Развернутая модель уроков по теме: « Изготовление игрушки- собачки»
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему
В материале представлены система целей уроков,типы уроков и методы обучения,виды деятельности учителя, средства активизации учения. Раскрыты 4 модели уроков. Предложены памятки учащимся при выполнении домашнего задания и для самооценки, лист оценки результатов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvernutaya_model_urokov.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развернутая модель уроков по теме:
« Изготовление игрушки- собачки»
Система целей к урокам:
Триединая дидактическая цель:
- Образовательный аспект
-обобщить и систематизировать знания о видах древесины , формирование навыков овладения основными приемами строгания, пиления, сверления;
- Воспитательный аспект
-создание условий для воспитания мотивов труда, добросовестного отношения к труду, вкуса, усидчивости, самостоятельности, нравственных качеств;
- Развивающий аспект
- создать условия для абстрактного мышления (умения применять полученные знания на практике),творческих способностей, операционно-контрольных умений;
- оценивать результаты выполненной работы;
- развитие воли и самостоятельности(развитие инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; умения владеть собой; выдержка, самообладание; умений действовать самостоятельно)
Типы уроков:
- изучение нового материала
- формирование умений и навыков
- закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Метод обучения:
Объяснительно- иллюстративный: ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучение темы, как их достичь,
то есть его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в нужный момент воспроизвести.
Процесс обучения в виде модели:
ПР
! ! ! !
!
!
!
КРО
Н З
НЗ- начальные знания
ПР- промежуточные результаты(или задачи) и пути их достижения
КРО- конечный результат обучения
Виды деятельности учителя (в рамках личностно-ориентированного обучения):
- Использование субъектного опыта ученика:
- выявление этого опыта путем постановки вопросов;
- организация обмена содержанием субъектного опыта между учениками;
- поддержка учителем наиболее правильных версий по обсуждаемой проблеме;
- выстраивание на их основе нового материала;
- обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке.
- Применение разнообразного дидактического материала:
- использование разных источников сообщения информации;
- инициирование выполнения учениками заданий проблемных, внутренне неоднородных;
- стимулирование учащихся к выбору материала в соответствии с их личными потребностями (выбор типа игрушки);
- применение индивидуальных опорных карт, плакатов, технологических карт.
- Характер педагогического общения на уроке:
- уважительное и внимательное выслушивание отвечающего, не зависимо от уровня его успеваемости;
- обращение к ученику по имени;
- беседа с учеником не с высока, а глаза в глаза;
- поддержка учеников улыбкой.
- Активизация способов учебной работы:
- стимулирование учеников к применению разнообразных способов учебной работы;
- обсуждение наиболее рациональных способов;
- выявление наиболее личностно-значимых способов сложившихся у учеников;
- оценивание не только результата, но и процесса выполнения задания.
- Проявление гибкости учителя в работе на уроке:
- организация атмосферы включенности каждого ученика в работу класса;
- предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения заданий на уроке;
- создание условий позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным (не боясь ошибиться, получить плохую отметку- использование памятки самооценки);
- проявление отзывчивости учителя к эмоциям ученика (не прерывает радостные восклицания, спокойный разговор по поводу обсуждаемой темы, снимает негативные реакции);
- оказание помощи детям не успевающим за темпом работы класса, испытывающим неудовлетворенность оценкой их работы.
Средства активизации учения, используемые на уроках:
- Показатели сформированности познавательного интереса:
- интеллектуальная активность;
- эмоциональная активность;
- волевая активность;
- стремление уч-ся участвовать в деятельности.
Для этого: ученик должен понимать целесообразность изучаемого материала;
учитель должен создавать следующие условия:
- связывать новый материал с ранее изученным, разнообразить учебный труд,
- оценивать деятельность уч-ся,
- создавать эмоциональную атмосферу на уроке.
- Организуя познавательную деятельность уч-ся обращается внимание на соотношение между активными и пассивными видами работы, на соответствие видов работы уровню подготовленности уч-ся.
- Средства активизации учения:
- поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию;
- способствовать сокращению времени и объема готовых знаний и стимулированию самостоятельной учебно-профессиональной деятельности;
- обеспечивать формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развития волевой сферы по достижению учебно-познавательной цели, самооценку действий;
- предоставить возможность для коллективного делового общения; способствовать созданию внутреннего комфорта.
