Урок по теме"Проектная работа"
творческая работа учащихся (технология, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План –конспект открытого урока по технологии в 9 классе
по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Технология профёссионального самоопределение и карьеры» в систему . Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 9 класса в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи:
1.Образовательные (дидактические )
Формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников , их реалистического самовосприятия и уровня притязаний, представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению
2 Развивающие (Психологические )
- Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания ,
- развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,
- предоставить девятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний
3 Воспитательные
Воспитание трудовой мотивации учащихся, помочь ориентироваться в мире профессий
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
- свой уровень готовности к профессиональному самоопределению;
- значение и потенциал проектов в становлении профессионального самоопределения личности;
- порядок подготовки и оформления творческого проекту и построения личного профессионального плана.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;
- корректировать свои профнамерения,
- соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями;
- проводить профессиограммный анализ профессий;
- уметь выполнять проектной работы, уметь ее презентовать.
Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.
Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.
Методы обучения:
- метод проектов.(Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов)
- проблемный метод :перед учеником поставлена проблема – выбор будущей профессии
- исследовательский метод :данному року предшествовала огромная работа: разноплановые анкетирования, в форме дом задания-
- метод применения интерактивных средств обучения
Оснащение урока: магнит доска, карточки -опросники, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, стенгазета «Профориентационная работа в школе », проекты учащихся по теме урока , презентация Power Point , магнитофон, микрофон, чайник, чашки, кулинарная выпечка, тонометр, белый халат, и др
Надписи на доске :
-Эпиграф из стихотворения «кем быть?» В.В.Маяковский
-Тема : Презентация творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
- вопросы: 1,2,3..
- кроссворд ( см ниже )
-дом задание (нарисуйте себя через 10 лет , бумага)
План урока :
- Организационный момент .определить посещаемость и готовность уч-ся к уроку (наличие проектов и спец. оснащения по каждому проекту )
.
- Вступление (—3 мин )- актуализация знаний:
- В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, ребята, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
Есть два способа выбора профессии.: Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий . В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают ( лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. Приведите примеры? (марчендайзер, маркетолог, программист )-
Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.
(Например : профессия учителя требует умения и желания постоянно учится, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от учеников в знании техники но и идти впереди. )
Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным.
Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?»
Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. С этой целью мы выполнили множество разноплановых тестирований - и рукописных и компьютерных (цветовой тест Люшера).Результаты данных тестов мы с вами обсудили , проанализировали и вы их отразили в своих планах, в разделе «Карта самопознания» .
Итак, вы сегодня защищаете каждый свой творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».Этот план должен помочь вам разобраться в своих профессиональных предпочтениях, наметить программу действий по самоопределению профессионального и жизненного пути.
- Обсуждение домашнего задания (4-5 мин)
- Для начала вспомним основные используемые в речи термины: на магнитной доске прикреплены карточки с терминами – дайте каждому термину определение.
выходите по одному человеку к доске и берете по 1 карточке.
- Что означает слово Проект ? - слово иноязычное, происходит оно от латинского слова proect. Буквальный перевод означает «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько значений:
- во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых,
-это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план.
Карьера ? - это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Какие блага подразумевает карьера? (профес. рост, получении более высокой зарплаты, улучшение жилищных и бытовых условий, продвижение по служебной лестнице, занятие постов и личная удовлетворенность профес. деятельностью ) –дополнение: Хотя в России существует своя традиция употребления данного слова с негативным оттенком - Карьеризм (стремление достигать своей профес. цели любыми путями )
Профессия - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.)
Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии. Например: Врач - терапевт, невропатолог и др.; учитель - учитель истории, математики и др.; инженер – механик , электрик.
Жизненный план - - представление человека о желаемом образе жизни(соц., профес. и семейный статус)
Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой профессии и перспективах профес. роста.
- Хорошо, Достаточно.
- Вы все в качестве домашнего задания выполнили проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».Приступим непосредственно к защите проектов:
- 4. Презентация творческих проектов осуществляется по плану (30 мин)
1) теоретическая часть: а) вы должны аргументировать свой профессиональный выбор ,раскрыть особенности избранной профессии, ответить на вопросы учителя и присутствующих членов жюри
б) жизненный план (кратко)
2) показать практическую часть будущей профессии ( либо это будет показ фрагмент вашей будущей профессии виде фото или сценок, ситуаций или презентация ваших достижений на пути к выбранной профессии)
3) Ваше выступление будет оценивать уважаемое жюри в баллах , на специальных бланках – теорет. и практ. часть проекта .
