конспект урока
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Шаталова Наталья Юрьевна

конспект урока на первую категорию по новой форме аттестации педагогических работников

Конспект урока

Предмет: технология     Класс: 6 класс (неделимый)

Тема урока: «Дизайн окна - основной элемент интерьера» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_1_kategoriyu.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 

Шаталовой Натальи Юрьевны, учителя технологии МОУ СОШ №72

Предмет: технология     Класс: 6 класс

Тема урока: «Дизайн окна - основной элемент интерьера»

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент.

Цель для обучающихся: подготовить к работе на уроке; организация класса, наличие учебных принадлежностей на парте.

Цель для педагога:

создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Задачи

-создание положительных эмоций на работу;

- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

Метод обучения: 

словесный (беседа)

Метод организации работы: фронтальный

Обучающиеся включены на данном этапе в определение целей урока: закрепить знания  о дизайне интерьера, полученные в 5-6-х классах.

Основной метод организации работы обучающихся на данном этапе – словесный (беседы, ответы на вопросы), который соответствует целям организационного этапа урока.

I. Организационная часть

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

Меняются архитектурные стили, меняется мир вещей, меняется даже сам человек. Одно остается неизменным: человеку необходимо жилище, которое бы ему верно и надежно служило.

Дом – это место, где человек восстанавливает силы после трудового дня. Это пространство, где он общается с членами своей семьи, принимает друзей, где царит атмосфера равновесия. Жилая среда влияет на развитие человека, отражается на его настроении, отношениях между членами семьи. Домашний очаг может и должен благоприятствовать укреплению маленького семейного коллектива.

Для всего этого должен быть оборудован интерьер квартиры.

 Интерьер – это пространство, ограниченное стенами и крышей, и от вас зависит, чем заполнится это пространство, как в нем будет чувствовать себя семья.

Что мы должны знать и уметь, для того чтобы организовать пространство так, чтобы оно не окружало нас, а мы жили в нем?

Ответы обучающихся и формулирование цели урока.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

      Цели данного этапа для обучающихся - актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала по теме «Дизайн».

Цель для педагога – побудить обучающихся к активности на уроке.

Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся:

- словесный (беседа, вопросы педагога и ответы детей)

- наглядный (презентация «стили оформления помещений»)

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)

Обучающиеся должны вспомнить  термин «интерьер», какова главная задача оформления помещения, перечислить основные требования, предъявляемые к оформлению помещения.

Для этого на данном этапе урока используется:

- устная работа (опрос) по ранее изученному материалу.

На данном этапе урока используется частично-поисковый метод. Его цель: самостоятельно найти ответ на проблемный вопрос (исторические и современные стили интерьера).

В случае затруднений при формулировании ответов, помочь обучающимся наводящими вопросами. Правильные ответы поощряются словесно, жестами, мимикой.

Цель этого этапа – отработка полученных умений и навыков, развитие интереса к предмету, творческая активность. Используются фронтальные формы работы: словесные – беседа, дискуссия.

На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей.

II. Повторение изученного материала

  1. Как вы понимаете термин “Интерьер” ?
  2. (Интерьер –лат. слово “внутренний”. Оформление помещения изнутри.)
  3. Какова главная задача оформления помещения?
  4. (Создание благоприятной среды обитания для всех членов семьи.)
  5. Перечислите основные требования, предъявляемые к оформлению помещения.
  6. (Функциональные – соответствие назначению; эстетические – гармония вещей; гигиенические – тепло, сухо, звукоизоляция, воздухообмен, экологически чистые материалы, чистота.)
  7. Дизайн каких помещений вы уже изучали.?
  8.  (Кухня, спальня, гостиная.)

Дизайн – означает художественно проектную деятельность по созданию промышленных изделий и формированию целостной предметной среды, окружающей человека (в том числе квартиры).

Интерьер в переводе с французского – “внутренний”. Иными словами, это внутренний мир дома. Это планировочное решение, позволяющее собрать в единое целое внутреннее пространство помещений (комнат, прихожей, кухни, санузла) и мебель, декоративное убранство и различное оборудование.