- Организация самостоятельной работы(СР), как ведущего средства активизации учения и достижения ТДЦ урока.
Требования к СР:
- Наличие конкретных цели и задания;
- Четкая форма выражения результата;
- Определение формы проверки СР
- Обязательность выполнения каждым учеником, получившим задание;
- Соответствие содержания СР и ТДЦ урока;
- Содержание и методический аппарат должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной активности(репродуктивном, конструктивном, творческом);
- Задания должны быть индивидуализированы для обеспечения выполнения СР всеми уч-ся.
- Модель №1
(изучение нового материала)
№ этапа | Дидактическая задача этапа | Содержание этапа |
1.Организационный этап. | Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. | Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания |
2.Этап усвоения новых знаний. | Дать учащимся конкретное представление о строгании, строгальных инструментах, конструкциях стругов, правильной хватки инструментов и распределения усилия, контроля за качеством, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки обработки древесины строгальными инструментами. |
|
3.Этап закрепления нового материала. | Закрепление полученных знаний и умений. | Выполнение практической работы: изготовление заготовки , используя технологическую карту ( п. 1-6) Форма работы- индивидуальная. |
4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала. | Проверка глубины, понимания уч-ся нового материала. | Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем. Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту. Памятка для самооценки: Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
|
5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. | Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей. Памятка учащемуся:
карты(кодирование-декодирование);
|
- Модель №2
(формирование умений и навыков )
№ этапа | Дидактическая задача этапа | Содержание этапа |
1.Организационный этап. | Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. | Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания |
2.Этап всесторонней проверки домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми уч-ся, Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания и умения. | Выясняется степень усвоения на дом материала; определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты. Повторение: обобщение и систематизация знаний по теме «строгание»по опорным индивидуальным картам и плакату ( опорная карта №1»СТРОГАНИЕ») Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем :
|
3.Этап усвоения новых знаний. | Дать учащимся конкретное представление о пилении, пилах , видах пил , правильной хватки инструментов и распределения усилия, контроля за качеством, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки обработки древесины пилами. |
|
3.Этап закрепления нового материала. | Закрепление полученных знаний и умений. | Выполнение практической работы: выпиливание детали по контуру, используя технологическую карту( п. 7-8) Форма работы- индивидуальная. |
4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала. | Проверка глубины, понимания уч-ся нового материала. | Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем. Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту. Памятка для самооценки: Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
|
5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. | Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей. Памятка учащемуся:
карты(кодирование-декодирование);
|
- Модель №3
(формирование умений и навыков )
№ этапа | Дидактическая задача этапа | Содержание этапа |
1.Организационный этап. | Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. | Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания |
2.Этап всесторонней проверки домашнего задания. | Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми уч-ся, Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы Взнаниях,совершенствуя при этом знания и умени | Выясняется степень усвоения на дом материала; определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты. Повторение: обобщение и систематизация знаний по теме «Пиление»по опорным индивидуальным картам и плокату ( опорная карта №2 «Пиление») Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем:
|
3.Этап усвоения новых знаний. | Дать учащимся конкретное представление о сверлении глухих и сквозных отверстий, о видах сверл, об инструментах для сверления , приемах сверления, правилах безопасной работы; на основе приобретаемых знаний выработать умения и навыки сверления отверстий. |
|
3.Этап закрепления нового материала. | Закрепление полученных знаний и умений. | Выполнение практической работы: изготовление детали, используя технологическую карту (п. 9-14) Форма работы- индивидуальная. |
4.Этап проверки понимания уч-ся нового материала. | Проверка глубины, понимания уч-ся нового материала. | Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем. Фронтальный контроль усвоения материала по опорной карте: все уч-ся воспроизводят изученный материал, используя опорную карту. Памятка для самооценки: Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
|
5. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Сообщить уч-ся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока. | Самостоятельная работа дома: опорный конспект+ учебник + помощь родителей. Памятка учащемуся:
карты(кодирование-декодирование);
|
- Модель №4
(закрепление и развитие знаний, умений и навыков)
№ этапа | Дидактическая задача этапа | Содержание этапа |
1.Организационный этап. | Подготовить уч-ся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, указание на то, что уч-ся должны запомнить, мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. | Взаимные приветствия учителя и уч-ся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния столярной мастерской, подготовленности уч-ся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания |
2.Этап закрепления ранее изученного материала. | Закрепление полученных знаний и умений. | 1)Выясняется степень усвоения материала; определяются типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидируются обнаруженные недочеты. Повторение: обобщение и систематизация знаний по теме «Строгание»,«Пиление», «Сверление» по опорным индивидуальным картам и плакатам (опорные карты №1,№2,№3) Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем, взаимоконтроль.
