Конструирование фартука. 5-й класс
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Иванова  Наталья Анатольевна

 

Цели:

  • ознакомить с классификацией одежды и фартуков;
  • познакомить со значением фартука в русском народном костюме;
  • научить правильному измерению фигуры человека;
  • развивать пространственное представление о конструктивных линиях на фигуре и эскизе модели фартука;
  • воспитывать аккуратность и точность при измерении фигуры и записи результатов измерения;
  • воспитывать ответственность за выполняемую работу, прививать коммуникативные навыки работы в паре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование фартука. 5-й класс

Цели:

  1. ознакомить с классификацией одежды и фартуков;
  2. познакомить со значением фартука в русском народном костюме;
  3. научить правильному измерению фигуры человека;
  4. развивать пространственное представление о конструктивных линиях на фигуре и эскизе модели фартука;
  5. воспитывать аккуратность и точность при измерении фигуры и записи результатов измерения;
  6. воспитывать ответственность за выполняемую работу, прививать коммуникативные навыки работы в паре.

Оборудование: 

  1. ПК,
  2. мультимедиапроектор,
  3. переносной экран.

Наглядные пособия:

  1. фартуки (с нагрудником и без него),
  2. манекен.

Инструменты: 

  1. сантиметровая лента,
  2. тесьма для опоясывания фигуры,
  3. инструкционная карта “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”.

Ход урока

  1. Актуализация знаний

Чем является одежда для человека?

Какую функцию она несет?

По своему назначению одежду разделяют на:

  1. бытовую,
  2. производственную,
  3. спортивную,
  4. форменную.

Эту классификацию можно представить в виде схемы:

 

При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищу. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, так как эти ткани хорошо стираются и утюжатся.

Классификация одежды (слайд 2 – 7)

Фартук (или передник) – широко распространенная и почти неизменяющаяся часть одежды с древнейших времён и до наших дней .

Фартук, его классификация (слайды 8-12)

  1. дополнением к национальному костюму  (слайд 10)
  2. элементом рабочей одежды  (слай 11)
  3. нарядными - для сервировки стола при обслуживании гостей  (слайд 12)

Однако в наши дни на производстве вместо фартука всё чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.

Рассмотрим виды фартуков по покрою и различным моделям (слайд 13-16)

I. Конструирование - это создание одежды с помощью расчётов и чертежей. Процесс конструирования включает в себя (слайд  №17):

  1. измерение фигуры человека и запись мерок
  2. расчёт и построение базового чертежа
  3. моделирование.

Чтобы одежда была удобна и красива, её надо шить по определённому размеру. Для этого необходимо выполнить измерения фигуры человека. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела, через которые проводят условные линии – конструктивные (слайд №18)  

Измерение фигуры производят на основе этих линий.

II. Измерение фигуры выполняют с помощью сантиметровой ленты (слайд 19). Изобрёл её в 1810 году французский портной.

Изготавливается лента из клеёнчатых материалов длиной 150 см. На концах - металлические заклепки, предохраняющие от износа и придающие им дополнительную жёсткость.

При снятии мерок необходимо придерживаться следующих правил (слайд 20): 

  1. Обвязать туловище на уровне талии шнурком для более точного её определения
  2. Стоять прямо с опущенными руками.
  3. Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять
  4. Мерки снимают по правой стороне
  5. Мерки длины снимают безотрывно и записывают полностью
  6. Мерки обхватов и ширины снимают полностью, но записывают в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.

Все измерения записывают условными обозначениями (слайд №22)  

Инструкционная карта “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”.

Наименование мерки

Условное обозначение

Приём измерения

Назначение мерки

Мои мерки, см.

Полуобхват талии

Ст

Измеряется вокруг туловища по самому узкому месту

Для расчёта длины пояса

 

Полуобхват бёдер

Сб

Измеряется вокруг туловища по линии бёдер горизонтально

Для расчёта ширины фартука

 

Длина изделия

Ди

Измеряется от линии талии до желаемой длины

Для определения длины фартука

 

Текущий инструктаж.

Учитель показывает на манекене или на одной из учениц приёмы снятия мерок, используя инструкционную карту “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”.

III. Практическая работа.

Измерение фигуры целесообразно выполнять в парах.

Заносить результаты следует в свободную колонку инструкционной карты.

IV. Проверка и оценка результатов практической работы.

V. Домашнее задание:

Выучить названия мерок и их условные обозначения, правила и приёмы измерения фигуры;

Приготовить масштабную линейку, чертёжные инструменты, лист бумаги А4, фломастеры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5 класс. Модуль г.Данилов, МОУ СОШ №1, учитель технологии высшей категории Иванова Н.А. Конструирование и моделирование швейных изделий

Слайд 2

Цель модуля «Конструирование и моделирование одежды», 5кл. Ознакомить с разновидностями одежды; Научить конструировать фартук. 1-2 урок 3-4 урок 5-6 урок

Слайд 3

Классификация фартуков . Мерки для построения чертежа фартука . 1 урок

Слайд 4

Задачи урока: Ознакомиться с классификацией одежды по назначению, Ознакомить с классификацией фартука, его видами; Ознакомить со значением фартука в русском народном костюме; Ознакомить с понятием «конструирование швейных изделий»; Ознакомить с условными линиями на фигуре; Научить правильно снимать мерки для построения фартука; Закрепить полученные знания.