- Временной критерий - не более 5 минут. Хотелось бы чтобы вы защищали свой выбор так активно и обоснованно, чтобы нам всем захотелось сменить профессию.
Начинаем:
- Буров Игорь -продавец-консультант- фрагмент (сценка проф.)
- Гатин Булат - художник –дизайнер- комп презентация
- Ильясов Тимур– -фельдшер - фрагмент (сценка)
- Мадыхов Ринат - менеджер – комп презент.
- Гатауллин Ильназ - артист эстрадного жанра – выступление – песня.
- Янилкин Радион - повар - кулинар – сервировка стола для чаепития.
Морозов Максим - гид, экскурсовод - комп презентация
5.Подведение итогов (5 мин )
Вопросы для учащихся по проекту:
1.К какому типу принадлежит выбранная тобой профессия ? (ПТЧХЗ)какие еще профессии относят в этот тип?
2. При выборе профессии и жизненного пути какой мотив был главным, доминирующим?(социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие материальные, престижные )
3. Опиши пожалуйста запасной вариант проф плана?...
4. Что было наиболее сложным и наиболее легким при выполнении задания?
5. О чем заставило задуматься его выполнение? - О необходимости более тщательной подготовки к ЕГЭ, о выборе профильных экзаменов.
6. .Что нового я узнал о себе? – Работа над проектом помогла распознать индивидуальные особенности характера, общие и спец способности, черты характера
7. Чему вас научила эта работа? – планировать в дальнейшем серьезные шаги в жизни.
*8. Что означает правильный выбор профессии?
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и способностях, с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.
6. Отметки за урок зависят от суммы баллов которую вам выставило жюри: максимально набравшие баллы – 5, чуть меньше – 4 , отрицательных отметок не будет.
7.Домашннее задание: Итак, вы выбрали будущую профессию. Вот на этих листах простыми карандашами нарисуйте себя через 10 лет и подпишите свои рисунки. Не обязательно он должен отражать профессию…
- Урок окончен, всем спасибо..
***Дополнительное задание на доске :
Практическая работа
1. Ответьте на вопросы кроссворда.
1
у | ч | и | Т | е | л | ь | |||||
2 | а | г | Р | о | н | о | м | ||||
3 | б | У | х | г | а | л | т | е | р | ||
4 | Д | е | к | о | р | а | т | о | р |
1. Профессия типа "человек - человек", связанная с высокой моральной ответственностью.
2. Профессия типа "человек - природа", требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации.
3. Распространенная профессия типа "человек - знаковая система".
4. Профессия типа "человек - художественный образ".
5. Назовите профессию типа, не указанного в кроссворде.(человек – техника )
- Скажите ребята, а какие ошибки вы могли или боялись совершить при выборе профессии? Варианты ответов:
А) выбор профессии за компанию
Б) плохое различение школьного учебного предмета с профессией
В) отношение к некоторым важным для общества профессиям как к недостойным
Г) перенос отношения к человек на его профессию – подражание отцу, старшему товарищу, брату, знакомому.
***Вопросы зрителям:
Чтобы заполнить образовавшуюся паузу можно провести игру со зрителями:“Знаешь ли ты, кем были по профессии ниже перечисленные известные личности?”
1. А.П. Гайдар — командир полка Краевой Армии.
2. Н.В. Гоголь - канцелярский чиновник в департаменте(1829г.)
3. А.С. Грибоедов — глава Русского посольства в Персии.
4. А.С. Грин — был учеником на пароходе; работал в рыбачьей артели; был добытчиком золота на Урале; был рядовым пехотного полка.
5. Н.М. Карамзин — историк.
6. М.Ю. Лермонтов — офицер гвардейского гусарского полка, участвовал в военных действиях на Кавказе в войне с горцами.
7. М.М. Пришвин — агроном, работал на опытной сельскохозяйственной станции, много путешествовал.
VI/Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.
Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.
Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.
Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.
Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.
