Урок технологии 5 кл "Обработка карманов"
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Урок разработан  для учащихся 5-го класса,  На данном уроке учащиеся получают исторические знания о кармане и первоночальные знания по способам обработки, а так же учатся обрабатывать накладной карман. К данному уроку разработана презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_kl_obrabotka_karmanov.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии (обслуживающий труд)

Тема: Сказочное приключение. Обработка карманов.

Класс: 5

Цели: - Ознакомить учащихся с группами карманов и их видами;

           - Научить правильному выполнению накладного кармана с соблюдением технологической последовательности и техники безопасности;

           - Развивать глазомер, творческие способности, мышление и память при выполнении работ;

           - Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении работ и бережное отношение к инструментам.

Задачи урока: познакомить с историческими сведениями о кармане, со способами обработки накладных карманов, срезов и углов.

         

Наглядные пособия: — презентация, макет кармана;  

Материально-техническое оснащение:

- Шаблоны карманов из ткани, инструкционные карты.

- Нитки, ножницы, иглы ручные, игольницы, карандаш, линейка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Межпредметная связь: история, русский язык, художественная литература, математика.

Тип урока: урок усвоения  новых знаний.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный.

План урока:

1) провести актуализацию знаний

2) сообщить познавательные сведения по теме

3) закрепление теоретического материала - практическая работа

Содержание урока. *

       - Я рада приветствовать вас,  меня зовут Надежда Владимировна. *

       - Вы любите сказки? (Да)

       - Конечно, сказки любят все: взрослые и дети. И вот сегодня мы с вами *

заглянем в удивительный мир сказки.

      - Вы знаете этих героев? (да) *

      - Как называется эта сказка? (Белоснежка и семь гномов)

Однажды, зимним деньком, в то время как снег падал большими  хлопьями, в домике гномиков приключилась неприятная история.  Белоснежка проводив *гномов на работу*,  занималась домашним хозяйством— наводила*

 порядок, носила *воду,  готовила *ужин. С работы гномики вернулись расстроенные *и уставшие.  Белоснежка спросила, *что случилось. За ужином *Гномики рассказали ей, что во время работы они все время теряли свои *инструменты, и им приходилось *их искать.  *Белоснежка задумалась, как помочь гномам. 

- Поможем Белоснежке, что же можно придумать? (карман)

- Карман, сейчас мы узнаем так это или нет?

Разгадка кроссворда

1. Побегу в сторону –

 Останется хвост

         На семь вёрст.  (клубок) *

2. Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

        За собою хвост тащу (иголка) *

 3. На пальце одном

         Ведерко вверх дном (наперсток) *

4. На поляне шерстяной

Пляшет тонконожка —

Из-под туфельки стальной

       Выползает стёжка. (швейная машина) *

        5. Железный жучок,

         На хвосте - червячок. (булавка)

6. Много делать мы умеем:

Стричь, кроить и вырезать.

Не играйте с нами, дети:

      Можем больно наказать! (ножницы) *

- Что у нас получилось? И, правда «Карман», какие вы молодцы.

Вопрос детям: Для чего нужен карман?

Ответы детей:….  (носить мелкие предметы)

 * КАРМАН - деталь одежды,  предназначена для переноски и хранения мелких предметов.

Слово «карман» происходит от неустановленной формы  «Кодман» «мешкообразная одежда».

*Первым предметом гардероба, обладающим карманами, стал камзол Людовика XIV, до этого момента монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах – мешочках. Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались “омоньерами”.

*В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Их обычно шили из белого льна, как  и все остальное белье. Но в отличие от нижних юбок и рубашек, они гораздо чаще украшались вышивкой разноцветным шелком или декоративной стежкой. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани – бархат, атлас.

* После появления карманов мужчины стали довольствоваться ими, а женщины принялись развивать сумочную линию. * Они носили небольшие сумочки-мешочки, предназначенные для хранения мелких предметов. Уже тогда эти сумки-ридикюли изготавливались из различных материалов, имели разные формы и богато украшались бисером и стеклярусом.

*В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Навесные карманы сохранились в обиходе как деталь детского или рабочего платья. Также навесными карманами продолжили пользоваться дамы почтенного возраста, предпочитающие не менять свои привычки.