Слайд 5

- Чем является одежда для человека? - Какую функцию она несет? это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее утилитарные или эстетические функции

Слайд 6

бытовая спортивная форменная производственная

Слайд 7

Домашняя Повседневная Нарядная

Слайд 8

Железнодорожников Летчиков Военных Милиции

Слайд 9

Специальная одежда для выполнения различных работ

Слайд 10

Спортивная одежда

Слайд 11

Широко распространенная и почти не изменяющаяся часть одежды с древнейших времен до наших дней

Слайд 12

Классификация фартуков

Слайд 13

Передник, или занавеска, деталь народного костюма, закрывающая женскую фигуру спереди. Самая декоративная и богато украшенная часть женского костюма. Передник обычно делали из холста. Украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной ширины

Слайд 14

Фартук как элемент рабочей одежды

Слайд 15

Фартук как элемент украшения одежды при сервировке стола обслуживании гостей

Слайд 16

Отрезной фартук с нагрудником Цельнокроеные фартуки Фартук без нагрудника

Слайд 17

Модели фартука

Слайд 18

Модели фартука

Слайд 20

швейных изделий - это построение чертежа изделия и изготовление выкройки для раскроя ткани и пошива одежды. Чтобы выполнить чертеж изделия нужно знать : Мерки (для одежды), Размеры (для предметов быта) Конструирование

Слайд 21

Линия шеи Линия груди Линия талии Линия бедер Линия колен Условные линии:

Слайд 22

Чертеж строится только на половину фигуры, так как вторая половина такая же. Мерки обхватов записывают в половинном размере и называют «полуобхват». Условно обозначают буквой «С» (половина от буквы «О»), Мерки длин записывают полностью и обозначают буквой «Д».

Слайд 23

Изобрел в 1810 году французский портной. Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина – 150 см, ширина – 1,5-2 см. На концах ленты имеются металлические заклепки, предохраняющие ее от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Слайд 24

Мерки снимают по правой стороне фигуры. Сначала снимают мерки обхватов, затем мерки длин. Стоять надо прямо без напряжения. Одежда должна быть легкой. Талию предварительно опоясать шнурком. При измерении сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять. Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов в половинном размере, так как чертеж строят на половину фигуры.

Слайд 25

для построения чертежа фартука Мерки, Полуобхват талии Ст Сб Полуобхват бедер Длина нижней части Днч

Слайд 26

Снятие мерок для построения чертежа фартука, Запись мерок в тетрадь. Практическая работа

Слайд 27

Как подразделяется одежда по своему назначению? На какие 3 класса делится фартук? Какие мерки надо знать, чтобы построить чертеж фартука? По какому месту фигуры проходит пояс и что надо обмерить для определения его длины?

Слайд 28

Совпадают ли условные линии на фигуре человека с линиями на готовом фартуке? На выкройке?

Слайд 29

было интересно… было трудно… теперь я могу… я научилась… меня удивило…

Слайд 30

Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред.В.Д.Симоненко. – 2-еизд., перераб. – М.: Вентана-Граф.2006. http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/ http://amnesia.pavelbers.com/the%20mode.htm http://www.detki-74.ru/magazine/magazine_glav_2005.php keep4u.ru/imgs/s/070806/2787b1f50771262c96.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

3-4 урок

Слайд 2

Задачи урока: Ознакомить с названиями деталей фартука; Ознакомить с понятиями «чертеж», «масштаб», ознакомить с чертежными инструментами; Научить правильно производить конструкторские расчеты; Сформировать умения пользоваться масштабной линейкой; Научить строить чертеж фартука; Ознакомить с последовательностью подготовки выкройки к раскрою; Закрепить знания.

Слайд 3

бретель пояс нагрудник карман Нижняя часть фартука

Слайд 4

- это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде. Чертежные инструменты Масштабная линейка (линейка закройщика); Карандаш ТМ и М; Угольник.

Слайд 5

Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 указывает, во сколько раз настоящие размеры предмета меньше или больше. Масштаб записывают в виде отношения двух чисел, первое из которых относится к чертежу, а второе – к предмету. Масштаб 1:4 означает уменьшение в 4 раза.