Декоративное убранство объединяет в себе утилитарные (необходимые в повседневной жизни) и декоративные элементы, украшающие быт человека: ковры и напольные покрытия, посуду, цветы, картины, музыкальное оформление.

При оформлении жилища особое внимание уделяется трем основным качествам:

Функциональным, когда жилище способствует нормальным условиям жизни. Каждая комната служит своему назначении. Рациональная планировка комнат, удобно расставленная мебель делают жилье более комфортным.

Гигиеническим, совокупность которых учитывается при строительстве: звукоизоляция, воздухообмен, теплозащитные качества, работа санитарно-гигиенического оборудования и т.д.

Эстетическим, то есть гармонии вещей и пространства, их целостность и согласованность.

Квартиры соответствуют характеру хозяина, его привычкам, мировоззрению. Это главное условие при разработке интерьера, который может строго соответствовать какому-нибудь уже сложившемуся историческому или этническому стилю.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ (Дудченко Александра)

(доклад о исторических и современных стилях интнрьера, сопровождаемая показом мультимедийной презентации «Стили оформления помещений.»)

Стиль – это выраженная в содержании и форме предметов быта, в архитектуре и искусстве исторически сложившаяся общность художественно-выразительных средств.

Исторические и современные стили интерьера 

Готический стиль (2 пол.XII –XV вв.) – огромные окна, многоцветные витражи, световые эффекты, гигантские ажурные башни.

Барокко (XVII – начало XVIII вв.) – величие, пышность, пространственный размах.

Классицизм (XVIII – начало XIX вв.) – спокойствие и утонченность, богатство и величие.

Минимализм – предельная лаконичность форм, полное отсутствие декора, орнаментов, работа большими плоскостями, графичность.

Кантри – светлый, исключительно натуральные материалы (дерево, камень и т.д.), обилие текстиля.

Техно – сочетание современных технологий и особой атмосферы световых эффектов.

3.

Изучение нового учебного материала. 

Постановка проблемы.

Формировать у обучающихся общее представление о дизайне окна.

На данном этапе урока обучающиеся должны ответить на проблемный вопрос: Если “лицо” дома – гостиная, а его “душа” – кухня, то чем можно считать окна?

Основные этапы изложения нового учебного материала:

Данный урок – урок закрепления изученного о дизайне помещений. Цель для учителя: 

-обеспечить процесс закрепления знаний о дизайне и в то же время расширить и углубить изучение данного материала.

-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и наблюдения, установление причинно-следственных связей, развитие речи. 

Задачи:

-возбуждать интерес к предмету через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;

-умение говорить правильной речью.

-воспитывать у обучающихся эстетический вкус, информационную и технологическую культуру,

-развивать у обучающихся исследовательские умения.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

-доступность учебного материала;

-эмоциональный настрой обучающихся.

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)

Основная цель метода обеспечить усвоение обучающимися основных правил дизайна, декора. Использование метода позволяет сосредоточит усилия на формировании практических знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа с демонстрационным материалом (поисковый метод).

Его цель – самостоятельно находить ответ на проблемный вопрос.

Беседа по изученному материалу.

Его цель – развивать умения монологической речи.

– Какими свойствами должна обладать ткань, из которой изготавливаются занавеси?

- В чем преимущества и недостатки занавесей и жалюзи?

Анализ работы с демонстрационным материалом.

Его цель – помочь обучающимся в правильном выборе элементов дизайна и декора.

III. Изложение нового материала

Оформление оконных и дверных проемов.

Если “лицо” дома – гостиная, а его “душа” – кухня, то чем можно считать окна?

Правильно окна – “глаза” дома. Сквозь них мы смотрим на мир, а он в свою очередь заглядывает в наш дом – в тот внутренний мир, который каждый строит себе сам.

Невозможно представить себе жилище, которое не имело бы связи с внешним миром. Главными проводниками наряду с входными дверями в нем являются окна.

Дизайн окна – один из основных элементов интерьера. Окна в помещении служат не только для освещения и вентиляции, но и несут декоративную нагрузку. Интерьер современного жилища многообразен и неисчерпаем фантазией того, кто его обустраивает. Порой одна единственная деталь может заставить интерьер заиграть по-новому. Речь идет о карнизах.

ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИКА (Плотников Андрей) (доклад о вариантах оформления окна, сопровождаемый показом мультимедийной презентации «оформление окна.»)

Сегодня карнизы можно разделить на два вида: декоративные (украшают окно и придают шторе законченный вид) и функциональные (служат для поддержки штор и обычно невидны за тканью).

Также важным элементом дизайна окна (да и помещения в целом), являются занавеси. Их длина может быть различной: до пола, чуть выше пола, до подоконника, чуть ниже подоконника. Для изготовления занавесей используют различные ткани по плотности, цвету, узору в зависимости от их функций. Плотные ткани обеспечивают оптическую, звуковую, тепловую изоляцию. Легкие, прозрачные ткани рассеивают солнечные лучи, смягчают резкость освещения, придают помещению уютный вид.

Часто в помещении, оклеенном одноцветными обоями, вешают занавеси с узором.

Большое значение для внешнего вида занавесей играет наличие мелких деталей и аксессуаров: каймы, карнизов, подхватов (шнуров, застежек, лент), а также различных драпировок.

 ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧЕНИЦЫ (Светлова Любовь)(доклад о вариантах оформления окна и используемых видах декоративных элементов )

Шторы – это занавеси из непросвечивающих тканей. Они бывают подъемными и раздвижными.

Гардины – это занавеси из мягкой набивной или прозрачной ткани, тюля, сетки, кружева, которые разнообразно и свободно драпируются.

Портьеры – занавеси на двери и окна из непросвечивающейся плотной ткани.

Ширина занавесей определяется в зависимости от ширины оконного проема и плотности ткани. Занавеси из очень тонкого материала должны быть в три раза шире окна, из более плотного – в два раза, а из самого плотного в полтора.

Ламбрекен – это широкая оборка, полоска ткани, форма которой должна соответствовать стилю занавесок и интерьера.

Занавеси могут быть симметричны и асимметричны по отношению к окну.

Знакомство обучающихся с вариантом оформления окна – жалюзи.

ЖАЛЮЗИ.  Показ  мультимедийной  презентации.

Просмотр папок с демонстрационным материалом.

IV. Итог первого урока (Рефлексия)

Беседа с обучающимися

– Какими свойствами должна обладать ткань, из которой изготавливаются занавеси?

- В чем преимущества и недостатки занавесей и жалюзи?

Учитель выставляет оценки, проводит мини-интервью о том, интересны ли были сведения, которые учащиеся узнали на уроке, где можно применить эти знания на практике, благодарит детей за продуктивную работу

4.

Закрепление учебного материала

Цель для педагога:

Выявить уровень усвоения учебного материала;

Научить применять полученные знания самостоятельно на практике.

Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения, сопереживать.

Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.

Метод работы: практический, частично-поисковый, проблемный, словесный.

Форма работы: групповая работа,

 Методы оценивания: похвала, одобрение, самооценка.

Практическая работа

Цель данного этапа урока – научить обучающихся на практике использовать полученные на уроках знания, умения, навыки.

Педагог должен подвести обучающихся к выполнению поставленных в начале урока целей и задач.

Основой является практическая работа, которая помогает детям на практике закрепить свои знания, умения, навыки; выразить творчески свои представления о дизайне и умению делать правильный выбор. Таким образом, учитываются индивидуальные особенности обучающихся.

По окончании работы презентация работ по следующим критериям: выбор цветового и орнаментального решения, модели занавесей.

Участие обучающихся в ходе урока и творческое задание были оценены.

Те обучающиеся, которые испытали затруднения при выполнении творческого задания, получают индивидуальные консультации и обращаются к статье учебника и дополнительному раздаточному материалу.

Второй урок (40 минут)  Практическая работа

  1. Задание для практической работы.

Вы все смотрели телепередачу “Квартирный вопрос”. Сейчас каждый из вас побывает в роли человека, который имеет возможность создать новый облик заданному помещению. Класс делится на четыре группы (в каждой примерно по четыре девочки). В группе распределяем роли:

  1. дизайнер (подбирает по цвету обои, половое покрытие, ткань для занавесей и моделирует их);
  2. конструктор-технолог (конструирует и изготовляет занавеси);
  3. мастер отделочник (приклеивает на формат А4 или А3 обои, половое покрытие, крепит занавеси);
  4. менеджер по закупке (помогает дизайнеру при выборе).

