Развернутая модель уроков по теме: « Изготовление игрушки- собачки»
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

 Андрей Андрианович Канев

В материале представлены система целей уроков,типы уроков и методы обучения,виды деятельности учителя, средства активизации учения. Раскрыты 4 модели уроков. Предложены памятки учащимся при выполнении домашнего задания и для самооценки, лист оценки результатов работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvernutaya_model_urokov.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутая модель уроков по теме:

« Изготовление игрушки- собачки»

Система целей к урокам:

Триединая дидактическая цель:

  1. Образовательный аспект

-обобщить и систематизировать знания о видах древесины , формирование навыков овладения основными приемами строгания, пиления, сверления;

  1. Воспитательный  аспект

-создание условий для воспитания мотивов труда, добросовестного отношения к труду, вкуса, усидчивости, самостоятельности, нравственных качеств;

  1. Развивающий аспект

- создать условия для абстрактного мышления (умения применять полученные знания на практике),творческих способностей, операционно-контрольных умений;

-    оценивать результаты выполненной работы;

  1. развитие воли и самостоятельности(развитие инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; умения владеть собой; выдержка, самообладание; умений действовать самостоятельно)

Типы уроков:

  1. изучение нового материала
  2. формирование умений и навыков
  3. закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

    Метод обучения:

Объяснительно- иллюстративный: ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучение темы, как их достичь,

то есть его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в нужный момент воспроизвести.

Процесс обучения в виде модели:

                                                            ПР

                       

                   !                           !                   !                   !  

  !

  !

  !

КРО

  1.  Н З

               

НЗ-    начальные знания

ПР-    промежуточные результаты(или задачи) и пути их достижения

КРО-  конечный результат обучения

Виды деятельности  учителя (в рамках личностно-ориентированного обучения):

  1. Использование субъектного опыта ученика: 
  1. выявление этого опыта путем постановки вопросов;
  2. организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками;
  3. поддержка учителем наиболее правильных версий по обсуждаемой проблеме;
  4. выстраивание на их основе нового материала;
  5. обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.
  1. Применение разнообразного дидактического материала: 
  1. использование разных источников сообщения информации;
  2.  инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных;
  3.  стимулирование учащихся к выбору материала в соответствии с их личными потребностями (выбор типа игрушки);
  4. применение индивидуальных опорных карт, плакатов, технологических карт.
  1. Характер педагогического общения на уроке:
  1. уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, не зависимо от уровня его успеваемости;
  2. обращение к ученику по имени;
  3. беседа с учеником не с высока, а  глаза в глаза;
  4. поддержка учеников улыбкой.
  1. Активизация способов учебной работы: 
  1. стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы;
  2. обсуждение наиболее рациональных способов;
  3. выявление наиболее личностно-значимых способов сложившихся у учеников;
  4.  оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания.
  1. Проявление гибкости учителя в работе на уроке:
  1. организация атмосферы  включенности каждого ученика в работу класса;
  2. предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке;
  3.  создание условий позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку- использование памятки самооценки);
  4. проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции);
  5. оказание помощи детям не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы.

Средства активизации учения, используемые на уроках:

  1. Показатели сформированности познавательного интереса:
  1. интеллектуальная активность;
  2. эмоциональная активность;
  3. волевая активность;
  4. стремление уч-ся участвовать в деятельности.

Для этого: ученик должен понимать целесообразность изучаемого материала;

учитель должен создавать следующие условия:

  1. связывать новый материал с ранее изученным, разнообразить учебный труд,
  2. оценивать деятельность уч-ся,
  3. создавать эмоциональную атмосферу на уроке.
  1. Организуя познавательную деятельность уч-ся обращается внимание на соотношение между активными и пассивными видами работы, на соответствие видов работы уровню подготовленности уч-ся.
  2. Средства активизации учения:
  1. поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию;
  2. способствовать сокращению времени и объема готовых знаний и стимулированию самостоятельной учебно-профессиональной деятельности;
  3. обеспечивать формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развития волевой сферы по достижению учебно-познавательной цели, самооценку действий;
  4. предоставить возможность для коллективного делового общения; способствовать созданию внутреннего комфорта.
  1. Организация самостоятельной работы(СР), как ведущего средства активизации учения и достижения ТДЦ урока.