* В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары.

*Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется – они были всегда.

Вопрос детям:  Какие по форме карманы вы знаете?

Ответы детей:…. (прямоугольные, квадратные, овальные, фигурные)

С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки.

- А вы знаете, какие-нибудь поговорки про карман?

*- «Держи карман шире».

Что означает эта поговорка?   (отказ в просьбе)

- «За словом в карман не лезет».

Какой смысл у этой поговорки?  (умный общительный человек, который всегда знает, что ответить собеседнику)

-«Набить карман»

О чем говорит эта поговорка?  (разбогатеть)

Вопрос детям:  Какие по размерам могут быть карманы?

Ответы детей:…. (большие, маленькие)

Вопрос детям:  Где могут располагаться карманы?

Ответы детей:….(на рукавах,  на брюках,  внутри одежды, на одежде)

      Существует большое множество разнообразных карманов. Они отличаются по внешнему виду, конструкции и способам обработки.

*Карманы по способу изготовления бывают: прорезные, в швах, накладные.

* Прорезные карманы могут быть с клапанами, в рамку, с застежкой-молнией, с листочками;

* Накладные карманы выполняют из основного материала, однако в некоторых моделях очень эффектно выглядят накладные карманы из отделочного материала. Накладные  карманы бывают с горизонтальным или наклонным входом, с клапаном или без него. Способов отделки накладных карманов много: рюши, оборки, клапаны, тесьма, вышивка и т.д.

      Итак, мы разобрались с вами, что карманов существует много: они могут быть разной формы, разных размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделий.

Практическая работа.

       *- Поможем Белоснежке, подскажем, как обработать карманы, чтобы Гномики не теряли свои инструменты.

      * - Но чтобы помочь Белоснежке,  повторим правила безопасности.

      * - Гномики не остались в стороне, они принесли инструкционно -технологические карты, что бы нам удобнее было работать. Они лежат на ваших столах.

       - Учитель работает у доски с макетом кармана, объясняя технологические операции, учащиеся повторяют за ним.

            ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА НАКЛАДНОГО КАРМАНА

*- С изнаночной стороны кармана у вас намечены линии сгиба на обработку верхнего, боковых и нижнего срезов. Верхний край на 4,5 см. от среза, боковые и нижний на 1 см.

*- На изнаночной стороне кармана, наметим линию на расстоянии 0,5 см от верхнего среза.

*- Перегните по намеченной линии и заметайте

*- Переверните карман на лицевую сторону.

*- Перегните по намеченной линии, расстояние 4 см от сгиба.

*- Заметайте по боковым швам, расстояние 1 см от среза.

*- Выверните и выправьте уголки.

       Взаимоконтроль.

     - Посмотрите друг у друга, какие у вас получились кармашки и оцените работу?

    *-  Посмотрим, что получилось у Белоснежки.

*Вопросы для закрепления

- Какие бывают карманы, по способу обработки?

- Какую отделку можно использовать при обработке накладных карманов?

*Домашнее задание: Придумать и нарисовать на альбомном листе накладной карман необычной формы и с необычной отделкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок технологии в 5 класс.Тема: Обработка накладных карманов

Урок   «Обработка накладных карманов»  в 5 классе,  включен по программе в раздел «Проектирование и изготовление рабочей одежды». По программе на урок отводится  2 часа. Урок – объ...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

Презентация к уроку "Ваше величество Карман"

Пословицы и поговорки•«Считай деньги в своем …»•«Запас … не тянет»•«Не надейся Роман на чужой …»•«Из чужого … платить легко»• «У Варвары всё в …»• «За словом в … не лезет»•«Беден….., зато сердце...

Методическая разработка урока "Обработка боковых карманов в изделии"

Методическая разработка урока "Обработка боковых карманов в изделии"...

Открытый урок ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов». Тема урока: «ВИДЫ ПРОРЕЗНЫХ КАРМАНОВ» от 25.04.2023 г.

Урок профессионального модуля ПМ.01 «Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов» МДК.01.01. «Технология обработки текстильных изделий» на тему: ...