Работа коллективная, основана на взаимопомощи.

  1. Оформить:
  1. 1 группа – спальня;
  2. 2 группа – детская;
  3. 3 группа – гостиная;
  4. 4 группа - кухня.

Основной акцент на занавеси. Рассмотреть примеры.

  1. Практическая работа

В импровизируемом магазине обучающиеся подбирают необходимые для проекта интерьера материалы и инструменты (обои, напольное покрытие, мебель, текстиль); методические рекомендации по оформлению заданного интерьера помещения.

  1. Защита работы. Выступление команд. (Обоснование выбора).

   Рефлексия.

Пригодятся ли Вам полученные на сегодняшнем занятии знания и умения?

  1.  Подведение итогов второго урока.

Оценивание участия обучающихся в ходе урока и выполнение группами творческого задания.

5.

Задание на дом

Цель для обучающегося: 

-стимулирование к личным достижениям;

-развивать умение работать самостоятельно, творчески.

-воспитывать нравственное отношение к труду.

Домашнее задание: (на выбор обучающихся)

Изобразить в тетради оформление окна в цвете (оформление окна на выбор: кухня, спальня, гостиная, детская). Дать возможность оценить работу родителям.

Цель домашнего задания – повторить и систематизировать полученные знания о дизайне окна и дизайне помещения в целом, уметь использовать полученные знания на практике.

Домашнее задание носит творческий, дифференцированный характер и продолжает выполнять намеченные на уроке задачи.

V.  Домашнее задание

Изобразить в тетради оформление окна в цвете.

(оформление окна на выбор: кухня, спальня, гостиная, детская). Дать возможность оценить работу родителям.

Всё сказанное дает основание полагать, что цели урока достигнуты.

Цель:

  1. Обучающая:

Закрепить знания учащихся о дизайне интерьера, полученные в 5-7-х классах. Добиться усвоения понятий: шторы, гардины, жалюзи, ламбрекен, занавески, портьеры, карниз. Обеспечить усвоение учащимися основных правил выбора цвета, фактуры материалов для дизайна окна. Формировать навыки дизайна.

  1. Развивающая:

Создать условия для развития: творческого мышления, умения применять знания на практике, продолжить развитие эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать;

  1. Воспитательная:

Создать условия для воспитания: интереса к предмету, культуры труда, эстетического вкуса; закрепления у обучащихся убеждённости в необходимости коллективного труда и личной ответственности в решении общих проблем.

          Задачи: 

  1. учить защищать свои проекты, выражать и отстаивать свою точку зрения,
  2. развивать у учащихся исследовательские умения, навыки творческой деятельности, такие качества личности как целеустремленность, ответственное отношение к ученическому труду,
  3. воспитывать у учащихся эстетический вкус, информационную и технологическую культуру,
  4. формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, развития навыков и умений применения современных компьютерных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городском МО учителей русского языка и литературы по теме "УМК под редакцией С.И. Львовой и В.В.Львова и новая форма аттестации по русскому языку в 9 классах. "

Это выступление на городском МО учителей русского языка и литературы посвящено сравнительному анализу заданий, содержащихся в КИМах ГИА (9 класс) и частично КИМах ЕГЭ (11 класс) , и упражнений из учеб...

«Особенности изучения тематического блока неравенства с учётом новой формы аттестации»

В рамках построения общероссийской системы оценки качества образования поставлен вопрос о получении независимой оценки учебных достижений учащихся освоивших программы основного общего образования. Эта...

конспект по технологии (по новой форме аттестации)

Конспект урока по технологии на первую категорию по новой форме аттестации...

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс

Конспект урока "Парадоксы грамматической категории одушевленности- неодушевленности существительных" 5 класс...

методическая разработка план-конспекта урока на тему " Категория падежа существительных в английском языке"

методическая разработка на тему " Категория падежа существительных в английском языке"...

Информационно-методические материалы по новой форме аттестации педагогических работников (ХМАО-Югра).

Информационно-методические материалы по новой  форме  аттестации педагогических работников ХМАО-Югры....