Требования к СР:

  1. Наличие конкретных цели и задания;
  2. Четкая форма выражения результата;
  3. Определение формы проверки СР
  4. Обязательность выполнения каждым учеником, получившим задание;
  5. Соответствие содержания СР и  ТДЦ урока;
  6. Содержание и методический аппарат должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной активности(репродуктивном, конструктивном,  творческом);
  7. Задания должны быть индивидуализированы для обеспечения выполнения СР всеми уч-ся.

  1. Модель №1

(изучение нового материала)

№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1.Организационный

этап.

Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация  отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания;    внутренняя готовность, психологическая организация внимания  

2.Этап усвоения новых знаний.

Дать учащимся конкретное представление о строгании, строгальных инструментах, конструкциях стругов, правильной хватки инструментов и распределения усилия, контроля за качеством, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки обработки древесины строгальными инструментами.

  1. Обычное объяснение у доски(с мелом, наглядностью);
  2. Повторное объяснение по красочному плакату(опорная карта №1»СТРОГАНИЕ»)
  3. Краткое обозрение по плакату
  4. Индивидуальная работа учащихся над персональными опорными картами.

3.Этап закрепления нового материала.

Закрепление полученных знаний и умений.

Выполнение практической работы: изготовление заготовки , используя технологическую карту

( п. 1-6)

Форма работы- индивидуальная.

4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала.

Проверка  глубины, понимания уч-ся нового материала.

Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем.

Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту.

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  1. Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется строгание заготовок. Могу объяснить, по каким признакам можно судить о правильности установки резца. Сумею прострогать изделие до линии разметки.-5 баллов;
  2. Я хорошо понял материал; умею  правильно пользоваться контрольными инструментами, верно распределять усилие рук при строгании.-4 балла;
  3. Я хорошо понял только правила техники безопасности при строгании. Усвоил правильную хватку рубанка. Наверное, я не смогу прострогать заготовку до линии разметки.-3 балла.
  4. Я понял, что во время работы надо очищать строгальные инструменты при помощи деревянного клина, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы придать заготовке форму и размеры, а т.ж. получить ровную поверхность.-2балла

5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся:

  1. Вспомни объяснение учителя, используя опорную и  технологическую карту;
  2. Прочти заданный материал по книге;
  3. Сопоставь прочитанное с картой ;
  4. Расскажи материл учебника с помощью

      карты(кодирование-декодирование);

  1. Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;
  2. Воспроизведи письменно и сравни с образцом.

  1. Модель №2

(формирование умений и навыков )

№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1.Организационный

этап.

Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация  отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания;    внутренняя готовность, психологическая организация внимания  

2.Этап всесторонней

проверки домашнего

 задания.

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми уч-ся,

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях,

  совершенствуя при этом знания и умения.

Выясняется степень усвоения на дом материала;

определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты.

Повторение: обобщение и систематизация

знаний  по теме «строгание»по опорным индивидуальным картам и плакату ( опорная карта №1»СТРОГАНИЕ»)

 Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем :

  1. Самооценка
  2. Оценка учителя

3.Этап усвоения новых знаний.

Дать учащимся конкретное представление о пилении, пилах , видах пил , правильной хватки инструментов и распределения усилия, контроля за качеством, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки обработки древесины пилами.

  1. Обычное объяснение у доски(с мелом, наглядностью);
  2. Повторное объяснение по красочному плакату(опорная карта №2 «Пиление»)
  3. Краткое обозрение по плакату
  4. Индивидуальная работа учащихся над персональными опорными картами.