Самоанализ урока
1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
По плану на учебный предмет «Технология» в 9 кл отводится 68 час На раздел :Технология профессионального самоопределения и карьеры – отведено 20 ч.
Данный урок - заключительный в разделе, который обобщает знания учащихся в систему. Все предшествующие уроки в этом разделе направлены на определение психологических личностных качеств ученика, готовности к проф выбору, определение профессионально –значимых качеств уч-ся и помощи учителя в выборе профессии помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.
2Какие особенности класса были учтены при планировании урока
При планировании открытого урока я учитывал следующие особенности класса : 9 кл –выпускной и перед старшеклассниками как никогда остро стоит проблема выбора профессии и дальнейшего жизненного пути…
3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Технология профёссионального самоопределение и карьеры» в систему . Активизация процесса профессионального самоопределения учащихся, оказание действенной помощи учащимся 9-х классов в осознанном выборе профессионального пути
Я считаю что цель урока достигнута: ребята свободно владеют терминами, научились работать в проектной области (выполнены 2 проекта : 1 «Мое личное дело или бизнес – план.»2. Мои жизненные планы и профессиональная карьера ) , в ходе урока были обобщены и закреплены знания АО всему разделу «технология профессионального самоопределения »
Задачи:
1.Образовательные (дидактические )
Формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников и их реалистического самовосприятия и уровня притязаний, представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению
2 Развивающие (Психологические )
- Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания ,
- развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,
- предоставить старшеклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний
3 Воспитательные
Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий
- Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?
Тип урока - Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид учебных занятий: семинар (или конференция) так как данный вид учебных занятий предполагает обобщение единичных знаний в систему. и подготовку учащихся заранее: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.
Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.
Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися) Подведение итогов.
5. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?
- проблемный метод
- исследовательский метод
- метод применения интерактивных средств обучения
- Основной метод : - метод проектов.
Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Основная цель проекта – способствовать развитию творческой активной личности формированию интеллектуальных и трудовых ЗУН учащихся . ) Возник во 2 половине 19 века сельскохозяйственных школах США, подробно освещено в трудах американ. ученых Дж.Дьюи, Э Коллинза и др
Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.
Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Работа над проектами позволила полнее раскрыть творческий потенциал учеников.
- Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?
На уроке были соблюдены и доступны уч-ся все учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные условия,
- Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?
10. Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся?
11..Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?
Используемая литература и Интернет -издания :
1. (А.И. Ляшенко "Единая технология профориентационной работы с клиентами службы занятости" - М., 2010,
2. .Сайт: Челны. SU.
3 План- программа по профилактике правонарушений в РТ.
4. Ю.П.Засядько .»Поурочные планы технология.9 класс»Волгоград: Учитель - АСТ, 2006 год
5. Т.Л.Павлова «Профориентация старшеклассников . диагностика и и развитие проф зрелости.»Творческий центр, Москва, 2005 г
6. Л.Т.Бобровская, Г.Д.Доколина «Использование проектной деятельности нм уроках технологии», Волгоград, Корифей, 2006 г
7. Б.С.Волков учебное пособие«Психология урока и его подготовка . проведение и анализ», центр пед. образования, Москва, 2008 г
Министерство образования и науки РТ
Чистопольский муниципальный район
МОУ СОШ №7 г. Чистополь.
План- конспект
открытого урока по технологии
В 9 классе по теме:
Защита творческих проектов учащихся
«Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Учитель технологии
I кв.кат
Мамаков Анатолий Никитич.
г. Чистополь
март. 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курсовая работа по теме: Проектная работа учащихся на уроках обществознания.
Подходит не только для уроков экономики, но и по профориентации школьников....
Темы проектных работ учащихся 5-6 классов по ФГОС
В рамках введения ФГОС каждый учащийся разрабатывает свой проект по темам курса. Данная публикация поможет с выбором тем проектов....
Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...
Обобщение педагогического опыта по теме "Проектная работа на уроках английского языка в основной школе"
В данной статье представлены результаты диагностики обучающихся и авторская разработка шаблона презентации с рекомендациями...
Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)
Темы проектных работ для научно-исследовательской конференции (7кл)...
Темы проектных работ по астрономии
Темы проектных работ по астрономии 11 класс...
Методические рекомендации для выбора темы проектной работы
Методические рекомендации...