Слайд 6

Линия талии В точке Т построить прямой угол Т

Слайд 7

2. Линия низа ТН = Ди Днч = 40 см ТН = Днч = 40см От точки Т вниз Н . Т Н

Слайд 8

3. Ширина фартука Сб = 40см. Сб:2+6см =( по своим меркам )= = 40:2+6 = 20+6 = 26см ТТ1 =26см НН1 =26см Т Т1 Н Н1

Слайд 9

4. Место расположения кармана От точки Т вниз 6см точка К ТК = 6см Т Т1 Т Т1 К Н Н1

Слайд 10

4. Место расположения кармана От точки К вниз 14см . точка К1 КК 1 = 14см Т Т1 К К 1

Слайд 11

4. Место расположения кармана От точек К и К 1 вправо отложить 10 см К К 2 = 10см К 1 К 3 = 10см Соединить точки К2 и К3 прямой линией Т Т1 К К 2 К 1 К 3

Слайд 12

5. Ширина пояса От точки П отложить вправо ширину пояса 10 см. Точка П 1 П П1 = 10см П П1

Слайд 13

6. Длина пояса От точки П отложить вниз длину пояса П П2 = = Ст * 2+20 = 30 * 2 + 20 = = 60+20 = 80см Точка П2 П П2 = 80 см. П1 П3 = 80 см. П П1 П 2 П 3

Слайд 14

Подготовка выкройки к раскрою Подписать названия деталей фартука. Указать стрелкой направление долевой нити. Написать величину припусков на швы (цифрами в кружочке). Отметить середину деталей.

Слайд 15

фартук Т Т1 нижняя часть фартука К К2 карман К1 К3 Н Н1 П П1 пояс П2 П3 Д.н. Д.н.

Слайд 16

Припуски на швы Т Т1 нижняя часть фартука К К2 карман К1 К3 Н Н1 П П1 пояс П2 П3 Д.н. 15 мм 15 мм 15 мм 10 мм 10 мм 15 мм 10 мм 10 мм 4ур.

Слайд 17

Закрепление пройденного материала . Назовите детали чертежа фартука. Чем отличаются детали чертежа фартука? Назовите отрезок на чертеже, который соответствует линии талии. Почему чертеж построен на половину фигуры? Назовите отрезок на чертеже, который соответствует линии бока Назовите последовательность подготовки выкройки к раскрою.

Слайд 18

Задачи урока: Закрепление пройденного материала . Повторение ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ при ручных работах. Самостоятельное построение чертежа фартука по своим меркам. Построение чертежа фартука по своим меркам Урок 5-6

Слайд 19

Самостоятельное построение чертежа фартука по своим меркам в М 1:1. Подготовка выкройки к раскрою.

Слайд 20

фартук Т Т1 К К2 К1 К3 Н Н1 П П1 пояс П2 П3 Фартук Карман

Слайд 21

Подготовка выкройки к раскрою Подписать названия деталей и названия срезов юбки. Указать стрелкой направление долевой нити. Написать величину припусков на швы (цифрами в кружочке).

Слайд 22

было интересно… было трудно… теперь я могу… я научилась… меня удивило…

Слайд 23

Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред.В.Д.Симоненко. – 2-еизд., перераб. – М.: Вентана-Граф.2006. http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/ http://amnesia.pavelbers.com/the%20mode.htm http://www.detki-74.ru/magazine/magazine_glav_2005.php keep4u.ru/imgs/s/070806/2787b1f50771262c96.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ!

Слайд 2

1. Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз.

Слайд 3

2. Что нужно сделать до начала работы: сосчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

Слайд 4

3. Что нужно делать во время работы: следить за правильной посадкой ;

Слайд 5

содержать в чистоте и порядке рабочее место;

Слайд 6

вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

Слайд 7

надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;

Слайд 8

класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

Слайд 9

передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.

Слайд 10

4. Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.

Слайд 11

автор: Рахманова Ольга Олеговна , учитель технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Конструирование фартука" 5 класс

Презентация "Конструирование фартука" 5 класс...

конструирование фартука

При проведении урока в мультимедийной аудитории презентация "Построение чертежа фартука с нагрудником" поможет учителю не затрачивая много времени в доступной форме научить детей элементам конструиров...

Конструирование фартука. 5-й класс

Цели: ознакомить с классификацией одежды и фартуков;познакомить со значением фартука в русском народном костюме;научить правильному измерению фигуры человека;развивать пространственное представл...

Урок технологии в 5 классе "Конструирование фартука"

В 5 классе дети учаться изготавлять швейные изделия для себя, самый простой вариант это - фартук....

Разработка урока по технологии "Моделирование и конструирование. Фартук" 5 класс.

К уроку  разработаны презентации о истории возникновения фартука,...

Раздаточный материал к уроку " Конструирование фартука с кулиской" 5 класс

Технологичекая карта построения фартука с кулиской. Карточка самооценки построенного чертежа. Карточка проверки домашнего задания перед построением чертежа....

5 класс " Конструирование фартука с кулиской.

План урока по конструированию фартука с кулиской в 5 классе...