3.Этап закрепления нового материала.

Закрепление полученных знаний и умений.

Выполнение практической работы: выпиливание детали по контуру, используя технологическую карту( п. 7-8)

Форма работы- индивидуальная.

4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала.

Проверка  глубины, понимания уч-ся нового материала.

Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем.

Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту.

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  1. Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется пиление. Могу объяснить, что повышает точность распиловки; что такое поперечное, продольное, смешанное пиление.-5 баллов;
  2. Я хорошо понял материал; умею  правильно пользоваться пилами.-4 балла;
  3. Я хорошо понял только правила техники безопасности при пилении. Запомнил виды пил. Наверное, я не смогу точно пропилить по черте разметки.-3 балла.
  4. Я понял, что закреплять заготовку необходимо надежно, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы точно по линии разметки распилить заготовку.-2балла

5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся:

  1. Вспомни объяснение учителя, используя опорную и  технологическую карту;
  2. Прочти заданный материал по книге;
  3. Сопоставь прочитанное с картой ;
  4. Расскажи материл учебника с помощью

      карты(кодирование-декодирование);

  1. Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;
  2. Воспроизведи письменно и сравни с образцом.

  1. Модель №3

(формирование умений и навыков )

№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1.Организационный

этап.

Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация  отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания;    внутренняя готовность, психологическая организация внимания  

2.Этап всесторонней

проверки домашнего

 задания.

Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми уч-ся,

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Взнаниях,совершенствуя при этом знания и умени

Выясняется степень усвоения на дом материала;

определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты.

Повторение: обобщение и систематизация

знаний  по теме «Пиление»по опорным индивидуальным картам и плокату ( опорная карта №2 «Пиление»)

 Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем:

  1. Самооценка
  2. Оценка учителя

3.Этап усвоения новых знаний.

Дать учащимся конкретное представление о сверлении глухих и сквозных отверстий, о видах сверл, об инструментах для сверления , приемах сверления, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки сверления отверстий.

  1. Обычное объяснение у доски(с мелом, наглядностью);
  2. Повторное объяснение по красочному плакату(опорная карта №3 «Сверление»)
  3. Краткое обозрение по плакату
  4. Индивидуальная работа учащихся над персональными опорными картами.

3.Этап закрепления нового материала.

Закрепление полученных знаний и умений.

Выполнение практической работы: изготовление детали, используя технологическую карту          (п. 9-14)

Форма работы- индивидуальная.

4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала.

Проверка

 глубины, понимания уч-ся нового материала.

Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем.

Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту.

Памятка для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  1. Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется пиление. Могу объяснить, что повышает точность распиловки; что такое поперечное, продольное, смешанное пиление.-5 баллов;
  2. Я хорошо понял материал; умею  правильно пользоваться пилами.-4 балла;
  3. Я хорошо понял только правила техники безопасности при пилении. Запомнил виды пил. Наверное, я не смогу точно пропилить по черте разметки.-3 балла.
  4. Я понял, что закреплять заготовку необходимо надежно, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы точно по линии разметки распилить заготовку.-2балла

5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей.

Памятка учащемуся:

  1. Вспомни объяснение учителя, используя опорную и  технологическую карту;
  2. Прочти заданный материал по книге;
  3. Сопоставь прочитанное с картой ;
  4. Расскажи материл учебника с помощью

      карты(кодирование-декодирование);

  1. Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;
  2. Воспроизведи письменно и сравни с образцом.

  1. Модель №4

(закрепление и развитие знаний, умений и навыков)

№ этапа

Дидактическая задача этапа

Содержание этапа

1.Организационный

этап.

Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация  отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания;    внутренняя готовность, психологическая организация внимания  

2.Этап закрепления

ранее изученного материала.

Закрепление полученных знаний и умений.

1)Выясняется степень усвоения  материала;

определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты.

