения учителя. Задавайте вопросы по непонятым моментам. Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль. Задание 4 выполняется по желанию. Будьте объективны при самооценке. Домашнее задание индивидуальное. |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Отделка тканей.
Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшения её качества. Основные процессы отделки ткани:
- Предварительная отделка:
- опаливание – удаление с поверхности суровой ткани кончиков волокон, которые портят её внешний вид;
- расшлихтовка – обработка ткани с целью удаления из неё крахмала нанесённого при шлихтовании.
- отваривание – обработка тканей щелочными растворами с целью удаления жировосковых веществ, примесей, загрязнений, остатков шлихты;
- беление – обработка тканей раствором окислителей для придания устойчивой белизны.
- мерсеризация – обработка натянутой ткани раствором едкого натра для повышения прочности, придания шелковистости и блеска;
- ворсование – образование начёса, ворса на поверхности тканей для придания мягкости, пушистости, улучшения теплозащитных свойств;
- Крашение – процесс нанесения красителя на ткань для придания сплошной ровной окраски.
- Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.
- Заключительная отделка:
- аппретирование – это пропитка тканей специальными составами для придания упругости, эластичности, блеска, повышения износостойкости;
- ширение – придание ткани стандартной ширины и устранение перекосов;
- каландрование – глажениена тяжёлых каландрах – стальных валах с внутренним обогревом;
- специальные отделки для придания тканям определённых свойств: несминаемости, водонепроницаемости и т.д.
Основные признаки определения лицевой стороны в ткани:
- в набивных тканях печатный рисунок на лицевой стороне более яркий, чёткий;
- в гладкокрашеных, пёстротканых тканях лицевая сторона более ровная, гладкая, блестящая, т.к. с лицевой стороны ткань опаливается, а дефекты (узелки, петельки) выводятся на изнаночную сторону;
- в ворсовых тканях на лицевой стороне ворс располагается более упорядоченно, а на изнаночной хаотически.
- рисунок переплетений на лицевой стороне более чёткий.
Информационный блок
Отделка тканей
Чтобы пре вратить ткань в красивую и приятную на ощупь, ее надо облагородить, т. е. подвергнуть специальной химической обработке. Такую обработку проводят на красильно-отделочных фабриках.
Основные операции отделки тканей из натуральных волокон:
опаливание — удаление с поверхности суровых тканей волоконец;
расшлихтовка — замачивание в воде с целью удале ния шлихты;
отваривание — в слабых растворах щелочей для удаления жировосковых веществ;
отбеливание — белильными растворами;
мерсеризация — обработка ткани концентрированными щелочами в натянутом состоянии с целью облагора живания ткани;
оживка — обработка тканей раствором уксусной ки слоты с целью облагораживания;
ворсование — получение начеса с помощью игольча тых лент;
опаливание — удаление торчащих на поверхности во локон;
заварка—обработка расправленной ткани кипящей водой для снятия напряжения в волокнах и их фиксации;
декатировка — обработка ткани паром с целью фор мирования структуры ткани и для уменьшения, усадки ткани.
валка — уплотнение ткани и образование на поверх ности войлокообразного застила;
карбонизация — обработка слабым раствором серной кислоты с целью удаления растительных примесей.
После отделки основной состав тканей направляют на гладкое крашение или в печатание.
Крашение – процесс нанесения красителя на ткань для придания сплошной ровной окраски.
Печатание (набивка) – процесс нанесения на ткань цветного рисунка.
Рис. Схема четырехвальной печатной машины:
1 - печатные валы с вы гравированной на каж дом из них частью рисун ка ткани.
2 - суровая ткань,
3 - направляющие валики,
4 - барабан («подкладка» при печа тании),
5 - чехол - под кладочная ткань, пре дохраняющая барабан от загрязнения красителем,
6 - корыта с красильным раствором,
7 - щетки, набрасывающие раствор красителя на поверхность печатного вала,
8 - рак ли - пластинки, снимаю щие излишек раствора с поверхности печатных ва лов.
ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ В ТКАНИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА ОТДЕЛКИ ТКАНИ
Материально-техническое обеспечение: лоскутки тканей с разными способами отделки, ножницы, клей ПВА, правила охраны труда при работе с ножницами, образец оформления лабораторной работы.
Порядок выполнения работы:
- зарисуйте в тетради таблицу
Лицевая сторона | Изнаночная сторона | Название ткани по способу отделки |
- вспомните признаки определения лицевой стороны ткани, правила безопасности при работе с ножницами.
- из предложенных лоскутков тканей выберите образцы с разным способом отделки не менее 4 образцов
- по выкройке обведите карандашом контур, совмещая стороны прямоугольника с направлениями систем нитей
- аккуратно вырежьте детали по контуру
- поочерёдно берите образцы ткани, определите лицевую сторону по известным признакам.
- сложите деталь пополам, разрежьте лоскуток на две равные части
- приклейте половинки детали в соответствующие колонки таблицы (лицевой стороной вверх в первой колонке, изнаночной стороной во второй колонке)
- определите способ отделки ткани, вид ткани и запишите в последней колонке
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: вырезанные детали сохранили прямоугольную форму, стороны деталей ровные, образцы приклеены ровно, отсутствуют следы клея на тканях и на листе, правильность выполнения задания.
ТЕСТ «Отделка ткани»
- Отделка ткани зависит …
А) от внешнего вида ткани;
Б) от назначения ткани;
В) от сминаемости ткани.
- Ткань, снятую с ткацкого станка называют…
А) матовой;
Б) суровой;
В) отбеленной.
- При окрашивании ткани в один цвет получают…
А) набивную ткань;
Б) окрашенную ткань;
В) гладкокрашеную.
- Лицевую сторону ткани определяют…
А) на ощупь, по гладкости;
Б) по переплетению;
В) по рисунку, чистоте отделки.
- Если в ткани нити основы окрашены в один цвет, а нити утка другой, то ткань называется…
А) с печатным рисунком;
Б) суровой;
В) пёстротканой.
- Ткань, прошедшую отделку, называют…
А) готовой;
Б) выпускной;
В) окончательной.
- Аппретирование – это операция…
А) предварительной отделки ткани;
Б) крашения;
В) окончательной отделки ткани.
- Мерсеризация это отделка тканей для придания ей…
А) прочности и несминаемости;
Б) шелковистости, блеска и прочности;
В) непромокаемости.
- К операциям заключительной отделки относятся:
А) каландрование, ширение, аппретирование;
Б) беление, крашение, ширение;
В) опаливание, каландрование, печатание рисунка.
- Родиной крашения тканей считают…
А) Индию и Китай;
Б) Египет и Судан;
В) Иран и Сирию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материаловедение, 5 класс. "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны"
Поурочный план. Урок №4 "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны", 5 класс...
Материаловедение. Строение ткани
Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет у...
план-конспект к занятию по теме "Материаловедение. Хлопчатобумажные ткани"
Раздел “Материаловедение” изучает материалы, которые применяются для изготовления швейных изделий: ткани, отделочные материалы, нитки и фурнитуру. Прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо...
Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. 7 класс.
Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. 7 класс. Изучение нового материала. 1.Рассказ учителя. Из истории возникновения шёлка. В Китае ш...
Отделка тканей
Лицевая и изнаночная стороны, способы определения....
Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."
Технологическая карта открытого урока по теме: "Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона. Характер и направление рисунка в ткани."...
2014 Открытый урок "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения".
В октябре 2014 г. мною был проведён открытый урок по теме "Материаловедение. Натуральные ткани растительного происхождения". Дети узнали, что все ткани различны по внешнему виду и свойствам....