2) Выполнение практической работы: сборка детали и покрытие лаком, используя технологическую карту (п. 15-17) Система контроля: сочетание контроля учителя с самоконтролем, взаимоконтроль.
|
5. |
Памятка учащемуся
при выполнении домашнего задания:
- Вспомни объяснение учителя,
используя опорную и технологическую карту;
- Прочти заданный материал по книге;
- Сопоставь прочитанное с картой;
- Расскажи материл учебника с помощью
карты (кодирование-декодирование);
- Запомни наизусть содержание карты как опору рассказа;
- Воспроизведи письменно и сравни с образцом.
Памятка учащемуся для самооценки:
Оцени результаты своей работы по шкале в пяти баллах:
- Я много работал на уроке и отлично понял материал; знаю, для чего и какими инструментами применяется строгание заготовок. Могу объяснить, по каким признакам можно судить о правильности установки резца. Сумею прострогать изделие до линии разметки - 5 баллов;
- Я хорошо понял материал; умею правильно пользоваться контрольными инструментами, верно распределять усилие рук при строгании- 4 балла;
- Я хорошо понял только правила техники безопасности при строгании. Усвоил правильную хватку рубанка. Наверное, я не смогу прострогать заготовку до линии разметки- 3 балла;
- Я понял, что во время работы надо очищать строгальные инструменты при помощи деревянного клина, но мне надо заново читать учебник и опорную карту, чтобы придать заготовке форму и размеры, а т.ж. получить ровную поверхность- 2балла.
Лист оценки результата работы
(самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя)
|
в группе | Результат | ||||
| Помощь товарищу. Возможность воспроизвести ответ после обсуждения в группе. | |||||
| Оценка в группе | Оценка учителя | Оценка в группе | Средняя оценка | Оценка учителя | Итоговая оценка |
|
в группе | Результат | ||||
Практическая работа:
| Помощь товарищу. Возможность определить качество изделия после обсуждения в группе. | |||||
| Оценка в группе | Оценка учителя | Оценка в группе | Средняя оценка | Оценка учителя | Итоговая оценка |
Список литературы.
1. Платонов К. К.
“Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности.”
2. Иващенко Ф. И.
“Труд и развитие личности школьника.”
3. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю.
“Психологический справочник учителя.”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему "Изготовление игрушки из помпонов. "Вишенки."
Цели: 1. Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению объемной игрушки из шерстяной пряжи.2....
Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»
Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»...
Мастер-класс по изготовлению игрушки "Собачка"
Данный мастер-класс научит: самостоятельно изготавливать мягкую игрушку; соблюдать правильную последовательность выполнения работы; приёмам сшивания и оформления игрушки; поспособствует развитию...
Методическая разработка «Проведение открытого урока по теме: Изготовление парашюта, для системы спасения модели ракеты».
План-конспект занятияТема: Изготовление парашюта, для системы спасения модели. Цель: Изготовить парашют для модели ракеты. Задачи:Ознакомить обучающихся с историей создания систем...
Методическая разработка «Проведение открытого урока по теме: Изготовление парашюта, для системы спасения модели ракеты».
Тема: Изготовление парашюта, для системы спасения модели. Цель: Изготовить парашют для модели ракеты. Задачи:Ознакомить обучающихся с историей создания систем спасения (парашютов);Дать ...
Конспект урока по предмету технология на тему «Изготовление игрушки йо-йо»
Комбинированный урок по технологии в 5 классе на тему "Изготовление игрушки йо-йо"....
Мастер класс. Тема "Изготовление игрушки с использованием меха"
Целью занятия является ознакомление и приобщение детей к народной культуре манси.Форма проведения занятия:часть занятия-теоретичексая- объяснение темы, с использованием наглядных пособий, образцов.час...