Повторение: обобщение и систематизация

знаний  по теме «Строгание»,«Пиление», «Сверление» по опорным индивидуальным картам и плакатам (опорные карты №1,№2,№3) Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем, взаимоконтроль.

  1. Самооценка
  2. Оценка в группе
  3. Оценка учителя

2) Выполнение практической работы: сборка детали и покрытие лаком, используя технологическую карту          (п. 15-17)

Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем, взаимоконтроль.

  1. Самооценка
  2. Оценка в группе
  3. Оценка учителя

 

5.

Памятка учащемуся

 при выполнении домашнего задания:

  1. Вспомни объяснение учителя,

используя опорную и  технологическую карту;

  1. Прочти заданный материал по книге;

  1. Сопоставь  прочитанное  с картой;

  1.  Расскажи   материл учебника с помощью

карты (кодирование-декодирование);

  1. Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;

  1. Воспроизведи письменно и сравни с образцом.

Памятка учащемуся для самооценки:

Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:

  1. Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется строгание заготовок. Могу объяснить, по каким признакам можно судить о правильности установки резца. Сумею прострогать изделие до линии  разметки -          5 баллов;

  1. Я хорошо понял материал; умею  правильно пользоваться контрольными инструментами, верно распределять усилие рук при строгании-                                                                             4 балла;

  1. Я хорошо понял только правила техники безопасности при строгании. Усвоил правильную хватку рубанка. Наверное, я не смогу прострогать заготовку до линии разметки-                                                       3 балла;

  1. Я понял, что во время работы надо очищать строгальные инструменты при помощи деревянного клина, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы придать заготовке форму и размеры, а т.ж. получить ровную поверхность-                                                      2балла.

Лист оценки результата работы

(самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя)

  1. Элемент знаний

  1. Активность

в группе

Результат

  1. Строгание
  2. Пиление
  3. Сверление

Помощь товарищу.

Возможность воспроизвести ответ после обсуждения в группе.

  1. Самооценка

Оценка в группе

Оценка учителя

Оценка в группе

Средняя оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

  1. Элемент знаний

  1. Активность

в группе

Результат

Практическая работа:

  1. сборка готовых деталей;
  2. проверка качества      изделия.

Помощь товарищу.

Возможность

определить качество изделия после обсуждения в группе.

  1. Самооценка

Оценка в группе

Оценка учителя

Оценка в группе

Средняя оценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

Список литературы.

1. Платонов К. К.

“Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности.”

2. Иващенко Ф. И.

“Труд и развитие личности школьника.”

3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.

“Психологический справочник учителя.”  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Изготовление игрушки из помпонов. "Вишенки."

Цели: 1.             Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению  объемной игрушки из шерстяной пряжи.2....

Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»

Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»...

Мастер-класс по изготовлению игрушки "Собачка"

Данный мастер-класс научит: самостоятельно изготавливать мягкую игрушку; соблюдать правильную последовательность выполнения работы; приёмам сшивания и оформления игрушки; поспособствует развитию...

Методическая разработка «Проведение открытого урока по теме: Изготовление парашюта, для системы спасения модели ракеты».

План-конспект занятияТема: Изготовление парашюта, для системы спасения модели. Цель: Изготовить парашют для модели ракеты. Задачи:Ознакомить обучающихся с историей создания систем...

Методическая разработка «Проведение открытого урока по теме: Изготовление парашюта, для системы спасения модели ракеты».

Тема: Изготовление парашюта, для системы спасения модели. Цель: Изготовить парашют для модели ракеты. Задачи:Ознакомить обучающихся с историей создания систем спасения (парашютов);Дать ...

Конспект урока по предмету технология на тему «Изготовление игрушки йо-йо»

Комбинированный урок по технологии в 5 классе на тему "Изготовление игрушки йо-йо"....

Мастер класс. Тема "Изготовление игрушки с использованием меха"

Целью занятия является ознакомление и приобщение детей к народной культуре манси.Форма проведения занятия:часть занятия-теоретичексая- объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.час...